ПЛАТНЫЕ СПОРТИВНЫЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ КАК МЕХАНИЗМ СОЦИАЛЬНОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ МОЛОДЁЖИ ТЮМЕНИ




Актуальность. В современной молодежной среде активное привлечение к спортивной деятельности позволяет говорить о появлении нового социокультурного феномена – спортивной субкультуре, которая основана на формировании системы ведения здорового образа жизни. Появление спортивной молодежной субкультуры связанно не только с особенностями развития общества, но и с активным ростом популярности спортивных клубов. Их развитие основывается в нашей стране на использовании западных технологий маркетинга [1, с.57], которые предполагают выделение категорий спортивных клубов в зависимости от целевой аудитории. Выделяют VIP-спорт клубы, спортивные клубы для среднего класса и бюджетный вариант – организации «низшего уровня» [2, с.228]. В Тюмени на сегодняшний день зарегистрировано более 140 фитнес-центров, тренажерных залов и прочих организаций данного направления, из которых более 20 элитных клубов, 70 – среднего класса и около 50 из них можно отнести к бюджетному варианту. Различная степень доступности спортивных платных услуг порождает феномен социальной дифференциации молодежи, что определяет актуальность данной темы.

Проблема: из-за значительной разрозненности спортивных платных услуг в Тюмени наблюдается также социальная дифференциация молодежи и расслоение, что углубляет социально-экономическое напряжение в обществе.

Научные источники. Молодежная спортивная и околоспортивная субкультура как социокультурный феномен и институт спорта в социальной идентификации российской молодежи рассмотрены в фундаментальных трудах российских учёных Айзинова И.М. [8], Аруцева М.А. [3], Богданова Д.Ш. [6], Пономарева И.Е. [4], Некрасовой Т.А. [7] и др. Однако, факторы социального расслоения общества на почве занятием спорта являются глубоко ещё не изученными.

В рамках авторского исследования были выдвинуты следующие гипотезы о том, что социальная дифференциация молодежи вызвана:

- значительной градацией доступности платных спортивных услуг для молодежи;

- информатизацией молодёжной социальной среды;

- замена понятия «здоровый образ жизни» и «sport life style».

Для доказательства (опровержения) выдвинутой гипотезы в сентябре-октябре 2015 г. в Тюмени был проведен опрос, который имел следующие особенности: опрос проводился на добровольной основе; половозрастное распределение играло второстепенный фактор, так как в исследовании приняли участие 75 человек единого возраста (от 18 до 26 лет), которые пользуются платными спортивными услугами более 1 года; опрос проводился среди респондентов с разным достатком и проживающих в разно удаленных района г. Тюмени. Исходя из предположений, выдвинутых до начала проведения социологического опроса, анкета была разбита на 3 основных блока: спорт и информация; деньги за спорт; sport life style. Также в каждом опросном листе присутствовал общий блок вопросов: пол, возраст, род деятельности, степень среднего дохода семьи.

Рассмотрим результаты данного опроса и определим факторную модель социальной дифференциации молодежи через использование платных спортивных услуг, если такой факт будет доказан.

Несмотря на то, что авторская выборка хотя и целевая, но недостаточно репрезентативная (по шкале В.А. Ядова, ошибка выборки в пределах 10% [см.: 9, с 99-105; 10], вместе с тем характеристику выборки респондентов данного исследования можно представить следующим образом: это 60% юношей и 40% девушек в возрасте от 18 до 26 лет. Многие из них являются студентами – 62%, из которых 32% совмещают работу и учебу. Уровень достатка своей семьи респонденты оценивают практически в равных долях. Так, 44% относят себя и своих родных к среднему классу, 38% - к обеспеченным людям и 30% хотели бы улучшить свой достаток и на данном этапе считают его ниже среднего.Вопросы второго блока позволили выявить, что респонденты отдают предпочтение среднему классу спортивных организаций (70%), при этом занимаются в них как обеспеченные люди, так и неработающая молодежь с низким уровнем дохода. Только 10% опрошенных считают, что молодые люди и девушки, которые занимаются спортом в клубах по уровню ниже, не менее спортивны. Полученные данные показывают, что спорт является важной частью молодежной субкультуры и расход средств на это становится средством удовлетворения одной из ведущих потребностей человека. Согласно теории Маслоу, это является средством самоидентификации и самовыражения [6, с.162]. Оказалось, что только 18% опрошенных ориентируются исключительно на указания своего тренера, остальные в основном на Интернет.

Полученные данные показывают, что происходит массовая информатизация общества и что источники информации о спортивном образе жизни могут часто вызывать сомнения. Так, по нашим подсчетам, более 85% спортивных организаций г. Тюмени имеют свой Интернет-сайт или страницу и более 95% тренеров рекламируют себя на своих страницах в социальных сетях, часто используя для публикаций, по нашим наблюдениям, те же Интернет-источники без адаптации и проверки корректности данных для публикации.

В заключительном блоке мы пытались определить, не использует ли молодежь замену понятий. Как оказалось, только 6% респондентов понимают ЗОЖ в научном смысле, остальные 42% совмещают признаки ЗОЖ с посещением спорт клубов и спорт питом, а 52% вовсе заменяют это понятие. По мнению последних, это спортивная одежда, посещение спортивного клуба и белковое питание. Не смотря на негативную тенденцию, отметим, что все респонденты указали важность неупотребления вредных веществ. Таким образом, навеянная «здоровьесберегающая» политика является не чем иным, как результатом маркетинга спортивных и околоспортивных организаций. Как показали результаты проведенного опроса и наблюдений, именно ценовой фактор и престижность клуба, «белковая» диета и наличие современной спортивной одежды становятся показателем «спортивности» человека.

Выводы. В рамках исследования по авторской выборке была доказана выдвинутые гипотезы о том, что социальная дифференциация молодежи вызвана: значительной градацией доступности платных спортивных услуг для молодежи; информатизацией молодёжной социальной среды; заменой понятий «здоровый образ жизни» и «sport life style». Доказанный факт замены понятий здорового образа жизни в рамках развития молодежной спортивной субкультуры sport life style благодаря информатизации и маркетинговым технологиям показывает трансформацию спортивной молодежи г. Тюмени. Именно эти факторы являются первоочередными в появлении суждений о «неспортивности» людей из-за отсутствия средств на одежду, обувь, спортивное питание и дорогой абонемент. Данная тенденция является угрожающей, так как у «спортивных» молодых людей и девушек часто отсутствуют знания о правилах ЗОЖ и навязывание данной субкультуры остальному обществу является угрожающим фактором.

 

Список источников:

1. Гадючкин О.В., Макарова (Гуреева) Е.А. Имидж как неотъемлемая часть спортивного маркетинга // Вестник спортивной науки. 2011. - №1. - С. 57-58.

2. Степанова О.Н. Маркетинг и маркетинговые коммуникации в дея-тельности физкультурно-спортивных организаций. В 2 частях. Часть 1. – М.: МПГУ, 2012. – 228 с.

3. Аруцев М.А. Молодежная околоспортивная субкультура как социокультурный феномен: диссертация... кандидата социологических наук: 22.00.06 Москва, 2007. - 168 с.

4. Пономарев И.Е. Институт спорта в социальной идентификации российской молодежи: Дис.... канд. социол. наук: 22.00.04: Новочеркасск, 2004. - 159 c.

5. Цены на фитнес в Тюмени [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://sportgyms.ru/ pricetyumen.html

6. Богданова Д.Ш. Профессиональный спорт в современной культуре: проблема маргинализации // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). - 2012. - №2. - С. 162-166.

7. Некрасова Т.А. Здоровый образ жизни в контексте современного социологического знания // Сервис +. - 2010. - №4. - С. 20-27.

8. Айзинова И.М. Сфера платных услуг населению в контексте социально-экономического развития // Проблемы прогнозирования. - 2010. - №1. - С. 112-139.

9. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности / В.А. Ядов. - 3-е изд., испр. - Москва: Омега-Л, 2007. - 567 с. - (Университетский учебник).

10. Ядов В.А. Стратегия и методы качественного анализа данных // Социология: 4М. Т.1. № 1. С. 14-31.

 

Р.З. Юнусова

студентка группы 26М122

Е-mail: yunusova.ruslana@mail.ru

В.Г. Захаров

Научный руководитель,

канд. филос. наук, доцент

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: