Глава 10. Историко-генетический взгляд на релятивистскую космологию. Классическая проблема: является ли мир идеей? 195
Априорные основания эйнштейновской общей теории относительности. 195
Постулат космического субстрата и космологический принцип 198
Четыре возможные космологические модели релятивистской космологии и их априорные решения 200
Трудности, связанные с опровержением релятивистской космологии....... 209
Об оправдании априорных суждений в релятивистской космологии. 212
Является ли мир только идеей?...... 215
Глава 11. Критика понятия истины в философии Поппера; понятие истины в исторической теории эмпирических наук...... 218
Критика попперовского метафизического реализма; понятие истины в исторической теории науки 219
К вопросу об истинности самой исторической теории науки... 225
Еще несколько критических замечаний по поводу современных направлений в попперианской философии...... 227
Глава 12. Критический анализ теории историко-научных процессов и научного прогресса Снида-Штегмюллера 231
Критические замечания об определении теоретических величин в концепции Снида-Штегмюллера 233
12.2. Критика различия, которое Снид и Штегмюллер проводят между "ядром" и "расширением ядра" теории 234
12.3. Критические замечания о "динамике теорий" Снида-Штегмюллера.. 236
Глава 13. Теоретические основы исторических наук....... 240
Философы понимания.. 240
Философы объяснения. 242
Всеобщее в исторических науках.... 243
Внутренняя связь объяснения, понимания и повествования...... 247
13.5. Понятие "теории" в исторических науках.... 249
|
К вопросу об обосновании принципов в историко-научных теориях. 252
Аксиоматические установления a priori в историко-научных теориях 253
Оправдательные установления....... 255
Нормативные установления... 256
Отношение между априорным и апостериорным...... 257
Так называемый герменевтический круг.. 258
Объяснение экспликаций и мутаций исторических систем, объяснение значений 260
Обоснование теоретических принципов в исторической ситуации.. 264
Прошлое как функция настоящего....... 267
Типы обоснования теоретических установлений в исторических науках. 274
Часть третья. Мир научно-технический и мир мифологический. 276
Глава 14. Научно-технический мир... 276
Об истории техники 277
Кибернетика как современная техника.. 279
Общество технического века.. 281
Техника: pro и contra..... 284
Техника и футурология 287
Техника в свете теории исторических системных ансамблей и страсть к изменениям 288
Экскурс в теории рациональных решений.. 294
Глава 15. Значение греческого мифа для научно-технической эпохи... 299
Проблема обоснования мифа. Связь мифа, нуминозного опыта и искусства.... 300
Условия мифологического опыта. 303
Развитие науки и разрушение мифа...... 317
Отношение между наукой и мифом...... 320
Смена методологических парадигм
Читатель, который, ориентируясь на название книги, ожидает найти в ней ставшие модными в масс-медиа околонаучные размышления по поводу таинственных и непостижимых явлений, наверняка будет разочарован. Книга К.Хюбнера написана с полным уважением к научной рациональности и с ее позиций. Она посвящена кардинальным проблемам философии науки - выяснению особенностей развития научного знания, анализу его социокультурных предпосылок и оснований.
|
Ее автор - профессор К.Хюбнер - известный немецкий философ, автор многих трудов в различных областях философского знания. Книга Хюбнера написана почти двадцать лет назад, и переведена на многие языки. Но она имеет не только историческую ценность. В ней были четко очерчены проблемы, которые двадцать лет назад лишь намечались, а сегодня стали центральными в философии науки.
Е годы были переломной эпохой в развитии философско-методологических исследований на Западе. В этот период осуществился переход от доминирования позитивистской традиции к новому пониманию природы и динамики научного знания.
Позитивистская традиция ориентировалась на идеал методологии, построенной по образцу и подобию тчных естественнонаучных дисциплин. При этом неявно полагалось, что развитие таких дисциплин осуществляется как взаимодествие теорий и опыта, а все внешнее по отношению к этому взаимодействию факторы должны быть злиминированы как не имеющие прямого отношения к методологическому анализу.
Последующее развитие философии науки выявила ограниченность позитивистских идеализаций научного познания. Как альтернативный подход сложилось направление методологических исследований, которое иногда именуют историческим, а чаще постпозитивизмом, поскольку оно пришло на смену ранее доминировавшим позитивистским идеям.
|
Представители этого направления (Т.Кун, И.Лакатос, П.Фейерабенд, Дж.Холтон и др.) развивали различные концепции, полемизируя между собой. Но их объединяло убеждение, что философия науки должна опираться на историконаучные исследования, учитывать исторические изменения науки и воздействие на ее развитие социальных и психологических факторов.
Все эти подходы характерны и для книги К.Хюбнера "Критика научного разума". Перекличка названия этой книги и великого труда И.Канта "Критика чистого разума" не случайна. Идея анализа предпосылок и условий познания, восходящая к И.Канту, предполагает выявление структур, которые определяют границы и возможности научного познания. И если затем учесть его историческую размерность, то эти структуры предстают соотнесенными с конкретными историческими этапами социального развития. К.Хюбнер последовательно проводит в своем анализе эту стратегию. В его книге систематически выявляются те скрытые допущения, которые определяют направления роста научного знания и способы его включения в культуру.
В самом общем виде науку часто представляют как исследование, добывающие факты и создающее теории, которые опираются на факты, объясняют и предсказывают их. Эти представления конкретизируются в различных методологических концепциях. В философии науки и мышлении естествоиспытателей долгое время господствовала так называемая стандартная концепция. Ее развивала и на нее опиралась позитивистская философия науки. Но она во многих своих положениях выражала здравый смысл ученого, работавшего в эпоху классической науки.