Вполне естественно желание воспользоваться многочисленными и обильными льготами, предусмотренными налоговым законодательством в отношении НДС. Законом и разъясняющими его инструкциями установлены как необлагаемые обороты, так и хозяйствующие субъекты, не являющиеся плательщиками НДС. В связи с этим может возникнуть соблазн заключать договоры именно с такими субъектами, поскольку это позволит не платить НДС, платя за материальные ценности (работы, услуги).
Прежде чем рассмотреть выгоды и потери от подобного реструктурирования деятельности предприятия, необходимо вкратце остановится на вопросе, каковы, собственно источники уплаты НДС.
Метод покрытия НДС | Основные счета |
Засчитывается при расчетах с бюджетом по полученному НДС: - налог, уплаченный по материальным ценностям (работам, услугам), используемым для осуществления облагаемых НДС операций; - суммы расходов по проезду к месту служебной командировки и обратно, включая затраты на пользование в поездах постельными принадлежностями, а также расходы по найму жилого помещения, возмещаемые по установленным нормам, включаются в себестоимость без НДС. Уплаченная сумма налога определяется по расчетной ставке 16,67%. Расходы, превышающие норматив, относятся на прибыль вместе с НДС. | 10, 19, 60, 68, 76 |
Списывается на себестоимость: - стоимость материальных ценностей (работ, услуг), приобретенных для основной деятельности у организаций розничной торговли и у населения за наличный расчет (приходуется без выделения НДС); - сумма налога, уплаченного по приобретаемым основным средствами и нематериальным активам учитывается и списывается на себестоимость в виде амортизационных отчислений в общеустановленном порядке; - сумма налога, уплаченного по приобретенным материальным ценностям, используемым для необлагаемых НДС операций; - превышение сумм налога на добавленную стоимость по материальным ресурсам, работам и услугам, стоимость которых фактически отнесена на издержки, над суммами этого налога, полученными от реализации имущества, выполнения работ и оказания услуг, облагаемых налогом. | 10, 20, 25, 26, 50, 71 |
Покрывается за счет других источников (прибыли): - приобретаемые основные средства, нематериальные активы и товары (работы, услуги), используемые для непроизводственных нужд; - приобретаемые легковые автомобили и микроавтобусы. | 01, 04, 76, 80, 81 |
Первый метод покрытия (зачет) был проиллюстрирован выше. Посмотрим, как покрывается НДС в случае отнесения на себестоимость.
|
1. Отнесение на издержки производства и обращения
Предположим, руководителю предприятия советуют покупать материальные ценности не у других предприятий по безналичному расчету, а, к примеру, у индивидуальных частных предпринимателей, мотивируя это тем, что платеж за наличные всегда лучше (к примеру, потому, что при этом можно получить у продавца определенные скидки). Иванов, сотрудник отдела снабжения наделяется средствами для приобретения необходимых товаров.
№ | Содержание операции | Корреспондирующие счета | |
Дебет | Кредит | ||
Оплачены из кассы материалы | |||
Материалы отпущены в производство | 20, 23, 29 | ||
... | |||
Отражена стоимость отгруженной продукции | 62, 76 | ||
Отражена задолженность перед бюджетом по НДС (по отгрузке) | |||
Отражен НДС, поступивший в составе выручки (реализация по оплате) | |||
Отражен НДС, поступивший в составе выручки и подлежащий перечислению в бюджет при учетной политике по оплате | |||
Поступили денежные средства | |||
Перечислен НДС |
Что означает вышеприведенная таблица?
|
Предположим, что стоимость приобретенных Ивановым материальных ценностей равнялась 120 руб., а цена реализации составляла 600 руб., в том числе НДС 100 руб. Это означает, что в этом случае финансовый результат составил 500-120=380, а в бюджет было перечислено 100 рублей налога на добавленную стоимость. Если бы материальные ценности были приобретены не Ивановым за наличные у индивидуального частного предпринимателя, а по безналичному расчету у поставщика-плательщика НДС, картина была бы следующей: себестоимость 100 рублей, уплаченный поставщику НДС 20 рублей; финансовый результат - 500-100=400, а в бюджет было бы уплачено не 100, а 80 рублей налога на добавленную стоимость. Сравнение двух финансовых результатов (380 и 400) заставляет задуматься о том, так ли выгодно не платить НДС.
Цена реализации товаров, работ, услуг для целей расчета и уплаты НДС также имеет важное значение. Дело в том, что в указанном вопросе нагляднее всего проявляется различие между двумя видами учета - налоговым и бухгалтерским. Иными словами, даже в том случае, когда по данным бухгалтерского учета предприятие получило убыток, налоговый учет может потребовать показа "прибыли", точнее - рассчитать налогооблагаемую базу по налогу (в том числе, по НДС), исходя из несуществующей прибыли. Выше указывалось, что в некоторых случаях предприятие вынуждено продавать либо обменивать продукцию (товары, услуги) по цене себестоимости либо ниже себестоимости (в обоих случаях - по цене ниже рыночной).
|
Несмотря на то, что определение цены является выражением свободы договора и воли сторон, налоговое законодательство предписывает сделать определенный расчет налога на добавленную стоимость и уплатить его так, как если бы продукция (товары, работы, услуги) были проданы по более высокой цене. Технически это осуществляется путем указания рыночных цен на продукцию в строке 3 декларации по НДС:
3. | Стоимость реализуемых товаров (работ, услуг), облагаемых НДС, включая материальные ценности, отпущенные на непроизводственные нужды, которые оплачиваются за счет соответствующих источников финансирования (кроме межхозяйственных и других сельскохозяйственных предприятия и организаций), а также материальные ценности, реализуемые на сторону, - всего | Указывается рыночная стоимость | Х |
Соответственно, разница между рыночной стоимостью и ценой фактической продажи относится предприятием на финансовый результат. Этот важный момент исчисления суммы НДС должен быть под неустанным вниманием менеджера, иначе предприятию не избежать неприятностей со стороны налоговой инспекции или налоговой полиции. При этом стандартными фразами, которыми оперируют налоговые органы, составляя акт документальной проверки, будут следующие (даны выдержки из типичного акта):
"...Проверкой установлено:
____________[название и реквизиты предприятия] расчеты по осуществлению прямого обмена или реализации продукции (товаров) по ценам не выше себестоимости за период с ____ по _____ в налоговую инспекцию не предоставлял, в расчет налога от фактической прибыли за __ этим предприятием была включена в состав налогооблагаемой прибыли сумма ______ руб.
При осуществлении реализации (обмена) по ценам не выше себестоимости продукции, предприятие не производило и не предоставляло в налоговую инспекцию расчеты налогооблагаемой базы, вследствие чего не был уплачен налога на прибыль на сумму ______ руб., налога на добавленную стоимость - на сумму _________ руб.
Расчет налогооблагаемой базы проверяющими был произведен с учетом рыночных цен на аналогичную продукцию, сложившихся на момент исполнения данных сделок (см. приложение №___ с расчетами средних рыночных цен).
В соответствии со ст. 13 п.1 "в" Закона РФ от 27.212.1991 проверяющими произведено начисление пени по налогам на общую сумму __________ руб., в т.ч.:
по налогу на добавленную стоимость - ______ руб.;
по налогу на прибыль - _________ руб."
Приведенный выше пример показывает, что (1) составление расчета и (2) представление его в налоговые органы, равно как (3) уплата "недостающих" сумм налога могли бы избавить предприятие от финансовых санкций. Не исключено и то, что подобные (не по рыночным ценам) продажи и товарообменные операции вообще осуществлялись без ведома финансового (налогового) менеджера (бухгалтера предприятия).
Вместе с тем, специалистами верно подмечается, что форма подобного специального расчета не установлена, поэтому налоговому менеджеру предприятия нелишним будет заблаговременно обратиться в свою налоговую инспекцию за согласованием формы расчета (в том числе из-за обычно практикуемого формализма в подходе налоговых органов ко всем вопросам исчисления и уплаты налогов).
Продолжая разговор о том, когда и по какой же цене продавать, рассмотрим теперь три налога: налог на прибыль, налог на имущество и НДС.
Налог на имущество
Формула подсчета налога на имущество проста: среднегодовая стоимость имущества предприятия за отчетный период (квартал, полугодие, 9 месяцев и год) определяется путем деления на 4 суммы, полученной от сложения половины стоимости имущества на 1 января отчетного года и на первое число следующего за отчетным периодом месяца, а также суммы стоимости имущества на каждое первое число всех остальных кварталов отчетного периода. К этому показатели применяется соответствующая ставка (до двух процентов). Иными словами:
Среднегодовая Стоимость Имущества = | 01.01./2 | + | 01.04. | + | 01.07. | + | 01.10 | + | 01.01./2 |
Х 2% = сумма налога на имущество
Из приведенной формулы следует, что уменьшение остатков запасов на любое из чисел, используемых для подсчета стоимости имущества, позволит сократить суммы налога на имущество. Возьмем для упрощения стоимость облагаемого имущества предприятия равной 1000 рублей на каждое число, используемое для подсчета стоимости имущества. Среднегодовая стоимость окажется равной 1000:
Среднегодовая Стоимость Имущества = | 500 + 1000 + 1000 + 1000 + 500 |
= 1000
Налог на имущество равен 2%(1000) = 20
Предположим теперь, что ни первого апреля, ни первого июля облагаемого имущества не было. Среднегодовая стоимость имущества окажется равной 500. А сумма налога на имущества сократиться до 10.
Так когда и по какой цене продавать?
Представим теперь, что в начале апреля (а затем в начале июля) на основе расчетов за предыдущие два месяца начальник маркетинговой службы пришел к выводу о необходимости увеличения объема продаж, в том числе путем сокращения цен (см. выше, где говорилось о возможности немного "сдвинуть" продажи по времени). При этом имущество, имеющее рыночную цену 1000 рублей, было продано в обоих случаях по 995 рублей (2-го апреля и 2-го июля соответственно). Финансовому менеджеру (см. выше) пришлось проследить, чтобы был сделан перерасчет, и в бюджет были доплачены налог на прибыль и налог на добавленную стоимость с суммы в 5 рублей (1000-995), всего 35%(5) + 20% (5) = 1,75 + 1 = 2,75 рублей. Если эти 2,75 рублей классифицировать как "потери" предприятия, то в данном примере к ним нужно было бы добавить еще и 20 (сумму налога на имущество), что в итоге дало бы 22,75 руб.
Если бы даты продаж были немного скорректированы и "перенесены" на более ранние сроки (к примеру, на 29 марта и 29 июня соответственно), потери предприятия в размере 2,75 (+20) могли бы быть компенсированы тем, что стоимость имущества, облагаемого налогом на имущества, сократилась, и, следовательно, сократилась сумма налога на имущества - с 20 до 10. Финансовый (налоговый) менеджер мог бы констатировать, что потери предприятия составили 2,75 (+10 = 12,75) вместо 2,75 (+20 = 22,75) руб.
Вывод: "ускорение" продаж всего на три-четыре дня принесло бы почти двукратную экономию налоговых потерь.
Сходный пример можно привести для различных методов определения выручки для целей налогообложения - по оплате либо по отгрузке. Не ставя в принципе под сомнение неизбежность применения кассового метода в нынешних российских условиях, необходимо, тем не менее, заметить, что в период с момента отгрузки до получения средств предприятие продолжает числить продукцию на счете 45, показатели которого используются для исчисления налога на имущество.