Количество часов: 2 часа




Цель: Познакомить студентов с шедеврами иконописи, научить видеть и отличать творческую манеру иконописцев. Расширять кругозор студентов.

Теоретический блок:

- Уважаемые студенты, сегодня мы продолжаем вести разговор об искусстве Древней Руси. Вы уже познакомились с древнерусскими архитектурными школами. Мы выяснили, что в христианской религии, при строительстве храма большое внимание уделялось его внутреннему убранству.

-Чем украшался храм? Я думаю, что вы помните, что в далекой Византии храмы украшали фресками, мозаикой. Эту традицию затем переняли мастера, которые строили первые храмы на Руси.

На сегодняшнем уроке нас будет интересовать икона.

Что такое икона? Почему одним она улыбается, другим хмурится, одним помогает войти в мир запредельный, других не пускает?

Слово «икона» — греческое, в переводе на славянский язык означает «образ».

Икона – не портрет в обычном понимании этого слова. Портрет изображает лицо человека. А икона – преображенное и просветленное лицо, то есть лик.

Икона – это, по словам священника Павла Флоренского, окно в духовный мир.

«Тот, кто видит в иконе только доску и краски, тот почти ничего не видит. Кто видит в иконе красоту, тот видит много, но еще не все. Тот же, кто начинает постигать духовную ее сущность, тот подошел к главному в ней» (отец Александр Киселев).

Иконописец считал, что пишет не он, а рукой его движет Бог. Процесс подготовки к написанию икон был длительный. Художники-иконописцы были монахами. Прежде чем писать икону, они готовились внутренне: постились, молились и просили у Бога озарения. Готовились духовно.

XV столетие называют золотым веком русской иконописи. Оно начинается Андреем Рублёвым, и Дионисий его завершает.

На уроке мы познакомимся с творчеством трех русских иконописцев – Феофана Грека, преподобного Андрея Рублёва и Дионисия.

Прежде чем сформулировать проблему нашего урока, давайте рассмотрим иконы, фрески.

 

 

Творчество скольких иконописцев здесь представлено?

Проблема. Что отличает творческую манеру каждого иконописца?

Определяем путь решения проблемы:

1. Сбор информации.

2. Анализ произведения.

3. Творческое осмысление.

В ходе работы с конспектом начните заполнение таблицы, в которой мы должны отметить характерные особенности творческой манеры иконописцев:

 

Феофан Грек Андрей Рублев Дионисий
     

 

Первый мастер, о котором пойдет речь на нашем уроке — Феофан Грек.

В ряду немногих известных русских иконописцев стоит имя пришельца, грека (гречина) Феофана. Как и зачем он пришел на Русь из далекой Византии? Нам неизвестно. Известно только то, что приехал на Русь он уже известным мастером, приглашен был в Великий Новгород, много лет здесь жил и трудился, потом работал в Новгороде, Переславле-Залесском, Коломне. В Москву Феофан Грек перебрался в 90-х годах XIV века. Расписал более 40 церквей. В 1378 году Феофан Грек был приглашен жителями Новгорода для росписи только что построенного храма Спаса Преображения на Ильине улице...

Предлагаю вам рассмотреть фреску этого храма «Христос Пантократор», взирающую из-под купола новгородского храма.

- Какие чувства у вас вызывает этот образ?

- Какие изобразительные средства использует Феофан Грек?

(Колорит, линии, мазки, характер, настроение.)

Вывод: итак, что вы можете сказать об особенности письма Феофана Грека? (Тёмные красно-коричневые тона, контрастный белый, линии резкие, стремительные, порывистые – пробела или движки; образы даны в движении; строгие, взирающие с высоты на мир.)

Образы Феофана словно возникают в отблесках пожара или подобно молнии. Они тревожат, порождают трепет перед грозным и великим Троическим Божеством, карающим за неисполнение заповедей, за грехи, призывают к покаянию и исправлению жизни. В образе Троицы белые мазки придавали изображению динамику, движение, Спасу – неподвижность, суровость. В той и другой росписях они – светотени и в то же время – сияние таинственного света, который пронизывал образы и преображал плоть человеческую.

 

 

Понятие об исихазме.

 

 

 

 

Феофан был одним из византийских христиан, которые принесли на Русь исихазм. Слово «исихазм» (от греч. «исихия» – «покой, безмолвие») имеет много значений. Обычно подразумевает мировоззрение, связанное с представлением об «обожении» подвижника-христианина уже в земной жизни, с идеей видения Божественного Света в глубине собственного сердца. «Обожение» достигается не просто личными усилиями или божественным даром, а согласным движением человеческой воли и воли Божией.

Исихастами обычно называют монахов-подвижников, которые применяют особые приёмы «умного делания» – молитвы как внутренней духовной работы. Она совершается безмолвно, бессловесно, «умом» – в глубинах человеческой души.

У византийского святого Григория Паламы было очень много последователей, да немногие находили силы пройти путь «умного делания» до конца. Но стремление, желание увидеть абсолютно прекрасное – свет Преображения – было... Было оно и у художника Феофана... Да пылкая, страстная натура не позволяла ему встать на путь уединения и безмолвия... Известный книжник Епифаний Премудрый и расскажет о нём как о человеке общительном, порывистом и стремительном: «Он же, кажется, руками пишет изображение, а сам на ногах, в движении, беседует с приходящими...»

Его путь, возможно, шёл через противоборство с собой, с миром, с известными канонами, а другой путь – безмолвия и тишины – хоть и был желанен, но невозможен.

Может быть, потому он изображает Бога как непостижимую силу, попытки соединения с которым требуют титанических усилий. Может быть, потому, глядя на феофановских святых и столпников, ты понимаешь, как сам далёк от совершенства. Его святые – словно ступени на Фавор...

- Рассмотрите внимательно три изображения святых: Даниил Столпник, Алимпий Столпник и Макарий Египетский (фрески Троицкого придела храма Спаса на Ильине).

- Что общего? Чем отличаются?

- Как вы можете объяснить увеличение количества белых мазков от первого к третьему?

(Даниил: белые штрихи едва тронули его главу, руки, одежду; открыты глаза и руки, он ещё в начале пути «умного делания».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: