СОВЕТСКОЕ ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО 4 глава




Предлагаемая книга охватывает первую половину курса советского гражданского права. Вслед за введением в ней освещаются проблемы общей части, права собственности и общего Учения об обязательствах.

Анализ основных проблем, освещаемых в данном курсе, опирается на действующее общесоюзное и республиканское законодательство. При этом за основу берется гражданское законодательство РСФСР, а нормы гражданских кодексов и иных нормативных актов, действующих в других союзных республиках, привлекаются лишь для показа некоторых их особенностей. Кроме (стр. 31) того, в необходимых случаях, особенно при освоении смежных проблем, используются нормативные акты из области административного и иногда уголовного права.

Для того чтобы читатель мог не только усвоить содержание гражданско-правовых норм, но и представить себе их применение в жизни, теоретические положения иллюстрируются примерами из судебной, арбитражной и хозяйственной практики. Материалы практики используются также в отдельных случаях для выявления тех путей, идя по которым можно было бы разрешить тот или иной вопрос, имеющий существенное практическое значение, но еще не получивший разрешения в действующем законодательстве.

Советская юридическая, в том числе и гражданско-правовая наука, прочено опирается на незыблемый теоретический фундамент марксизма-ленинизма, которым обеспечивается единство мировоззрения и единство методологии исследования правовых явлений. Однако в процессе исследования и при разрешении специальных вопросов советского гражданского права вполне возможны и действительно существуют разногласия между отдельными учеными, отстаивающими различные точки зрения. Спорные и еще не решенные проблемы имеются в любой науке. Наука советского гражданского права отнюдь не составляет в этом отношении какого-либо исключения. Определенную позицию по спорным проблемам науки советского гражданского нрава занимает и автор настоящего курса. По было бы нелепо претендовать на бесспорность и непогрешимость тех выводов, которые здесь отстаиваются. Ввиду этого по основным дискуссионным проблемам гражданского права излагаются взгляды других советских ученых, чтобы читатель имел возможность, познакомившие} с ними, самостоятельно определить свое отношение к тому или иному из предложенных в литературе решений. Этому буду1 способствовать также ссылки на основные литературные источники, по которым читатель сможет отыскать заинтересовавшее его произведение и изучить такое произведение более детально.

Вполне естественно, что в предлагаемом курсе приводятся ссылки не на все, а лишь на основные работы советских цивилистов, относящиеся к соответствующим темам. По вполне понятным причинам ссылки на авторефераты диссертаций почт. полностью отсутствуют, а использование материалов, отраженны в журнальных заметках и сообщениях, сведено до предельного минимума. Автор не считал также нужным ссылаться н свои собственные работы, поскольку положения, которые о отстаивал в монографиях «Правоотношение по советскому гражданскому праву» (1949 г.), «Ответственность по советском гражданскому праву» (1955 г.) и в некоторых других работа: с известными коррективами нашли свое отражение и в данном курсе. (стр.32) В порядке противопоставления и для показа состояния цивилистической теории в капиталистических странах подвергается критическому анализу ряд концепций буржуазных юристов, относящихся, однако, не к деталям и второстепенным вопросам, а к таким коренным проблемам, как, например, проблема право-субъектности, права собственности, договора н др. В соответствующих кратких очерках освещается в критическом плане как содержание отдельных буржуазных цивилистических концепций, так и эволюция, проделанная цивилистической наукой буржуазных стран с переходом от промышленного капитализма к эпохе империализма.(стр.33)

РАЗДЕЛ II ОБЩАЯ ЧАСТЬ

ГЛАВА 1 ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫЕ НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ

§ 1. ИСТОЧНИКИ СОВЕТСКОГО ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА

Советское гражданское право представлено совокупностью многочисленных гражданско-правовых норм. Эти нормы создаются по воле государства. Государство устанавливает или санкционирует их, опираясь на экономические условия жизни социалистического общества и учитывая его назревшие материальные и иные потребности. Воля государства, воля рабочего класса и всех трудящихся, определяемая экономическими условиями жизни социалистического общества, и является источником советского гражданского права.

Вместе с тем нельзя не учитывать, что воля господствующего в обществе класса не всегда имеет юридически обязательную силу. Когда, например, депутаты Верховного Совета СССР выступают в процессе обсуждения внесенных на сессию Верховного Совета законопроектов, они выражают волю своих избирателей и, в этом смысле, волю рабочего класса и всех трудящихся. Тем не менее, нормативное значение имеют не их высказывания н не обсуждаемые законопроекты, а законы, принятые Верховным Советом. Это означает, что воля господствующего класса приобретает юридически обязательную силу, когда она выражается не в любой, а лишь в определенной форме. Такой формой в наших условиях являются государственные нормативные акты.

Следовательно, если воля социалистического государства является источником советского гражданского права, то государственные нормативные акты представляют собою форму, придающую этой воле юридически обязательную силу.

" Можно ли, однако, считать, что нормативные акты государства — это только форма выражения государственной воли?

В мире не существует явлений, которые выполняли бы либо функцию содержания, либо функцию одной лишь фирмы. Диа-(стр.34) лектика формы и содержания состоят как в их единстве и противоречивости, так и в том, что одно и то же явление выступает либо в качестве содержания, либо в качестве формы, в зависимости от характера другого явления, в связи с которым оно рассматривается. Так, производственные отношения, будучи формой для производительных сил, являются содержанием для надстройки. Воля государства, поскольку она относится к области надстройки, является формой по отношению к базису общества и содержанием по отношению к нормативным юридическим актам. Но тогда и нормативные юридические акты, являясь (формой выражения воли государства, должны иметь по отношению к какому-то другому явлению значение содержания.

Они действительно играют такую роль в отношении решений судебно-арбитражных органов по конкретным гражданским спорам, которые выносятся на основе и в соответствии с действующими нормативными гражданско-правовыми актами. При этом судебное или арбитражное решение по гражданскому делу обычно опирается не на нормативный акт в целом, а лишь на какую-либо его конкретную норму. Но так как текст статьи закона и гражданско-правовая норма не всегда совпадают, судебно-арбитражным органам очень часто приходится брать либо часть одной статьи, либо одновременно несколько статей закона, если последние лишь в своем единстве воплощают 'норму гражданского права.

Здесь уже сам закон или иной нормативный акт выступает в качестве источника, из которого черпаются гражданско-правовые нормы в целях их практического применения. Источники советского гражданского права в этом смысле и 'подлежат нашему изучению. Обратимся к характеристике их отдельных видов.

Закон. Определяющее положение по отношению ко всем другим советским законам занимает Конституция СССР как основной закон нашего государства.

Будучи основным законом, Конституция является источником не только гражданского, но и всех вообще отраслей советского права, выступает в качестве юридической базы их развития. Но в то же время в Конституции содержится целый ряд норм, имеющих непосредственное отношение к гражданскому праву. Институт права собственности опирается на те статьи гл. 1 Конституции, которые определяют виды и формы собственности, существующие в СССР (ст. ст. 5—7, 9—10). Правила гл. Х лежат в основе правосубъектности граждан, ибо, закрепляя их конституционные права и обязанности, эти правила предопределяют конкретное содержание прав и обязанностей, приобретаемых гражданами в соответствии с нормами гражданского права. Норма ст. 12 Конституции, формулирующая принцип планового управления социалистическим народным хозяйством, распространяется и на область гражданского оборота, где подавляющая масса имущественных отношений — обязательственные (стр.35) отношения между социалистическими организациями — возникает на основе плана. Право наследования личной собственности закреплено в ст. 10 Конституции. Мы можем, поэтому сказать, что в Советской Конституции сформулированы и закреплены общие, принципиальные положения, определяющие характер и содержание основных институтов советского гражданского права.

Развитие этих общих положений осуществляется при помощи текущих законов. Как показывает практика работы Верховного Совета СССР и Верховных Советов союзных республик за истекшие годы, такие законы в большинстве случаев принимаются в порядке утверждения указов по вопросам гражданского права, издаваемых Президиумом Верховного Совета СССР и Президиумами Верховных Советов союзных республик. Кроме того, сохранили свою силу, если они не были отменены в надлежащем порядке, законы, принятые органами, которые выполняли законодательную функцию до введения в действие Конституции 1936 г. (съездами Советов, ЦИК СССР и союзных республик, их президиумами, СНК СССР и союзных республик).

Особое место среди источников советского гражданского права отводится гражданским кодексам, которые, в отличие от текущих законов, могут быть названы законами органическими, так как в кодексах должна быть сосредоточена основная масса действующих гражданско-правовых норм, приведенных к тому же в стройное логическое целое.

До 1936 г. гражданские кодексы принимались законодательными органами союзных республик. Советская Конституция 1936 г. отнесла их здание к компетенции Союза ССР. По эта конституционная норма так и не была проведена в жизнь, а впоследствии она подверглась существенным изменениям в связи с огромной важности мероприятиями, направленными на дальнейшее расширение и укрепление суверенитета союзных республик. Закон, принятый на VI сессии Верховного Совета СССР IV созыва и опубликованный II февраля 1957 г. (Ведомости Верховного Совета СССР, 1957, № 4, ст. 63), установил, что отныне к компетенции Союза ССР относится принятие основ гражданского законодательства, а к компетенции союзных республик — издание гражданских кодексов.

Принятие основ гражданского законодательства Союза ССР и проведение новой кодификации республиканского гражданского законодательства составляют одну из неотложных задач, стоящих перед нормотворческой деятельностью Советского государства в области гражданского права. Но это — задача, еще ожидающая своего разрешения. В настоящее время в СССР действуют изданные ранее гражданские кодексы союзных республик.

В РСФСР Гражданский кодекс был принят IV сессией ВЦИК.IX созыва 31 октября 1922 г., обнародован II ноября того же года и введен в действие с 1 января 1923 г. Большое внимание разработке ГК РСФСР уделил В. И. Ленин. Который своими указаниями составителям кодекса определил направление и характер их работы — как в общем, плане, так и по линии формулирования ряда важнейших статей.

Опыт кодификации гражданского 'права РСФСР был использован другими советскими республиками, в которых гражданские кодексы принимаются: на Украине— 16 декабря 1922 г., в Белоруссии—2 [февраля 1923 г., в Азербайджане—16 апреля Ц123 г., в Грузии— 18 августа 1923 г., в Армении— 13 февраля 1923 г. Туркменская, Узбекская и Таджикская республики ввели ля своих территориях Гражданский кодекс РСФСР. В республиках, образованных на основе Конституции 1936 г. или после ее принятия, гражданские кодексы не издавались, поскольку этот вопрос был отнесен Конституцией к общесоюзной компетенции. На территории большинства этих республик (Казахская, Киргизская, Латвийская, Литовская, Эстонская ССР) временно действует ГК РСФСР, и только в Молдавии, значительная часть территории которой ранее входила в состав Украины, применяется украинский гражданский кодекс.

Гражданскому кодексу РСФСР предпосылается постановление ВЦИК о введении его в действие (вводный закон). В этом законе разрешен вопрос об урегулировании правоотношении, возникших до вступления кодекса в силу, о применении его норм к иностранцам, а также о территории его действия и о принципах его толкования. Первый раздел кодекса составляет общая часть, где вслед за основными положениями помещены нормы о субъектах и объектах гражданских прав, сделках и исковой давности. Второй раздел называется «Вещное право». По так лак входящее в этот раздел право застройки отменено, а помещенное здесь же.право залога тяготеет к обязательственным правам, для обеспечения которых оно устанавливается, то фактически так называемое вещное право исчерпывается в кодексе лишь одним юридическим институтом — правом собственности. В разделе «Обязательственное право» 'вслед за общими положениями расположены нормы, относящиеся к различным договорам (имущественный наем, купля-продажа и др.), а также к обязательствам из причинения вреда и из неосновательного обогащения. Заключительный, четвертый раздел посвящен наследственному праву.

Кодекс состоит из 436 номерных статей, а также большого числа статей, включенных в ГК дополнительно, после его издания, с добавлением к соответствующим номерам букв в алфавитном порядке, что позволило сохранить прежнюю нумерацию кодекса (см., например, ст. 60-а, принятую 27 мая 1929 г., ст. ст. 182-а, б, в, принятые в 1925—1926 гг., и др.). По тем же причинам буквенное добавление имеется и в отдельных главах Г К (см., например, Вещное право, гл. 111-а, Залог товаров в обороте и переработке). Некоторые статьи ограничиваются одним абзацем (см., например, ст.ст.1,97идр.).Но часто встречаются (стр.37) статьи с несколькими абзацами, каждый из которых обычно устанавливает самостоятельное правило (см., например, ст. 153, в трех абзацах которой изложены три различных указания закона). Вслед за основным текстом статьи в ряде случаев располагаются примечания, которые либо разъясняют термины, употребленные в основном тексте (см., например, примечание 1 к ст. 60), либо устанавливают исключения из общего правила статьи кодекса (см., например, примечание 2 к ст. 60), либо отсылают к другим статьям кодекса или даже к другим законам (см. например, примечание к ст. 58), либо формулируют самостоятельные правила (см., например, примечание к ст. 98). Поэтому, разрешая гражданско-правовой спор, необходимо ссылаться не только на номер статьи, но и на соответствующую ее часть, а иногда и на примечание, если оно носит нормативный характер.

От примечаний следует отличать помещенные в конце кодекса постатейные материалы. Статья, сопровождаемая такими материалами, снабжается, помимо номера, звездочкой (см., например, ст. ст. 121, 138 и др.). Подобные обозначения ставятся перед наименованием главы, если материалы относятся к главе в целом (см., например, Обязательственное право, гл. III). В этих материалах приведены законы, не включенные по тем или иным причинам в текст кодекса, постановления правительства, приказы и инструкции некоторых министерств, постановления Пленума Верховного Суда СССР, а также сохранившие силу постановления Верховного Суда РСФСР. Ссылка на постатейные материалы, если она необходима, должна производиться путем указания в решении на точное наименование помещенного в них акта.

Обращаясь к изучению содержания гражданских кодексов РСФСР и других союзных республик, надлежит учитывать, что они были 'приняты в условиях нэпа, когда в стране наряду с социалистическим укладом хозяйства существовали частная собственность и частнокапиталистические элементы, имущественные отношения которых находились под неослабным регулятивным воздействием со стороны государства диктатуры пролетариата. С победою социализма в СССР надобность в соответствующих нормах отпала. В связи с этим некоторые статьи и даже главы ГК утратили силу. Кроме того, ГК почти не касается, ввиду периода его издания, плановых отношений между социалистическими организациями. К этим отношениям нормы Гражданского кодекса применяются лишь при условии неразрешенности того или иного конкретного вопроса в специальных нормативных актах. Наконец, за пределами ГК остались такие разделы советского гражданского права, как авторское и изобретательское право. Относящиеся к ним нормы включены в Основы авторского права, утвержденные ЦИК и СНК СССР 16 августа 1928 г., и в Положение об изобретениях и технических усовершенствованиях, утвержденное СНК СССР 5 марта 1941 г. (стр.38)

Из этого следует, что при всем значении республиканских гражданских кодексов они далеко не исчерпывают нормативного материала советского гражданского права.

Помимо ГК, определенное отношение к гражданскому праву имеют и некоторые иные кодексы, и уставы нормативного характера. Хотя уставы, как правило, законами не являются, ибо они обычно утверждаются не законодательными, а исполнительными и распорядительными органами, все же ввиду структурной близости, существующей между уставами и кодексами, представляется целесообразным рассматривать их совместно.

Нормативные уставы и специальные кодексы чаще всего относятся к отдельным отраслям хозяйственной деятельности.

В области сельскохозяйственного.производства действует Примерный Устав сельскохозяйственной артели, утвержденный СНК СССР и ЦК ВКП(б) 17 февраля 1935 г. В известной мере сохраняется также действие Земельного кодекса РСФСР 1922 г. Поскольку нормы Примерного Устава сельскохозяйственной артели не отражают новых условий, сложившихся в сельском хозяйстве нашей страны, начиная с 1956 г. колхозам было предоставлено право с учетом этих условий вносить в свои конкретные уставы травила, отличающиеся от правил Примерного Устава. Устав сельскохозяйственной артели во всей его полноте изучается в науке колхозного права, а Земельный кодекс—в науке земельного права. Но так как нормативные правила этих актов имеют значение и для общегражданских правоотношений, в которых участвуют колхозы или которые связаны с землепользованием, они рассматриваются также в науке советского гражданского права.

В области транспортной деятельности действуют: Кодекс Торгового мореплавания СССР (КТМ) 1929 г., Воздушный кодекс 1935 г., Устав железных дорог, утвержденный Советом Министров СССР 8 декабря 1954 г., и принятый правительством 15 октября 1955 г. Устав внутреннего водного транспорта (УВВТ). Большое число норм этих кодексов и уставов посвящено вопросам управления соответствующими видами транспорта и носит поэтому административно-правовой характер. Но их основное ядро составляют правила о перевозке грузов, пассажиров и багажа, а также нормы, регулирующие отношения по буксировке на. морском и речном транспорте. Поскольку такие отношения являются гражданско-правовыми по своей природе, перечисленные кодексы и уставы приобретают значение источников гражданского права.

К источникам советского гражданского права относятся также Кодекс законов о браке, семье и опеке (КЗоБСО) РСФСР 1926 г. и семейно-брачные кодексы других союзных республик. При этом их значение для гражданского права не ограничивается только тем, что они регулируют семейно-брачные отношения в собственном смысле. В процессе управления совместным (стр.39) супружеским имуществом совершаются разнообразные гражданско-правовые сделки, которые находятся под одновременным воздействием как гражданского, так и семейно-брачного кодексов. Нормы семейного права разрешают ряд вопросов, связанных с присвоением имени и фамилии, что чрезвычайно важно для индивидуализации участников советского гражданского оборота. Они же определяют правовое положение опекунов и попечителей, при помощи которых приобретают и осуществляют гражданские права и обязанности душевнобольные, малолетние и несовершеннолетние. Вследствие этого нормы семейно-брачных кодексов применяются на практике не только самостоятельно, но и в сочетании с нормами гражданских кодексов и иных гражданских нормативных актов.

Кроме перечисленных, имеется и ряд других положений и уставов гражданско-правового характера (Положение о промысловой кооперации, Положение о потребительской кооперации, Устав жилищно-строительной кооперации и др.). Не останавливаясь на их характеристике специально, мы будем ссылаться на них в дальнейшем, при освещении соответствующих институтов гражданского права.

Указ. Будучи актом, подчиненным закону, указ отличается от других подзаконных актов тем, что он может изменять закон в неотложных случаях с обязательным последующим утверждением такого указа на сессии Верховного Совета.

В этом своем качестве указ широко используется для создания новых гражданско-правовых норм. При этом общесоюзное гражданско-правовое законодательство обычно изменяется именно путем издания указов Президиума Верховного Совета СССР. Таковы, например, указ от 14 марта 1945 г. о наследниках по закону и по завещанию, указ от 26 августа 1948 г. о праве граждан па покупку и строительство жилых домов и др. Но так как гражданские кодексы являются актами республиканского значения, то для внесения в них изменений, производимых общесоюзными указами, необходимо издание соответствующих указов Президиумами Верховных Советов союзных республик. В частности, вслед за изданием указа Президиума Верховного Совета СССР от 14 марта 1945 г., в целях внесения необходимых изменений в наследственно-правовые нормы Гражданского кодекса, был принят указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 12 июня 1945 г. Издание общесоюзного указа от 26 августа 1948 г. повлекло за собою принятие по вопросам права собственности граждан на жилые строения указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 1 февраля 1949 г.

Республиканское гражданско-правовое законодательство изменяется также и по собственной инициативе Президиумом Верховных Советов союзных республик. Особенно возрастают роль и значение республиканских указов в современных условиях в связи с дальнейшим укреплением суверенитета союзных рес-(стр.40)

публик и соответствующим расширением компетенции республиканских государственных органов. Передача союзным республикам полномочий по изданию гражданских кодексов, а значит и по изданию подавляющего числа гражданско-правовых нормативных актов, неизбежно должна повлечь за собою оживление указанной практики Президиумов Верховных Советов союзных республик в области гражданского права.

Подзаконные акты. Первую группу подзаконных актов составляют постановления и нормативные распоряжения Совета Министров. Их значение для гражданского права определяется 8 первую очередь тем, что, как уже отмечалось, нормы ГК применяются к плановым отношениям между социалистическими организациями лишь при условии неурегулированности того или иного конкретного вопроса 'в специальных нормативных актах. Такие акты как раз н издаются Советом Министров СССР, а по-наиболее важным вопросам хозяйственной жизни страны они принимаются совместным постановлением Центрального Комитета КПСС и Советского правительства.

В результате нормотворческой деятельности правительства урегулированы договорные отношения между социалистическими организациями, основанные на актах планового снабжения народного хозяйства (постановление Совета Министров СССР от 21 апреля 1949 г., постановление СПК СССР от 19 декабря 1933 г. н др.). Совет Министров утверждает Основные условия поставки важнейших видов продукции. Правительственные акты определяют также правовое нормирование отношений в области капитального строительства, перевозок, страхования, кредита и расчетов. Кроме того, имеется искало постановлений Совета Министров (по вопросу о работе торгующих организаций, об управлении жилым фондом и т. д.), которые применяются к имущественным отношениям с участием как социалистических организаций, так и советских граждан. В связи с проведенным в последнее время значительным расширением прав союзных республик, в том числе и их полномочии по управлению социалистическим хозяйством, существенное значение для формирования гражданских правоотношений приобретают также нормативные акты, издаваемые Советами Министров союзных республик.

Вторую группу подзаконных актов составляют приказы, и инструкции министерств и иных ведомств. Для нормирования гражданских правоотношений особенно важны: а) приказы н инструкции Министерства торговли СССР и союзных республик, поскольку самая торговая деятельность в значительной степени составляет предмет гражданско-правового регулирования; б) инструкции Министерства финансов и Государственного банка СССР, относящиеся к области финансового контроля, кредитования и денежных расчетов; в) сохраняющие силу инструкции бывшего Министерства юстиции СССР, а в настоящее время — инструкции министерств юстиции союзных республик, разъясняю-(стр.41) щие порядок применения действующих нормативных актов; г) инструкции Государственного арбитража при Совете Министров СССР, являющиеся результатом обобщения арбитражной практики и средством обеспечения ее единообразного подчинения действующим законам.

Третью группу подзаконных актов составляют решения и нормативные распоряжения местных органов власти. Судебные и арбитражные органы ссылаются на них при разрешении различных гражданских споров. Наиболее часто применяются решения местных органов власти, во-первых, по вопросам ведения торговли в данной местности и, во-вторых, в отношении порядка управления жилым фондом, находящимся в ведении местных Советов.

Закон о дальнейшем совершенствовании организации управления промышленностью и строительством, принятый на VII сессии Верховного Совета СССР IV созыва (Ведомости Верховного Совета СССР, 1957, № II, ст. 275), признавший необходимым перейти от отраслевого к территориальному принципу управления промышленностью и строительством, предусмотрел образование на всей территории Советского Союза экономических административных районов, в которых созданы Советы народного хозяйства (Совнархозы), осуществляющие руководство переданными им промышленными и строительными предприятиями и организациями. Ст. 8 этого закона предоставила Совнархозам право в пределах их компетенции издавать постановления и распоряжения на основе и во исполнение законов СССР и союзных республик, а также постановлений и распоряжений Совета Министров СССР и Совета Министров союзной республики. Постановления и распоряжения Совнархозов имеют обязательную силу на территории экономического административного района для всех предприятий и организаций, подчиненных издавшему их Совнархозу. Так как нормативные акты Совнархозов направлены на урегулирование хозяйственной (промышленной и строительной) деятельности внутри экономического административного района, составляющей в значительном ее объеме предмет гражданско-правового регулирования, эти акты тем самым становятся одним из источников советского гражданского права.

Обычай. К обычаям как к правилам поведения, которые складываются в обществе стихийно, передаются из поколения в поколение и соблюдаются людьми в силу привычки, Советское государство относится по-разному, в зависимости от содержания каждого данного обычая.

С очень многими обычаями, которые являются уродливым пережитком прошлого, государство борется самым решительным образом, вплоть до применения мер уголовного наказания к лицам, их соблюдающим. Гл. Х УК РСФСР специально предусматривает преступления, составляющие пережитки родового быта, т. е. преступления, совершаемые в результате следования старым обычаям. К некоторым обычаям государство относится

(стр.42) юридически безразлично, и если ведет борьбу с ними, то при помощи нравственных, но не правовых средств. Поэтому, например, нельзя в принудительном порядке взыскать «долг», который образовался вследствие выигрыша пари, но нельзя принудительно взыскать такой «долг» обратно, если он был выплачен добровольно. Право не запрещает следовать таким обычаям, но и не понуждает к их соблюдению. В тех же редких случаях, когда обычай, не противоречащий интересам народа, может быть использован для разрешения правовых вопросов, государство своими актами санкционирует его, придавая ему юридически обязательную силу.

Гражданскому праву СССР известен лишь один такой случай, но и он уже не имеет в современных условиях сколько-нибудь серьезного практического значения. Ст. 75 Земельного кодекса РСФСР устанавливает, что суд, производя раздел имущества крестьянского двора и определяя имущество, которое признается личной принадлежностью отдельных членов двора, должен руководствоваться местными обычаями. В судебной практике применение этих обычаев почти не встречается потому, что судам очень редко приходится иметь дело со спорами по поводу раздела имущества крестьянского (в современных условиях колхозного) двора.

Об обычаях говорят и некоторые нормы Кодекса торгового мореплавания. Согласно ст. ст. 89 и 90 КТМ, при отсутствии соответствующего соглашения сторон вопрос о сроке погрузки, простоя судна после истечения срока для погрузки, о размере штрафа за простой и о вознаграждении, причитающемся грузоотправителю за досрочную погрузку, разрешается на основе обычаев, действующих в данном порту. Но так как размеры платежей в советских портах определяются в централизованном порядке, а сроки погрузочных работ устанавливаются планом, то речь могла бы идти лишь о применении обычаев в севере внешнеторговых отношений для определения сроков погрузки. Фактически, однако, такие сроки зависят не от «вековых обычаев», а от степени технической оснащенности порта. Поэтому правильнее считать, что мы здесь имем дело не с обычаями, а с законодательным санкционированием технических норм.

Постановления Пленума Верховного Суда СССР. В соответствии с п. «в» ст. 9 Положения о Верховном Суде СССР (Ведомости Верховного Совета СССР, 1957, № 4, ст. 85) Пленуму Верховного Суда СССР предоставлено право давать руководящие разъяснения судебным органам по вопросам применения действующего законодательства при рассмотрении судебных Дел. Поскольку такие разъяснения могут быть даны и относительно применения судебными органами норм гражданско-пра-вового законодательства, постановления Пленума Верховного Суда СССР, в которых эти разъяснения содержатся, следует считать источниками советского гражданского права.(стр.43) Признание за постановлениями Пленума Верховного Суда СССР значения источников права иногда отрицается на том основании, что суд есть орган, применяющий правовые нормы к конкретным случаям, и если бы он, кроме того, сам мог творить право, то уже нельзя было бы говорить ни о законности, на принципах ее соблюдения. Но при определенных условиях правовые 'нормы применяются к конкретным случаям не только судом, а и всеми другими органами Советского государства — начиная от Верховного Совета СССР и кончая местными Советами депутатов трудящихся. Это обстоятельство не препятствует, однако, признанию значения источников права за теми их актами, которые издаются 'не по поводу конкретного случая, а в целях установления общих правил. Почему же тогда руководящие разъяснения, которые содержатся в постановлениях Пленума Верховного Суда и которые тоже носят общий характер, а 'не связаны с разрешением какого-либо конкретного дела, не могут иметь такого значения?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: