Обучение сочинению на литературную тему
Наиболее трудным для учителя является обучение письменной речи учащихся. Основные навыки в изложении своих мыслей обучающиеся получают на уроках литературы, когда пишут сочинения на заданную тему. Сочинения могут быть различными, но в каждом из них проявляются элементы творчества ученика. Творческие способности обучающегося раскрываются в сочинениях типа рассуждение. Такое сочинение есть самостоятельное рассуждение ученика на заданную тему. Чтобы написать хорошее сочинение, ученик должен изучить материал, хорошо его понять, осмыслить, иметь собственное суждение. Это зависит в значительной степени от работы обучающегося под руководством учителя в классе и от самостоятельной работы дома. Занятия в классе строятся с учетом подготовленности обучающихся.
Учитель должен показать обучающимся приемы работы над сочинением. Эта помощь учителя особенно важна в начале обучения сочинению.
Работа над сочинением строится по принципу: от малого к большому, от легкого к трудному.
Работа над сочинением делится на три основных этапа. На каждом этапе ученикам предъявляются определенные требования, которые постоянно усложняются. Сначала ученики должны научиться писать небольшое сочинение без плана, с одним тезисом, затем сочинение с двумя тезисами.
Вместе с тем обучающиеся приобретают навык правильного употребления цитат, пишут вступление и заключение к сочинению.
На первом этапе ученики учатся выделять главную мысль сочинения, то есть формулировать тезис, а затем его развивать, используя для этого цитаты.
Первый этап работы над сочинением.
С первых уроков подготовки учеников к сочинению необходимо приучать их к плановости, выделять главное и второстепенное при освещении того или иного вопроса.
Приучая учеников работать над учебником и литературно-критическими статьями, учитель обращает их внимание на то, как построена статья, какие мысли в ней главные, какие материалы использованы для доказательства основных положений. Такая работа поможет ученику при анализе художественных произведений и, следовательно, в работе над сочинением.
Первые два урока, посвященные обучению сочинению, можно построить так. Проводится беседа с классом. В беседе указывается сложность, ответственность работы над сочинением и в то же время раскрывается ее содержательность, подчеркивается различие между сочинением и изложением.
Работая на сочинением, обучающийся становится автором маленького произведения, это самостоятельная работа, а не изложение прочитанного.
Дается тема, на которую ученики излагают письменно свои мысли, рассуждения, взгляды и дают заключения. Например, дается задание написать сочинение на тему: “Образ автора” “Слова о полку Игореве”. Эта тема включает в себя ряд вопросов: автор “Слова” - патриот своей Родины; он образованный человек; он передовой деятель своего времени; он гениальный художник слова.
Чтобы доказать правильность этих положений надо сослаться на текст произведения.
В основе этого прекрасного древнерусского памятника лежит идея объединения Руси в конце XII века, а это была самая прекрасная идея той эпохи. Следовательно, автор – передовой человек, борющийся за создание единого могущественного государства. Ссылкой на текст можно доказать правильность и других мыслей.
Сочинение ученика должно содержать в себе рассуждение, доказательства,, ссылки на текст, факты, выводы.
Каждый ученик пишет сочинение, по-своему отражая в нем то, как он понял тему, как усвоил материал.
Обучать писать сочинение следует по частям. Сначала ученик приучается освещать не всю тему, а только один вопрос, учится развивать одну мысль и доказывать ее. Вот к этому и приступает учитель после беседы.
Требования к сочинению на первом этапе работы:
1. Уметь сформулировать тезис.
2. Научиться его раскрыть, то есть доказать.
3. Уметь правильно пользоваться цитатой.
Далее коллективная работа. На партах текст “Слова о полку Игореве”. В тетрадях делается запись. Развернутый ответ на вопрос: “Как ведет себя в бою Всеволод?”
Формулировка вопроса дает возможность составить ответ, подбирая к нему доказательства из текста, и сделать вывод.
Прежде всего, следует сформулировать тезис и записать его в тетрадь.
Тезис: “Всеволод ведет себя в бою как патриот своей отчизны, храбрый воин, напоминающий былинного богатыря”. Затем постепенно раскрывается тезис.
“Вместе с Игорем в поход против половцев выступает его брат Всеволод”.
Нужно уметь использовать цитату, которая приводится для иллюстрации мысли, для доказательства и связывается с текстом сочинения.
“В бой он идет со своей дружиной не первый раз, ведь “его куряне – опытные воины: под трубами пеленаны, под шлемами взлелеяны, с конца копья вскормлены, дороги им известны, овраги знакомы”.
Далее указывается, что Всеволод со своей опытной дружиной показывает образец храбрости, что подтверждается цитатой, связанной с текстом сочинения: “В бою Всеволод со своими воинами показывает образец храбрости, “стоит он на поле, осыпает вражеских воинов стрелами, гремит о шлемы булатным мечом”.
По силе и храбрости он таков, что фигура его вырастает до размеров былинного богатыря. “Куда он поскачет, посвечивая своим золотым шлемом, там лежат поганые половецкие головы”.
Затем речь идет о воинской доблести Всеволода. Вывод углубляет тезис.
Вывод: “Итак, в бою Всеволод показывает образец храбрости, воинскую доблесть и любовь к Родине, что является типичным для русского воина.