по направлению подготовки




080200.62 Менеджмент

квалификация выпускника - «бакалавр»

Обсуждена на заседании кафедры
«06» мая 2014 года
протокол № 10

 

 

Санкт-Петербург

Содержание

Введение

1. Общие положения по управлению безопасностью труда.

2. Структура и функции системы управления охраной труда в организации.

3. Методическое обеспечение профилактической работы по предупреждению травматизма и профессиональных заболеваний в организации.

Заключение

 

Литература

1. Основная

1. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции».

2. Федеральный закон от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

3. Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

4. Федеральный закон от 21.12.1994 года № 69-ФЗ» О пожарной безопасности».

5. Федеральный закон от 6.05.2011 года № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране».

6. Федеральный закон Российской Федерации от 22 июня 2008 года № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

7. Постановление Правительства РФ от 12 апреля 2012 г. № 290 «О федеральном государственном пожарном надзоре».

8. Постановление Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390 «О противопожарном режиме».

9. ГОСТ Р 12.0.007-2009. "Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию".

10. Приказ МЧС России от 18 июня 2003 г. № 313 «Об утверждении правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03).

11. Приказ МЧС от 12 декабря 2007 № 645. Об утверждении Норм пожарной безопасности "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций".

12. Приказ МВД России от 13 мая 2003 г. № 321 «Об утверждении норм положенности первичных средств пожаротушения объектов системы МВД России».

13. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 августа 2007 г. № 569 "Об утверждении порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда".

14. Правила пожарной безопасности для предприятий автотранспорта ВППБ 11-01-96.

15. СТП 17.2008. Оценка экономической эффективности работ по безопасности труда.

16. ПриказМВД Россииот 24 марта 2010 г. № 477 «Об утверждении наставления по организации деятельности ведомственной пожарной охраны Министерства внутренних дел Российской Федерации».

17. Приказ МЧС России от 12.12.2007 № 645 "Об утверждении Норм пожарной безопасности "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций".

18. Приказ МВД РФ от 10 мая 2001 г. № 492 "Об улучшении работы по охране труда в системе МВД России"

 

2. Дополнительная

1. Воротнев А.С., Гиоев Г.В. и др. Учебное пособие «Организация материально-технического обеспечения в МВД России». - С-Пб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2013.

2. Безопасность жизнедеятельности/ Н.Г. Занько. Г.А. Корсаков, К. Р. Малаян и др. Под ред. О.Н. Русака. –С.-Пб.: Изд-во Петербургской лесотехнической академии, 2012.

3. Белов С.В., Морозова Л.Л., Сивков В.П. Безопасность жизнедеятельности. Ч. 1.–М. ВАСОТ, 2011.

4. Кузнецова А.В., Беспалов М.В. Общие понятия в области охраны труда. «ГроссМедиа", 2011.

5. Методика определения расчетных величин пожарного риска на
производственных объектах.

6. Концепция создания независимой оценки рисков в области пожарной безопасности одобренная Правительством России (СН-П4-1606 от 17 апреля 2007 г.).

 

Введение

В лекции рассмотрены общие положения по управлению безопасностью труда, структура и функции системы управления охраной труда в организации, методическое обеспечение профилактической работы по предупреждению травматизма и профессиональных заболеваний в сфере охраны труда главных управлений, управлений МВД России, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации.

Перейдем к рассмотрению учебных вопросов лекции.

Вопрос 1. Общие положения по управлению безопасностью труда.

Охрана труда согласно ст. 209 Трудового кодекса РФ представляет собой систему сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающую в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются:

- обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;

- принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ в области охраны труда, а также федеральных целевых, ведомственных целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;

- государственное управление охраной труда;

- государственный надзор и контроль за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда;

- государственная экспертиза условий труда;

- установление порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядка подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;

- содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;

- профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников;

- расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

- координация деятельности в области охраны труда, охраны окружающей природной среды и других видов экономической и социальной деятельности;

- распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;

- участие государства в финансировании мероприятий по охране труда;

- подготовка специалистов по охране труда и повышение их квалификации;

- организация государственной статистической отчетности об условиях труда, а также о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях;

- обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда;

- международное сотрудничество в области охраны труда;

- проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасной техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

- установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет средств работодателей.

Отношения, связанные с охраной труда, наряду с Трудовым кодексом РФ регулируются совокупностью нормативных правовых актов, анализ которых позволяет определить критерии требований охраны труда. Таковыми являются:

- обучение и проверка знаний по общим и специальным (при эксплуатации объектов и производстве работ повышенной опасности) вопросам охраны труда, наличие удостоверений установленной формы у руководителя, его заместителей и иных работников;

- обучение лиц, поступающих на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным методам и приемам работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов (обучение и периодическая проверка знаний в период работы);

- перечень профессий и работ, для выполнения которых обязательны предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры работников в целях предупреждения несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, согласованных с органами Роспотребнадзора;

- приказ (распоряжение) о создании службы охраны труда или назначении специалиста по охране труда, возложении обязанностей специалиста по охране труда на одного из работников организации, заключение договора со сторонним специалистом по охране труда;

- приказ (распоряжение) о возложении обязанностей по обеспечению безопасных условий и охраны труда в организации на руководителя или его заместителя;

- приказ (распоряжение) о распределении функциональных обязанностей по обеспечению безопасного производства работ среди должностных лиц организации (утверждение положения об организации работы по охране труда);

- приказ (распоряжение) о назначении лиц, ответственных за исправное состояние и безопасную эксплуатацию объектов повышенной опасности, а также за производство работ повышенной опасности;

- заключение государственной инспекции труда о соответствии новых и реконструируемых производственных объектов, введенных в эксплуатацию в целях осуществления лицензируемой деятельности, требованиям охраны труда;

- сертификаты соответствия требованиям охраны труда на применяемое в целях осуществления лицензируемой деятельности производственное оборудование, транспортные средства, технологические процессы, материалы и химические вещества, средства индивидуальной и коллективной защиты работников;

- проведение вводного, первичного на рабочем месте и повторного инструктажей, ведение журналов регистрации инструктажей;

- утверждение перечня профессий и должностей работников, освобожденных от инструктажа на рабочем месте;

- утверждение программы проведения вводного инструктажа;

- наличие инструкций по охране труда по профессиям и видам работ, соответствующих нормативным требованиям по форме, содержанию и сроку действия;

- утверждение перечня работ, выполняемых по наряду-допуску, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования безопасности;

- ведение журнала регистрации несчастных случаев на производстве и документов по их оформлению;

- осуществление обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- утверждение перечней профессий и видов работ, для которых в связи с неблагоприятными условиями труда законодательством предусмотрены компенсации и льготы: дополнительный отпуск, сокращенный рабочий день, доплаты к тарифным ставкам (окладам), молоко, лечебно-профилактическое питание;

- обеспечение работников средствами индивидуальной защиты;

- приказ (распоряжение) или иной акт о порядке обеспечения средствами индивидуальной защиты;

- утверждение перечня работ и профессий, для которых предусматривается бесплатная выдача средств индивидуальной защиты;

- обеспечение работников средствами коллективной защиты, оснащение рабочих мест и производственных помещений средствами нормализации воздушной среды, освещения, защиты от поражения электрическим током, воздействия механических факторов, повышенного уровня шума и вибрации;

- проведение аттестации рабочих мест по условиям труда в организации;

- санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников.

Несоблюдение работодателем даже какого-нибудь одного требования охраны труда способно стать причиной несчастных случаев. В этой связи законодательством установлена ответственность за нарушение правил охраны труда.

Так, в соответствии со ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

За нарушения правил охраны труда, результатом которых стало причинение вреда жизни и здоровью, предусмотрена уголовная ответственность. В соответствии со ст. 143 Уголовного кодекса РФ нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда, совершенное лицом, на котором лежали обязанности по соблюдению этих правил, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до одного года. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, наказывается лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

 

Основы обеспечения охраны труда

Организации и учреждения обязаны соблюдать свод правил и положений, направленных на обеспечение безопасного труда их работников. В противном случае нарушителя могут привлечь к ответственности.

Уточним основные понятия. Так, техника безопасности - это не только способы и методы безопасного трудового процесса, но и ряд мероприятий по сохранению жизни и здоровья работников. К ним относятся:

- правовые;

- социально-экономические;

- организационно-технические;

- санитарно-гигиенические;

- лечебно-профилактические;

- реабилитационные;

- иные действия, объединенные под термином "охрана труда".

Заметим, что понятие техники безопасности входит в общую систему охраны труда. Помните, что с техникой безопасности нужно знакомить всех работников. Даже руководители компании обязаны проходить в установленном порядке обучение по охране труда, а также проверку знаний о ее требованиях.

Статьей 225 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что все поступающие на работу, а также переводимые на другую должность должны проходить инструктаж по охране труда и обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи. Исключение существует для работников, не связанных с эксплуатацией, обслуживанием, наладкой и ремонтом оборудования, использованием электрифицированного или иного инструмента, хранением и применением сырья и материалов. Они могут быть освобождены от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте. Перечень таких профессий и должностей утверждает руководитель компании.

Конкретный порядок, условия, сроки и периодичность проведения всех видов инструктажей по охране труда компании регулируются соответствующими отраслевыми и межотраслевыми нормативными правовыми актами.

Проведение инструктажей включает в себя:

- ознакомление работников с имеющимися опасными или вредными производственными факторами;

- изучение требований охраны труда, содержащихся в локальных нормативных актах учреждения, инструкциях по охране труда, технической, эксплуатационной документации;

- изучение безопасных методов и приемов выполнения работ.

Инструктаж может быть разных видов в зависимости от причин, по которым его проводят. Так, все работники (включая командированных), а также специалисты сторонних организаций, выполняющие работы на выделенном участке, проходят вводный инструктаж в установленном порядке. Его проводит лицо, на которое приказом руководителя возложены эти обязанности по программе, разработанной на основании законодательных и иных нормативных правовых актов РФ с учетом специфики деятельности учреждения.

Первичный инструктаж проводят на рабочем месте до начала самостоятельной трудовой деятельности. При этом с правилами знакомят:

- работников, вновь принятых в компанию;

- лиц, которые переведены в установленном порядке из другого структурного подразделения либо которым поручается выполнение новой для них работы;

- командированных специалистов сторонних организаций, обучающихся в образовательных учреждениях, проходящих производственную практику, и других лиц, участвующих в производственной деятельности компании.

Первичный инструктаж выполняют руководители структурных подразделений в соответствии с разработанными программами, которые утверждают в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда.

Повторный инструктаж работники проходят периодически - не реже одного раза в полгода. Причем по программам, разработанным для проведения первичного инструктажа.

Внеплановый инструктаж проводят:

- при введении в действие новых или изменении существующих законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда, а также инструкций по охране труда;

- при изменении технологических процессов, замене или модернизации оборудования, приспособлений, инструмента и других факторов, влияющих на безопасность труда;

- при нарушении работниками требований охраны труда, если эти нарушения создали реальную угрозу наступления тяжких последствий (несчастный случай на производстве, авария и т.п.);

- по требованию должностных лиц органов государственного надзора и контроля;

- при перерывах в работе (для работ с вредными и (или) опасными условиями - более 30 календарных дней, а для остальных работ - более двух месяцев);

- по решению руководителя компании (или уполномоченного им лица).

Отметим, что целевой инструктаж организуют при выполнении разовых работ, ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и работ, на которые оформляются наряд-допуск, другие специальные документы, а также при проведении в учреждении массовых мероприятий.

Инструктаж по технике безопасности завершается устной проверкой приобретенных работником знаний и навыков безопасных приемов работы. Результаты проверки оформляют протоколами, которые хранятся у назначенного ответственного лица.

Проведение всех видов инструктажей регистрируется в соответствующих журналах (в установленных случаях - в наряде-допуске на производство работ), листы которых должны быть сшиты и пронумерованы. Формы журналов разработаны ГОСТом 12.0.004-90 "Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения".

Напомним, что инспектирующие органы при осуществлении государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства вправе истребовать данные документы для проверки (ст. 357 Трудового кодекса РФ).

Согласно ст. 212 Трудового кодекса РФ обязанность по обеспечению безопасных условий труда возложена на работодателя, который должен обеспечить:

- проведение инструктажа по охране труда и проверку данных знаний;

- недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку данных знаний;

- ознакомление работников с требованиями охраны труда;

- разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации;

- наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности.

В компании с численностью работников более 50 человек должна быть сформирована служба охраны труда или введена должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области. Если же численность работников не превышает 50 человек, организовывается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда с учетом специфики деятельности (ст. 217 Трудового кодекса РФ).

Названная служба компании создается в форме самостоятельного структурного подразделения, подчиняющегося непосредственно руководителю или по соответствующему распоряжению одному из его заместителей.

Как правило, работники, назначенные на данную должность, должны пройти специальное обучение по охране труда (Постановление Минтруда России от 8 февраля 2000 г. N 14 "Об утверждении Рекомендаций по организации работы Службы охраны труда в организации").

При отсутствии в учреждении штатного специалиста его функции выполняет руководитель, другой уполномоченный на то работник либо специалист, привлекаемый по гражданско-правовому договору.

 

Вопрос 2. Структура и функции системы управления охраной труда в организации.

 

В каждой организации, занимающейся производственной деятельностью, где численность сотрудников превышает 50 человек, должна быть создана служба охраны труда. Об этом сказано в ст. 217 Трудового кодекса РФ. Если численность персонала не превышает указанного предела, решение о создании службы вправе принять руководитель организации.

Под производственной деятельностью понимается деятельность организации, которая направлена на производство продукции, работ, услуг (ч. 9 ст. 209 ТК РФ). Таким образом, производственная деятельность - это не только деятельность по непосредственному производству продукции, но и оказание любых услуг. При этом, если численность сотрудников такой организации превышает 50 человек, нужно создать службу охраны труда или иметь специалиста по охране труда (ч. 1 ст. 217 ТК РФ). К аналогичному выводу пришел и Центральный банк РФ в своем Письме от 13 марта 2007 г. N 31-3-8/562, указав на то, что действие ст. 217 Трудового кодекса РФ распространяется в том числе и на кредитные организации, оказывающие услуги в банковской сфере. Таким образом, организации, деятельность которых связана с оказанием услуг и численность сотрудников в которых превышает 50 человек, должны создать службу охраны труда.

Служба охраны труда в организации может быть представлена:

- отдельным структурным подразделением;

- штатным специалистом по охране труда;

- руководителем организации (предпринимателем лично) или другим уполномоченным сотрудником;

- сторонней специализированной организацией, которая имеет соответствующую аккредитацию, или специалистом, с которым заключен гражданско-правовой договор. Это предусмотрено ст. 217 Трудового кодекса РФ.

Задачи и функции службы охраны труда в организации изложены в разд. II и III Рекомендаций, утвержденных Постановлением Минтруда России от 8 февраля 2000 г. N 14. Ответственность за деятельность службы несет руководитель организации (ст. 212 ТК РФ). За нарушение правил техники безопасности и охраны труда предусмотрена административная и уголовная ответственность.

Трудовая инспекция может оштрафовать:

- организацию на сумму от 30 000 до 50 000 руб.;

- должностных лиц организации (например, руководителя) на сумму от 1000 до 5000 руб.

Это нарушение может повлечь и другое наказание, назначаемое судом, - деятельность организации может быть приостановлена на срок до 90 суток. Такие меры ответственности предусмотрены в ч. 1 ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Руководитель организации, который ранее уже привлекался к ответственности по ч. 1 ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях, может быть дисквалифицирован на срок от одного года до трех лет (ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ).

Уголовная ответственность для сотрудника, ответственного за соблюдение правил техники безопасности и охраны труда, может наступить, если это нарушение повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека. В этом случае нарушителю грозит один из следующих видов ответственности:

- штраф до 200 000 руб. (либо в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев);

- обязательные работы на срок от 180 до 240 часов;

- исправительные работы на срок до двух лет;

- лишение свободы на срок до одного года.

То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, наказывается лишением свободы на срок до трех лет. Кроме того, суд может назначить нарушителю лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. Такая ответственность предусмотрена в ст. 143 Уголовного кодекса РФ.

Нарушение сотрудником правил охраны труда является основанием для его увольнения, если оно повлекло тяжкие последствия (несчастный случай на производстве, аварию, катастрофу) либо создавало угрозу их наступления (пп. "д" п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ). Факт нарушения может быть зафиксирован комиссией или специалистом по охране труда в акте.

Если организация создает службу охраны труда в форме отдельного структурного подразделения, то необходимо:

- определить структуру службы;

- рассчитать численность сотрудников, которые будут в ней трудиться;

- издать приказ о создании службы;

- составить положение о службе охраны труда;

- утвердить должностные инструкции ее сотрудников;

- внести изменения в штатное расписание.

Сделать это нужно с учетом Рекомендаций, утвержденных Постановлением Минтруда России от 8 февраля 2000 г. N 14. Это следует из ч. 4 ст. 217 Трудового кодекса РФ.

По структуре служба охраны труда в организации должна состоять из штата специалистов во главе с ее начальником (п. 3 Рекомендаций, утвержденных Постановлением Минтруда России от 8 февраля 2000 г. N 14). Подчиняется служба непосредственно руководителю организации или по его поручению одному из его заместителей (п. 2 Рекомендаций, утвержденных Постановлением Минтруда России от 8 февраля 2000 г. N 14).

В состав службы охраны труда, как правило, входят сотрудники:

- имеющие квалификацию инженера по охране труда;

- получившие высшее профессиональное (техническое) образование без предъявления требований к стажу работы;

- получившие среднее профессиональное (техническое) образование со стажем работы в должности техника 1-й категории не менее трех лет либо в других аналогичных должностях не менее пяти лет.

Все сотрудники, принимаемые в состав службы, должны пройти обучение по охране труда. Таковы требования п. 17 Рекомендаций, утвержденных Постановлением Минтруда России от 8 февраля 2000 г. N 14.

Чтобы определить штатную численность сотрудников, необходимых для функционирования службы, нужно учесть:

- численность работающих в организации сотрудников;

- характер условий труда;

- степень опасности производства;

- другие факторы. Это предусмотрено п. 14 Рекомендаций, утвержденных Постановлением Минтруда России от 8 февраля 2000 г. N 14.

Для расчета штатной численности сотрудников службы рекомендовано пользоваться Межотраслевыми нормативами, утвержденными Постановлением Минтруда России от 22 января 2001 г. N 10. В этом документе приведены таблицы, содержащие данные по количеству человек, которые должны выполнять ту или иную функцию по охране труда в организации.

Например, чтобы выяснить, сколько человек потребуется для проведения инструктажей сотрудников, необходимо рассчитать среднемесячную и среднесписочную численность сотрудников в организации (п. 3.2.4 Межотраслевых нормативов, утвержденных Постановлением Минтруда России от 22 января 2001 г. N 10). А чтобы определить, сколько человек должны заниматься контролем охраны труда в организации, нужно определить среднесписочную численность всех работающих, количество сотрудников, которые имеют дело с вредными и тяжелыми условиями труда, а также количество структурных подразделений организации (п. 3.2.6 Межотраслевых нормативов, утвержденных Постановлением Минтруда России от 22 января 2001 г. N 10).

Рассмотрим пример расчета численности сотрудников службы охраны труда, необходимых для обеспечения пропаганды по охране труда в организации. Так, в организации 63 отдела, среднесписочная численность сотрудников - 4521 человек. Сотруднику, ответственному за ведение кадрового учета, поручено определить, сколько человек понадобится, чтобы организовать пропаганду по охране труда (для дальнейшего определения нормативной численности штата службы охраны труда).

Для выполнения задания сотрудник, ответственный за ведение кадрового учета, обратился к п. 3.2.3 Межотраслевых нормативов, утвержденных Постановлением Минтруда России от 22 января 2001 г. N 10. В нем в таблице 3 в левом столбце он выбрал значение среднесписочной численности сотрудников "3001 - 5000", а в верхней строке - графу с количеством структурных подразделений "51 - 125". На пересечении этих граф указано значение 1,07. Значит, в организации для пропаганды нужен один сотрудник (1,07).

После подсчета численности сотрудников по всем функциям необходимо сложить эти показатели. Так получится нормативная численность сотрудников службы охраны труда. Затем следует определить штатную (списочную) численность сотрудников службы охраны труда в организации. Для этого нужно нормативную численность умножить на коэффициент планируемых невыходов сотрудников на работу во время отпуска, болезни и т.д. Для подсчета можно воспользоваться формулой:

 

Штатная (списочная) численность сотрудников службы охраны труда в организации = Нормативная численность сотрудников службы охраны труда x (1 + (% планируемых невыходов: 100)).

 

Такой порядок расчета следует из разд. 4 Межотраслевых нормативов, утвержденных Постановлением Минтруда России от 22 января 2001 г. N 10.

Процент планируемых невыходов необходимо взять из документов по учету кадров. В бухгалтерии или в планово-экономическом отделе ведется статистика по невыходам на работу на основании анализа табелей учета рабочего времени, где фиксируются неявки по всем причинам.

Для документального оформления создания службы охраны труда в организации потребуются:

- приказ руководителя о создании службы охраны труда в организации;

- положение о службе охраны труда;

- должностные инструкции сотрудников службы охраны труда (например, инженера по охране труда).

Если организация создает службу охраны труда путем введения должности штатного специалиста, необходимо:

- утвердить его должностную инструкцию;

- внести изменения в штатное расписание. Это следует из ч. 4 ст. 217 Трудового кодекса РФ.

На должность специалиста охраны труда, как правило, принимают сотрудника:

- имеющего квалификацию инженера по охране труда;

- получившего высшее профессиональное (техническое) образование без предъявления требований к стажу работы;

- получившего среднее профессиональное (техническое) образование со стажем работы в должности техника 1-й категории не менее трех лет либо в других аналогичных должностях не менее пяти лет.

Квалификационные требования к инженеру по охране труда следует закрепить в его должностной инструкции. Сотрудник, принимаемый на должность специалиста охраны труда, должен пройти обучение по охране труда. Это предусмотрено п. п. 15, 17 Рекомендаций, утвержденных Постановлением Минтруда России от 8 февраля 2000 г. N 14.

Если в организации нет отдельного подразделения службы охраны труда или штатного специалиста, их функции может выполнить руководитель организации (предприниматель лично) или уполномоченный им сотрудник (ч. 3 ст. 217 ТК РФ). В этом случае потребуется:

- издать приказ о назначении ответственного по охране труда в организации;

- внести дополнения в должностную инструкцию руководителя организации или уполномоченного им сотрудника. Например, в раздел "Должностные обязанности" следует добавить фразу: "Выполняет функции специалиста по охране труда в организации, предусмотренные разделами II и III Рекомендаций, утвержденных Постановлением Минтруда России от 8 февраля 2000 г. N 14, в частности:

- организует работы по обеспечению выполнения сотрудниками и администрацией требований охраны труда;

- проводит профилактические работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний и по улучшению условий труда".

Если в организации нет отдельного подразделения службы охраны труда или штатного специалиста, можно заключить договор со сторонним подрядчиком (исполнителем). Это может быть:

- специализированная организация, имеющая государственную аккредитацию в области охраны труда;

- специалист, привлекаемый по гражданско-правовому договору. Это предусмотрено ч. 3 ст. 217 Трудового кодекса РФ.

Ведомственные нормативно-правовые акты могут устанавливать иной порядок выполнения функций по охране труда.

Все условия функционирования службы охраны труда, представленные сторонним подрядчиком (исполнителем), следует прописать в договоре с ним. В этом же договоре нужно закрепить и вопросы ответственности сторонних специалистов за допущенные ими нарушения. Такое право заказчику работ предоставляет п. 4 ст. 421 Гражданского кодекса РФ. Примерная форма договора со специализированной организацией по охране труда приведена в Письме Минтруда России от 16 ноября 1994 г. N 2207-КВ.

 

Деятельность подразделений МВД России



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: