Какие же цели и задачи должна ставить школа?




Принципы взаимодействия семьи и школы в условиях ФГОС

Закон «Об образовании» обязывает семью создавать необходимые условия для того, чтобы дети своевременно могли получать образование и профессиональную подготовку, воспитывать детей нравственными, прививать им трудовые навыки, бережное отношение к общественной собственности, проявлять особую заботу о здоровье ребенка, о его полноценном физическом развитии.

Какие же цели и задачи должна ставить школа?

Цель и задачи:

Федеральный государственный образовательный Стандарт ориентирован на становление личностных качеств ученика, особую роль в развитии которых играют родители как субъекты образовательного процесса. Самый распространенный вопрос, который обычно задается при обсуждении взаимодействия школы и родителей можно сформулировать следующим образом: как создать систему работы с родителями, как выстроить развивающееся взаимодействие?

 

Для этого необходимо:

 

1.Найти новые оптимальные, эффективные, развивающие формы и методы совместной деятельности семьи и школы;

2.Привлечь родителей к управлению учебно-воспитательным процессом;

3.Создать систему поощрения активности родителей;

4.Распространять положительный опыт семейного воспитания;

5.Сохранять и создавать новые традиции в области сотрудничества семьи и школы;

Каковы же принципы взаимодействия семьи и школы?

 

Сегодня, в условиях ФГОС необходимо внедрять в учебный процесс инновационные формы работы с родителями, которые эффективно влияют на процессы взаимодействия между педагогами, обучающимися и семьей. Для того, чтобы взаимоотношения между школой и семьей были добрыми, понимающими, полезными, результативными и, самое главное, не навредили ребенку, их необходимо выстраивать по определенным принципам.

 

 

Пинцип соглашения:

Первостепенное значение следует придавать принципу соглашения. Его сущность можно выразить следующим словами:

«Договорись на берегу, прежде чем отправиться в плавание»

Данный принцип реализуется первым в поочередной последовательности всех руководящих положений. Он предполагает:

-Общие позиции школы и семьи в их представлениях о воспитании и о цели воспитания: какими мы хотим видеть детей по окончании школы;

-Договоренность двух сторон (школа – семья) об основах организации школьной жизнедеятельности детей, об условиях взаимоотношений этих двух сторон, о правах и обязанностях школы и семьи по отношению друг к другу.

Осуществляется данный принцип путем метода договора. Он является ключевым и состоит из проведенных предварительных переговоров по вопросу взаимных обязательств и выработки соглашения о взаимном исполнении принятых обязательств. Такая форма работы, как дискуссия, приветствуется в любых ее проявлениях для достижения обоюдного согласия.

Принцип сопряжения можно выразить так:

«Если хотим доплыть, гребем в одну сторону». Данный принцип предполагает согласное установление взаимосвязи двух разных сфер жизни ребенка, семьи и школы, через определение их функций содействия наилучшим достижениям ребенка в его физическом и духовном развитии, так, чтобы действия одного партнера сопровождались обязательно соответствующими действиями другого. Ключом для реализации принципа сопряжения является предложение по вопросу воспитания ребенка. Оно высказывается и педагогами, и родителями. Школьное восприятие ребенка не совпадает с восприятием его как представителя семьи и носителя семейных от­ношений. Любящий сын и нежный внук в школе ведет себя как отъяв­ленный грубиян; замечательная ученица, гордость и надежда школы оказывается эгоистичной и жестокой по отношению к родителям. Та­кие истории нередко пересказываются педагогами экспрессивно и пес­симистично.

Принцип сопряжения указывает на возможное противоречие меж­ду двумя сферами воспитания и на необходимость приводить в неко­торое соответствие организацию жизни ребенка в этих сферах. Акт воспитательного воздействия в школе и семье должен сохранять свои принципиальные черты, так чтобы его продуктом всегда было восхож­дение ребенка вверх по лестнице культуры человечества.

Педагог влияет на изменение семейных отношений через измене­ние семейных условий. С позиции любви к ребенку родители могут пойти на изменение условий семейной жизни. Отношения они не спо­собны изменять — но готовы согласиться с педагогом на некоторые детали в изменении условий жизни.

…Если педагог использует многообразие методик опосредованного влияния родителей, то очень скоро результаты проявят себя в позитивных изменениях детей: их поведение станет ровнее, исчезнет былая агрессивность, появятся доверчивость и мягкость манер, улуч­шатся взаимоотношения между детьми, успешнее станут учебные за­нятия, интереснее внеклассное общение.

Общим итогом сопряжения становится единое поле воспитатель­ного пространства и гармонизация условий разрешения ребенком трудностей своего личностного роста.

«Сопереживание» — это взаимное выражение отношения к происходящему в жизни семьи и школы, выявляющее взаимное уважение и взаимную распо­ложенность этих партнеров, организующих жизнедеятельность ребенка.

 

Принцип сопереживания

Суть этого принципа заключается в следующем выражении: «Скорость нашей лодки зависит от самочувствия гребцов». Принцип сопереживания обеспечивает:

* Благоприятное самочувствие партнеров

* Взаимное выражение отношения к происходящему в жизни школы и семьи

*Взаимное уважение, доверие и расположенность партнеров, организующих жизнедеятельность ребенка

* Предоставление родителям свободы выбора

* Избежание противоборства и конфликтов

Этот принцип объединяет, сплачивает, поселяет взаим­ное доверие друг к другу и открывает двери для содружества. Этот принцип целиком обусловлен способностью педагогов мысленно становиться в положение другого человека и проживать радости и горести, трудно­сти и успехи этого человека как свои собственные. Что же касается родителей, то следует говорить о присущей им при­родной способности сопереживать своему ребенку, однако нельзя ут­верждать, что их столь же волнует ребенок вообще и тем более все дети школы. Нельзя утверждать достоверно, что их волнует судьба товари­щей их чада.

Сопереживание организуется, инициируется педагогом, к сопере­живанию приучается семья, родителей научает школа волноваться за детей, за их счастье, за положение в обществе, за события в мире. Вновь, рискуя быть обвиненными в повторении, заметим: педагог воспиты­вает детей, педагогу необходимо, чтобы дети выросли эмоционально отзывчивыми к миру и в школе жили в атмосфере внимания и забо­ты, — вот почему педагогу приходится выводить родителей на сопере­живание окружающему миру и в этом мире — любому человеку, что бы с ним ни случилось.

…Ключом воплощения данного принципа становится отклик на со­бытие, публично выраженное отношение к происшедшему, будь это масштаб школы, семьи, страны, мира.

В практической реализации принципа сопереживания централь­ным вопросом является признание автономии внутреннего мира дру­гого человека, тонкой и ранимой души, с которой обращаться следует нежно.

Общим результатом двустороннего терпеливого взращивания в шко­ле и воспроизводимого в семье нежного прикосновения к личности как проявления принципа сопереживания становится благополучный социально-психологический климат школы и семьи, обеспечива­ющий максимально возможное личностное развитие ребенка.

Принцип сопричастности

«Сопричастность» — это проявление взаимного заинтересованного отноше­ния к жизнедеятельности ребенка в семейной и школьной сферах его жизни во имя практического создания наилучших условий для его развития.

Педагогическим последствием воплощенного принципа сопричаст­ности выступает совершенно неожиданное и удивительное качество детей — их открытость, базирующаяся на опыте наблюдения взаим­ного уважения взрослых людей, заключивших альянс. Это качество позволит личности школьника свободно и полно выявлять свое «Я» в жизненных сферах своей жизни, где ему не будет страшно и где не надо будет ежеминутно примериваться к неожиданным противоречивым нормам, предъявляемым ему взрослыми.

«В общем плавании разделим полномочия». Быть сопричастным – это значит взять на себя часть происходящего с ребенком, себя чувствовать частью ребенка и делать все то, что делал бы ты, будучи на его месте. Быть сопричастным – это значит проявлять взаимное, непосредственное или опосредованное отношение к жизнедеятельности ребенка в семейной и школьной сферах его жизни во имя практического создания наилучших условий для развития ребенка. Ключевой методикой для воплощения данного принципа становится помощь во всех ее проявлениях. Самое важное в реализации принципа сопричастности – соблюдение полномочных границ. принцип организационного обоюдно­го порядка в практически-действенном созидании единых норматив­ных установок жизни. Все, что происходит с ребенком в семье или школе,

сказывается на его личностном формировании. То, что имеет решающее значение, должно прослеживаться взрослыми, и вовремя оказываться помощь. Эта помощь имеет свои неповторимые виды и формы. Иногда помощь ребенку заключается в том, чтобы, зная об его оплошности, нечаянном проступке, никому не сказать, а посодейство­вать исправлению последствий. Порой помощь в том, чтобы встать на защиту ребенка, не позволяя его обижать. Но помощь оказывается и в том, чтобы накормить ребенка или починить ему порванную одежду. Когда оказывается помощь, ребенок чувствует, что он небезразличен людям, что его замечают, хотят добра, что вокруг него есть люди, что рядом с ним — другой Человек.

Быть сопричастным — взять на себя часть происходящего с ребен­ком, себя чувствовать частью ребенка и делать все то, что делал бы ты, будучи на его месте.

 

Принцип содеянности:

«Доплывем, если объединим общие усилия», так можно выразить данный принцип. Он предполагает:

- реальное свершение действий, способствующих «здесь и сейчас» повышению условий жизнедеятельности развивающегося ребенка;

 

- приобщение семьи к участию в общем деле школы;

- поощрение достижений и личных вкладов каждого родителя в дела школы;

- умение ценить, максимально развивать и поддерживать инициативу и творческие способности родителей в школьном коллективе; Практическое дело всегда расценивается как главный критерий оценки отношений между субъектами. Несмотря на то, что с этим не всегда можно согласиться, потому что в такой формулировке исключается учет мотивации субъекта дела, люди доверяют делам более, чем словам, потому что дело — материализованная форма отношения. В деле отношение как бы опредмечивается, становясь осязаемым и даже измеримым. А там, где есть место подсчету, там всегда рождается иллюзия возможности точно выявить незримое отношение.

И здесь интересы школьника лежат в основе. Дело организуется как элемент воспитания. Более того, дело осуществляется вместе даже не потому, что его трудно одному исполнить (в конце концов, можно нанять за плату рабочую силу!), а потому, что совместная деятельность, доступная детскому зрительному восприятию, сохраняющая свою материализованную форму в виде предметного результата, чрезвычайно важна ребенку для его развития. И вот почему.

В сознании ребенка сферы «семья» и «школа» изолированно представлены и независимо, на его взгляд, существуют друг от друга. Он не фиксирует взаимные скрытые влияния, не осознает единой направленности воспитательных воздействий, хотя, разумеется, подвластен им и проживает психологическую комфортность при единстве воспитательных воздействий. Когда же педагоги и родители вдруг предстают перед его сознанием как два равных субъекта (человек, взрослый, граж­данин, товарищ, мне дорогие люди), в сознании происходит смещение этих доселе автономных сфер, и изолированность разрушается. А все это очень важно для процесса становления его общественного сознания: он вдруг явственно воспринимает образ «общества», а себя самого видит помещенным в эту новую и широкую сферу — общество.

Субъектами воплощения данного принципа в реальность повседневности являются педагоги и родители. Но полноправным субъектом может стать и сам ребенок.

…Очертим общий воспитательный результат практически осуществ­ляемого принципа содеянности. Он заключается в привычке, умении, радости самостоятельно изменять свою жизнь и улучшать ее по соб­ственному желанию и с помощью солидарной деятельности людей разных сфер — короче, в формировании у школьника образа человека как кузнеца своей жизни. Принципы взаимодействия школы и семьи.

(Цитаты из работы:.Щуркова Н.Е. Прикладная педагогика воспитания. - М.,2005. С.298-314)

Принцип гуманистической ориентации во взаимодей­ствии с семьей, который предполагает:

- выявление и учет интересов, потребностей участников взаимодействия при организации совместной деятель­ности и общения;

- опору на положительные стороны родителей и детей;

- раскрытие индивидуальности каждого, предоставление возможности проявить свою индивидуальность и дос­тичь успеха и одобрения окружающих в совместной де­ятельности;

- доверие ребенку и родителям;

- принятие родителей как своих союзников, единомыш­ленников в воспитании ребенка;

- подход с оптимистической гипотезой к семье, родите­лям, ребенку, к решению возникающих проблем;

- принятие, учет традиций семьи, толерантность, уважи­тельное отношение к каждому участнику взаимодей­ствия, его мнению;

- восприятие, оценку поступков ребенка как представи­теля семьи, носителя интересов семьи;

- обеспечение единства педагогических влияний на ре­бенка, влияний детского коллектива педагогов и роди­телей;

- заинтересованное отношение к судьбе ребенка, пробле­мам семьи, защиту интересов ребенка и семьи, помощь в решении проблем;

- обеспечение свободы совести, вероисповедания ребенка и родителей;

- содействие формированию гуманных, доброжелатель­ных, уважительных отношений между родителями и детьми;

- заботу о здоровье ребенка, о здоровом образе жизни се­мьи;

- создание ситуаций взаимного внимания, заботы о се­мье, детях, родителях.

Принцип управления взаимодействием школы и семьи.

Этот принцип означает:

- изучение состояния, отслеживание результатов взаи­модействия педагогов и семьи на уровне школы и в клас­сных коллективах;

- выявление трудностей, проблем взаимодействия педа­гогов и семьи и отбор педагогических средств его регу­лирования;

- организацию изучения и обобщения передового опыта взаимодействия педагогов и семьи;

- пропаганду лучших достижений взаимодействия педа­гогов и семьи, родителей и детей;

- подготовку педагогов, учащихся и родителей к совмест­ной деятельности;

- создание благоприятной атмосферы, обстановки для ус­тановления контактов при организации совместной де­ятельности;

- оказание методической помощи педагогам и родителям в организации взаимодействия на всех уровнях — в клас­се и школе; между педагогами и родителями, родителя­ми и детьми;

- стимулирование взаимодействия школы и семьи.

Для достижения названных целей предусматривается решение следующих задач:

  • обеспечение охраны прав детей в процессе их жизнедеятельности,
  • влияние на формирование в семье стереотипов здорового образа жизни, профилактика вредных привычек,
  • формирование системы социально-педагогических и психолого-педагогических услуг, направленных на повышение уровня и качества семейного воспитания, повышение культуры семейных взаимоотношений,
  • предупреждение детской безнадзорности, асоциального поведения,
  • координация деятельности структур и ведомств в интересах семьи и ребенка.

Этого можно достичь при условии создания открытых воспитательных систем, способных обеспечить содействие семье других социальных институтов, государственных и общественных учреждений, оказать всестороннюю помощь в решении ее насущных проблем, организации психолого-педагогической поддержки семье.

Эффективность взаимодействия определяется взаимными установками семьи и образовательного учреждения. Наиболее успешно они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу.

Эффективность взаимодействия обеспечивается также опорой на психолого-педагогические принципы: научность, единство действий, связь с жизнью, диагностика, использование идей, средств народной педагогики как основы домашнего воспитания, выбор оптимальных форм, средств и методов воздействия и др.

Развитие взаимодействия школы и семьи зависит также от решения ряда организационно-управленческих задач:

- проведение всех воспитательных мероприятий в школе и классе с участием родителей;

-обеспечение системы психолого - медико - педагогическо­го просвещения родителей;

- организация методической работы с педагогами по про­блеме взаимодействия с семьей;

- разработка и обеспечение системы стимулирования вза­имодействия участников воспитательного процесса;

- организация работы родительского комитета, поднятие его престижа и роли в решении вопросов жизнедеятель­ности коллектива школы.

Главной идеей развития взаимодействия является при­знание и обеспечение субъектной позиции всех участников педагогического процесса.

Реализация этой идеи означает, что каждому родителю, педагогу, ребенку предоставлены право и возможность удов­летворять, реализовывать свои интересы, высказывать мне­ние, проявлять активность.

Субъектная позиция родителей и детей в учебно-воспита­тельном процессе является результатом и условием разви­тия взаимодействия педагогов и семьи.

Важнейшими условиями формирования субъектной по­зиции в любом виде деятельности являются:

- сознание важности и значимости предстоящей дея­тельности для себя и других, личного вклада в общий результат, настроенность на предстоящую работу;

- включение детей и родителей в процесс целеполагания и планирования учебной деятельности;

- владение способами проектирования собственной дея­тельности;

- предоставление возможности принимать самостоятель­ные решения;

- ориентация на интересы и потребности семьи, родите­лей и детей, обеспечение им возможности добиться по­ложительных результатов, успеха в работе;

- привлечение родителей и детей к анализу собствен­ной и коллективной деятельности, организация реф­лексии.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: