Социальная защита безработных




 

В рыночной экономике особым направлением социальной политики государства является защита населения от безработицы.

Безработица – такая ситуация, при которой часть трудоспособного населения не может найти работы. Уровень безработицы (УБ) характеризуется нормой, которая рассчитывается как отношение общего числа безработных (Б) к численности рабочей силы (РС) в процентах.

Экономисты выделяют три основных типа безработицы.

1 Фрикционная (от английского friction – трения, разногласие) – добровольная кратковременная безработица, связанная с поиском лучших условий труда. Это явление, как и умеренная инфляция, считается неизбежным.

2 Структурная безработица порождается технической перестройкой производства, когда спрос на рабочую силу определенной квалификации уменьшается. Безработица является вынужденной и требует соответствующих мер государства по переподготовке кадров. Фрикционная и структурная безработицы составляет ее естественный уровень (5-6% от трудоспособного населения) и характерны для современного общества, даже в условиях полной занятости.

3 Циклическая безработица обусловлена общим падением производства в ходе экономического цикла. Насколько она опасна для общества помогает судить закон Оукена, в соответствии с которым каждый процент превышения безработицы сверх естественного уровня влечет за собой сокращение ВНП на 2,5 %.

 

Рисунок 1 - Распределение численности безработных по возрастным группам за 2005 – 2006 гг.

 

Безработица также сопровождается снижением жизненного уровня людей, потерей квалификации работников, ростом социальной и политической напряженности. Озабоченность экономистов вызывает и связь безработицы с инфляцией. Поэтому антиинфляционная политика всегда сопряжена с мероприятиями социальной политики и проявляется в двух подходах: адаптационном (индексация доходов и контроль за уровнем цен) и ликвидационном - снижение инфляции посредством экономического спада и роста безработицы. Однако статистика свидетельствует, что для снижения инфляции на 1 % безработица в течение года должна быть на 2 % выше своего естественного уровня. Вместе с тем борьба с безработицей (трудоустройство незанятого населения и оказание помощи в профессиональной подготовке через биржи труда, правовое обеспечение трудовых отношений, социальная защита безработных, создание дополнительных рабочих мест) неминуемо влечет за собой повышение социальных расходов государства, вызывая дефицит государственного бюджета, и может способствовать инфляции.

3.3 Жилищное обеспечение граждан

 

Решение жилищных проблем будет оставаться одним из основных социально значимых приоритетов. В целях обеспечения социальных обязательств перед ветеранами и инвалидами Великой Отечественной войны в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7.05.2008 № 714 в федеральном бюджете на 2010 год предусмотрены необходимые бюджетные ассигнования. Обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий указанной категории граждан должно быть завершено до 1 мая 2010 г.

 

Таблица 2 - Бюджетные ассигнования на жилищное строительство в рублях

Наименование мероприятия 2009 год (бюджетная роспись) прогноз
2010 год 2011 год 2012 год
Всего 218,8 250,5 104,0 96,8
ФЦП "Жилище" на 2002-2010 годы (второй этап) 68,2 61,0 0,0 0,0
Обеспечение жильем граждан в соответствии с Федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в РФ" 60,2 4,4 4,4 4,4
Обеспечение жильем военнослужащих ФОИВ 75,5 124,0 73,5 81,3
ФЦП "Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах РФ на 2009-2013 годы" 6,0 2,8 2,8 2,8
Восстановление средств государственной корпорации "Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", зачисленных в доход федерального бюджета в 2009 году 0,0 50,0 15,0 0,0
Обеспечение жильем граждан, проживающих на селе (ФЦП "Социальное развитие села до 2012г.") 4,5 4,3 4,3 4,3
Обеспечение жильем граждан (ФЦП "Развитие образования в 2006-2010 годы") 2,2 1,6 1,6 1,6
Обеспечение жильем граждан, в рамках Президентской программы "Уничтожение запасов химического оружия" 1,1 1,0 1,0 1,0
Обеспечение жильем граждан (ФЦП "Развитие судебной системы России на 2007-2011 годы") 0,6 0,5 0,5 0,5
Обеспечение жильем граждан (ФЦП "Научные и научно-педагогические кадры") 0,5 0,9 0,9 0,9

 

Обеспечение жильем остальных категорий граждан в соответствии с Федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите граждан в Российской Федерации" будет осуществляться в объемах, которые возможно учесть в федеральном бюджете исходя из задач оптимизации. Продолжится реализация ФЦП "Жилище" на 2002-2012 годы, разрабатывается проект соответствующей долгосрочной целевой программы на период до 2015 года. Предусматриваются бюджетные ассигнования на обеспечение постоянным и служебным жильем военнослужащих. Планируется восстановление средств государственной корпорации "Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", зачисленных в доход федерального бюджета в 2009 году.

3.4 Другие приоритетные направления

 

В рамках других направлений социальной политики увеличены расходы на закупку лекарственных средств, предназначенных для лечения больных злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей.

Запланированы с увеличением расходы на осуществление отдельных полномочий в области лекарственного обеспечения, а также на оздоровительные мероприятия по оздоровительной кампании детей.

Предусматриваются субсидии Фонду поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, который осуществляет софинансирование программ субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и некоммерческих организаций, направленных на профилактику семейного неблагополучия и социального сиротства детей, социальную поддержку семей с детьми-инвалидами, профилактику безнадзорности и беспризорности детей, преступности несовершеннолетних. В рамках иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации предусматриваются бюджетные ассигнования на проведение противоаварийных мероприятий в зданиях государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений.

Предусматриваются субсидии на реализацию социально значимых проектов по выпуску книг и периодических изданий для инвалидов по зрению, субсидии на государственную поддержку российских организаций инвалидов.

Таблица 3 - Другие приоритетные направления в сфере социальной политики в миллиардах рублей

Мероприятие 2009 год 2010 год 2011 год 2012 год
         
Всего 58,0 62,2 67,0 72,3
Закупка лекарственных средств. Предназначенных для лечения больных злокачественными новообразования и др. 40,7 44,8 49,3 54,2
Отдельные полномочия в области лекарственного обеспечения 12,6 13,3 13,6 14,0
Субсидии Фонду поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации 1,7 1,0 1,0 1,0
Софинансирование проведения противоаварийных мероприятий в зданиях государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений 1,0 1,0 1,0 1,0
Субсидии на государственную поддержку российских организаций инвалидов, субсидии на реализацию социально значимых проектов по выпуску книг и периодических изданий для инвалидов по зрению 2,0 2,1 2,1 2,1

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В заключении сделаем следующие выводы. Важным критерием распределения в рыночной экономике является распределение по потребностям для тех категорий населения, кто не обладает собственностью на факторы производства и не в состоянии полноценно трудиться (несовершеннолетние, престарелые, инвалиды, безработные и др.).

Источником доходов наряду с трансфертами могут стать и доходы от личного подсобного хозяйства (преимущественно в натуральной форме).

Различают номинальный денежный доход, располагаемый денежный доход и реальный располагаемый доход. Реальные располагаемые денежные доходы определяются исходя из денежных доходов текущего периода за минусом обязательных платежей и взносов, скорректированных на индекс потребительских цен. Персональное распределение национального дохода между индивидами связано с большим количеством объективных и субъективных факторов, делающих практически невозможным точную и справедливую оценку индивидуального вклада в общественное производство. А это в свою очередь обусловливает неравенство в рыночном распределении доходов. Важным условием неравенства в доходах является неравное распределение собственности па факторы производства: чем большей собственностью обладают отдельные индивиды, тем большую долю национального дохода они присваивают. Снижение доли заработной платы в доходах в российской экономике сопровождается ее дифференциацией в зависимости от профессии, должности, отрасли, региона и предприятия, что подтверждает сделанный ранее вывод о слабой зависимости доходов от трудовых усилий и производительности труда в условиях становления рыночных отношений. Социальная политика ориентирована на человека и реализуется в сфере распределения и потребления общественного продукта. Способ распределения определяется способом производства. Однако распределительные отношения, обладая относительной автономией, могут либо тормозить процесс производства, либо стимулировать его, выступая фактором повышения производительности труда. Специфика экономической политики заключается в ориентации на экономический рост и приумножение материального богатства. Это увеличивает свободу выбора в сфере распределения и открывает более широкие возможности для реализации социальной политики. Социальная политика ориентирована на определенные ценности и базируется на мировоззренческих установках различных партий и общественных групп относительно путей социально-экономического развития государства. Сложившаяся в том или ином обществе модель социального развития является общественным компромиссом, результатом постоянного поиска общественно-политического баланса, равновесия интересов различных групп и слоев общества.

Успех преобразований в реальном секторе будет зависеть от поддержки команды реформаторов населением, от кредита доверия элит и простых людей. При проведении социальной политики нужно исходить из принципа адресности государственной социальной помощи, финансовых и административных ограничений при распределении помощи малоимущим и бедным. Развитие третьего сектора, гуманитарных и благотворительных организаций, обучающих центров, инфраструктуры поддержки малого бизнеса является важными элементами системы социальной защиты населения. Сложная демографическая ситуация в стране также остро ставит вопрос о необходимости реформирования системы пенсионного обеспечения. Сегодняшняя система социального обеспечения крайне неэффективна. Она не имеет возможностей выполнить взятые на себя обязательства. Риски от не реформирования существующей системы гораздо выше, чем издержки начального этапа реформирования. Только комплексное выполнение мер позволит обеспечить достойный доход, усилить мотивацию для решения социальных вопросов его семьи, восстановит доверие граждан к органам государственной власти.


 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

1 Аверин А.Н. Социальная политика и подготовка управления кадров / А.Н. Аверин. – М: ПРИОР, 2007. – 162 с.

2 Альбеков А.У., Согомонян С.А. Экономика коммерческого предприятия / А.У. Альбеков., С.А. Согомонян. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 448 с.

3 Баев И.А. Экономика предприятия: учебник для вузов / И.А. Баев. - СПб.: Питер, 2006. – 438 с.

4 Баканов М.И. Экономический анализ: ситуации, тесты, примеры, задачи, выбор оптимальных решений, финансовое прогнозирование / М.И. Баканов. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 656 с.

5 Волков О.Н. Экономика предприятия / О.Н.Волков. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 520 с.

6 Ворст Й., Ревентлоу П. Экономика фирмы / Й. Ворст, П. Ревентлоу. – М.: Высш. Шк., 1994. – 272 с.

7 Гинзбург, А.И. Экономический анализ / А.И. Гинзбург. - СПб: Питер, 2008. – 208 с.

8 Грузинов В.П. Экономика предприятия / В.П. Грузинова. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. – 535 с.

9 Елизаров Ю.Ф. Экономика организаций / Ю.Ф. Елизаров. – М.: Экзамен, 2005. – 496 с.

10 Журавлёва Г.П. Экономическая теория / Г.П Журавлевой. – М: Экономист, 2009. – 405 с.

11 Зайцев Н.Л. Экономика промышленного предприятия / Н.Л. Зайцев. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 385 с.

12 Кантор Е.Л. Экономика предприятия / Е.Л. Кантора. – СПб: Питер, 2003. – 352 с.

13 Кочетков А.А. Экономическая теория / А.А. Кочетков. – С-П: ИНФРА, 2009, 564 с.

14 Куликов Л.М. Основы экономических знаний / Л.М. Куликов. – М: Приор, 1997. – 180 с.

15 Макконнелл К.Р. Экономика / К.Р. Макконнелл. – М: ИНФРА, 2009. – 425 с.

16 Николаева И.П. Экономическая теория / И. П. Николаева. – Украина: Экономика, 2009. - 447 с.

17 Николаева Л.А. Черная И.П. Экономическая теория / Л.А. Николаева, И.П. Черная. – М: ИНФПА-М, 2007. – 247 с.

18 Раицкий К.А. Экономика предприятия / К.А. Раицкий. – М.: Информационно-внедренческий центр "Маркетинг", 2000. – 696 с.

19 Райзберг Б. А. Современный экономический словарь / Б.А. Райзберг. – М: Экономист, 2006. – 462 с.

20 Самуэльсон П. Экономика / П. Самуэльсон. – М: СПб, 2004. – 218 с.

21 Сафронов Н.А. Экономика предприятия: Учебник / Н.А. Сафронов. – М.: Юристъ, 2003. – 608 с.

22 Скляренко В.К. Экономика предприятия: учебник / В.К. Скляренко, В.М. Прудников. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 528 с.

23 Смирнов С.Н., Сидорина Т.Ю. Социальная политика / С.Н. Смирнов, Т.Ю. Сидорина. – М: Приор, 2004. – 391 с.

24 Сумцова Н.В., Орлова Л.Г. Экономическая теория / Сумцовой Н.В., Орловой Л.Г. – М.: Юнити-Дана, 2007. – 354 с.

25 Тальмина П.В. Практикум по экономике организации / П.В. Тальмина – М.: Финансы и статистика, 2003. – 464 с.

26 Чепурин М. Н. Курс экономической теории / М.Н. Чепурин. – М: ИНФРА, 2000. – 552 с.

27 Шмален Г. Основы и проблемы экономики предприятия / Г. Шмален. – М.: Финансы и статистика, 1996. - 512 с.

28 Якова В.В., Якова Е.А. Экономическая теория / В.В. Якова, Е.А.Якова. – М: ИНФРА-М, 2009. – 371 с.


 

ПРИЛОЖЕНИЕ А. Экономика Амурской области

 

Экономическое и социальное развитие любого региона, любой страны во многом зависит от привлечения инвестиции. Настолько на сегодняшний день наш регион является привлекательным для инвесторов? Какие в данной сфере прослеживаются тенденции?

Рейтинговым агентством "Эксперт" Амурской области присвоен рейтинг "3В1" - "пониженный потенциал – умеренный риск". Этот показатель равен рейтингам Хабаровского и Приморского краев. Область вышла на 57-е место среди регионов России по инвестиционному риску (поднявшись с 64 места), и на 48-е место по инвестиционному потенциалу (поднявшись с 49 места). По объемам инвестиций Приамурье занимает 4-е место среди регионов Дальневосточного федерального округа, уступая лишь Сахалинской области, республике Саха (Якутия) и Хабаровскому краю.

В социально-экономическую сферу области за 2007 год было вложено 37,2 млрд. рублей, что на 13,3 % превысило аналогичный показатель 2006 года. Однако что же скрывается за этими цифрами?

Рост в большей степени связан с реализацией на территории области инвестиционного проекта по строительству нефтепровода " Восточная Сибирь - Тихий океан" (30 % общего объема инвестиций), а также завершением строительства таких объектов, как Бурейская ГЭС и автодороги Чита-Хабаровск.

Большой вклад в развитие инфраструктурных объектов на территории нашего региона внесли российские компании, такие как РАО "ЕЭС России" (строительство Бурейской ГЭС), ОАО "Российские железные дороги", ОАО "Транснефть". На их долю приходится почти 50 % всех инвестиций.

Привлекательными для инвесторов секторами экономики являются энергетика, куда направлено почти 30 % всех инвестиций, транспорт 37 %, добыча полезных ископаемых 9 %. Примечательно, что доля сельского хозяйства увеличилась с 1.6 % до 3.3 %. По – прежнему остается очень низкой доля обрабатывающий производств – менее 1 %.

Два проекта были реализованы в рамках национального проекта по развитию Агропромышленного комплекса. Созданы новые мощности по переработке соевых бобов. Результатом стало увеличение объемов переработки сои с 90 до 200тысяч тонн, а также возможность выпуска новых продуктов. Причем таковые являются импортозамещающими.

Немаловажным следует назвать и строительство спирт завода. Успешными являются инвестиционные проекты в горнорудной промышленности. Объемы их финансирование в 2008 году превысили цифру в 6.5 млрд. рублей. Так, начата реализация Гаринского железорудного месторождения с последующим строительством в Амурской области металлургического комбината, начались геологоразведочные работы на месторождении магнетит – ильменитовых руд "Большой Сэйим" и др.

Нельзя не отметить и тот факт, что уровень иностранных инвестиций достиг 130,6 миллионов долларов, что составляет 8,6% от общего объема. Несмотря на кажущуюся незначительность иностранных вложений, их уровень по сравнению с 2000- м годом вырос в 25 раз. Причем, на долю Канады приходится больше половины всех поступивших а 2007 году иностранных инвестиций – 55,9 % на долю Великобритании -21,6 %, Кипра -20 %, и Китая всего лишь 2,2%.

Отдельно остановимся на сотрудничестве в данной сфере с КНР. Лишь в последние три года прослеживается позитивная тенденция. Китайские инвесторы предпочитают вкладывать средства в малые и средний бизнес. Наиболее привлекательными для них является такие отрасли, как сельское хозяйство, строительство, торговля. Хотя несмотря на позитивные сдвиги, область по – прежнему не является инвестиционным КНР в целом, и провинции Хэйлунцзян, в частности.

Кроме того, уровень инвестиционной привлекательности региона остается достаточно низким и для иностранных компаний других стран. Главная проблема, по словам специалистов – неэффективный производственный менеджмент. В 2007 году более 40 % предприятий Амурской области работали с убытками. Это делает их непривлекательными для капиталовложений. Большинство предприятий просто не готовы к приему инвестиций, так как для них характерны низкая " прозрачность" отчетности и отсутствие ликвидного имущества. Особняком стоит еще одна проблема - практически полное отсутствие проработанных проектов для представления инвесторам.

В целом, амурская экономика характеризуется крайне невысокой степенью диверсификации инвестиции, основной объем таковых по – прежнему поступает в добычу полезных ископаемых, где очень низкая доля перерабатывающих производств, а состояние оборудования не отвечает современным требованиям. Отсутствуют инвестиции в наукоемкие отрасли.

Не стоит забывать и о сложившихся стереотипах инвесторов. До сих пор существует тенденция на концентрацию Финансовых ресурсов в центральных регионах страны (таких как Москва и Московская область, Санкт – Петербург, Татарстан). На весь Дальневосточный федеральный округ приходится не более 7 % всех инвестиций страны, а иностранных – в пределах 10 %. Последняя цифра обусловлена близостью динамично развивающихся стран Азиатский –Тихоокеанского региона.

Также мешает притоку инвестиций недостаточное банковское участие в проектах. Доля кредитов банков в общей структуре инвестиций составляет не более 5 %.

 


 

ПРИЛОЖЕНИЯ Б. Социально-экономическое права

 

Особую группу основных нрав и свобод человека и гражданина составляют социально-экономические права и свободы. Они касаются таких важных сфер жизни человека, как собственность, труд, отдых, здоровье, образование, и призваны обеспечить физические, материальные, духовные и другие социально значимые потребности личности.

К социально-экономическим правам и свободам, закрепленным в Конституции, относятся свобода предпринимательской деятельности, право частной собственности, в том числе и на землю, свобода труда и право на труд в надлежащих условиях, право на отдых, охрана семьи, право социального обеспечения, право па жилище, право на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду, право на образование, свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания, право пользования учреждениями культуры (ст. 33-44).

Инициируя экономическую и социальную активность каждого человека как естественную основу утверждающихся в стране рыночных отношений, Конституция закрепляет право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34).

Важнейшее место в системе социально-экономических нрав и свобод занимает право частной собственности (ст. 35) Его конституционное закрепление имело решающее значение в переходе страны к рыночной экономики. Конституция Российской Федерации 1993 года признание и защиту частой собственности, равно как и других форм, отнесла к основам конституционного строя, расширила гарантии ее охраны, в том числе судебными органами. В ч. 3 ст. 35 Конституции установлено, что принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

В условиях рыночной экономики претерпело изменение и содержание прав человека в сфере труда (ст. 37 Конституции). Основной упор сделан на закрепление свободы труда, его надлежащих условий и права человека свободно распоряжаться своим трудом:

1) запрещен принудительный труд;

2) закреплено право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;

3) утверждено право на защиту от безработицы;

4) признано право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

С трудовыми правами неразрывно связано право на отдых (ч. 5 ст. 37 Конституции). В его обеспечении задействован широкий круг субъектов, призванных создавать для реализации этого права необходимые условия. Большую роль играет и деятельность самого человека, который должен рационально и грамотно использовать время отдыха. Функции государства в этой сфере заключаются в установлении посредством федерального закона разумной продолжительности рабочего времени, выходных и праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска.

Социальное развитие общества в значительной степени зависит от статуса его первичной ячейки – семьи, защищенности материнства и детства. В ст. 38 Конституции закреплена общая норма о том, что они находятся под защитой государства.

Статья 38 Конституции определяет и взаимные права родителей и детей. Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

К числу социально-экономических прав и свобод относится и право на социальное обеспечение но возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39). Содержанием данного права является прежде всего гарантированная возможность получать государственные пенсии и социальные пособия. Причем федеральный закон устанавливает минимальные размеры пенсий и пособий. Кроме них, поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность, которые получают в последнее время определенное развитие (ч. 3 ст. 39).

Конституционно закрепляется право на жилище (ст. 40). Оно включает: 1) защиту жилища, в силу которой никто не может быть произвольно лишен жилища; 2) поощрение органами государственной власти и органами местного самоуправления жилищного строительства и создание условий для осуществление права на жилище, бесплатное или за доступную плату предоставление жилища малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в нем, из государственных, муниципальных и других жилищных фондов. Поощряется кооперативное и индивидуальное жилищное строительство, развивается система ссуд на это, не облагаемых налогом.

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41 Конституции) предполагает бесплатность последней в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений.

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42 Конституции). Понятие "окружающая среда" охватывает все компоненты природной сферы, потребителем которых является человек (вода, воздух и пр.), а также те, которые оказывают на него воздействие (шумы, вибрация и др.). Право на благоприятную окружающую среду, т.е. такую, которая не приносит вред человеку, тесно увязано с правами человека на жизнь, на охрану здоровья.

К числу социально-экономических прав и свобод относится право на образование (ст. 43 Конституции). Каждому гарантируется общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые. Реализация этого права дает возможность получить общеобразовательную и профессиональную подготовку, необходимую для осуществления трудовой деятельности, для содержательной духовной жизни. В этом заинтересованы не только сам человек, но и государство, общество в целом в связи с потребностями развивающегося производства и других сфер в специалистах, способных в силу общей разносторонней подготовки овладевать сложными современными профессиями. Поэтому Конституция закрепила обязательность основного общего образования. Родители или лица, их заменяющие, обязаны обеспечить получение детьми этого образования (ч. 4 ст. 43).

В соответствии со ст. 44 Конституции каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания, право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Государство гарантирует доступность всех достижений культуры для граждан, где бы они ни проживали.

В конституционно закрепленных основных обязанностях выражены наиболее важные требования — ответственности личности перед обществом, гражданина перед государством, надлежащего отношения гражданина к государственным и общественным интересам, активного включения его в охрану этих интересов.

Таким образом, основные обязанности — это конституционно закрепленные и охраняемые правовой ответственностью требования, которые предъявляются человеку и гражданину и связаны с необходимостью его участия в обеспечении интересов общества, государства, других граждан.

Важнейшей обязанностью гражданина, так же как и любого иною лица, проживающего в Российской Федерации, является соблюдение Конституции и законов Эта обязанность граждан Российской Федерации зафиксирована в главе об основах ее конституционного строя (ст.15).

Конституционно закреплена обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57).

Закрепляется обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58 Конституции).

В ст. 59 Конституции Российской Федерации закреплено, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

 


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: