Французская музыкальная культура второй половины XIX века.




Музыкальная культура Франции после буржуазно-демократической революции 1848 года отличалась пестротой разнообразных явлений во всех областях музыкально-общественной жизни. По-прежнему центром художественно-интеллектуальной жизни страны оставался Париж, и основные, ведущие тенденции французской музыкальной культуры сказались со всей яркостью в Париже – одной из блестящих мировых столиц.

Демократическое движение народных масс в о Франции второй половины XIX века отразилось на её искусстве. В различных его сферах – живописи, литературе, театре, музыке – заметно стремление к демократизации, выражавшееся в использовании сюжетов из жизни людей из народа, в реалистической направленности искусства, в общедоступности художественных образов и средств выражения. Ярко демократическими -творчество таких выдающихся французских писателей, как Мопассан, Флобер, Золя. Художник-живописец Гюстав Курбе писал реалистические полотна большой впечатляющей силы. В 1875 г. состоялась первая постановка оперы Бизе «Кармен», явившейся высшим достижением реализма и демократизма в истории французской оперно-театральной культуры.

Демократизация музыкального искусства проявлялась как в оперно-театральной, так и в концертной жизни Парижа. Но особенно сильно этот процесс сказался в массово-бытовых жанрах, в области городского фольклора, в традиции демократической городской песенности. Обычно такого рода песни распевались в артистических кафе и в театрах на окраине Париже. Собрания эти носили название «гогетт» (что значит по-французски «весёлая пирушка»). Большое число поэтов и певцов из рабочего класса определило пролетарскую направленность многих песен.

Заметные изменения произошли в области музыкального театра. Основные жанры французского оперного искусства – «большая» опера и комическая опера – находятся в состоянии художественного упадка. Лучшие традиции комической оперы преломились в жанре французской классической оперетты – типичном порождении парижской театральной жизни. Создателем французской классической оперетты был Жак Оффенбах (1819-1880). Связанная с традициями комической оперы (музыкального спектакля с разговорными диалогами), оперетта заключала в себе новые черты: независимо от сюжета (античность, средневековье, современная парижская жизнь), она являлась замаскированной пародией и сатирой на буржуазные нравы Парижа. При наличии социальной сатиры основное в опереттах Оффенбаха («Орфей в аду» - 1858, «Прекрасная Елена» - 1864, «Парижская жизнь» - 1866, «Герцогиня Герольштейнская» - 1867, «Перикола» - 1868 и другие) – их лёгкая комедийность и развлекательность. Они получают соответствующее выражение в музыке Оффенбаха – мелодически и ритмически богатой, и по-французски изящной, основанной на танцах и песнях, бытовавших на улицах, бульварах и в кафе-концертах Парижа.

Среди танцев излюбленным оказался модный канкан. Но в опереттах Оффенбах звучат и другие танцевальные и песенные мелодии: вальс, тарантелла, галоп, баркарола. В некоторых опереттах Оффенбаха пробивается задушевная лирическая струя, нашедшая наиболее полное проявляение в его последнем произведении – лирико-фантастической опере «Сказки Гофмана» (1880), поставленной посмертно в 1881 г.

Кроме оффенбаховских оперетт, прославились оперетты Шарля Лекока (1832-1918) «Дочь мадам Анго» (1872) и «Жирофле-Жирофля» (1874). А также «Корневильские колокола» (1877) Роберта Планкетта (1848-1903).

В области оперы наиболее прогрессивным направлением стала французская лирическая опера, пришедшая на смену помпезной, ходульной, декоративной «большой» опере. В более скромной лирической опере правдиво, искренне раскрывался внутренний мир человека (любовь, страдание, радость и т.д.). Наиболее значительными и популярными операми этого направления были «Фауст» (1859) и «Ромео и Джульетта») (1867) Гуно, «Искатели жемчуга» (1863) Бизе, «Лакме» (1883) Делиба, «Манон» (1884) и «Вертер» (1892) Массне. Лирический элемент проникает в «большую» и комическую оперу.

Французской лирической опере были свойственны сюжеты из различных эпох – древнего мира, средневековья и современности; сюжеты, заимствованные из мировой классики («Фауст» и «Вертер» по Гёте, «Ромео и Джульетта» и «Гамлет» по Шекспиру); ориентально-экзотические сюжеты («Искатели жемчуга», «Лакме» и другие). Но при этом творческая задача была единой – изображение любовной драмы с её перипетиями, часто кончающиеся трагически. Даже в оперных либретто по литературным произведениям мировой классики социальная или философская идея отодвигалась на второй план и акцентировалась любовная драма, приобретавшая подчас сентиментальный, слащавый оттенок.

Во французской лирической опере социальная драма уступила место драме личной, интимной; зато в воплощении этой личной драмы в лучших операх достигалась теплота и задушевность – преимущественно через мелодию. Передача чувств и переживаний главных героев оперы, мелодичность, тесно связанная с французской романсно-песенной или народно-танцевальной культурой, - всё это способствовало демократизации оперы, делало её общедоступной.

Обычно фоном для личной драмы являлись народно-бытовые сцены, ещё больше способствовавшие проникновению в оперу городского-песенного и танцевального фольклора. Эти жанрово-бытовые сцены по контрасту оттеняли личную драму. Лирическая линия в опере была сосредоточена в любовных сценах-дуэтах, каватинах, в ариозо или ариях любовного содержания; остальное представляло собой внешний фон. Всё это придавало музыке оперы мягкую лирическую окраску.

Правдивое воплощение любовной драмы, бытовой фон, мелодичная музыка, связанная с бытующими песенно-танцевальными жанрами, - всё это придаёт французской лирической опере реалистическую направленность. Но, с другой стороны, недостаточность больших художественных обобщений, «благопристойная» умеренность, отсутствие смелости и дерзаний в постановке музыкально-театральных проблем, иногда слащавая сентиментальность ограничивают реалистические тенденции этого направления.

Для постановок лирических опер существовал в Париже, правда недолго, оперный театр «Theatre lyrique» («Лирический театр»).

Наиболее высокое достижение французского оперного реализма связано с деятельностью Жоржа Бизе (1838-1875). Сложный, не лишённый противоречий творческий путь Бизе, путь исканий, вёл его от оперетты («Доктор Миракль», 1857) и комической оперы в россиниевском духе («Дон Прокопио», 1859), от лирико-экзотической оперы в романтическом духе («Искатели жемчуга. 1863) через ряд законченных и незаконченных опер различного типа (среди них законченные «Пертская красавица» - 1867 и «Джамиле» - 1872) к таким замечательным завоеваниям реализма и демократизма в музыкальном театре, как музыка к драме Альфонса Доде «Арлезианка» (1872) и опера «Кармен» (1875). В последней с большой художественной силой и яркой эмоциональностью раскрывается драма простых людей из народа, утверждается право человека на свободное проявление большого чувства. Опера «Кармен», не укладывающаяся в ограниченные рамки жанра лирической оперы и впитавшая лучшие традиции французского музыкально-театрального искусства, - явление в своём роде уникальное на фоне всей оперной культуры Франции того периода.

Среди различных жанров французского музыкального театра большое значение получил балет как самостоятельный законченный хореографический спектакль, в котором драма действующих лиц раскрывается только средствами танца, жеста, мимики, пластики в сочетании с оркестрово-симфонической музыкой. Романтический характер придавали балету сказочные сюжеты, переплетение бытовых и сказочно-феерических сцен, вызывающих необходимость красочной зрелищности в постановках, яркие контрасты, иногда локальный (местный) колорит в музыке. К характерным образцам французского романтического балета принадлежат балеты Адольфа Адана «Жизель» (1841) и «Корсар» (1856). Но высшие достижения французского хореографического спектакля связаны с балетным творчеством Лео Делиба (1836-1891), создавшего три балета: «Ручей» (1866), совместно с Людвигом Минкусом, «Коппелия» (1870, на сюжет сказки Эрнста-Теодора-Амадеуса Гофмана «Песочный человек») и «Сильвия» (1876, по пасторали Торквато Тассо «Аминта»). В отличие от Адана, чья балетная музыка носит в значительной степени прикладной и поверхностно-салонный характер, Делиб достиг большой психологической выразительности, драматизма в сочетании с живописной красочностью и тонкостью. Он внёс в балетную музыку сквозное симфоническое развитие. Как и в операх того времени, в балетах Делиба музыка основана на бытующих песенно-танцевальных жанрах. Среди танцев можно встретить вальс, мазурку, венгерский чардаш, чешскую польку, галоп и другие.

В последней трети XIX в. значительное оживление заметно в области французской инструментальной музыки. Как это на странно, в Париже, городе с такой богатой художественной культурой, с таким обилием музыкальных учреждений, инструментальной – симфонической и камерной – музыке до начала 70-х годов уделялось сравнительно мало внимания. Общественные интересы, симпатии широкой публики больше всего привлекал музыкальный театр. Несмотря на обилие концертов, во французской столице не было благоприятных условий для внедрения в общественную жизнь национальной инструментальной музыки.

Оркестр консерватории под управлением Ф. Габенека, организованный в 1828 году, начал свою деятельность исполнением симфоний Бетховена. В общедоступных «Народных концертах классической музыки» (с 1861 г.) под руководством дирижёра Ж. Падлу преобладали произведения немецкой классической музыки. Всё это имело положительное значение для повышения художественного вкуса широких кругов французских слушателей. Однако произведения французской инструментальной музыки с большим трудом пробивали себе дорогу на концертную эстраду Парижа.

С 1870 г. положение изменилось к лучшему. Под влиянием патриотического подъёма в связи с франко-прусской войной в Париже в 1871 г. возникло «Национальное общество», поставившее своей целью исполнение в концертах симфонических и камерных произведений современной французской музыки. Одним из основателей общества был французский композитор и музыкально-общественный деятель Камиль Сен-Санс. Активными деятелями этого предприятия были также Сезар Франк, Эрнест Гиро, Жюль Масне. Габриэль Форе, Венсан д’Энди и другие. До конца XIX в. обществом было дано более трёхсот концертов симфонической музыки. Первоначальное решение пропагандировать только современную французскую музыку было в конце концов изменено, и в программы концертов вошли также произведения композиторов других национальностей (в том числе русских) и старая классическая музыка. Функционирование «Национального общества» способствовало росту общественного интереса к инструментальной музыке, что в свою очередь явилось для молодого поколения французских композиторов побудительным стимулом к творчеству в данной области. Движение во французской музыке, связанное с особым расцветом инструментальной музыки, названо было французскими музыковедами Жюльеном Тьерсо и Роменом Ролланом «обновлением» (renovation). Основание к такому определению заключалось в действительно прогрессивном характере движения, в освежении французской музыки молодыми дарованиями, в новых тенденциях, результатом которых был ряд превосходных произведений симфонической и камерной музыки. Положительным фактом явилось также изучение и собирание французского фольклора.

Эта эпоха выдвинула целую плеяду первоклассных мастеров инструментальных музыки, среди которых выдающуюся роль сыграли Камиль Сен-Санс и Сезар Франк. Сен-Санс (1835-1921) – композитор, дирижёр, пианист, органист, музыкальный критик и публицист – оставил огромное наследие, музыкальные произведения различных жанров и форм: оперы, симфонии, программные симфонические поэмы, оратории, кантаты, концерты для фортепиано, скрипки и виолончели с оркестром, инструментальные ансамбли различных составов, фантазии, сюиты, рапсодии, множество мелких пьес для разных инструментов, романсы и песни. Лучшие произведения Сен-Санса, созданные в 70-е и 80-е годы, по праву принадлежат к высоким достижениям французского классического музыкального наследия. К ним относятся прежде всего опера «Самсон и Далила», сохраняющая до сих пор (особенно три арии Далилы) свою популярность, симфонические поэмы «Пляска смерти», «Фаэтон», «Прялка Омфалы», Второй и Четвёртой фортепианные концерты, виолончельный концерт, Интродукция и рондо-каприччиозо для скрипки с оркестром и некоторые другие сочинения. Все они отличаются чисто французским мелодическим изяществом, отточенностью и ясностью формы, тонким гармоническим вкусом, чувством художественной меры, красивой, прозрачной оркестровкой.

Значительной фигурой в инструментальной музыке Франции 70-80-х годов прошлого столетия является Сезар Франк (1822-1890). Бельгиец по происхождению, Франк родился в Льеже, музыкальное образование получил в Париже, где обучался фортепианной игре под руководством П. Циммермана и игре на органе у Ф. Бенуа. Проработал некоторое время органистом в парижских церквах, Франк с 1872 г. поступил на должность профессора класса органа в Парижской консерватории. Органный класс Франка оказался творческим центром, вокруг которого сплотились молодые, жаждавшие нового французские музыканты – композиторы, дирижёры, педагоги, исполнители. Таким образом Франк стал главой молодой композиторской школы, представителями которой были не только непосредственные его ученики, но к которой примкнули и музыканты, у него не учившиеся. Деятельность композиторов школы Франка ознаменовалась прежде всего решительным поворотом в сторону инструментальной музыки, хотя они и писали оперы и оратории.

Однако значительностью и глубиной содержания музыки Сезар Франк превосходит всех своих учеников и последователей. Лучшее в его наследии относится к области светской инструментальной музыки. Действительно, после Берлиоза Франком была создана лучшая французская симфония (ре минор). Его камерные произведения (струнный квартет, фортепианный квинтет, скрипичная соната) составляют украшение концертных программ, его «Прелюдия, хорал и фуга» для фортепиано является неотъемлемой частью репертуара большинства пианистов. Не меньшей художественной силой и яркостью отличаются произведения Франка для фортепиано с оркестром («Симфонические вариации», поэма «Джинны»), симфонические поэмы для оркестра («Эолиды», «Проклятый охотник»), симфоническая поэма для оркестра и хора «Психея».

Перу Франка принадлежит ряд произведений духовной музыки и сочинений для органа. Музыке Франка присущи глубина и серьёзность, творческое претворение классических традиций (особенно Баха и Бетховена) в сочетании с романтической свободой. Этически возвышенное содержание произведений Франка, отсутствие внешних эффектов, архитектоническая законченность и строгость, красота и выразительность тематизма – всё это выделяет Сезара Франка как одного из выдающихся представителей французского музыкального искусства.

В последние десятилетия XIX в. во французской музыке намечаются импрессионистические тенденции, переросшие в определённо законченный стиль лишь в творчестве Дебюсси.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: