Самоопределение личности.




В связи с необходимостью профессионального и личностного самоопределения возникает потребность в познании окружающих и самого себя, поиска смысла жизни. В этот период создается жизненный план, т. е. решаются вопросы: «Кем быть?» (профессиональный выбор) и «Каким быть?» (нравственно-личностный выбор). Старшеклассники не просто представляют будущее в общих чертах, но и осознают способы достижения поставленных целей.

Отсутствие мировоззренческого выбора, смещение ценностей не позволяет личности найти свое место в мире человеческих отношений и не способствует ее психическому здоровью.

Для старшеклассников характерна временная перспектива, т. е. нацеленность жизненных перспектив на будущее при критичном отношении к «Я»-прошлому. Наличное «Я» выступает как новая ступень в личностном самоопределении.

Юношеская самооценка более устойчива, менее конфликтна, достаточно адекватна. Ее отличает «оптимистический взгляд» на себя и на свои возможности, что связано с формированием «Я-концепции». «Я-концепция» — это совокупность всех представлений человека о себе, сопряженная с их оценкой. Она играет троякую роль: способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию приобретенного опыта и является источником ожиданий относительно самого себя.

Происходит интенсивное формирование направленности: оценочных суждений, идеалов, убеждений, жизненных принципов. Осуществляется становление нравственного самосознания. Характерен переход на новый уровень морали — конвенци- альный (по Колбергу Л.). Источник размышления о нравственном выборе — сложные человеческие отношения, произведения искусств, печати, телевидения, а также установление интимных отношений с представителями противоположного пола. Решение этих проблем требует самостоятельного выбора, помогает личностно ориентироваться в происходящем. Юноша стремится глубже разобраться в своих поступках, правильно оценить свои особенности, систематизирует и обобщает знания о себе, актуализирует самоконтроль. Открытие своего внутреннего мира позволяет замечать несовпадение внутреннего и внешнего поведения (таблица 2).

В этом возрасте повышается значимость собственных ценностей, частные оценки отдельных качеств личности перерастают в общее, целостное отношение к себе, происходит отделение успеха или неуспеха в конкретной деятельности от общего отношения к себе. Юноши более критичны и самокритичны, предъявляют высокие требования к моральному облику взрослого и сверстника, переживают наличие у себя отрицательных черт, приписывают себе вину за их возникновение и за сложность общения с другими людьми. Девушки моральные качества предпочитают волевым.

В этом возрасте юноша хочет, чтобы признавали его оригинальность и право на индивидуальность, стремится любыми путями обратить на себя внимание, часто это демонстративное и показное увлечение тем, что осуждают взрослые. В то же время юноши усваивают свои гражданские права и обязанности.

Наряду со стремлением к самосознанию выявляется стремление к самовоспитанию и самосовершенствованию. Однако, занимаясь самовоспитанием, старшие школьники сталкиваются с большими трудностями, так как этому возрасту свойственны противоречия: чуткость, восприимчивость к нравственной оценке своей личности со стороны коллектива и показное равнодушие к этой оценке, действие по-своему; стремление к идеалу и принципиальность в больших ответственных делах, и беспринципность в малом, незначительном; желание формировать стойкость, выдержку, самообладание и в то же время проявление старшеклассниками ребячьей непосредственности, импульсивности в поведении, речи, тенденции к преувеличению личного горя, незначительной неприятности.

Мотивы учения старшеклассников изменяются. Складывается новая мотивационная структура учения. Личностный смысл и особую действенность приобретают мотивы, связанные с самоопределением и подготовкой к самостоятельной жизни.

Процесс социализации юношей ускоряется, если имеет место соотношение таких вопросов, как:

1) понимание смысла жизни и жизненных планов;

2) отношение к общественной жизни страны и собственная политическая активность;

3) отношение к разным видам труда (теоретическому, практическому, умственному, физическому) и реальные возможности в овладении профессией;

4) профессиональные интересы и мотивы выбора профессии;

5) совпадение учебных и профессиональных интересов, чувство долга и стремление к постоянному одобрению.

Кризисные моменты в период ранней юности могут быть обусловлены возникновением дискомфорта в физиологическом, познавательно-личностном, личностном и социальном развитии (таблица 3).

 

 

Таблица 2

Развитие психических процессов в ранней юности

Внимание Воспри ятие Память Мышление Воображение Речь
Дифференцированность интересов определяет избирательность внимания. Возрастает значение произвольного внимания, а при наличии устойчивых интересов — и послепроиз- вольного внимания, которое может быть долговременным. Заметно развиваются и совершенствуются способности к переключению Совершенствуется восприятие картины мира как единого целого. Увеличивается роль словесно-логического, смыслового запоминания: составления плана и схем текста, корректирование, выделение основных мыслей. Создается дифференцированная установка на запоминание. Однако дословное заучивание, основанное на запоминании, еще распространено. Преобладает произвольное запоминание, непроизвольное — приобретает иной специфический характер, более отчетливо связываясь с интересами старшеклассников. Прирост Мышление приобретает все более самостоятельный, творческий характер. Проявляется высокий уровень обобщения и абстрагирования, причинное объяснение явлений, умение аргументировать, доказывать истинность или ложность отдельных положений, умение делать выводы. Это является предпосылкой формирующегося мировоззрения. Появляется познавательная самодеятельность, Идет активный процесс становления воображения, которое влияет на познавательную деятельность, эмоционально-волевую сферу и личность. Воображение может привести к обогащению внутренней жизни, снятию эмоционального напряжения; может, соединяясь с рациональными знаниями, преобразоваться и стать подлинной творческой силой, а может привести к подростковому аутизму, отходу от реальности, отсутствию Растет культура речи школьника, формируется умение правильно выражать свои мысли, усложняется структура речи, обогащается словарь. Углубляется изучение родного языка. Замечают неправильные или нестандартные формы и обороты речи у своих учителей, родителей, в выступлениях дикторов радио и телевидения. Постоянно внимательны к реалиям языка. Ошибки оценивают с чувством юмора. Чувствуют
и распределению внимания, его избирательности. Старшеклассники могут од- новременно следить за содержанием и формой учебного материала; оценивают материал через призму его значимости, т. е. внимание «пульсирует», может противостоять отвлекающим раздражителям.   продуктивности непосредственного запоминания понижается, увеличивается продуктивность опосредованного запоминания. Перестраивается смысловая память, которая приобретает опосредованный, логический характер. В процесс памяти включается мышление. Изменяется и содержание запоминаемого; становится более доступным запоминание абстрактного материала; память работает на опосредовании уже присвоенных знаковых систем, в частности, речи. стремление к поиску и приобретению знаний, и формированию полезных умений и навыков. Могут получать от книг и учебной деятельности интеллектуальное удовлетворение. Развивается рефлексия на свои и чужие умственные действия. Выражено стремление к самообразованию. стремления к общению с другими людьми, что замедляет познавательную деятельность, лишает полета фантазии. родной язык в историческом времени. Погружаясь в языковое пространство, учатся использовать слово в открытом тексте, в контексте языковой культуры и реальных отношениях с людьми. Для уточнения значения слов, ударения обращаются к словарям, справочникам, книгам.

 

 

Таблица 3

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: