Японская система иэ
Японское слово иэ традиционно имеет разные значения: 1) здание, которое используется как жилье; 2) семья, домочадцы или домашнее хозяйство; 3) группа, состоящая из членов семьи, определяемых в соответствии с Древним гражданским кодексом Японии; 4) семейная линия (род), которая ведет начало от чьих-либо предков и продолжится в будущем. Холл и Бирдсли (Hall и Beardsley, 1965, с. 78) определяют из как «патриархальный клан, сеть домочадцев, семейств, связанных родственными узами через своих предков; из включает основные (жилые) и вспомогательные (хозяйственные) постройки, передающиеся из поколения в поколение». Хотя и существовали различия в хозяйственно-семейном укладе (системе иэ) у разных классов, в разных местностях и в разные исторические отрезки времени, система из оказала огромное влияние на японское общество и формирование семейных традиций японцев. Говорят, что устои системы иэ ослабли после Второй мировой войны в результате пересмотра гражданского кодекса, увеличения числа малых, нуклеарных семей и роста приверженцев индивидуализма в японском обществе. Но иэ еще сохраняет свои позиции во многих семьях по всей Японии как давнишний обычай или как моральная ценность с уменьшающимся, но все еще значительным общественным влиянием.
Истоки системы иэ
Основы формирования семейного уклада иэ следует искать в поклонении предкам. Для большинства японцев, за исключением императора и аристократов, происхождение и имена их предков обычно были неизвестны. Тем не менее все домашние кланы (семьи) имели предков, которым они поклонялись. Эти предки воспринимались как обобщающий образ всех прародителей, возглавлявших фамильную династию со времени основания иэ (Такэда, 1981, с. 7). К тому же существовала вера, что предки после смерти становятся хотокэ (Будда), так как, по буддийскому учению, хотокэ представляет собой высшую форму существования, достигшую стадии духовного просветления. Поэтому под влиянием синтоизма и буддизма культ предков в системе иэ стал абсолютным.
|
При таком семейном укладе люди поклоняются своим предкам, так как верят, что прародители заложили основу для существования их иэ, наблюдают за семьей и обеспечивают ее благополучие. Считалось, что если кто-либо не гордится своими предками, он будет проклят. Даже в наши дни в домах японцев имеется буцудан (домашний алтарь) для вознесения благодарности покровителям иэ, и члены семьи (все домашние) строго соблюдают обязанности по уходу за могилами предков и периодически навещают их, например в летний праздник Бон, или О-бон (День поминовения усопших.).
Хозяйственно-семейный уклад – система иэ
Патриархат — одна из главных отличительных особенностей системы иэ. Глава дома (обычно это старший мужчина в семье) распоряжается всеми действиями домочадцев и обладает абсолютной властью контролировать все происходящее в семье. Например, его согласие необходимо, когда члены семьи женятся или выходят замуж»
И они обязаны почтительно подчиняться его решениям. Японцев с самого детства приучали к этой системе и пониманию своего места в жесткой иерархии иэ. Глава дома всегда рассчитывал на привилегированное отношение, и его обычно обслуживали другие члены семьи. Например, его еда должна была быть сытнее, его должны были всегда приветствовать, когда он приходил домой, и его место за столом всегда было выше, чем у остальных членов семьи. Вдобавок глава семейного клана полностью контролировал состояние семьи через право прямого наследования, что давало ему значительную экономическую власть. Однако, как указывает Кавасима (2000, с. 156), эти элементы патриархата в системе иэ были значительно сильнее в семьях самураев, чем у крестьян и ремесленников.
|
Преемственность (непрерывность) семейного клана была чрезвычайно важна в системе иэ. Сознание того, что все члены семьи принадлежат к одному роду, делало их сплоченными, нацеленными на сотрудничество и укрепление своего иэ. В особенности это относилось к самураям, дорожившим кровным родством с главой своего рода. Поэтому самурай из высшего сословия кроме официальной жены мог иметь много наложниц для продолжения фамильной родословной; одной из главных обязанностей жены было родить сына — наследника и продолжателя рода. Для статуса самурая имело большое значение наличие и количество известных предков в роду.
Положение женщин в системе иэ было невысоким, так как считалось, что они — существа низшего порядка по сравнению с мужчинами. Даже успешно выйдя замуж, женщины не обретали прочного положения, так как их могли отослать обратно в родительский дом по любому поводу. Жены должны были приспосабливаться к обычаям иэ в семье мужа и усердно трудиться, чтобы угодить его родителям. Но самое важное — они должны были рожать детей, и, если жены не справлялись с этими обязанностями, их часто принуждали к разводу. Систему иэ характеризует и нацеленность на будущее: обязанность всех членов семьи — обеспечить непрерывность семейной родословной. Для этого семейному клану требовался наследник, и одним из способов заполучить его было усыновление. Поэтому, хотя происхождение играло очень важную роль, продолжение семейной линии считалось еще более важным, и японцы обязаны были сохранять ее даже если родословная обрывалась. Согласно Кавасима (там же, с. 37), японская система усыновления преследовала две главные цели: 1) получить наследника для передачи собственности на землю и имущество рода и 2) обеспечить исполнение соответствующих обрядов для ублажения прародителей семейного клана. Таким образом, хотя усыновление в большинстве стран обычно касается детей, потерявших своих родителей, оно имеет отличительные особенности в Японии. В эпоху Эдо, например, усыновление считалось эффективным способом получить наследника. В те времена супруги были вынуждены ограничивать число детей, так как наличие большого числа потомков могло угрожать самому существованию иэ, истощая ресурсы семьи без какого-либо возмещения в настоящем и будущем. Тогда родителям было очень трудно планировать количество детей, да и смертность была высокой. Поэтому усыновление считалось важным средством продолжения иэ.
|
Усыновление... долгое время рассматривалось в Японии как альтернативный путь получения наследника, и поэтому семья могла ограничивать число детей без риска оборвать родословную своего клана. Если в иэ не было мальчиков, мог быть усыновлен муж дочери. Если не было никого в живых для усыновления, могли усыновить чужих девочку или мальчика для продолжения рода (Hanley, 1997, с. 138-139).