В связи с необходимостью профессионального и личностного самоопределения возникает потребность в познании окружающих и самого себя, поиска смысла жизни. В этот период создается жизненный план, т. е. решаются вопросы: «Кем быть?» (профессиональный выбор) и «Каким быть?» (нравственно-личностный выбор). Старшеклассники не просто представляют будущее в общих чертах, но и осознают способы достижения поставленных целей.
Отсутствие мировоззренческого выбора, смещение ценностей не позволяет личности найти свое место в мире человеческих отношений и не способствует ее психическому здоровью.
Для старшеклассников характерна временная перспектива, т. е. нацеленность жизненных перспектив на будущее при критичном отношении к «Я»-прошлому. Наличное «Я» выступает как новая ступень в личностном самоопределении.
Юношеская самооценка более устойчива, менее конфликтна, достаточно адекватна. Ее отличает «оптимистический взгляд» на себя и на свои возможности, что связано с формированием «Я-концепции». «Я-концепция» — это совокупность всех представлений человека о себе, сопряженная с их оценкой. Она играет троякую роль: способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию приобретенного опыта и является источником ожиданий относительно самого себя.
Происходит интенсивное формирование направленности: оценочных суждений, идеалов, убеждений, жизненных принципов. Осуществляется становление нравственного самосознания. Характерен переход на новый уровень морали — конвенци- альный (по Колбергу Л.). Источник размышления о нравственном выборе — сложные человеческие отношения, произведения искусств, печати, телевидения, а также установление интимных отношений с представителями противоположного пола. Решение этих проблем требует самостоятельного выбора, помогает личностно ориентироваться в происходящем. Юноша стремится глубже разобраться в своих поступках, правильно оценить свои особенности, систематизирует и обобщает знания о себе, актуализирует самоконтроль. Открытие своего внутреннего мира позволяет замечать несовпадение внутреннего и внешнего поведения (таблица 2).
|
В этом возрасте повышается значимость собственных ценностей, частные оценки отдельных качеств личности перерастают в общее, целостное отношение к себе, происходит отделение успеха или неуспеха в конкретной деятельности от общего отношения к себе. Юноши более критичны и самокритичны, предъявляют высокие требования к моральному облику взрослого и сверстника, переживают наличие у себя отрицательных черт, приписывают себе вину за их возникновение и за сложность общения с другими людьми. Девушки моральные качества предпочитают волевым.
В этом возрасте юноша хочет, чтобы признавали его оригинальность и право на индивидуальность, стремится любыми путями обратить на себя внимание, часто это демонстративное и показное увлечение тем, что осуждают взрослые. В то же время юноши усваивают свои гражданские права и обязанности.
Наряду со стремлением к самосознанию выявляется стремление к самовоспитанию и самосовершенствованию. Однако, занимаясь самовоспитанием, старшие школьники сталкиваются с большими трудностями, так как этому возрасту свойственны противоречия: чуткость, восприимчивость к нравственной оценке своей личности со стороны коллектива и показное равнодушие к этой оценке, действие по-своему; стремление к идеалу и принципиальность в больших ответственных делах, и беспринципность в малом, незначительном; желание формировать стойкость, выдержку, самообладание и в то же время проявление старшеклассниками ребячьей непосредственности, импульсивности в поведении, речи, тенденции к преувеличению личного горя, незначительной неприятности.
|
Мотивы учения старшеклассников изменяются. Складывается новая мотивационная структура учения. Личностный смысл и особую действенность приобретают мотивы, связанные с самоопределением и подготовкой к самостоятельной жизни.
Процесс социализации юношей ускоряется, если имеет место соотношение таких вопросов, как:
1) понимание смысла жизни и жизненных планов;
2) отношение к общественной жизни страны и собственная политическая активность;
3) отношение к разным видам труда (теоретическому, практическому, умственному, физическому) и реальные возможности в овладении профессией;
4) профессиональные интересы и мотивы выбора профессии;
5) совпадение учебных и профессиональных интересов, чувство долга и стремление к постоянному одобрению.
Кризисные моменты в период ранней юности могут быть обусловлены возникновением дискомфорта в физиологическом, познавательно-личностном, личностном и социальном развитии (таблица 3).
Таблица 2
Развитие психических процессов в ранней юности
Внимание | Воспри ятие | Память | Мышление | Воображение | Речь |
Дифференцированность интересов определяет избирательность внимания. Возрастает значение произвольного внимания, а при наличии устойчивых интересов — и послепроиз- вольного внимания, которое может быть долговременным. Заметно развиваются и совершенствуются способности к переключению | Совершенствуется восприятие картины мира как единого целого. | Увеличивается роль словесно-логического, смыслового запоминания: составления плана и схем текста, корректирование, выделение основных мыслей. Создается дифференцированная установка на запоминание. Однако дословное заучивание, основанное на запоминании, еще распространено. Преобладает произвольное запоминание, непроизвольное — приобретает иной специфический характер, более отчетливо связываясь с интересами старшеклассников. Прирост | Мышление приобретает все более самостоятельный, творческий характер. Проявляется высокий уровень обобщения и абстрагирования, причинное объяснение явлений, умение аргументировать, доказывать истинность или ложность отдельных положений, умение делать выводы. Это является предпосылкой формирующегося мировоззрения. Появляется познавательная самодеятельность, | Идет активный процесс становления воображения, которое влияет на познавательную деятельность, эмоционально-волевую сферу и личность. Воображение может привести к обогащению внутренней жизни, снятию эмоционального напряжения; может, соединяясь с рациональными знаниями, преобразоваться и стать подлинной творческой силой, а может привести к подростковому аутизму, отходу от реальности, отсутствию | Растет культура речи школьника, формируется умение правильно выражать свои мысли, усложняется структура речи, обогащается словарь. Углубляется изучение родного языка. Замечают неправильные или нестандартные формы и обороты речи у своих учителей, родителей, в выступлениях дикторов радио и телевидения. Постоянно внимательны к реалиям языка. Ошибки оценивают с чувством юмора. Чувствуют |
и распределению внимания, его избирательности. Старшеклассники могут од- новременно следить за содержанием и формой учебного материала; оценивают материал через призму его значимости, т. е. внимание «пульсирует», может противостоять отвлекающим раздражителям. | продуктивности непосредственного запоминания понижается, увеличивается продуктивность опосредованного запоминания. Перестраивается смысловая память, которая приобретает опосредованный, логический характер. В процесс памяти включается мышление. Изменяется и содержание запоминаемого; становится более доступным запоминание абстрактного материала; память работает на опосредовании уже присвоенных знаковых систем, в частности, речи. | стремление к поиску и приобретению знаний, и формированию полезных умений и навыков. Могут получать от книг и учебной деятельности интеллектуальное удовлетворение. Развивается рефлексия на свои и чужие умственные действия. Выражено стремление к самообразованию. | стремления к общению с другими людьми, что замедляет познавательную деятельность, лишает полета фантазии. | родной язык в историческом времени. Погружаясь в языковое пространство, учатся использовать слово в открытом тексте, в контексте языковой культуры и реальных отношениях с людьми. Для уточнения значения слов, ударения обращаются к словарям, справочникам, книгам. |
|
Таблица 3