Внимание | Восприятие | Память | Мышление | Воображение | Речь |
Внимание является произвольным и может быть полностью организовано и контролируемо самим школьником. Индивидуальные колебания внимания обусловлены индивидуально-психологическими особенностями (повышенной возбудимостью и утомляемостью, снижением внимания после перенесенных соматических | Становится способным к аналитико- синтетическому восприятию предметов и явлений. Увеличивается объем восприятия, оно становится плановым и всесторонним. Воспринимает не только внешнюю сторону предметов и явлений. Восприятие может быть поверхностным и случайным в | Интеллектуализация памяти, ее отказ от дословного заучивания с помощью повторений. Трансформация текста и воспроизведение основного смысла прочитанного — типичный способ заучивания. Автоматизация мнемонических приемов. Развитие логической памяти замедляет развитие механической (отсюда жалобы на плохую память). Проявляется интерес к | Развитие теоретического рефлективного мышления, операции мышления становятся формально-логическими операциями. Абстрагируется от конкретного, наглядного материала, рассуждает в чисто конкретном плане. Строит гипотезы и проверяет их, т. е. рассуждает гипотетико-дедуктив- но. Развиваются операции классификации, аналогии, обобщения. Не решает задачи методом проб и ошибок, а отыскивает разные возможные подходы к ее решению, заранее логически обосновывают результат, проверяют эффективность каждого из способов, т. е. осуществляют естественный поиск решений. Находят способы применения абстрактных правил для | Сближение воображения с теоретическим мышлением дает импульс к творчеству: сочинение стихов, конструирование и т. д. Часть подростков, не стремящихся к достижению результата, получает удовольствие от самого процесса фантазирования, снимая в образах фантазий психотравмирующие переживания. Воображение облегчает | Активное развитие получает чтение, монологическая и письменная речь. Подросток правильно, быстро и выразительно читает и может декламировать наизусть. В монологе прослеживается тенденция от умения пересказывать небольшие произведения или отрывки текста до способности самостоятельно готовить устное выступление, вести рассуждения, высказывать |
заболеваний, черепно-мозговых травм), а также снижением интереса к учебной деятельности. | случае отсутствия интереса к материалу и установки на организацию восприятия. | способам улучшения запоминания. Развитие непосредственного и опосредованного запоминания, а также произвольной памяти. Память тесно связана с мышлением. Особенностью памяти является возможность установления более сложных ассоциаций, включение нового материала в систему знаний. | целого класса задач. Устойчиво проявляется рефлексивный характер мышления: анализируются операции, которые они производят при решении. Иногда создают собственные теории, приобретают новый, более глубокий и обобщенный взгляд на мир. Изменение в соотношении между наглядно-образным и словесно-логическим мышлением в пользу последнего. При этом наглядные компоненты мышления сохраняются и развиваются. Повышается критичность мышления. Подросток стремится иметь свое собственное мнение, свои взгляды, критически относится к материалу, который раньше не вызывал у него раздумий. Критичность мышления подростка необходимо регламентировать. | бурную эмоциональную жизнь подростка. В своих фантазиях подросток лучше осознает свои влечения и эмоции, впервые начинает представлять свой будущий жизненный путь. | мысли и аргументировать их. Письменная речь улучшается в направлении от способности к письменному изложению до самостоятельного сочинения на заданную или произвольную тему. Часто испытывает затруднения при написании. Развитие речи идет за счет богатства словаря и усвоения множества знаний, словаря родного языка. Используют в речи полученные знания и опыт. |
|
|
2. Старший школьный возраст или ранняя юность
Старший школьный возраст, или ранняя юность — это период с 14—15 до 16—17 лет.
1. Социальная ситуация развития: старший подросток оказывается на пороге реальной взрослой жизни и сам пытается оказывать влияние на сверстников.
2. Ведущий вид деятельности: учебно-профессиональный.
3. Личностные новообразования: профессиональное и личностное самоопределение: стремление к самовоспитанию и самоактуализации.
Юность — это переход от чисто физиологической зрелости к зрелости социальной. Главное ее содержание — включение во «взрослую» жизнь, усвоение тех норм и правил, которые существуют в обществе.
В физическом отношении это период спокойного развития: мускулатура развивается интенсивно, отсутствуют диспропорции отдельных частей тела, исчезает неуклюжесть и несоразмерность движений. Физическое развитие благоприятствует формированию навыков и умений в труде и спорте. Возможны процессы акселерации (раннего полового созревания) и ретардации (запаздывания в развитии).
Это пора выработки взглядов и убеждений, формирования мировоззрения.