Принципы взаимодействия семьи и школы в условиях ФГОС
Закон «Об образовании» обязывает семью создавать необходимые условия для того, чтобы дети своевременно могли получать образование и профессиональную подготовку, воспитывать детей нравственными, прививать им трудовые навыки, бережное отношение к общественной собственности, проявлять особую заботу о здоровье ребенка, о его полноценном физическом развитии.
Какие же цели и задачи должна ставить школа?
Цель и задачи:
Федеральный государственный образовательный Стандарт ориентирован на становление личностных качеств ученика, особую роль в развитии которых играют родители как субъекты образовательного процесса. Самый распространенный вопрос, который обычно задается при обсуждении взаимодействия школы и родителей можно сформулировать следующим образом: как создать систему работы с родителями, как выстроить развивающееся взаимодействие?
Для этого необходимо:
1.Найти новые оптимальные, эффективные, развивающие формы и методы совместной деятельности семьи и школы;
2.Привлечь родителей к управлению учебно-воспитательным процессом;
3.Создать систему поощрения активности родителей;
4.Распространять положительный опыт семейного воспитания;
5.Сохранять и создавать новые традиции в области сотрудничества семьи и школы;
Каковы же принципы взаимодействия семьи и школы?
Сегодня, в условиях ФГОС необходимо внедрять в учебный процесс инновационные формы работы с родителями, которые эффективно влияют на процессы взаимодействия между педагогами, обучающимися и семьей. Для того, чтобы взаимоотношения между школой и семьей были добрыми, понимающими, полезными, результативными и, самое главное, не навредили ребенку, их необходимо выстраивать по определенным принципам.
|
Пинцип соглашения:
Первостепенное значение следует придавать принципу соглашения. Его сущность можно выразить следующим словами:
«Договорись на берегу, прежде чем отправиться в плавание»
Данный принцип реализуется первым в поочередной последовательности всех руководящих положений. Он предполагает:
-Общие позиции школы и семьи в их представлениях о воспитании и о цели воспитания: какими мы хотим видеть детей по окончании школы;
-Договоренность двух сторон (школа – семья) об основах организации школьной жизнедеятельности детей, об условиях взаимоотношений этих двух сторон, о правах и обязанностях школы и семьи по отношению друг к другу.
Осуществляется данный принцип путем метода договора. Он является ключевым и состоит из проведенных предварительных переговоров по вопросу взаимных обязательств и выработки соглашения о взаимном исполнении принятых обязательств. Такая форма работы, как дискуссия, приветствуется в любых ее проявлениях для достижения обоюдного согласия.
Принцип сопряжения можно выразить так:
«Если хотим доплыть, гребем в одну сторону». Данный принцип предполагает согласное установление взаимосвязи двух разных сфер жизни ребенка, семьи и школы, через определение их функций содействия наилучшим достижениям ребенка в его физическом и духовном развитии, так, чтобы действия одного партнера сопровождались обязательно соответствующими действиями другого. Ключом для реализации принципа сопряжения является предложение по вопросу воспитания ребенка. Оно высказывается и педагогами, и родителями. Школьное восприятие ребенка не совпадает с восприятием его как представителя семьи и носителя семейных отношений. Любящий сын и нежный внук в школе ведет себя как отъявленный грубиян; замечательная ученица, гордость и надежда школы оказывается эгоистичной и жестокой по отношению к родителям. Такие истории нередко пересказываются педагогами экспрессивно и пессимистично.
|
Принцип сопряжения указывает на возможное противоречие между двумя сферами воспитания и на необходимость приводить в некоторое соответствие организацию жизни ребенка в этих сферах. Акт воспитательного воздействия в школе и семье должен сохранять свои принципиальные черты, так чтобы его продуктом всегда было восхождение ребенка вверх по лестнице культуры человечества.
Педагог влияет на изменение семейных отношений через изменение семейных условий. С позиции любви к ребенку родители могут пойти на изменение условий семейной жизни. Отношения они не способны изменять — но готовы согласиться с педагогом на некоторые детали в изменении условий жизни.
…Если педагог использует многообразие методик опосредованного влияния родителей, то очень скоро результаты проявят себя в позитивных изменениях детей: их поведение станет ровнее, исчезнет былая агрессивность, появятся доверчивость и мягкость манер, улучшатся взаимоотношения между детьми, успешнее станут учебные занятия, интереснее внеклассное общение.
|
Общим итогом сопряжения становится единое поле воспитательного пространства и гармонизация условий разрешения ребенком трудностей своего личностного роста.
«Сопереживание» — это взаимное выражение отношения к происходящему в жизни семьи и школы, выявляющее взаимное уважение и взаимную расположенность этих партнеров, организующих жизнедеятельность ребенка.
Принцип сопереживания
Суть этого принципа заключается в следующем выражении: «Скорость нашей лодки зависит от самочувствия гребцов». Принцип сопереживания обеспечивает:
* Благоприятное самочувствие партнеров
* Взаимное выражение отношения к происходящему в жизни школы и семьи
*Взаимное уважение, доверие и расположенность партнеров, организующих жизнедеятельность ребенка
* Предоставление родителям свободы выбора
* Избежание противоборства и конфликтов
Этот принцип объединяет, сплачивает, поселяет взаимное доверие друг к другу и открывает двери для содружества. Этот принцип целиком обусловлен способностью педагогов мысленно становиться в положение другого человека и проживать радости и горести, трудности и успехи этого человека как свои собственные. Что же касается родителей, то следует говорить о присущей им природной способности сопереживать своему ребенку, однако нельзя утверждать, что их столь же волнует ребенок вообще и тем более все дети школы. Нельзя утверждать достоверно, что их волнует судьба товарищей их чада.
Сопереживание организуется, инициируется педагогом, к сопереживанию приучается семья, родителей научает школа волноваться за детей, за их счастье, за положение в обществе, за события в мире. Вновь, рискуя быть обвиненными в повторении, заметим: педагог воспитывает детей, педагогу необходимо, чтобы дети выросли эмоционально отзывчивыми к миру и в школе жили в атмосфере внимания и заботы, — вот почему педагогу приходится выводить родителей на сопереживание окружающему миру и в этом мире — любому человеку, что бы с ним ни случилось.
…Ключом воплощения данного принципа становится отклик на событие, публично выраженное отношение к происшедшему, будь это масштаб школы, семьи, страны, мира.
В практической реализации принципа сопереживания центральным вопросом является признание автономии внутреннего мира другого человека, тонкой и ранимой души, с которой обращаться следует нежно.
Общим результатом двустороннего терпеливого взращивания в школе и воспроизводимого в семье нежного прикосновения к личности как проявления принципа сопереживания становится благополучный социально-психологический климат школы и семьи, обеспечивающий максимально возможное личностное развитие ребенка.
Принцип сопричастности
«Сопричастность» — это проявление взаимного заинтересованного отношения к жизнедеятельности ребенка в семейной и школьной сферах его жизни во имя практического создания наилучших условий для его развития.
Педагогическим последствием воплощенного принципа сопричастности выступает совершенно неожиданное и удивительное качество детей — их открытость, базирующаяся на опыте наблюдения взаимного уважения взрослых людей, заключивших альянс. Это качество позволит личности школьника свободно и полно выявлять свое «Я» в жизненных сферах своей жизни, где ему не будет страшно и где не надо будет ежеминутно примериваться к неожиданным противоречивым нормам, предъявляемым ему взрослыми.
«В общем плавании разделим полномочия». Быть сопричастным – это значит взять на себя часть происходящего с ребенком, себя чувствовать частью ребенка и делать все то, что делал бы ты, будучи на его месте. Быть сопричастным – это значит проявлять взаимное, непосредственное или опосредованное отношение к жизнедеятельности ребенка в семейной и школьной сферах его жизни во имя практического создания наилучших условий для развития ребенка. Ключевой методикой для воплощения данного принципа становится помощь во всех ее проявлениях. Самое важное в реализации принципа сопричастности – соблюдение полномочных границ. принцип организационного обоюдного порядка в практически-действенном созидании единых нормативных установок жизни. Все, что происходит с ребенком в семье или школе,
сказывается на его личностном формировании. То, что имеет решающее значение, должно прослеживаться взрослыми, и вовремя оказываться помощь. Эта помощь имеет свои неповторимые виды и формы. Иногда помощь ребенку заключается в том, чтобы, зная об его оплошности, нечаянном проступке, никому не сказать, а посодействовать исправлению последствий. Порой помощь в том, чтобы встать на защиту ребенка, не позволяя его обижать. Но помощь оказывается и в том, чтобы накормить ребенка или починить ему порванную одежду. Когда оказывается помощь, ребенок чувствует, что он небезразличен людям, что его замечают, хотят добра, что вокруг него есть люди, что рядом с ним — другой Человек.
Быть сопричастным — взять на себя часть происходящего с ребенком, себя чувствовать частью ребенка и делать все то, что делал бы ты, будучи на его месте.
Принцип содеянности:
«Доплывем, если объединим общие усилия», так можно выразить данный принцип. Он предполагает:
- реальное свершение действий, способствующих «здесь и сейчас» повышению условий жизнедеятельности развивающегося ребенка;
- приобщение семьи к участию в общем деле школы;
- поощрение достижений и личных вкладов каждого родителя в дела школы;
- умение ценить, максимально развивать и поддерживать инициативу и творческие способности родителей в школьном коллективе; Практическое дело всегда расценивается как главный критерий оценки отношений между субъектами. Несмотря на то, что с этим не всегда можно согласиться, потому что в такой формулировке исключается учет мотивации субъекта дела, люди доверяют делам более, чем словам, потому что дело — материализованная форма отношения. В деле отношение как бы опредмечивается, становясь осязаемым и даже измеримым. А там, где есть место подсчету, там всегда рождается иллюзия возможности точно выявить незримое отношение.
И здесь интересы школьника лежат в основе. Дело организуется как элемент воспитания. Более того, дело осуществляется вместе даже не потому, что его трудно одному исполнить (в конце концов, можно нанять за плату рабочую силу!), а потому, что совместная деятельность, доступная детскому зрительному восприятию, сохраняющая свою материализованную форму в виде предметного результата, чрезвычайно важна ребенку для его развития. И вот почему.
В сознании ребенка сферы «семья» и «школа» изолированно представлены и независимо, на его взгляд, существуют друг от друга. Он не фиксирует взаимные скрытые влияния, не осознает единой направленности воспитательных воздействий, хотя, разумеется, подвластен им и проживает психологическую комфортность при единстве воспитательных воздействий. Когда же педагоги и родители вдруг предстают перед его сознанием как два равных субъекта (человек, взрослый, гражданин, товарищ, мне дорогие люди), в сознании происходит смещение этих доселе автономных сфер, и изолированность разрушается. А все это очень важно для процесса становления его общественного сознания: он вдруг явственно воспринимает образ «общества», а себя самого видит помещенным в эту новую и широкую сферу — общество.
Субъектами воплощения данного принципа в реальность повседневности являются педагоги и родители. Но полноправным субъектом может стать и сам ребенок.
…Очертим общий воспитательный результат практически осуществляемого принципа содеянности. Он заключается в привычке, умении, радости самостоятельно изменять свою жизнь и улучшать ее по собственному желанию и с помощью солидарной деятельности людей разных сфер — короче, в формировании у школьника образа человека как кузнеца своей жизни. Принципы взаимодействия школы и семьи.
(Цитаты из работы:.Щуркова Н.Е. Прикладная педагогика воспитания. - М.,2005. С.298-314)
Принцип гуманистической ориентации во взаимодействии с семьей, который предполагает:
- выявление и учет интересов, потребностей участников взаимодействия при организации совместной деятельности и общения;
- опору на положительные стороны родителей и детей;
- раскрытие индивидуальности каждого, предоставление возможности проявить свою индивидуальность и достичь успеха и одобрения окружающих в совместной деятельности;
- доверие ребенку и родителям;
- принятие родителей как своих союзников, единомышленников в воспитании ребенка;
- подход с оптимистической гипотезой к семье, родителям, ребенку, к решению возникающих проблем;
- принятие, учет традиций семьи, толерантность, уважительное отношение к каждому участнику взаимодействия, его мнению;
- восприятие, оценку поступков ребенка как представителя семьи, носителя интересов семьи;
- обеспечение единства педагогических влияний на ребенка, влияний детского коллектива педагогов и родителей;
- заинтересованное отношение к судьбе ребенка, проблемам семьи, защиту интересов ребенка и семьи, помощь в решении проблем;
- обеспечение свободы совести, вероисповедания ребенка и родителей;
- содействие формированию гуманных, доброжелательных, уважительных отношений между родителями и детьми;
- заботу о здоровье ребенка, о здоровом образе жизни семьи;
- создание ситуаций взаимного внимания, заботы о семье, детях, родителях.
Принцип управления взаимодействием школы и семьи.
Этот принцип означает:
- изучение состояния, отслеживание результатов взаимодействия педагогов и семьи на уровне школы и в классных коллективах;
- выявление трудностей, проблем взаимодействия педагогов и семьи и отбор педагогических средств его регулирования;
- организацию изучения и обобщения передового опыта взаимодействия педагогов и семьи;
- пропаганду лучших достижений взаимодействия педагогов и семьи, родителей и детей;
- подготовку педагогов, учащихся и родителей к совместной деятельности;
- создание благоприятной атмосферы, обстановки для установления контактов при организации совместной деятельности;
- оказание методической помощи педагогам и родителям в организации взаимодействия на всех уровнях — в классе и школе; между педагогами и родителями, родителями и детьми;
- стимулирование взаимодействия школы и семьи.
Для достижения названных целей предусматривается решение следующих задач:
- обеспечение охраны прав детей в процессе их жизнедеятельности,
- влияние на формирование в семье стереотипов здорового образа жизни, профилактика вредных привычек,
- формирование системы социально-педагогических и психолого-педагогических услуг, направленных на повышение уровня и качества семейного воспитания, повышение культуры семейных взаимоотношений,
- предупреждение детской безнадзорности, асоциального поведения,
- координация деятельности структур и ведомств в интересах семьи и ребенка.
Этого можно достичь при условии создания открытых воспитательных систем, способных обеспечить содействие семье других социальных институтов, государственных и общественных учреждений, оказать всестороннюю помощь в решении ее насущных проблем, организации психолого-педагогической поддержки семье.
Эффективность взаимодействия определяется взаимными установками семьи и образовательного учреждения. Наиболее успешно они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу.
Эффективность взаимодействия обеспечивается также опорой на психолого-педагогические принципы: научность, единство действий, связь с жизнью, диагностика, использование идей, средств народной педагогики как основы домашнего воспитания, выбор оптимальных форм, средств и методов воздействия и др.
Развитие взаимодействия школы и семьи зависит также от решения ряда организационно-управленческих задач:
- проведение всех воспитательных мероприятий в школе и классе с участием родителей;
-обеспечение системы психолого - медико - педагогического просвещения родителей;
- организация методической работы с педагогами по проблеме взаимодействия с семьей;
- разработка и обеспечение системы стимулирования взаимодействия участников воспитательного процесса;
- организация работы родительского комитета, поднятие его престижа и роли в решении вопросов жизнедеятельности коллектива школы.
Главной идеей развития взаимодействия является признание и обеспечение субъектной позиции всех участников педагогического процесса.
Реализация этой идеи означает, что каждому родителю, педагогу, ребенку предоставлены право и возможность удовлетворять, реализовывать свои интересы, высказывать мнение, проявлять активность.
Субъектная позиция родителей и детей в учебно-воспитательном процессе является результатом и условием развития взаимодействия педагогов и семьи.
Важнейшими условиями формирования субъектной позиции в любом виде деятельности являются:
- сознание важности и значимости предстоящей деятельности для себя и других, личного вклада в общий результат, настроенность на предстоящую работу;
- включение детей и родителей в процесс целеполагания и планирования учебной деятельности;
- владение способами проектирования собственной деятельности;
- предоставление возможности принимать самостоятельные решения;
- ориентация на интересы и потребности семьи, родителей и детей, обеспечение им возможности добиться положительных результатов, успеха в работе;
- привлечение родителей и детей к анализу собственной и коллективной деятельности, организация рефлексии.