ВИДЫ ЖУРНАЛИСТИКИ. ЖАНРЫ ЖУРНАЛИСТИКИ




ОГЛАВЛЕНИЕ

Стр.

Введение………………………………………………………………………….    
1 Виды журналистики…………………………………………………………...    
2 Жанры журналистики………………………………………………………….    
3 Типология журналистики……………………………………………………...    
4 Роль журналистики…………………………………………………………….    
5 Функции журналистики……………………………………………………….    
Заключение……………………………………………………………………….    
Библиографический список……………………………………………………..  

 

ВВЕДЕНИЕ

Журналистика – одно из важнейших социальных явлений современной жизни, вид массово-информационной деятельности, обеспечивающей бесперебойное взаимодействие между личностью, группой людей и обществом в целом, а также между различными общественными сферами и даже между поколениями. В процессе журналистской деятельности осуществяется сбор, обработка, хранение и периодическое распространение актуальной общественно-значимой информации.К журналистике зачастую относят такие понятия, как средства массовой коммуникации (СМК) и средства массовой информации (СМИ). Работа журналиста представляет собой опосредованное общение с аудиторией.

Термин «информация» имеет множество толкований. Для журналистов актуальная, общественозначимая информация является объектом деятельности. Она должна быть предоставлена как ноаость, быть оригинальной и полезной для аудитории.

Таким образом, предметом журналистской деятельности является реальная действительность во всем ее многообразии. Журналист выступает субъектом, а массовая аудитория становится объектом, на который направлена деятельность журналиста. Она оказывает опосредованное воздействие.

Распространие эти результатов журналистской деятельности осуществляется при помощи разнообразных каналов передачи информации. Каждый из этих каналов имеет определенную материально-техническую базу и коллектив, требующий особой организации труд

Готовые продукты журналистской деятельности могут быть проверены непосредственными пользователями информации. Аудитория влияет на журналиста тем, что он подготавливает свои материалы в расчёте на определённые категории читателей, слушателей, зрителей.

Суть журналистской работы сводится к передаче готовых материалов по каналам передачи информации аудитории. Иначе работа журналиста не имеет никакого смысла без канала связи и аудитории.

Журналистика – это органичная составная часть современного общества, важный компонент социальной системы. Журналистика отражает общественное сознание и формирует его, служит обществу и одновременно является инструментом социального управления.

 

ВИДЫЖУРНАЛИСТИКИ

В зависимости от используемых технологий и оборудования журналистику подразделяют на следующие виды:

· газетно-журнальная журналистика

· тележурналистика

· радиожурналистика

· интернет-журналистика

· фотожурналистика и др.

Возможны смешения этих видов. Например, фотожурналистика может быть печатной, радиопрограммы могут передаваться через сеть Интернет, в звуковом и текстовом виде, интернет-издания могут готовить программы для радио, телевизионное вещание может быть организовано через сети и т.п.

 

ЖАНРЫЖУРНАЛИСТИКИ

Существуют разные способы разделения журналистских жанров. Большинство же журналистов и исследователей используют традиционный способ разделения жанров:

1. Информационные: хроника, информация, расширенная информация, заметка, интервью, отчёт, репортаж, специальный репортаж, пресс-опрос и др.

2. Аналитические: корреспонденция, комментарий, статья, письмо, рецензия, беседа, эксперимент, рейтинг, обзор, мемуары и др.

3. Художественно-публицистические: зарисовка, эссе, очерк, пасквиль, фельетон, памфлет, история, некролог и др.

4. Шоу-жанр: игры, конкурсы, реалити-шоу, ток-шоу и др.

Со временем, одни жанры начинают преобладать над другими. Так, с развитием интернет-журналистики первое место по распространенности завоевала информационная заметка. Художественно-публицистические жанры в большинстве своем остались в прошлом.

ТИПОЛОГИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ

Типология журналистики весьма условна, так как опирается на социальное объективно-истинное знание, подвергнутое влиянию ценностных общественных установок. Для системного анализа необходимо выявление исторически сложившихся разделов журналистики:

· Политическая журналистика

· Международная журналистика

· Деловая журналистика

· Корпоративная журналистика

· Бульварная журналистика

· Музыкальная журналистика

· Спортивная журналистика

· Научная журналистика

· Ресторанная журналистика

· Журналистские расследования

· Новая журналистика

· Трэвел-журналистика

· Гонзо-журналистика

· Мультимедийная журналистика

· Гражданская журналистика (непрофессиональная журналистика)

· Экономическая журналистика

· Религиозная журналистика и др.

 

РОЛЬ ЖУРНАЛИСТИКИ

Журналистика в обществе занимает весьма значимое место. В последнее время журналистика освящает события всех сфер общественной жизни. Она формирует общественное мнение. В настоящее время появилось множество способов быстрого получения информации. Конечно, это плод тяжелого журналистского труда.

Некоторые журналисты стали инструментом для отдельных личностей - занимаются обсуждением людей. Они часто освящают обществу придуманные данные и формируют негативное настроение. Для журналистов важное значение имеет не преследование краткосрочных интересов, а выражение собственного мнения о происходящих событиях. Это повышает статус всех журналистов в обществе.

Журналист адаптирует часть научно-практического знания для восприятия массовым сознанием в целях принятия социальными группами моделей поведения, идеологии и способов развития. Государство должно поддерживать журналистику и окзывать помощь в решении проблем, возникающих у специалистов в процессе осуществлениия профессиональной деятельности.

Журналистика влияет на общественное сознание. Общественное сознание - это отражение материального отношения людей друг к другу и к природе в процессе отношения людей к действительности.

Еще одна важная роль журналистики - консультативная. Члены общества предлагают через СМИ органам власти свои точки зрения для решения каких-либо государственных проблем. Но эта роль будет иметь влияние на институты власти лишь в том случае, если власть прислушивается к общественному мнению.

Директивную роль журналистики проявляется в формировании общественного мнения. СМИ освещают происходящие события с позиции общества. Публичное мнение позволяет определять направления деятельности журналистов.

Журналисты часто используют методы подсознательного воздействия. Они мунипулируют общественным мнением с помощью стереотипных представлений.

которые внедряются в поток новостей, автоматически вызывая в массовом сознании либо отрицательную, либо положительную реакцию на конкретное событие. Задача прессы в процессе убеждения - создать прочное, устойчивое отношение к данному явлению. Благодаря своей биологической природе, человек подвержен внушению, подражательности и заразительности. Внушением считают воздействие на личность, приводящее к появлению у человека помимо его воли и сознания определенных чувств и / или побуждающее человека к совершению определенных действий. Находясь под воздействием внушения, человек не контролирует направленное на него воздействие. Проще всего внушить человеку то, к чему он предрасположен в силу своих потребностей и интересов. Однако внушить что-то можно и вопреки его воле, вызывая определенные чувства и состояния, толкающие к совершению поступка, возможно, совершенно не следующего из принимаемых им норм и принципов поведения. Сама по себе деятельность СМИ, ставящая задачей внушить что-либо обществу, является негуманной, поскольку люди не могут контролировать направленное на них воздействие и, соответственно, оказываются бессильными перед подобными внушениями. Задача журналиста может заключаться в большей степени в достижении собственных целей и целей организации, которую он представляет. Для направленного воздействия на общественное мнение ему необходимо держать под контролем поток информации и манипулировать им.

Пропаганда за многие годы отработала большое количество приемов для манипулирования общественным сознанием, которые действительно эффективны и позволяют влиять на массу определенным образом. Для воздействия на аудиторию журналист использует определенные методы, так, например, можно выделить метод дезинформации. Смысл в том, что в определенный момент в СМИ «подается» информация, зачастую являющаяся откровенной ложью. Во-первых, дезинформация подается, как правило, из разных источников и западает в подсознание человека, а во-вторых, дезинформация используется в момент принятия какого-либо важного решения, и когда будет известна правда - цель дезинформации уже будет достигнута. Таким образом, этот метод довольно эффективен. Но метод дезинформации является откровенно «грубым» и нечасто используется в современных СМИ.

Можно сказать, что наиболее устойчивой является информация рационально осмысленная и эмоционально усвоенная человеком, но и эта власть очень эффективна, поскольку назревающие процессы недовольства общества могут привести к серьезным последствиям, возможно, даже к неким государственным изменениям.

 

ФУНКЦИИ ЖУРНАЛИСТИКИ

 

Традиционно эксперты выделяет следующие шесть функций журналистики:

1. Коммуникативная (связующая);

2. Организаторская; в которой наиболее наглядно проявляется роль журналистики как «четвертой власти» в обществе;

3. Идеологическая (социально-ориентирующая); вязанную со стремлением оказать глубокое влияние на мировоззренческие основы и ценностные ориентации аудитории, на самосознание людей, их идеалы и стремления, включая мотивацию поведенческих актов;

4. Культурно-образовательную; заключающуюся, по мнению автора, в том, чтобы, будучи одним из институтов культуры общества, участвовать в пропаганде и распространении в жизни общества высоких культурных ценностей, воспитывать людей на образцах общемировой культуры, тем самым способствуя всестороннему развитию человека;

5. Рекламно-справочную; связанную с удовлетворением утилитарных запросов в связи с миром увлечений разных слоев аудитории (сад, огород, туризм, коллекционирование, шахматы и т.д. и т.п.);

6. Рекреативная (развлекательная). вязанную со снятием напряжения, получение удовольствия.

Но следует отметить, что непонятно выделение автором непосредственно - организаторской функции. Ведь, поскольку журналистика является и четвертой властью в обществе, стало быть, она влияет и на мировоззрение и взгляды людей, мотивирует их поведение. Следовательно, эту функцию можно объединить с идеологической. Однако СМИ проявляют себя в совершенно различных сферах, в каждой из которых СМИ выполняют свою определенную функцию.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Журналистика выполняет много функций во всех сферах жизни общества. СМИ является единственный источник информации, который отображает все события и явления окружающего мира. Журналистика входит в состав системы СМИ как основополагающая её часть.

Журналисты перерабатывают информацию для лучшего её восприятия массовой и целевой аудиторией. Это позволяет членам общества принять различные модели поведения, идеологию и способы развития. Журналистика отображает события окружающей действительности. Современному человеку важно быть информированным и иметь представление о происходящих процессах в обществе и окружающей среде.

В конце нужно отметить взаимодействие социологии и журналистики. Объектом исследований в обоих формах познания выступает общество. Социология использует обобщающие массово-статистические методы исследований для прогнозирования процессов и явлений в обществе, а журналистика - индивидуальные методы исследований для глубокого анализа конкретного процесса или явления в текущее время. Зачастую журналисты используют социологические данные в своих работах в качестве аргументов для подтверждения какой-либо точки зрения. Поэтому взаимодополняя друг друга, социология и журналистика создают полную картину, в которой статистически значимые факты и закономерности сочетаются с отражением индивидуальных форм жизнедеятельности общества.

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

1. Грушин, Б.А. Мнение о мире и мир мнений / Б.А. Грушин. – М.: Политиздат, 1967.

2. Журналистика и социология. Учебное пособие / под ред. И.Д. Фомичевой. - М.: МГУ, 1995.

3. Колесниченко, А.В. Практическая журналистика: Учебное пособие / А.В. Колесниченко. – М.: МГУ, 2010.

4. Советский энциклопедический словарь / под ред. А.М. Прохоров. – М.: Советская энциклопедия, 1986.

5. Цвик, В.Л. Введение в журналистику. Учебное пособие / В.Л. Цвик. – М.: МНЭПУ, 2000.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-06-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: