Первый этап работы над сочинением.




Обучение сочинению на литературную тему

Наиболее трудным для учителя является обучение письменной речи учащихся. Основные навыки в изложении своих мыслей обучающиеся получают на уроках литературы, когда пишут сочинения на заданную тему. Сочинения могут быть различными, но в каждом из них проявляются элементы творчества ученика. Творческие способности обучающегося раскрываются в сочинениях типа рассуждение. Такое сочинение есть самостоятельное рассуждение ученика на заданную тему. Чтобы написать хорошее сочинение, ученик должен изучить материал, хорошо его понять, осмыслить, иметь собственное суждение. Это зависит в значительной степени от работы обучающегося под руководством учителя в классе и от самостоятельной работы дома. Занятия в классе строятся с учетом подготовленности обучающихся.

Учитель должен показать обучающимся приемы работы над сочинением. Эта помощь учителя особенно важна в начале обучения сочинению.

Работа над сочинением строится по принципу: от малого к большому, от легкого к трудному.

Работа над сочинением делится на три основных этапа. На каждом этапе ученикам предъявляются определенные требования, которые постоянно усложняются. Сначала ученики должны научиться писать небольшое сочинение без плана, с одним тезисом, затем сочинение с двумя тезисами.

Вместе с тем обучающиеся приобретают навык правильного употребления цитат, пишут вступление и заключение к сочинению.

На первом этапе ученики учатся выделять главную мысль сочинения, то есть формулировать тезис, а затем его развивать, используя для этого цитаты.

Первый этап работы над сочинением.

С первых уроков подготовки учеников к сочинению необходимо приучать их к плановости, выделять главное и второстепенное при освещении того или иного вопроса.

Приучая учеников работать над учебником и литературно-критическими статьями, учитель обращает их внимание на то, как построена статья, какие мысли в ней главные, какие материалы использованы для доказательства основных положений. Такая работа поможет ученику при анализе художественных произведений и, следовательно, в работе над сочинением.

Первые два урока, посвященные обучению сочинению, можно построить так. Проводится беседа с классом. В беседе указывается сложность, ответственность работы над сочинением и в то же время раскрывается ее содержательность, подчеркивается различие между сочинением и изложением.

Работая на сочинением, обучающийся становится автором маленького произведения, это самостоятельная работа, а не изложение прочитанного.

Дается тема, на которую ученики излагают письменно свои мысли, рассуждения, взгляды и дают заключения. Например, дается задание написать сочинение на тему: “Образ автора” “Слова о полку Игореве”. Эта тема включает в себя ряд вопросов: автор “Слова” - патриот своей Родины; он образованный человек; он передовой деятель своего времени; он гениальный художник слова.

Чтобы доказать правильность этих положений надо сослаться на текст произведения.

В основе этого прекрасного древнерусского памятника лежит идея объединения Руси в конце XII века, а это была самая прекрасная идея той эпохи. Следовательно, автор – передовой человек, борющийся за создание единого могущественного государства. Ссылкой на текст можно доказать правильность и других мыслей.

Сочинение ученика должно содержать в себе рассуждение, доказательства,, ссылки на текст, факты, выводы.

Каждый ученик пишет сочинение, по-своему отражая в нем то, как он понял тему, как усвоил материал.

Обучать писать сочинение следует по частям. Сначала ученик приучается освещать не всю тему, а только один вопрос, учится развивать одну мысль и доказывать ее. Вот к этому и приступает учитель после беседы.

Требования к сочинению на первом этапе работы:

1. Уметь сформулировать тезис.

2. Научиться его раскрыть, то есть доказать.

3. Уметь правильно пользоваться цитатой.

Далее коллективная работа. На партах текст “Слова о полку Игореве”. В тетрадях делается запись. Развернутый ответ на вопрос: “Как ведет себя в бою Всеволод?”

Формулировка вопроса дает возможность составить ответ, подбирая к нему доказательства из текста, и сделать вывод.

Прежде всего, следует сформулировать тезис и записать его в тетрадь.

Тезис: “Всеволод ведет себя в бою как патриот своей отчизны, храбрый воин, напоминающий былинного богатыря”. Затем постепенно раскрывается тезис.

“Вместе с Игорем в поход против половцев выступает его брат Всеволод”.

Нужно уметь использовать цитату, которая приводится для иллюстрации мысли, для доказательства и связывается с текстом сочинения.

“В бой он идет со своей дружиной не первый раз, ведь “его куряне – опытные воины: под трубами пеленаны, под шлемами взлелеяны, с конца копья вскормлены, дороги им известны, овраги знакомы”.

Далее указывается, что Всеволод со своей опытной дружиной показывает образец храбрости, что подтверждается цитатой, связанной с текстом сочинения: “В бою Всеволод со своими воинами показывает образец храбрости, “стоит он на поле, осыпает вражеских воинов стрелами, гремит о шлемы булатным мечом”.

По силе и храбрости он таков, что фигура его вырастает до размеров былинного богатыря. “Куда он поскачет, посвечивая своим золотым шлемом, там лежат поганые половецкие головы”.

Затем речь идет о воинской доблести Всеволода. Вывод углубляет тезис.

Вывод: “Итак, в бою Всеволод показывает образец храбрости, воинскую доблесть и любовь к Родине, что является типичным для русского воина.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: