Краткое описание дисциплины




Кафедра педагогики, психологии и начального обучения

 

 

«Утверждаю»

Декан факультета

_______Жусупова Ж.А.

«__»_________2017 г.

 

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫДЛЯ СТУДЕНТА

(SYLLABUS)

Специальность 5В0111100-Информатика
Модуль Модуль 4.1 Психолого-педагогический
Дисциплина МО 2204 Менеджмент в образовании
Форма обучения дневная
Семестр  
Колич. кредитов  
Экзамен 4 семестр
Лекция 15 часов
Практических 15 часов
Всего аудиторных 46 часов

 

Актобе


 

Программа дисциплины для студента (Syllabus) составлена на основании Учебнойпрограммы, утвержденной «___» 20___г.

 

Разработано:Тенерядновой С.П., к.п.н., ст.пр. кафедры

 

Рассмотрено на заседании кафедры Педагогики, психологии и начального обучения

 

Протокол № __ «___» ______________ 201_ г.

 

Заведующий кафедрой _____________ Адильшинова З.У.

 

Одобрено Учебно-методической комиссией факультета

 

Протокол № _____ «___» __________________ 201_ г.

 

Председатель Учебно-методической комиссии ____________Жазыкова М.К.


ПРЕДИСЛОВИЕ

Уважаемый студент!Данная программа разработана специально для Вас. Внимательно ознакомьтесь со всеми пунктами.

Здесь Вы можете найти всю необходимую для Вас информацию по дисциплине «Менеджмент в образовании».

Ответственный за дисциплину Утепов М.Б., к.п.н., ст.преп. кафедры

Офис: кафедра педагогики, психологии и начального обучения (каб. № 407)

Полный адрес: пр.А. Молдагуловой, 34

Часы занятий: согласно утвержденному расписанию

Часы консультаций в соответствии с графиком консультаций

Сведения о дисциплине:

Наименование модуля «Модуль 4.1. Психолого-педагогический»

Название и код дисциплины МО 2204 Менеджмент в образовании

Количество кредитов 2

Количество часов в неделю 2

Выписка из модульного учебного плана:

Курс Семестр Кредиты Лекции Семинары (практ., лаб.) СРСП СРС Всего Форма контроля
                Экзамен

Пререквизиты: психология, педагогика

Постреквизиты: теория и методика воспитательной работы

 

Краткое описание дисциплины

Цель изучения данной дисциплины – формирование профессиональной компетентности будущего учителя по управлению целостным педагогическим процессом школы и осуществлением практической деятельности по управлению образовательным учреждением.

Задачи дисциплины:

1. Обеспечить будущих учителей знаниями теоретико-методологических основ менеджмента в образовании, об особенностях управления целостным педагогическим процессом и педагогическим коллективом школы.

2. Сформировать у будущих учителей осознанное понимание цели и задач менеджмента в образовании.

3. Сформировать ясное и осмысленное представление о педагогическом менеджменте как особом виде профессиональной деятельности.

4. Сформировать умения и навыки управления образовательным учреждением с позиций целостного педагогического процесса как объекта деятельности менеджера.

 

ГРАФИК ЗАНЯТИЙ ПО КУРСУ СОГЛАСНО УТВЕРЖДЕННОМУ РАСПИСАНИЮ

 

Аудиторные занятия в часах Сроки сдачи СРС и СРСП
недели лекции семинары Лаб. СРСП  
           
          СРСП №1,2
          СРС №1
          СРСП № 3,4
          СРС №2,3
          СРСП №5,6,7
          СРС №4,5
           
          СРСП № 8,9
          СРС № 6,7
          СРСП № 10-14
          СРС №8,9
          СРСП № 15, 16
          СРС № 10, 11
           

Примечание:

Количество аудиторных часов (лекции, практические (семинарские), лабораторные занятия) указываются в соответствии с недельной нагрузкой, утвержденной в расписании и в соответствии с порядковым номером занятий. Например, на первой неделе лекция № 12 часа.

ПОЛИТИКА ВЫСТАВЛЕНИЯ ОЦЕНОК

При текущем контроле успеваемости учебные достижения студентов оцениваются по 100 балльной шкале за каждое выполненное задание (ответ на текущих занятиях, сдача домашнего задания, самостоятельной работы студента, рубежный контроль) и окончательный результат текущего контроля успеваемости подводится с расчетом среднеарифметической суммы всех оценок, полученных в течение академического периода.

Аналогичный подход применяется при оценке учебных достижений обучающихся в период промежуточной и итоговой аттестации (Согласно приказа Министерства образования и науки РК № 506 от 01.11.2010г.).

Текущий контроль сдается систематически с первой по седьмую неделю включительно.

Однако необходимо учитывать, что итоговая оценка по первому текущему контролю t1, будет вычисляться по следующей формуле:

где n – количество попыток сдачи текущего контроля.

Первый рубежный контроль r1 проводится на восьмой неделе после начала учебного процесса.Первый рейтинг R 1 подсчитывается по следующей формуле: R1 = (t1+r1)/2

Оценка знаний по второму текущему и второму рубежному контролям осуществляется аналогичным образом. Второй рейтинг R 2 проводится на пятнадцатой неделе и подсчитывается по следующей формуле: R2= (t2+r2) / 2

Подсчет среднего рейтинга происходит по формуле:

и заносится в экзаменационную ведомость, а также в ведомость итоговой семестровой аттестации.

Экзамен сдается согласно утвержденному графику сдачи экзаменов.

Итоговая оценка I вычисляется по следующей формуле:

и заносится в зачетную книжку.

 

ШКАЛА ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ ПО КРЕДИТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ (Один балл соответствует одному проценту)

 

Одиннадцатибалльная шкала
Балл % Букв. эквив. Цифр. эквив. Оценка по пятибалльной системе
95-100 95-100 А 4,0 Отлично
90-94 90-94 А- 3,67
85-89 85-89 В+ 3,33 Хорошо
80-84 80-84 В 3,0
75-79 75-79 В- 2,67
70-74 70-74 С+ 2,33 Удовлетворительно
65-69 65-69 С 2,0
60-64 60-64 С- 1,67
55-59 55-59 D+ 1,33
50-54 50-54 D 1,0
0-49 0-49 F   Неудовлетворительно

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Модули и их содержание Кол-во часов Вид контроля
  Модуль 1 Теоретико-методологические основы менеджмента в образовании   Устный опрос, блиц-тест, эссе, презентации
  Лекции    
1.1 Менеджмент как наука об управлении    
1.2 Педагогический менеджмент как теория и технология управления педагогическими системами    
1.3 Закономерности педагогического менеджмента    
1.4 Принципы педагогического менеджмента    
1.5 Управление инновациями в школе    
  Практические занятия    
1.1 Зарубежные теории и концепции менеджмента. Сущность и характерные черты современного менеджмента.    
1.2 Менеджмент в образовании. Цели, задачи, функции педагогического менеджмента.    
1.3 Методологические основы педагогического менеджмента    
1.4 Закономерности и принципы педагогическогоменеджента, их единство и взаимосвязь.    
1.5 Характеристика сущности и содержания инновационных процессов в современной школе.    
  СРСП    
1.1 Понятие управления в образовании.    
1.2 Анализ педагогического менеджмента как особого вида профессиональной деятельности.    
1.3 Проектирование модели управления школой на основе системного подхода.    
1.4 Пути и способы реализации гуманитарной стратегии в управлении образовательным учреждением.    
1.5 Компетентностный подход в управлении образовательным учреждением.    
  Итого по модулю 1    

 


 

  Модуль 2 Управление целостным педагогическим процессом школы   Устный опрос, блиц-тест, эссе, презентации, анализ
  Лекции    
2.1 Школа как педагогическая система и объект управления    
2.2 Диагностика целостного педагогического процесса школы    
2.3 Планирование целостного педагогического процесса школы    
2.4 Методическая служба в школе и аттестация учителей    
2.5 Управление школой на основе технологического подхода    
  Практические занятия    
2.1 Педагогический процесс как главная система, объединяющая все компоненты педагогической системы.    
2.2 Диагностика ЦПП.    
2.3 Виды планирования работы школы.    
2.4 Роль методической службы в школе в становлении профессиональной компетентности учителя.    
2.5 Совершенствование и повышение мотивации педагогов при управлении инновационным процессом.    
  СРСП    
2.1 Факторы, влияющие на управление инновациями в школе.    
2.2 Понятие актуальные и успешные инновации в педагогическом образовании.    
2.3 Педагогический анализ и управление ЦПП.    
2.4 Контроль на разных уровнях инновационной деятельностью.    
2.5 Планирование учебной и воспитательной деятельности учителя, воспитателя, классного руководителя.    
2.6 Коллектив как важная форма организации воспитания и обучения в школе.    
  Итого по модулю 2    

 


 

  Модуль 3. Управление педагогическим коллективом школы   Устный опрос, блиц-тест, тренинг, презентации
  Лекции    
3.1 Педагогический коллектив как объект и субъект управления    
3.2 Педагогическое общение и этика управления    
3.3 Управление конфликтами в ЦПП школы    
3.4 Лидерство и лидерские качества менеджера в образовании    
  Практические занятия    
3.1 Характеристика педагогического коллектива как целостного образования.    
3.2 Характеристика основных элементов управления в педагогическом коллективе: цель, средства, образовательный процесс, человеческие ресурсы, человеческий фактор, человеческий капитал.    
3.3 Особенности управленческого общения в педагогическом коллективе школы.    
3.4 Особенности управления конфликтами в педагогическом коллективе, их прогнозирование, предупреждение и разрешение.    
3.5 Характеристика типов лидерства в педагогическом процессе.    
  СРСП    
3.1 Конфликты в профессиональной образовательной деятельности и особенности управления ими.    
3.2 Анализ конфликта как социального феномена при управлении педагогическим процессом.    
3.3 Лидерские качества менеджера в образовательном процессе.    
3.4 Природа и определение понятия лидерства в менеджменте.    
3.5 Эффективное лидерство, искусство и мастерство.    
  Итого по модулю 3    

 


ТЕМАТИКА СРС

Наименование темы Формы СРС
  Зарубежные школы менеджмента, отражающие тенденцию управленческой мысли. реферат
  Функции, методы, принципы, закономерности педагогического менеджмента. доклад
  Портрет успешного руководителя. проект
  Стадии управления инновационными процессами в педагогическом коллективе и их характеристика. конспект
  «Современные инновации в культурно-образовательном пространстве школы» (на примере анализа региональных СМИ Казахстана). обзор
  Структурно-содержательная характеристика эффективных методов управления инновациями. реферат
  Педагогическая логистика в управлении инновационными проектами. конспект
  Оценка эффективности управленческой деятельности учителя. тезисы
  Виды педагогического контроля и их характеристика. сообщение
  Повышение корпоративной культуры педагогического коллектива. проект

ТЕМАТИКА СРСП

  Понятие управления в образовании. доклад
  Анализ педагогического менеджмента как особого вида профессиональной деятельности. конспект-анализ
  Проектирование модели управления школой на основе системного подхода. доклад
  Пути и способы реализации гуманитарной стратегии в управлении образовательным учреждением. сообщение
  Компетентностный подход в управлении образовательным учреждением. защита реферата
  Факторы, влияющие на управление инновациями в школе. аналитический доклад
  Понятие актуальные и успешные инновации в педагогическом образовании. информационный доклад
  Педагогический анализ и управление ЦПП. сообщение
  Контроль на разных уровнях инновационной деятельностью. выступление
  Планирование учебной и воспитательной деятельности учителя, воспитателя, классного руководителя. обзор научной литературы
  Коллектив как важная форма организации воспитания и обучения в школе. защита реферата
  Конфликты в профессиональной образовательной деятельности и особенности управления ими. Сравнительно-сопоставительный анализ
  Анализ конфликта как социального феномена при управлении педагогическим процессом. сообщение
  Лидерские качества менеджера в образовательном процессе. доклад
  Природа и определение понятия лидерства в менеджменте. защита реферата
  Эффективное лидерство, искусство и мастерство. проектная работа в группах

ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ

1. Педагогический менеджмент как особый вид профессиональной деятельности.

2. Цели и задачи педагогического менеджмента.

3. Функции педагогического менеджмента и их характеристика.

4. Методы педагогического менеджмента.

5. Методологические основы педагогического менеджмента.

6. Сущность системного подхода в управлении школой.

7. Сущность гуманного подхода в управлении школой.

8. Сущность человекоцентристского подхода в управлении школой.

9. Сущность компетентностного подхода в управлении школой.

10. Делегирование полномочий в управлении школой.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Гончаров М.А. Методологические основы менеджмента в сфере образования// Знание. Понимание. Учение.- 2009. - № 1, С. 174-178.

2. Борытко Н.М. Управление образовательными системами: Учебник для студентов педагогических вузов/ Н.М. Борытко, И.А. Соловцова; Под ред. Н.М. Борытко. – Волгоград: Изд-во ВГИПК РО. – 48 с.

3. Шамова Т.И. Управление образовательными системами: учебное пособие для студентов вузов, обуч. специальности «Педагогика и психология», «Педагогика»/ Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко, Г.Н. Шибанова – М: Академия, 2007. – 385 с.

4. Симонов В.П. Педагогический менеджмент. НОУ-ХАУ в образовании/ В.П. Симонов. – М.: Высшее образование: Юрайт, 2009. – 357 с.

5. Солнцева Н.В. Управление в педагогической деятельности: учебное пособие. – М.: Флинта, 2012. – 115 с.// ЭБС «Книгафонд» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http //www.knigafond.ru

6. Селезнева Е.В. Лидерство, учебник и практикум для академического бакалавриата. – М: Изд-во Юрайт, 2015. – 429 с.

7. Исмагулова С.К. Управление развитием школы: технологический аспект. Учебно-методическое пособие. – Алматы: ИК ПКСО, 2010. – 300 с.

8. Лазарев В.С. Управление инновациями в школе. Учебное пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2008. – 352 с.

9. Конфликтология. Учебное пособие. Сост. Буртовая Е.В. – М., 2007

10. Лаврентьева Н.Б., Нечаева А.В. Педагогическая этика: Учебное пособие. – Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2010. – 155 с.

11. Моисеев А.М., Моисеева О.М. Основы стратегического управления школой: учебное пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2008. – 256 с.

12. Эффективные технологии управления инновациями/ авт.-сост. Н.М. Борытко и др.

13. Цветков В.Л. Психология конфликта. От теории к практике: учебник-пособие для студентов вузов. – М.: Изд. Юнита-Дана, 2013. – 813 с.

14. Баймолдаев Т.М., Безруков В.И., Носков И.А., Соловова Н.А. Педагогический менеджмент и управление развитием образования. Коллективная монография/ Т.М. Баймолдаев, В.И. Безруков, И.А. Носков, Н.А. Соловова – Алматы-Самара, 2007. – 466 с.

15. Баймолдаев Т.М., Безруков В.И., Носков И.А. Научное управление развитием школы. – Алматы-Самара, 2007. – 186 с.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Гапонцева М.Г., Гапонцев В.Л., Федоров В.А. Синергетика в педагогике: целесообразность переноса [Электрон.ресурс]// Образование и наука, 2008. № 9 (57). С.100-109. Режимдоступа: http//edscience.ru/ sites default/ files/2008/2008 – 9.pdf.

2. Гришина Н.В. Психология конфликта. – М., 2008

3. Евдокимова М.В. Портрет менеджера образования [Электрон.ресурс]// Совместный Европейский проект ТемпусIV «Сетевое взаимодействие университетов-партнеров в реализации многоуровневой системы подготовки и повышения квалификации специалистов в области образовательного менеджмента». Режимдоступа: http//tempus novsu.ru/ mod/ resource view php=38.

4. Любченко О.И., Карпова С.И. Моделирование системы управления современной общеобразовательной школой с позиции системного подхода [Электрон.ресурс]// Вестник Тамбовского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки, 2012. Вып.7 (111). С. 197 – 203. Режим доступа: http// elibraryrudownload/ 90257546 pdf.

5. Шамова Т.И., Третьякова П.И., Капустин Н.П. Управление образовательными системами /под ред. Т.И. Шамовой. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. – 320 с.

6. Культурно-образовательная среда школы: открытие новых смыслов. Разработка и реализация инновационного проекта, экспертиза инновационной деятельности. Метод.инструм. В электр.прилож./ Е.И. Фастова, О.Д. Иванова, Л.Н. Бобровская. – Волгоград: Учитель, 2015. – 88 с.

7. Педагогическая технология формирования коллектива. – Киев, 2013.

8. Чернышев А.С. Психологическая школа молодежных лидеров. – М., 2005. – 372 с.

9. Мишаткина Т.В. Педагогическая этика. - Минск, 2004. – С.59-60.

10. Психология и этика делового общения/ Под ред. В.Н. Лавриненко. – М., 1997.

ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ В УМКД

Учебный год Сведения об изменениях УМКД (разделы) Основание День переутверждения и подпись зав. кафедрой
         
         

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-06-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: