ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр.
Введение…………………………………………………………………………. | |
1 Виды журналистики…………………………………………………………... | |
2 Жанры журналистики…………………………………………………………. | |
3 Типология журналистики……………………………………………………... | |
4 Роль журналистики……………………………………………………………. | |
5 Функции журналистики………………………………………………………. | |
Заключение………………………………………………………………………. | |
Библиографический список…………………………………………………….. |
ВВЕДЕНИЕ
Журналистика – одно из важнейших социальных явлений современной жизни, вид массово-информационной деятельности, обеспечивающей бесперебойное взаимодействие между личностью, группой людей и обществом в целом, а также между различными общественными сферами и даже между поколениями. В процессе журналистской деятельности осуществяется сбор, обработка, хранение и периодическое распространение актуальной общественно-значимой информации.К журналистике зачастую относят такие понятия, как средства массовой коммуникации (СМК) и средства массовой информации (СМИ). Работа журналиста представляет собой опосредованное общение с аудиторией.
Термин «информация» имеет множество толкований. Для журналистов актуальная, общественозначимая информация является объектом деятельности. Она должна быть предоставлена как ноаость, быть оригинальной и полезной для аудитории.
Таким образом, предметом журналистской деятельности является реальная действительность во всем ее многообразии. Журналист выступает субъектом, а массовая аудитория становится объектом, на который направлена деятельность журналиста. Она оказывает опосредованное воздействие.
|
Распространие эти результатов журналистской деятельности осуществляется при помощи разнообразных каналов передачи информации. Каждый из этих каналов имеет определенную материально-техническую базу и коллектив, требующий особой организации труд
Готовые продукты журналистской деятельности могут быть проверены непосредственными пользователями информации. Аудитория влияет на журналиста тем, что он подготавливает свои материалы в расчёте на определённые категории читателей, слушателей, зрителей.
Суть журналистской работы сводится к передаче готовых материалов по каналам передачи информации аудитории. Иначе работа журналиста не имеет никакого смысла без канала связи и аудитории.
Журналистика – это органичная составная часть современного общества, важный компонент социальной системы. Журналистика отражает общественное сознание и формирует его, служит обществу и одновременно является инструментом социального управления.
ВИДЫЖУРНАЛИСТИКИ
В зависимости от используемых технологий и оборудования журналистику подразделяют на следующие виды:
· газетно-журнальная журналистика
· тележурналистика
· радиожурналистика
· интернет-журналистика
· фотожурналистика и др.
Возможны смешения этих видов. Например, фотожурналистика может быть печатной, радиопрограммы могут передаваться через сеть Интернет, в звуковом и текстовом виде, интернет-издания могут готовить программы для радио, телевизионное вещание может быть организовано через сети и т.п.
|
ЖАНРЫЖУРНАЛИСТИКИ
Существуют разные способы разделения журналистских жанров. Большинство же журналистов и исследователей используют традиционный способ разделения жанров:
1. Информационные: хроника, информация, расширенная информация, заметка, интервью, отчёт, репортаж, специальный репортаж, пресс-опрос и др.
2. Аналитические: корреспонденция, комментарий, статья, письмо, рецензия, беседа, эксперимент, рейтинг, обзор, мемуары и др.
3. Художественно-публицистические: зарисовка, эссе, очерк, пасквиль, фельетон, памфлет, история, некролог и др.
4. Шоу-жанр: игры, конкурсы, реалити-шоу, ток-шоу и др.
Со временем, одни жанры начинают преобладать над другими. Так, с развитием интернет-журналистики первое место по распространенности завоевала информационная заметка. Художественно-публицистические жанры в большинстве своем остались в прошлом.
ТИПОЛОГИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ
Типология журналистики весьма условна, так как опирается на социальное объективно-истинное знание, подвергнутое влиянию ценностных общественных установок. Для системного анализа необходимо выявление исторически сложившихся разделов журналистики:
· Политическая журналистика
· Международная журналистика
· Деловая журналистика
· Корпоративная журналистика
· Бульварная журналистика
· Музыкальная журналистика
· Спортивная журналистика
· Научная журналистика
· Ресторанная журналистика
· Журналистские расследования
· Новая журналистика
· Трэвел-журналистика
|
· Гонзо-журналистика
· Мультимедийная журналистика
· Гражданская журналистика (непрофессиональная журналистика)
· Экономическая журналистика
· Религиозная журналистика и др.
РОЛЬ ЖУРНАЛИСТИКИ
Журналистика в обществе занимает весьма значимое место. В последнее время журналистика освящает события всех сфер общественной жизни. Она формирует общественное мнение. В настоящее время появилось множество способов быстрого получения информации. Конечно, это плод тяжелого журналистского труда.
Некоторые журналисты стали инструментом для отдельных личностей - занимаются обсуждением людей. Они часто освящают обществу придуманные данные и формируют негативное настроение. Для журналистов важное значение имеет не преследование краткосрочных интересов, а выражение собственного мнения о происходящих событиях. Это повышает статус всех журналистов в обществе.
Журналист адаптирует часть научно-практического знания для восприятия массовым сознанием в целях принятия социальными группами моделей поведения, идеологии и способов развития. Государство должно поддерживать журналистику и окзывать помощь в решении проблем, возникающих у специалистов в процессе осуществлениия профессиональной деятельности.
Журналистика влияет на общественное сознание. Общественное сознание - это отражение материального отношения людей друг к другу и к природе в процессе отношения людей к действительности.
Еще одна важная роль журналистики - консультативная. Члены общества предлагают через СМИ органам власти свои точки зрения для решения каких-либо государственных проблем. Но эта роль будет иметь влияние на институты власти лишь в том случае, если власть прислушивается к общественному мнению.
Директивную роль журналистики проявляется в формировании общественного мнения. СМИ освещают происходящие события с позиции общества. Публичное мнение позволяет определять направления деятельности журналистов.
Журналисты часто используют методы подсознательного воздействия. Они мунипулируют общественным мнением с помощью стереотипных представлений.
которые внедряются в поток новостей, автоматически вызывая в массовом сознании либо отрицательную, либо положительную реакцию на конкретное событие. Задача прессы в процессе убеждения - создать прочное, устойчивое отношение к данному явлению. Благодаря своей биологической природе, человек подвержен внушению, подражательности и заразительности. Внушением считают воздействие на личность, приводящее к появлению у человека помимо его воли и сознания определенных чувств и / или побуждающее человека к совершению определенных действий. Находясь под воздействием внушения, человек не контролирует направленное на него воздействие. Проще всего внушить человеку то, к чему он предрасположен в силу своих потребностей и интересов. Однако внушить что-то можно и вопреки его воле, вызывая определенные чувства и состояния, толкающие к совершению поступка, возможно, совершенно не следующего из принимаемых им норм и принципов поведения. Сама по себе деятельность СМИ, ставящая задачей внушить что-либо обществу, является негуманной, поскольку люди не могут контролировать направленное на них воздействие и, соответственно, оказываются бессильными перед подобными внушениями. Задача журналиста может заключаться в большей степени в достижении собственных целей и целей организации, которую он представляет. Для направленного воздействия на общественное мнение ему необходимо держать под контролем поток информации и манипулировать им.
Пропаганда за многие годы отработала большое количество приемов для манипулирования общественным сознанием, которые действительно эффективны и позволяют влиять на массу определенным образом. Для воздействия на аудиторию журналист использует определенные методы, так, например, можно выделить метод дезинформации. Смысл в том, что в определенный момент в СМИ «подается» информация, зачастую являющаяся откровенной ложью. Во-первых, дезинформация подается, как правило, из разных источников и западает в подсознание человека, а во-вторых, дезинформация используется в момент принятия какого-либо важного решения, и когда будет известна правда - цель дезинформации уже будет достигнута. Таким образом, этот метод довольно эффективен. Но метод дезинформации является откровенно «грубым» и нечасто используется в современных СМИ.
Можно сказать, что наиболее устойчивой является информация рационально осмысленная и эмоционально усвоенная человеком, но и эта власть очень эффективна, поскольку назревающие процессы недовольства общества могут привести к серьезным последствиям, возможно, даже к неким государственным изменениям.
ФУНКЦИИ ЖУРНАЛИСТИКИ
Традиционно эксперты выделяет следующие шесть функций журналистики:
1. Коммуникативная (связующая);
2. Организаторская; в которой наиболее наглядно проявляется роль журналистики как «четвертой власти» в обществе;
3. Идеологическая (социально-ориентирующая); вязанную со стремлением оказать глубокое влияние на мировоззренческие основы и ценностные ориентации аудитории, на самосознание людей, их идеалы и стремления, включая мотивацию поведенческих актов;
4. Культурно-образовательную; заключающуюся, по мнению автора, в том, чтобы, будучи одним из институтов культуры общества, участвовать в пропаганде и распространении в жизни общества высоких культурных ценностей, воспитывать людей на образцах общемировой культуры, тем самым способствуя всестороннему развитию человека;
5. Рекламно-справочную; связанную с удовлетворением утилитарных запросов в связи с миром увлечений разных слоев аудитории (сад, огород, туризм, коллекционирование, шахматы и т.д. и т.п.);
6. Рекреативная (развлекательная). вязанную со снятием напряжения, получение удовольствия.
Но следует отметить, что непонятно выделение автором непосредственно - организаторской функции. Ведь, поскольку журналистика является и четвертой властью в обществе, стало быть, она влияет и на мировоззрение и взгляды людей, мотивирует их поведение. Следовательно, эту функцию можно объединить с идеологической. Однако СМИ проявляют себя в совершенно различных сферах, в каждой из которых СМИ выполняют свою определенную функцию.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Журналистика выполняет много функций во всех сферах жизни общества. СМИ является единственный источник информации, который отображает все события и явления окружающего мира. Журналистика входит в состав системы СМИ как основополагающая её часть.
Журналисты перерабатывают информацию для лучшего её восприятия массовой и целевой аудиторией. Это позволяет членам общества принять различные модели поведения, идеологию и способы развития. Журналистика отображает события окружающей действительности. Современному человеку важно быть информированным и иметь представление о происходящих процессах в обществе и окружающей среде.
В конце нужно отметить взаимодействие социологии и журналистики. Объектом исследований в обоих формах познания выступает общество. Социология использует обобщающие массово-статистические методы исследований для прогнозирования процессов и явлений в обществе, а журналистика - индивидуальные методы исследований для глубокого анализа конкретного процесса или явления в текущее время. Зачастую журналисты используют социологические данные в своих работах в качестве аргументов для подтверждения какой-либо точки зрения. Поэтому взаимодополняя друг друга, социология и журналистика создают полную картину, в которой статистически значимые факты и закономерности сочетаются с отражением индивидуальных форм жизнедеятельности общества.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Грушин, Б.А. Мнение о мире и мир мнений / Б.А. Грушин. – М.: Политиздат, 1967.
2. Журналистика и социология. Учебное пособие / под ред. И.Д. Фомичевой. - М.: МГУ, 1995.
3. Колесниченко, А.В. Практическая журналистика: Учебное пособие / А.В. Колесниченко. – М.: МГУ, 2010.
4. Советский энциклопедический словарь / под ред. А.М. Прохоров. – М.: Советская энциклопедия, 1986.
5. Цвик, В.Л. Введение в журналистику. Учебное пособие / В.Л. Цвик. – М.: МНЭПУ, 2000.