1.Анатомия и физиология как науки, изучающие строение и функции организма, их значение для правильной организации учебно-воспитательного процесса.
2. Понятие онтогенеза, его закономерности. Влияние наследственности и среды на рост и развитие детского организма.
3. Возрастная периодизация. Критические периоды или «возрастные кризы» онтогенеза.
4. Организм - единое целое. Основные анатомические понятия. Нервная и гуморальная регуляция функций.
5. Значение нервной системы, общий обзор строения. Строение и свойства нервной ткани.
6. Нервы и нервные волокна, их виды, функции.Синапсы, механизм передачи возбуждения в синапсах.
7. Спинной мозг. Строение и функции.
8. Головной мозг. Кора больших полушарий, локализация функций КБП.
9. Рефлекторная деятельность мозга. Понятие рефлекса, классификация рефлексов. Рефлекторная дуга и рефлекторное кольцо.
10. Понятие о нервном центре, пластичность нервного центра. Понятие иррадиации, индукции, доминанты, свойства доминанты.
11. Вегетативная нервная система.
12. Развитие нервной системы. Морфофункциональные особенности нервной системы ребенка.
13. Опорно-двигательный аппарат, строение и функции. Химический состав и строение костей, их изменение с возрастом.
14. Строение скелета, типы соединения костей, строение сустава.
15. Строение и функции мышечной системы. Классификация мышц, их рост и развитие.
16. Динамическая и статическая работа мышц. Мышечное утомление, его предупреждение у детей.
17. Развитие скелета человека. Особенности костной системы ребенка.
18. Нарушение осанки у детей, причины, виды, профилактика. Плоскостопие.
19. Сенсорные системы, их значение для организма, общие свойства и закономерности деятельности анализаторов.
20. Зрительная сенсорная система. Строение глаза, возрастные особенности
21. Светопреломляющий аппарат глаза. Понятие аккомодации, рефракции.
22. Острота зрения, возрастные изменения. Нарушение остроты зрения у детей, причины, виды, профилактика
23. Орган слуха и слуховой анализатор, возрастные особенности.
24. Механизм передачи звуковых колебаний. Характеристика звука. Гигиена слуха ребенка.
25. Состав и свойства крови, возрастные особенности. Профилактика малокровия у детей.
26. Группы крови. Переливание крови.
27. Строение и работа сердца, возрастные особенности. Значение тренировки сердца.
28. Кровообращение и лимфообращение. Регуляция сердечно-сосудистой деятельности.
29. Иммунитет; виды, механизм, возрастные особенности. Профилактические прививки
30.Значение дыхания, строение и функции органов дыхания, возрастные особенности.
31. И.М.Сеченов, И.П. Павлов – основоположники учения о ВНД. Значение учения Павлова об условных рефлексах.
32. Механизм и условия образования условных рефлексов. Понятие о временной связи.
33. Торможение условных рефлексов; виды, значение, механизм. Значение знаний особенностей процессов торможения у детей для педагогов
34. Особенности ВНД человека. Две сигнальные системы действительности, их формирование в процессе онтогенеза.
35. Учение И.П. Павлова об основных типах ВНД. Характеристика типологических особенностей ВНД по Н.И. Красногорскому. Пластичность типов ВНД.
36. Анатомо–физиологические основы речи. Развитие речи у детей.
37. Уровни организации организма. Организм – единое целое.
38. Ткани, их характеристика
39. Пренатальный период развития. Влияние внешних и внутренних факторов на развитие организма ребёнка.
40. Понятие о физиологической зрелости новорождённого.
41. Гигиена нервной системы. Утомление и переутомление. Предупреждение утомления у детей
42. Значение пищеварения. Строение и функции органов пищеварения
43. Возрастные особенности пищеварения у детей. Первая помощь при пищевых отравлениях.
44. Обмен веществ и его регуляция. Особенности обмена веществ в детском возрасте.
45. Физиолого-гигиенические основы организации питания. Значение основных компонентов пищи и принципы сбалансированного питания детей дошкольного возраста.
46. Витамины, их роль в обмене веществ. Краткая характеристика витаминов
47. Выделительная система. Анатомо-физиологические особенности органов выделения у детей.
48. Значение и строение кожи, возрастные особенности.
49. Гигиена кожи. Гигиенические требования к детской одежде и обуви
50. Понятие об эндокринной системе. Гормоны, значение, свойства.
51. Половые железы, их влияние на рост и развитие организма. Половое воспитание.
52. Щитовидная железа, гипофиз, их влияние на рост и развитие детского организма.
53. Режим дня. Гигиенические требования к режиму дня детей младшего школьного возраста.
54. Гигиенические требования к воздушному и тепловому режиму, естественному и искусственному освещению в ОУ
55. Гигиенические требования к учебно – воспитательному процессу в ОУ;
гигиенические требования к расписанию занятий детей
56. Гигиенические требования к школьной мебели, её размещению, рассаживанию детей. Правильная поза во время занятий