Третий этап работы над сочинением.




Учащиеся переходят к работе над большим сочинением с планом.

Требования:

1. Уметь сформулировать тезис и доказать его.

2. Уметь логически переходить от одного тезиса к другому.

3. Уметь писать вступление и заключение.

4. Научиться составлять план сочинения.

На третьем этапе обучения составление плана сочинения является центральным. Хорошо использовать для этой работы темы комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”.

Составление плана сочинения.

Составлению плана посвящается урок.

Учитель объясняет, в чем заключается третий этап работы над сочинением. Тема сочинения записывается на доске. “Вот он на цыпочках и не богат словами”.

Выясняется смысл этого выражения.

Вопросы:

· Кто в комедии и о каком персонаже говорит эти слова? (Эти слова сказал герой комедии Грибоедова “Горе от ума” Чацкий о Молчалине.)

· Что значит ходить “на цыпочках”? (Это манера ходить на кончиках пальцев ног, показывающая черты характера Молчалина: его вкрадчивость, стремление быть незаметным.)

· А как понимать выражение “не богат словами”? (Это выражение указывает на осторожность Молчалина, а также характеризует его ограниченность, так как отсутствие богатства слов, выражений означает отсутствие богатства мысли, чувств.)

· Есть ли связь между выражениями “на цыпочках” и “не богат словами”? (Связь очень тесная. Молчалин добивается высокого положения в обществе угодничеством, подхалимством, стараясь расположить к себе знатных людей, а также Фамусова. Зная их нравы, обычаи, он приспосабливается к ним, держится осторожно, ходит на цыпочках, что вполне сочетается с его ограниченностью, отсутствием в нем чувства собственного достоинства. Все это в целом и выражают слова: “Вот он на цыпочках и не богат словами”.

Следовательно, это выражение раскрывает главную сущность Молчалина, подчеркнутую также его фамилией: угодничество, вкрадчивость, осторожность, ограниченность.

Планирование.

Что значит составить план?

Во-первых, наметить круг вопросов, входящих в тему, во-вторых, определить порядок этих вопросов.

Что значит определить круг вопросов? Это значит обдумать все вопросы, которые раскрывают тему; их следует записать в том порядке, в каком они возникают.

Запись вопросов, которые должны быть освещены при раскрытии темы сочинения “Вот он на цыпочках и не богат словами”.

При участии всего класса можно сделать на доске примерно такую запись:

1. Кто такой Молчалин?

2. Заветы отца.

3. Молчалин и фамусовское общество.

4. Откуда появился Молчалин в доме Фамусова?

5. Идеалы Фамусова.

6. Идеалы Молчалина.

7. Поведение Молчалина.

8. Что делает Молчалин в доме Фамусова?

9. Как к Молчалину относятся в доме Фамусова?

10. Как понимать слова “на цыпочках”?

11. Как понимать выражение “не богат словами”?

После записи выясняется, нет ли вопросов, исключающих друг друга, нет ли ненужных вопросов.

После обсуждения делается вывод, что первый вопрос “Кто такой Молчалин?” можно вычеркнуть, так как он будет освещен в четвертом вопросе “Откуда появился Молчалин в доме Фамусова?”. Затем объединяются вопросы третий, седьмой, восьмой, девятый. Оставляется формулировка третьего пункта, к нему добавляются другие вопросы, и этот пункт делается центральным в плане (см. план ниже). Вычеркиваются лишние вопросы, объединяются сходные, и в результате оставляется восемь. После этого можно приступить собственно к планированию, то есть определить порядок вопросов.

Ученики предупреждаются, что они могут делать отступление от принятых в классе формулировок, допускать изменения. Этим достигается самостоятельность и свобода творческой мысли обучающихся.

В образе Молчалина Грибоедов отразил социальное явление, следовательно, сочинение надо начинать с краткой характеристики московского дворянского общества. Эта характеристика заканчивается сведениями о Фамусове, а затем можно перейти к вопросам, как попал в дом Фамусова Молчалин, каким он пришел в Москву из Твери, как выполняет “заветы” отца, как у него складываются отношения с фамустовским обществом. Эту характеристику взаимоотношений Молчалина и общества надо сделать центральной частью сочинения. Так раскроется тема. Один вопрос тесно связывается с другим, вытекает из другого, переход от одного вопроса к другому логически обосновывается. После коллективного обсуждения составляется план, который записывается в тетради в следующем виде:

План сочинения на тему “Вот он на цыпочках и не богат словами”.

1. Характеристика фамустовского общества (идеалы, отношение к службе, способы получения чинов).

2. Как попал Молчалин в дом Фамусова.

3. “Заветы” отца.

4. Молчалин в доме Фамусова:

o угождает хозяину и гостям;

o прикидывается влюбленным в дочь Фамусова;

o советует Чацкому использовать для корыстных целей знакомство со знатными людьми;

o Молчалин “на цыпочках”.

5. “Идеалы” Молчалина.

6. Может ли борьба за такие “идеалы” обогатить внутренний мир человека?

7. Прав ли Чацкий, говоря, что Молчалин “не богат словами”?

8. Отношение к Молчалину в фамустовском обществе.

На дом дается задание: составить к плану тезисы, то есть коротко ответить на поставленные вопросы.

Вслед за этим учащиеся пишут сочинение с планом, тезисами и цитатами.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: