УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБПОУ АО «АТСиЭ»
____________А.Г.Филиппов
«____»____________2020 год
Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.10 ОХРАНА ТРУДА
для группы Г-36
Архангельск 2020
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 08.02.08 Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения, входящей в состав укрупненной группы специальностей 08.00.00, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 68 от 5.02.2018 года.
Программа разработана за счет часов вариативной части ФГОС по запросу
работодателей.
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Архангельской области «Архангельский техникум строительства и экономики»
Разработчик: Декунов Николай Иванович, преподаватель Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Архангельской области «Архангельский техникум строительства и экономики».
согласована и рекомендована
К УТВЕРЖДЕНИЮ:
на заседании предметно-цикловой комиссии
общепрофессиональных дисциплин и
профессиональных технических модулей
Протокол №_____ от «___ _»________ 2020 год
Председатель__________ Е.В. Лапина
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по учебно-воспитательной работе
_______________ И.А. Костромитинов
СОДЕРЖАНИЕ
1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины | |
2. Структура и содержание учебной дисциплины | |
3. Условия реализации рабочей программы учебной дисциплины | |
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины |
Паспорт Рабочей ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Охрана труда
Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС 08.02.08 Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения, входящей в состав укрупненной группы специальностей 08.00.00, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 68 от 5.02.2018 года.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в учебном процессе ГБПОУ СПО Архангельской области «Архангельский техникум строительства и экономики».
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: профессиональный цикл,относится к общепрофессиональным дисциплинам
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- проводить анализ травмоопасных и вредных факторов в сфере профессиональной деятельности;
- разрабатывать мероприятия, обеспечивающие безопасные условия труда.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- классификацию и номенклатуру негативных факторов производственной среды;
- правовые, нормативные и организационные основы охраны труда в организации;
- методы и средства защиты от опасных и вредных производственных факторов.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 58 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 42 часа (за счет часов вариативной части ФГОС)
самостоятельной работы обучающегося 16 час
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Объем образовательной программы | |
Всего во взаимодействии с преподавателем | |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | |
в том числе: | |
выполнение домашних заданий | |
оформление реферата | |
Промежуточная аттестация по дисциплине в форме экзамена 5 |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
«Охрана труда»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | |||
Раздел 1. Идентификация и воздействие на человека негативных факторов производственной среды | ||||||
Тема 1.1. Основные понятия и определения предмета «Охрана труда». История развития предмета | Содержание учебного материала | |||||
Основные понятия и терминология безопасности труда. Негативные факторы. Опасность производственной среды. Аксиома потенциальной опасности жизнедеятельности. Риск трудовой деятельности. | ||||||
Понятие травмы, несчастного случая, профессионального заболевания. Безопасность труда и основные мероприятия безопасности труда. Основные задачи охраны труда. | ||||||
Тема 1.2. Классификация и номенклатура негативных факторов | Содержание учебного материала | |||||
Основные стадии идентификации производственных факторов. Классификация опасных и вредных производственных факторов | ||||||
Наиболее типичные источники опасных и вредных производственных факторов различного вида на производстве. Наиболее опасные и вредные виды работ. | ||||||
Тема 1.3. Источники и характеристики негативных факторов и их воздействие на человека | Содержание учебного материала | |||||
Опасные механические факторы. Другие источники и причины механического травмирования, подъемно-транспортное оборудование. | ||||||
Физические негативные факторы: виброакустические колебания, электромагнитные поля и излучения (неионизирующие излучения); ионизирующие излучения, электрический ток. | ||||||
Химические негативные факторы (вредные вещества) – их классификация и нормирование. пожаровзрывоопасность, герметичные системы, находящиеся под давлением – классификация герметичных систем, опасности,. | ||||||
Опасные факторы комплексного характера: пожаровзрывоопасность, герметичные системы, находящиеся под давлением – классификация герметичных систем, опасности, возникающие при нарушении герметичности, статическое электричество. | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся: оформление реферата по темам: Основные мероприятия безопасности труда. Источники и причины механического травмирования. Категорирование помещений и зданий по степени взрывопожарной опасности. Опасности, возникающие при нарушении герметичности систем, находящихся под давлением. | ||||||
Раздел 2. Защита человека от вредных и опасных производственных факторов. | ||||||
Тема 2.1. Защита человека от физических негативных факторов | Содержание учебного материала | |||||
Защита от вибрации, шума, инфра и ультразвука. Защита от электромагнитных излучений; защита от постоянных электрических и магнитных полей, лазерного излучения, инфракрасного (теплового) и ультрафиолетового. Защита от радиации. Методы и средства обеспечения электробезопасности. | ||||||
Тема 2.2. Защита человека от химических и биологических факторов | Содержание учебного материала | |||||
Защита от загрязнения воздушной среды: вентиляция и системы вентиляции, основные методы и средства очистки воздуха от вредных веществ. Защита от загрязнения водной среды: методы и средства очистки воды; обеспечение качества питьевой воды. Средства индивидуальной защиты человека от химических и биологических негативных факторов. | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся. Выполнение домашнего задания | ||||||
Тема 2.3. Защита человека от опасности механического характера. | Содержание учебного материала | |||||
Методы и средства защиты при работе с технологическим оборудованием и инструментом: требования, предъявляемые к средствам защиты; новые защитные средства – отрицательные устройства, предохранительные устройства, устройства аварийного отключения, тормозные устройства и другие. | ||||||
Обеспечение безопасности при выполнении работ с ручным инструментом, обеспечение безопасности подъемно-транспортного оборудования. | ||||||
Тема 2.4. Электробезопасность | Содержание учебного материала | |||||
Защитное заземление Автоматическое отключение питания. Устройства защитного отключения. | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся. Выполнение домашнего задания | ||||||
Тема 2.5. Защита человека от опасных факторов комплексного характера. | Содержание учебного материала | |||||
Пожарная защита на производственных объектах: пассивные и активные меры защиты, методы тушения пожара, огнетушащие вещества и особенности их применения. Методы защиты от статического электричества; молниезащита зданий и сооружений. | ||||||
Методы и средства обеспечения безопасности герметичных систем; предохранительные устройства, контрольно-измерительные приборы, регистрация, техническое освидетельствование и испытание сосудов и емкостей. | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся. Выполнение домашнего задания | ||||||
Тема 2.6. Защита человека от загрязнений водной среды. Защита человека от статического электричества. | Содержание учебного материала | |||||
Методы очистки сточных вод. Средства индивидуальной защиты. Защита человека от статического электричества. Технические меры, обеспечивающие безопасность в условиях возникновения статического электричества. | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся. Оформление реферата по темам: Методы и средства обеспечения электробезопасности. Средства индивидуальной защиты человека от химических и биологических негативных факторов. Обеспечение безопасности при выполнении работ с ручным инструментом. Регистрация, техническое освидетельствование и испытание сосудов и емкостей. | ||||||
Раздел 3. Обеспечение комфортных условий для трудовой деятельности | ||||||
Тема 3.1. Микроклимат помещений | Содержание учебного материала | |||||
Механизмы теплообмена между человеком и окружающей средой. | ||||||
Влияние климата на здоровье человека. Терморегуляция организма человека. | ||||||
Тема 3.2. Гигиеническое нормирование параметров микроклимата | Содержание учебного материала | |||||
Гигиеническое нормирование параметров микроклимата. | ||||||
Методы обеспечения комфортных и климатических условий в рабочих помещениях. | ||||||
Тема 3.3. Освещение | Содержание учебного материала | |||||
Виды освещения. Характеристики освещения и световой среды. | ||||||
Искусственные источники света и светильники. Светильники. Организация рабочего места для создания комфортных зрительских условий. | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся. Оформление реферата по темам: Методы обеспечения комфортных климатических условий в рабочих помещениях. Влияние климата на здоровье человека. Требование организации освещения на рабочих местах. Искусственные источники света. | ||||||
Раздел 4. Психофизиологические и эргономические основы безопасности труда | 0 | |||||
Тема 4.1. Психофизиологические основы безопасности труда | Содержание учебного материала | |||||
Психические процессы, свойства и состояния, влияющие на безопасность труда. Виды и условия трудовой деятельности: виды трудовой деятельности, классификация условий трудовой деятельности по тяжести и напряженности трудового процесса, классификация условий труда по факторам производственной среды. Основные психические причины травматизма. | ||||||
Промежуточная аттестация - экзамен | ||||||
Всего: | ||||||
условия реализации программы дисциплины