Факторы дифференцирования доходов




 

Основными факторами, влияющими на дифференциацию доходов, являются различия: в размерах оплаты труда работников, занятых в общественном производстве; в величине денежных выплат из общественных фондов потребления; в объемах поступления от личного подсобного хозяйства, индивидуальной деятельности, новых форм кооперации; в размерах и составе семей; в возможности поступления доходов от неконтролируемого их перераспределения. Действие названных факторов всегда определяло заметное несоответствие в реальном жизненном уровне отдельных групп населения. В 80-х годах приблизительно соотношение между максимальной и минимальной заработной платой в СССР было 10:1. Кто-то мог получать больше, кому-то удавалось более "активно" участвовать в распределении ФОП. Но это не приводило к делению общества на очень богатых и очень бедных, хотя были и те и другие. От самых низовых производственных ячеек и организаций до высших центральных структур существовало множество лиц, которые при сравнительно невысокой зарплате фактически многократно увеличивали свое благосостояние. Общественное сознание признавало более высокую ценность труда отдельных категорий людей. Лица, получающие доходы от "теневой" экономики, вынуждены были скрывать источники своих доходов и проявляли "осторожность" в расходовании средств. В последнее время в нашей экономической и публицистической литературе часто поднимаются вопросы, связанные с наличием "теневой" экономики в системе общественного производства и распределения. Функционирование "теневой" экономики и определенного круга лиц, извлекающих нетрудовые доходы, вызывают резкое неприятие в обществе. В массовом общественном сознании любые высокие сверхдоходы воспринимаются как нетрудовые. Они нередко связываются с развитием индивидуальной трудовой деятельности, кооперативным движением, созданием малых и совместных с иностранными фирмами предприятий. При рассмотрении этой проблемы необходимо провести четкое деление нетрудовых доходов на законные и незаконные. Их классификация и оценка скорее является предметом исследования юридической, а не экономической науки. Если исходить из оценки нетрудовых доходов, полученных на законном основании как доходов на собственность и на прошлый труд, то их можно исключить из нашего исследования. В перспективе удельный вес таких доходов может возрастать и оказывать более весомое влияние на деление населения на богатых и бедных.

Рыночная система - это бесстрастный механизм. Она не имеет совести, не приспосабливается к моральным нормам. Индивидуалистический характер рыночной экономики вполне допускает высокую степень неравенства доходов. У людей разные интеллектуальные, физические и эстетические способности. Одним очень повезло, и они унаследовали исключительные способности, другие обречены на подсобные низкооплачиваемые виды деятельности. Немногие становятся великими художниками и музыкантами. Люди существенно отличаются по уровню полученного образования их профессиональной подготовки. На величину доходов оказывают влияние удача, связи, несчастья, дискриминация, владение собственностью, профессиональные вкусы и риск. Средний доход в США один из самых высоких в мире. В 1986 г. он составлял 34924 дол. в расчете на семью. На нижней границе шкалы доходов находились 12 % всех семей, на долю которых приходилось около 2 % совокупного личного дохода, 22 % семей получали менее 15 тыс. дол. в год. На вершине пирамиды доходов находились 7 % семей с годовым доходом 75 тыс. дол. и более. Их доля в совокупном личном доходе составляла 21 %. По тем же данным уровень бедности в стране снизился с 22 % в 1960 г. до 13,5 % в 1987 г. При этом под бедностью понимается, когда основные потребности семьи превышают имеющиеся у нее средства для их удовлетворения.

 

Нетрудовые доходы

 

Нас сегодня больше волнуют нетрудовые доходы, получаемые незаконным путем. Идет интенсивный процесс разграбления государственной собственности на всех уровнях; в широких масштабах используется служебное положение; коррупция, взяточничество, вымогательство, поборы. У значительной части населения доходы формируются за счет различного рода незаконных операций с дефицитными товарами и услугами, незаконного изъятия у государства его ресурсов (хищений собственности, расхождением между реальным движением стоимостей и фиксируемым в отчетности, укрытого от учета и контроля производства). Борьба с незаконными доходами предстоит упорная и потребует длительного времени. Ее успехи во многом будут определяться укреплением и оздоровлением всех трех форм власти.

Основная функция государства по перераспределению национального дохода состоит в том, чтобы уменьшить различия в доходах населения и обеспечить более благоприятные для всех членов общества условия материальной жизни. В то же время чрезмерное вмешательство государства в перераспределительные процессы по выравниванию доходов может привести к снижению деловой активности в обществе и падению эффективности хозяйственной деятельности. Расширенные специальные программы могут способствовать росту слоя социальных иждивенцев.

Нельзя забывать, что неравенство в доходах в значительной степени порождено, наряду с природным фактором, объективным действием рыночного ценового механизма. Стремление уничтожить полностью дифференциацию доходов означало бы намерение полностью разрушить сам рыночный механизм. Социальная политика государства в рыночном хозяйстве должна быть очень гибким и тонким инструментом, она призвана способствовать социальной стабилизации и смягчению социальной напряженности и в то же время не подрывать стимулов предпринимательства и высокоэффективного труда по найму. Разрешение проблемы бедности связано с поддержанием на уровне хотя бы прожиточного минимума тех, кто не в состоянии обеспечить себе лучшую жизнь. Такая поддержка реализуется по двум основным направлениям. Часть средств образуется за счет прибыли на предприятиях и расходуется на социально-культурные нужды. Второе направление связано с формированием государственного бюджета.

Через каналы государственных программ помощи удовлетворяются потребности в воспитании и образовании подрастающего поколения, содержании престарелых и нетрудоспособных, охраны здоровья населения. Степень удовлетворения этих потребностей зависит от состояния государственных финансов и ценностных установок сложившихся в обществе. Финансы представляют собой сосудистую систему общества через которую движутся денежные средства и тем самым обеспечивается жизнедеятельность всего общественного организма и каждой его хозяйственной клеточки. Через финансовый механизм государство образует и использует фонды денежных средств, необходимые для выполнения его многочисленных функций в экономической, политической и социальной сфере. Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет.


 

3. СФЕРЫНАПРВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

 

Государственная политика является важным фактором модернизации любого общества и обеспечение конкурентно способности российской экономики. Кроме того, общество, которое заботится о сохранении социальной стабильности, должно обеспечить возможности доступа к образовательным системам молодежи из домохозяйств с различным уровнем доходов, в рыночной экономике.

 

3.1 Политика образования

 

Возможность доступа к образованию, в отличие от реального доступа к нему, означает, что общество должно позаботится о создании механизмов, способствующих выявлению наиболее талантливой молодежи из различных социальных групп населения и об оплате их обучения за счет бюджетных средств. Что касается платного обучения, то следует рассматривать как аксиому, что уровень образования, а следовательно, и перспективный уровень доходов всегда будут в среднем выше у молодежи из высокодоходных семей.

Основными задачами политики образования на всех его уровнях в стабильной рыночной экономике являются:

· содействие успешной адаптации молодежи в обществе и на рынке труда;

· противодействие негативным социальным процессам, таким, как распространение алкоголизма, наркомании и криминалистики в молодежной среде, борьба с беспризорностью и безнадзорностью несовершеннолетних;

· поддержка системы специального образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья;

· повышение вклада образования в модернизацию экономики.

Государственная значимость задач политики образования определяет необходимость участие средств государственного бюджета в финансировании части образования. Масштабы этого участия определяется, во – первых, государственным образовательным стандартом (определяет минимальный обязательный уровень образования) и,во – вторых, государственным заказом на подготовку специалистов со средним специальным и высшим образованием.

С другой стороны, в развитых рыночных экономиках часть образования сверх минимального уровня, установленного государственным образовательным стандартом, рассматривается как один из видов платных услуг населению. В связи с этим в систему образования привлекаются средства домохозяйств, члены которых хотят получить образование выше данного уровня.

Таким образом, принципиальная схема финансирования образования в рыночной экономике выглядит следующим образом:

· за счет средств государственного бюджета финансируются программы: обучения в рамках государственного образовательного стандарта, подготовки специалистов со средним специальным и высшим образованием в соответствии с государственным заказом, профессиональные переподготовки специалистов со средним и высшим образованием в соответствии с государственным заказом;

· за счет средств работодателей негосударственного сектора экономики финансируются образовательные программы подготовки и переподготовки (сверх минимального обязательного уровня) для работников, имеющих юридически значимые соглашения о продолжении работы у данного работодателя после прохождения программ обучения;

· за счет бюджетов домохозяйств финансируются образовательные программы, превышающие минимальный обязательный уровень, установленный государственным образовательным стандартом. Расширение спроса населения на платные образовательные услуги может обеспечиваться за счет предоставления домохозяйствам образовательных кредитов, дифференцированных по видам специальностей и уровню доходов домохозяйств.

Вне зависимости от того, на платной или бесплатной основах предоставляется образовательные услуги сверх установленного государственным образовательным стандартом минимального уровня, основные требования к ним заключаются в том, чтобы они учитывали величину и структуру спроса, предъявляемые рынком труда. В противном случае неизбежен рост уровня безработицы либо работа выпускников учебных заведений не по специальности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: