МБОУ ДО «Центр детского и юношеского творчества»
ТО «Долина Ветров» Кружок «Юный крымовед»
Педагог: Сенин Алексей Петрович
№ занятия – 34
Количество часов – 2
Тема занятия: Монгольское нашествие
Группа 1 – 20.01.2021 г., Группа 2 – 21.01.2021 г., Группа 3 - 22.01.2021 г.
Тип занятия: комбинированное
Цель:
- сформировать устойчивое представление обучающихся об особенностях монгольского нашествия в Крым;
- усовершенствовать навыки работы с исторической картой, иллюстрацией, документом;
- создавать устойчивое восприятие Крыма как Родины, формировать крымскую идентичность.
Планируемые результаты:
- актуализировать ключевые понятия, связанные с историческим краеведением и крымоведением;
- отработать на практике использование изученных сведений о Крыме;
- развивать познавательную активность, творческую активность и самостоятельность, умение работать в группе;
- воспитывать взаимное уважение, ответственность и доверие;
- работать над повышением общей эрудиции учащихся;
Методы:
- эвристика
- анализ и синтез
- сравнение
- индукция и дедукция
Виды работы:
- дискуссия
- анализ иллюстраций
- терминология
- анализ карты
- анализ документа
- решение кроссворда
- ознакомление с фото- и видеоматериалами.
Оборудование: карта Крыма, мультимедийный комплекс, мультимедийная презентация «Монгольское нашествие», Интернет-ресурсы (согласно ссылкам).
Ход занятия:
I. Организационный момент 2 мин.
Приветствие педагога.
Проверка наличия учащихся в классе. Запись даты.
II. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений 20 мин.
Фронтальный опрос
– блиц «Народы Степи и Крым» (вопросы и ответы).
Примерный перечень специальных терминов: славяне, половцы, печенеги, хазары, византийцы, пещерные города, кочевники-номады, половецкие бабы.
2. Работа с картой:
- на примере простой картосхемы показать пути проникновения в Крым кочевников Степи в период Средневековья;
- назвать и показать страны и территориальные объединения, с которыми кочевники взаимодействовали в пределах Крыма;
- какие районы современного Крыма были доступны кочевникам, почему?
Карты:
ФИЗМИНУТКА - 1 мин.
III. Формирование новых знаний и умений (постановка учебной задачи) 4 мин.
Примерное формулирование темы, целей и задач занятия (ученики, коррекция - учитель).
IV. Открытие нового знания 30 мин.
1. Краткий лекторий:
Видеоматериалы о полководцах Чингисхана, осуществлявших вторжение 1223 г. в Крым:
https://www.youtube.com/watch?v=2jbGhry5zNs
https://www.youtube.com/watch?v=VFqyDbJI7rM
Обсудим вместе:
- что способствовало продвижению монгольской армии на запад и в Крым;
- какие последствия носили вторжения монголов в Крым.
V. Первичное закрепление 10 мин.
1. Работа с иллюстративным материалом:
- дайте краткий комментарий к изображениям характерных сюжетов периода становления Монгольской империи
ФИЗМИНУТКА - 2 мин.
VI. Самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону 10 мин.
(Фронтально)
1. Работа с картой:
- определите совокупность районов Крыма, на которые распространилась власть монгольских ханов (ханов Золотой Орды);
- какие районы Крыма остались вне монгольской границы;
- какие государства соседствовали с монголами в Крыму.
Карта: