Практические занятии по социологии и психологии религии для 1 курса ОЗО.
Занятие 1. Разновидности протестантизма.
Вопросы
- Причины и динамика развития европейского протестантизма.
- Различия раннего и позднего протестантизма.
- Общие черты и особенности протестантских учений.
- Характеристика основателей протестантизма (Лютер, Кальвин, Виклеф).
Фильмы
Обязательный библиографический список.
1. Религиоведение. Под ред. М.М.Шахнович. М., СПб и др. Изд. Питер, 2007. Гл.3.
2. Лютер М. 95 тезисов
https://ru.wikipedia.org/wiki/95_
3. Кальвин Жан. Наставление в христианской вере. Т.1. Гл.3. https://lib.rus.ec/b/165514
Методические рекомендации.
В первую очередь следует остановиться на причинах появления протестантизма, обратив внимание на обстоятельства, которые привели к его возникновению. Поможет разобраться в этом вопросе выявление основных черт, общих для трех ранних направлений протестантизма.
Отрывки из сочинений Лютера и Кальвина демонстрируют основную направленность преобразований. Важно понять, почему католическая церковь в XIV в. вызывала такое резкое неприятие в первую очередь у духовенства.
Занятие 2. Вклад М.Вебера в создание социологии религии. 2 часа
Вопросы.
1. Структурный анализ книги М. Вебера «Социология религии».
2. Понятийный аппарат книги Вебера.
3. Взаимодействие основных частей книги.
4. Насколько совпадает содержание книги Вебера с тем комплексом проблем, которые в настоящее время составляют понятие «социологии религии»?
5. Насколько логична структура книги? Возможно, вы предложили бы другую?
Обязательный библиографический список.
Религиоведение. Под ред. М.М.Шахнович. М., СПб и др. Изд. Питер, 2007. С. 316-320.
|
Вебер М. Социология религии (типы религиозных сообществ). https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/vebobr/03.php
https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/vebobr/04.php
Самыгин, С.И. Религиоведение: социология и психология религии: Учеб.пособие для вузов — Ростов н/Д: Феникс, 1996.
Методические советы.
Читать книгу целиком не нужно. Работать нужно только с названиями книги и ее глав.
Для начала составьте дифференциальный алгоритм по книге Вебера, в котором смысловые ряды будут соответствовать названию и количеству глав. Назовите тему каждой главы.
Стрелками покажите внутреннюю связь глав между собой. Совпадает ли это с последовательностью глав в книге М.Вебера?
Поясните, что общего вы видите между этими главами, а затем по каждому смысловому ряду отметьте несколько ключевых слов, раскрывающих его содержание. Почему выбраны именно показанные вами слова, а не другие? Можно ли их заменить?
При помощи общих для соседних глав ключевых слов постарайтесь сократить количество смысловых рядов, объединив главы общей темой (например, 9 и 10).
Назовите доминанту книги Вебера.
Вспомните, что такое социология религии и что она изучает – это поможет вам в работе над следующим вопросом: отличается ли концепция М.Вебера от современного понимания социологии религии? Это и будет окончательный вывод относительно вклада Вебера в процесс становления социологии религии. Это должно найти отражение в доминанте.
Методическое обеспечение курса «Социология и психология религии»
Подготовка к практическим занятиям по социологии и психологии религии предусматривает анализ значительного количества текста, иногда 1 - 2 монографии к каждому занятию. Такой объем превышает принятые нормы, однако это выполнимо, поскольку параллельно ставится задача повысить количественную и качественную эффективность чтения.
|
Этого можно достичь при помощи двух методов – двух алгоритмов чтения, интегрального и дифференциального.
Алгоритм - это правило выполнения каких-либо действий с точным указанием их логической последовательности от начала и до конца. Алгоритмы чтения определяют последовательность умственных действий при восприятии основных фрагментов текста. Действие интегрального алгоритма распространяется на текст в целом. Этот алгоритм незаменим при первичной обработке текста.
Чтение по интегральному алгоритму позволяет произвести количественное преобразование текста, его своеобразное “свертывание”, отобрать для последующей обработки лишь значимую информацию.
Интегральный алгоритм*
1. Автор
2. Название
(книги, статьи). 4. Основная проблема
3. Время и условия появления работы
(написания, издания, перевода)
5. Факты
(имеются в виду главы и
возможности их объединения
в более крупные разделы)
6. Новизна материала 7. Спорные вопросы
* Стрелками отмечены связи между блоками алгоритма, которые необходимо установить при подготовке к практическому занятию или зачету.
1. Первоначально нужно собрать необходимые сведения об авторе – в данном случае о Максе Вебере. Когда он жил, в какой стране? Какое у него образование? Специальность? Совпадает ли одно с другим? С чем связан его интерес к религии? Есть ли у него другие сочинения на религиозную тему? Каково его собственное отношение к религии, был ли он верующим? Какие аргументы можно привести «за» и «против» этого тезиса?
|
2. При анализе книги М.Вебера постарайтесь установить связь между его профессиональными интересами и способом интерпретации религии. Кто такой Вебер и почему так называется его книга?
3. Отметить, когда появилась книга и почему именно в этот период, когда переводилась на другие языки, с чем это было связано. Пояснить, где она была издана первоначально и какое это имеет значение при ее анализе.
4. Как можно сформулировать основную проблему книги М.Вебера?
5. Какие разделы выделяет Вебер в своей книге? Какова связь между ними? Можно ли назвать эту связь логической?
6. Новизна материала в данном случае может быть определена достаточно просто. Вернитесь к первому блоку интегрального алгоритма и еще раз уточните, чем интересен Вебер для изучающих религиоведение.
7. Спорные вопросы определяются путем сопоставления точки зрения автора анализируемой работы (в данном случае Вебера) и современного взгляда на проблему. Что сейчас понимают под социологией религии? Есть ли отличие от Вебера?
На подобные вопросы необходимо стараться найти ответ при чтении любой литературы, естественно, с поправкой на цели чтения. Например, при подготовке историографического раздела курсовой работы таким способом можно сопоставить всю прочитанную литературу, увидеть сходство и различие изученных работ.
Кроме количественного, информация всегда подвергается и качественному преобразованию. Помочь в этом призван дифференциальный алгоритм. С его помощью можно разбивать уже сокращенный текст на отдельные логические элементы (отсюда и название алгоритма).
При помощи этого алгоритма анализируется содержание книги или статьи, иными словами, 4 и 5 блоки интегрального алгоритма (основная проблема и факты).