Иэ и классовая структура общества




Поскольку на формирование домашнего уклада (системы иэ) самураев сильно повлияли конфуцианские идеи, ему были присущи строгие официальные признаки, сложившиеся под воздействием долгой истории и традиций. Патриархат неукоснительно соблюдался, глава дома (клана, рода, семьи) имел огромную власть, и ему добровольно подчинялись все другие члены семьи, считавшие его главенство священным и безусловным (Кавасима, 2000, с. 15). Для самурайского иэ также было характерно уделять большое значение продолжению рода и прославлению и возвышению своего дома (иэ). Самураи всегда знали свое происхождение и имена предков и гордились своей семейной историей, которая передавалась из поколения в поколение. Прерывание родословной считалось позором для семьи и преступлением в отношении предков — поэтому самурай должен был поддерживать славу и достоинство своего иэ, имеющего долгую историю. Выражения типа «во благо иэ» и «позор до последнего поколения иэ» отражают типичное мышление самураев.

С другой стороны, крестьянские семьи занимались производством конкретной продукции, и все члены семьи выполняли какую-то часть общей работы в соответствии со своими способностями. Поэтому чисто экономически для крестьян было трудно содержать неработающих членов семьи - каждый должен был трудиться вместе с другими, чтобы выжить. Все члены семьи занимали положение в иэ соответственно значению выполняемой ими работы. Поэтому какая-то часть власти не сосредоточивалась у главы рода, но как бы разделялась между другими домочадцами. К тому же, хотя власть главы рода и была наиболее сильной, но она не носила характера деспотии в силу свободной, теплой и дружеской атмосферы, существовавшей в крестьянских семьях (там же, с. 13). Как утверждает Хэнли (Hanley, 1999, с. 138), «дом или семейный уклад, получившие развитие в период Токугава, являлись по существу корпоративным целым; это была экономическая единица, единица продукции, которая была существенной частью сообщества».

Иэ и брачное право

Часть гражданского кодекса — брачное право — было принято в 1898 году и действовало еще и после Второй мировой войны. В нем содержались многие статьи, характеризующие систему иэ. Закон рассматривал систему иэ бывших самураев в качестве образца семейного уклада, поскольку именно самураи стали бюрократами в эпоху Мэйдзи. Поэтому, хотя брачное право включало положения, которые не совсем устраивали простых людей, оно оказало большое влияние на японский семейный уклад (иэ) в части формирования моральных устоев и мировоззрения (Кавасима, 2000, с. 174).

Во-первых, согласно семейному законодательству (брачному праву), глава семейного клана (дома) наделялся законной властью над остальными членами семьи. Он мог решать вопросы бракосочетания, развода и усыновления (удочерения) в свой семье и мог также награждать участком или домом своих домочадцев (там же, с. 172). Глава иэ имел право исключать членов семьи из семейного регистра в случаях неповиновения его распоряжениям. То есть в брачном законодательстве в деталях были расписаны права главы дома.

Во-вторых, закон позволял родителям контролировать жизнь своих детей — последние нуждались в родительском согласии, когда сочетались браком, разводились, участвовали в усыновлении, занимались бизнесом. Родители могли выбирать, где жить их детям, распоряжаться состоянием своих детей и их жен. После Второй мировой войны старый гражданский кодекс был переработан и система иэ аннулирована. Таким образом, власть главы семьи утратила свою легитимную базу. Действующий в наши дни гражданский кодекс наделяет мужа и жену равными правами; для бракосочетания и развода теперь необходимо лишь согласие обоих партнеров, наследство также делится поровну. Семейный регистр также был пересмотрен с учетом изменений в индивидуальных правах. Новая редакция гражданского кодекса способствовала исчезновению старинной системы семейного уклада (иэ) в современной Японии.

Заключение

В последние десятилетия японцы усердно работали по созданию условий для грандиозного экономического роста страны, в процессе которого изменилась структура индустрии, и много молодых людей подалось из сельской местности в города. В результате видоизменилась и японская семья, катастрофически выросло число малых семей (с одним-двумя детьми).

Система иэ все еще оказывает влияние на японское общество, но ее значение в большой степени утеряно в молодом поколении. Согласно опросу общественного мнения (Prime Minister`s Office, 1997), 44% респондентов считают, что молодожены должны носить одну фамилию, 33% полагают допустимым оставаться с разными фамилиями. Это показывает, что убежденность в необходимости для жены уходить в иэ своего мужа разделяют меньше половины молодых японцев. Хотя брак обычно заключается между членами разных иэ, сейчас он чаще рассматривается как дело самих молодоженов, а не их семей. Согласно опросу общественного мнения (Prime Minister`s Office, 2000), 51% респондентов считают, что отношение к мужчинам в семье должно быть более уважительным, чем к женщинам; 40% думают, что относиться к мужчинам и женщинам надо одинаково. Последняя цифра иллюстрирует сильное ослабление позиций патриархата в японской семье. С другой стороны, женщины стараются удержать старших сыновей от женитьбы, считая, что они должны заботиться о своих родителях согласно жестким предписаниям иэ. Такая позиция говорит о том, что традиционное мышление все еще сильно в Японии, но также совершенно ясно и то, что основы японской семьи в наше время сместились от коллективистских устоев иэ в сторону индивидуализма.

Список литературы

Hall J., Beardsley R. Twelve doors to Japan. New York: Mcgraw-Hill Book Company, 1965.

Hanky S. Everyday things in premodern Japan. London: University of California Press, 1997.

Prime Minister`s Office. The public opinion poll about the family law (online), www8.cao.go.jp/survey/shakaiishiki-h10.html. (1997)

Prime Minister`s Office. The public opinion poll about the society where men and women participate equally (online), www8.cao.go.jp/survey/danjyo/y-index.html. (2000)

Кавасима Т. Нихон сякай но кадзокутэкикосэй (Японское общество и семья). Токио: Иванамисётэн, 2000.

Такэда Т. Нихон но иэ (Японский дом). Токио: Кокусёкан-кокай,1981.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: