Общие требования безопасности к процессу добычи сырья




 

В зависимости от особенностей технологии производства вскрышных работ, добычи и транспортировки цементного сырья устанавливаются требования к безопасности труда.

Общее требование к безопасности на открытых горных разработках:

· обязательное предварительное медицинское освидетельствование;

· инструктаж и трехдневное обучение с отрывом от производства всех рабочих карьера безопасным приемам работы. Для рабочих, ранее работавших на горных предприятиях или переводимых на работу по другой профессии, срок предварительного обучения сокращен до двух дней. Их обучение поручают опытным специалистам, хорошо знающим условия работы в карьере;

· по окончании предварительного обучения у рабочих принимает экзамены комиссия под председательством главного инженера или лица, его замещающего;

· после окончания обучения и аттестации каждому рабочему выдается на руки инструкция по технике безопасности в объеме выполняемой работы.

Помимо общего и обязательного, для всех рабочих карьера, предварительного обучения технике безопасности, их обучают по профессиям в соответствии с программами с обязательной сдачей экзаменов. Если рабочий ранее на карьере не работал, то после обучения его на некоторое время направляют на работу вместе с опытным рабочим, где он приобретает практические навыки по безопасным приемам работы.

Лица, осуществляющие буровзрывные работы, должны пройти предварительное обучение по установленной программе, сдать экзамены и получить «Единую книжку взрывника», без которой его не допустят к взрывным работам.

К техническому руководству открытыми горными работами допускаются специалисты, имеющие законченное высшее или среднее горнотехническое образование или право ответственного ведения торных работ.

Каждое горное предприятие или цех, разрабатывающие месторождение полезных ископаемых открытым способом, должны иметь утвержденный проект разработки и установленную маркшейдерскую и геологическую документацию.

К общим требованиям безопасности на карьерах относится также требование к воздуху в рабочей зоне, к обеспечению рабочих мест свежим воздухом, так как наибольшую опасность загрязнения вредными газами атмосферы карьеров создают автосамосвалы и бульдозеры, особенно при их скоплении в безветренную погоду. Для предотвращения загазованности атмосферы в непосредственной близости от работающего двигателя применяют электродное устройство - жидкостный нейтрализатор, которое крепится к выхлопному патрубку автосамосвала или бульдозера. При этом условии выхлопные газы перед выбросом в атмосферу очищаются в нейтрализаторе.

При естественном проветривании фронт карьера располагают относительно господствующего направления ветра так, чтобы уступы как можно лучше омывались прямоточными потоками воздуха. Для искусственного проветривания карьеров можно использовать вентиляторные агрегаты с авиационными винтами. Агрегат монтируется на металлической раме и перемещается в карьере бульдозером. Карьеры в ночное время суток до последнего времени освещались светильниками и прожекторами от ламп накаливания, которые удобны в эксплуатации и просты по устройству. Однако они не экономичны, так как около 90% потребляемой ими энергии расходуется на тепловые потери и другие излучения.

В последние годы применяют источники света новых типов - ртутные лампы высокого давления типа ДРЛ с исправленной цветностью, световая отдача которых в 4 раза выше, чем у ламп накаливания. Светильники и прожекторы на стационарных или переносных опорах устанавливают так, чтобы освещался весь забой по высоте уступа и по фронту, а также примыкающие к ним верхние и нижние площадки. Опоры располагают вне зоны обрушения уступов. Независимо от состояния освещения карьера все горные и транспортные машины, применяемые на открытых горных работах, должны иметь собственное искусственное освещение. Без исправного освещения работать на горных машинах не разрешается.

К рабочему месту должны быть проложены удобные пути сообщения, обеспечивающие безопасное передвижение работающих доставку необходимого оборудования, инструмента и материалов. Пути сообщения также должны обеспечишь своевременную эвакуацию людей в случае возникновения опасности или аварии, и доставку средств для ее ликвидации.При работе на откосах уступов с наклоном более 350 рабочие, производящие бурение, оборку откосов и другие операции, обязаны применять предохранительные пояса, прикрепленные к канатам, которые укрепляются на верхней площадке уступа. Особые требования безопасности предъявляются к размерам рабочих площадок. Минимальная их ширина зависит от высоты разрабатываемого уступа. Если она составляет 10 м, то ширина рабочей площадки при одноколейной железнодорожной откатки полезного ископаемого с колеей шириной 1000 мм или при автотранспорте равна 30 м; при высоте уступа 15–40 м;. при высоте уступа 20–50 м.

Так при разработке меловых пород без применения буровзрывных работ с использованием железнодорожного транспорта ширина рабочей площадки определяется по формуле:

, (6.2.1)

где – ширина экскаваторной заходки, м; – расстояние от оси железнодорожного пути до нижней бровки откоса уступа, м; – половина ширины основания железнодорожного пути, м; – ширина полосы дополнительного оборудования и проезда вспомогательного транспорта с учетом ограждения, м; – ширина полосы безопасности, м;

, (6.2.2)

где h – высота уступа, м; – углы устойчивого и рабочего откосов уступа, соответственно равные 50 и 80 градусов.

При разработке вскрышных пород с использованием автотранспорта ширина рабочей площадки равна:

, (6.2.3)

где – ширина проезжей части, м; – ширина обочины с нагорной стороны, м; – ширина бермы безопасности, м;

, (6.1.4)

где – углы устойчивого и рабочего уступов, соответственно равные 45 и 80 градусов.

Для предупреждения затопления в период весеннего таяния снега и ливневых дождей карьеры ограждают водоотливными канавами и организуют наблюдение за притоком воды.

Обеспечить устойчивость бортов и уступов карьеров и отвалов - одно из важнейших условий безопасности на открытых разработках. Рабочее место также необходимо защищать от падения кусков горной породы с уступов. Чтобы предупредить падение кусков горной породы с верхних уступов на площадки нижних уступов ширину площадок, называемых предохранительными бермами (а также тех уступов, которые не разрабатывают), принимают равной не менее 0,8 м с горизонтальными площадками. Расстояние между лестницами по длине уступа должно быть не более 500 м. ступеньки лестниц устраивают с обратным уклоном.

Очень опасной считается оборка уступов и ликвидация образовавшихся на них нависей и заколов. Эти операции должны осуществлять только опытные рабочие в предохранительном поясе с применением канатов и обязательно в присутствии инженерно-технических работников.

Для предупреждения обрушений и оползней недостаточно соблюдать безопасную высоту уступа и угол его откоса. Очень важно правильно располагать забой относительно элементов залегания месторождения, трещин, нарушений. Большое значение имеет форма уступа и соблюдение линий откоса.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: