Основы эффективного общения в образовательной среде университета: речевой поступок личности




Как говорим, так и живем; каков каждый человек по складу, таковы его слова и поступки – так говорили античные риторы (Аристотель), для которых рассудительность, добродетель и доброжелательность были важными чертами характера человека, обращающего свою речь слушателям.

Любое речевое общение реализуется в речевых актах, речевых действиях, речевых поступках. Часто эти дефиниции считаются полными синонимами. Однако главное их отличие заключается в том, что в речевом поступке (РП) неотъемлемой, базовой составляющей является нравственная основа. А нравственность, как мы знаем, проявляется не только в деяниях, но и в словах, которые мы произносим.

Безусловно, понятия «речевой поступок» и «речевое действие» очень близки: и то и другое – составляющие речевой деятельности, они представляют собой мотивированные и целенаправленные высказывания.

Главные различия речевого поступка и речевого действия:

– основой речевого поступка всегда является нравственная составляющая;

– РП совершается только в кризисной ситуации общения, требующей от участника коммуникации определенного решения проблемы, следовательно, речевой поступок – потенциальное средство и способ решения нравственной проблемы;

– речевой поступок – всегда сознательно, намеренно совершаемый акт, цель которого воздействие на самого себя и / или партнера, влияние на взаимоотношения коммуникантов (конструктивные или деструктивные);

а) адресант, совершающий речевой поступок, возлагает на себя ответственность за произносимое (или написанное) речевое высказывание / текст,

б) совершающий речевые действия может быть индифферентен к результату собственных речевых действий, например: говорящий (пишущий) сообщает, что планируется ремонт здания или вносятся дополнения в закон (правила) и т. п. Однако в педагогической деятельности задача педагога как раз и состоит в том, чтобы переданная информация была не только воспринята, но и понята учениками;

– речевой поступок как результат речевой деятельности всегда предполагает рефлексию (самоанализ, оценку, анализ оценки окружающих) и влияет на формирование личности.

Итак, речевой поступок – это намеренно созданное высказывание, отражающее нравственную позицию коммуниканта, цель которого – воздействовать на адресата (в том числе и на себя) в кризисной ситуации общения (повлиять на мнение, на отношение к чему-либо или кому-либо, на принятие решения и т. п.).

Существуют разные виды РП, к которым прибегает адресант в зависимости от цели, условий коммуникации.

Так, в зависимости от способа воплощения речевые поступки могут быть реальными (этап реализации речевой деятельности), когда РП реализуется во внешней речи, в говорении, и ментальными, когда РП остается на уровне внутренней речи.

Ментальный речевой поступок являет собой нравственные размышления человека на уровне внутренней речи о том, что и как сказать в кризисной ситуации в предполагаемом будущем, а также оценку, анализ прошлого: анализ собственного речевого поведения (самообвинение и самообличение либо самоуспокоение и самоубеждение и т. п.) и оценку речевого поступка другого. В основе ментального речевого поступка лежит нравственная категория совесть.

Однако нередко наши помыслы, интенции остаются нереализован-ными, диалог голоса совести и голоса субъекта не всегда приводит ментальный речевой поступок в «обозримое высказывание».

По способу обращения к адресату коммуникативное намерение совершающего РП может быть выражено прямо (прямой РП), когда говорящий обращается непосредственно к тому, на кого хочет повлиять, либо косвенно (косвенный РП), если говорящий в присутствии истинного адресата обращается к другому человеку, при этом имея в виду того, кто на самом деле является объектом его речевых действий.

Воплощая свой замысел на уровне речевого оформления, коммуникант может по-разному реализовывать свои речевые действия.

Поэтому в зависимости от того, какие языковые средства им используются, какой способ выражения мысли он избирает, речевой поступок может быть имплицитным, то есть коммуникант завуалированно выражает свою мысль, и эксплицитным – с недвусмысленно выраженной мыслью говорящего (пишущего).

Степень подготовки адресанта тоже может быть разной, поэтому речевой поступок может быть прогнозируемым, к которому адресант заранее готовится, и непрогнозируемым, когда РП совершается без предварительной подготовки, спонтанно.

Речевые поступки, как мы отмечали, отражают представления говорящего (пишущего) о нормах морали, нравственности, поэтому они могут быть как позитивными, так и негативными. Правда, определение качества РП – процесс сложный и деликатный: возможно, с точки зрения одного участника коммуникации, РП – позитивный, с точки зрения другого – негативный (см. табл.).

Создавая любое высказывание, субъект непременно ориентируется в ситуации, поэтому в зависимости от сферы и обстановки общения речевой поступок может быть официальным или неофициальным (частным), в зависимости от речевой формы – устным либо письменным РП, в зависимости от вида речи – РП-монолог или РП в форме диалога (вопрос, ответ адресата рождает новые проблемы нравственного характера и возникает необходимость их решения), также возможен речевой поступок, сочетающий в себе как диалогическую, так и монологическую формы речи.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что РП прежде всего отражает нравственную сторону речевого поведения человека и его духовно-нравственные взгляды. Именно речевые поступки (различные виды РП), реализуемые в разных речевых жанрах, способствуют созданию гармонизирующего диалога коммуникантов и отражают их общий уровень культуры.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-06-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: