Программа кружка по пластилинографии «Веселый пластилин» в средней группе




1. Целевой раздел.

Пояснительная записка.

В. А. Сухомлинский писал: «Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». Художественно -творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию: отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страхи, вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. Поэтому так важно заниматься с ребенком продуктивной деятельностью, то есть ручным трудом..Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений и тот факт, что развивать руку ребенка надо начинать с раннего детства, был организован кружок художественной направленности «Волшебный пластилин » -основной идей которой является рисования картин – пластилином. Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по изобразительной деятельности так же весьма актуальна, так как именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики –согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании — карандаш и кисть, в аппликации —ножницы и кисть, в лепке —стека). На этих занятиях дети вырабатывают умения управлять инструментом (конечно, если ребенка учат правильно держать инструменты и работать ими). Пластилинография —это один из сравнительно недавнего появления нового вида в изобразительной деятельности.

Понятие «пластилинография » имеет два смысловых корня: «графил» —создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин » подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Основной материал — пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца. Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т. д.).Такое построение занятий кружка «Волшебный пластилин » способствует более успешному освоению образовательной программы. Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения. В интересной игровой форме обогащают свой словарь. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих. Знакомятся с художественными произведениями, стихами, потешками, пальчиковыми играми. У детей появляются первые элементарные математические представления о счете, размере, величине. У детей воспитывается тактильные и термические чувства пальцев. Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка. Но главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они так – же умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности.

Цель и задачи программы.

Цель:

-Развитие ручной умелости у детей среднего дошкольного возраста посредством пластилинографии.

Задачи:

-Учить передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии.

-Учить основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание)

-Учить работать на заданном пространстве

-Учить принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя действовать по образцу, а затем по словесному указанию.

-Учить обследовать различные объекты (предметы) с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета.

-Воспитывать навыки аккуратнойработы с пластилином.

-Воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им.

-Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.

-Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.

-Развивать изобразительную деятельность детей.

-Развивать сюжетно –игровой замысел.

-Развивать интерес к процессу и результатам работы.

-Развивать интерес к коллективной работе.

2. Содержательный раздел.

Календарно-тематическое планирование кружковой работы

«Веселый пластилин »

№ п/п Тема Цель Материал

Сентябрь

1 занятие

Диагностика

«Мухомор»

Цель: развивать у детей эстетическое восприятие природы и

учить передавать посредством пластилинографии

изображение

гриба, учить детей отщипывать небольшие кусочки пластилина

и скатывать маленькие шарики круговыми движениями пальцев,

закрепить умение расплющивать шарики на всей поверхности

силуэта (шляпка гриба, учить лепить «колбаску», развивать

мелкую моторику рук, учить располагать композицию в центре

листа.

Плотный картон жёлтого цвета с силуэтом гриба, пластилин кранного, белого и зеленого цвета; стека.

2 занятие «Белый

гриб»

Цель: учить выполнять работу на картонной тарелке круглой формы, закреплять умение изображать гриб, дополнять композицию сюжетом (лист березы, трава, закреплять умение лепить «колбаску», использовать знакомые приемы –отщипывание, размазывание, использовать в работе стеку

Плотный картон белого цвета с силуэтом гриба, пластилин коричнего, белого и зеленого цвета; стека.

3 3 и 4 занятие «Корзина с

грибами»

Цель: закреплять умение изображать объемные грибы, учить изображать корзину (выкладывание силуэта по контору, используя прием раскатывания «колбасок», развивать творчество и самостоятельность, учить самостоятельно продумывать композицию на предложенную тему, подбирать цвета пластилина для работы, учить создавать коллективную композицию

Большой картон, пластилин разных цветов, стека.

4 Октябрь

1 занятие «Цветные зонтики»

Цель: учить достигать выразительности создаваемого образа

посредством точной передачи формы и цвета. Развивать мелкую

моторику. Учить работать в заданном пространстве, не заходя за

контур. Продолжать учить приему размазывания. Учить

самостоятельно продумывать узоры зонта, используя свои

знания приемов пластилинографии, развивать творчество и

фантазию.

Картон, на котором изображены зонтики, пластилин разного цвета,

5 2 занятие «Береза» Цель: научить изображать дерево, подбирать самостоятельно

цвета, закрепить приемы работы в технике пластилинографии

(придавливать, примазывать, разглаживать границы, соединяя

части, развивать мелкую моторику рук.

Плотный картон с силуэтом дерева, пластилин коричневого и желтого цвета; стека.

6 3 и 4 занятие «Золотая осень» Цель: уточнить знания детей о пейзаже, закрепить умение

изображать осенние деревья, продолжать учить приемам

отщипывания, т

ренировать в лепке округлых форм,

воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином,

развивать мелкую моторику, координацию движения рук,

глазомер, учить работать на заданном пространстве, учить

создавать коллективную композицию, развивать творчество.

Плотный картон с силуэтом дерева, пластилин коричневого и желтого цвета; стека.

7 Ноябрь

1 занятие

«Медуза»

Цель: Расширить представления о морском животном, его

особенностях внешнего вида. Закреплять умение отщипывать

пластилин, катать шарики, колбаски, учить выкладывать

изображение по контуру, воспитывать навыки аккуратной

работы с

пластилином, развивать мелкую моторику,

координацию движения рук, глазомер

Плотный картон с силуэтом медузы, пластилин коричневого и розового цвета; стека.

8 2 занятие

«Осьминог»

Цель: продолжать учить выкладывать изображение по контуру,

лепить длинные «колбаски», закреплять прием надавливания,

учить работать на заданном пространст

ве, дополнять работу

бисером, ракушками, развивать творчество и фантазию,

воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином,

развивать мелкую моторику, координацию движения рук,

глазомер

Плотный картон с силуэтом осьминога, пластилин коричневого и красного цвета; стека.

9 3 и 4 занятие

«Рыбки» Цель: продолжать учить выкладывать изображение по контуру,

лепить длинные «колбаски», закреплять прием надавливания,

учить работать на заданном пространст

ве, дополнять работу

бисером, ракушками, развивать творчество и фантазию,

воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином,

развивать мелкую моторику, координацию движения рук,

глазомер

Плотный картон с силуэтом рыбок, пластилин разных цветов; стека.

10 Декабрь

1 занятие

«Снегири на

веточках»

Цель: расширить представления детей о зимующих птицах,

учить детей передавать свои наблюдения за живой природой в

художественно -изобразительной деятельности посредством

пластилинографии.

Научить детей изображать снегирей, передавать особенности

внешнего облика (строение туловища, форму головы,

крыльев, хвоста, характерную окраску).

Закрепить приемы скатывания, расплющивания,

примазывания, деление на части с помощью стеки. Развивать

композиционные навыки.

Плотный картон с силуэтом снегиря, пластилин коричневого, черного, белого и красного цвета; стека.

11 2 занятие

«Мастерская деда

Мороза»

Цель: учить изображать елочные игрушки, закреплять известные приемы лепки –раскатывание, сплющивание,

размазывание, соединение частей, учить дополнять работу бисером, природным материалом (крупа, манка, создавать

объемную композицию, учить работать на заданном пространстве, воспитывать навыки аккуратной работы с

пластилином, развивать мелкую моторику, координацию

движения рук, глазомер

Плотный картон с силуэтом елочных игрушек, пластилин разных цветов; стека.

12 3 и 4 занятие

«Елочка, елочка-зеленая иголочка»

Цель: Учить создавать картину с выпуклым изображением.

Развивать творческое в

оображение детей при украшении

елочки. Развивать мелкую моторику рук, продолжать учить приемам отщипывания и раскрашивания, закреплять умение

изображать дерево -ель, продолжать учить работать на заданном пространстве, учить создавать коллективную

композицию, развивать творчество, воспитывать навыки

аккуратной работы с пластилином, развивать координацию

движения рук, глазомер.

Плотный картон с силуэтом елочки, пластилин коричневого и зеленого цвета; стека.

13 Январь

1 занятие

«Снеговик»

Цель: воспитывать эмоциональную отзывчивость к событиям,

происходящим в жизни детей в определенное время года.

Закреплять навыки раскатывания и сплющивания. Включать в

работу «бросовый» материал, воспитывать навыки аккуратной

работы с пластилином, развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.

Плотный картон с силуэтом снеговика, пластилин белого цвета; стека.

14 2 и 3 занятие

«Зимняя ночь»

Цель: уточнить знания детей о понятии «пейзаж». Учить создавать лепную картину с выпуклыми изображениями.

Побуждать детей вносить объекты для изображения в соответствии с темой и замыслом, продолжать учить

дополнять работу рисунком с помощью палочки или стеки, воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином,

развивать мелкую моторику, продолжать учить работать на заданном пространстве, учить создавать коллективную

композицию, развивать творчество, координацию движения рук, глазомер

Плотный картон, пластилин белого и желтого цвета; стека.

15 Занятие 4

«Снежинка» Цель: Показать способы смешивания пластилина разных цветов для получения необходимых оттенков. Формировать цветовосприятие, аккуратность, развивать мелкую моторику рук Пластилин, картон голубого цвета, доска для лепки

16 Февраль

1 занятие

«Самолет летит»

Цель: Закрепить умение детей делить брусок пластилина на

глаз на две равные части, раскатывать его прямыми движениями ладоней. Учить детей составлять на плоскости

предмет, состоящий из нескольких частей, добиваться точной передачи формы предмета, его строения, частей. Дополнять изображение характерными деталями (окошками-иллюминаторами, используя знакомые приемы работы:

раскатывание, сплющивание. Продолжать формировать интерес детей к работе пластилином на горизонтальной

плоскости — пластилинографии

Плотный картон с силуэтом самолета, пластилин разных цветов; стека.

17 2 и 3 занятие

«Подарок папе»

Цель: Побуждать детей к изготовлению подарков для близких. Развивать творческое воображение. Формировать навыки самостоятельной деятельности. Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином, развивать мелкую

моторику, продолжать учить работать на заданном пространстве, развивать творчество, координацию движения

рук, глазомер.

Плотный картон с силуэтом самолета, пластилин разных цветов; стека.

18 4 занятие

«День рождения медвежонка» Цель: Закреплять умение раскатывать комочки пластилина кругообразными движениями; учить преобразованию шарообразной формы в овальную путём надавливания и продвижения пальчика по вертикали вниз. Воспитать чувство сопереживания и совместной радости с игровым персонажем. Развивать эстетическое восприятия. Плотный картон, пластилин белого и коричневого цвета; стека

19 Март

1 и 2 занятие

«Подарок маме»

Цель: Побуждать детей к изготовлению подарков для близких.

Развивать творческое воображение. Формировать навыки

самостоятельной деятельности. Воспитывать навыки

аккуратной работы с пластилином, развивать мелкую моторику, продолжать учить работать на заданном

пространстве, развивать творчество, координацию движения

рук, глазомер

Плотный картон с силуэтом растений, пластилин разных цветов; стека.

20 3 и 4 занятие «Одуванчики –цветы, словно солнышки Цель: Расширять кругозор и знания детей о природе. Учить отражать в изобразительной деятельности природные особенности растения. Развивать композиционные навыки. Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином, Плотный картон с силуэтом одуванчика, пластилин разных цветов; стека.

21 Апрель

1 занятие

«Верба»

Цель: уточнить знания детей о натюрморте, учить изображать

объемно веточку вербы в вазе,

совершенствовать приемы

рисование пластилином –

размазывание, катание, вдавливание,

развивать творчество и аккуратность в работе, мелкую

моторику рук

Плотный картон с силуэтом вербы, пластилин желтого и коричневого цвета; стека.

22 2 занятие

«Пасхальное

яйцо»

Цель: Развивать у детей эмоциональное восприятие

окружающего мира. Совершенствовать умения в работе с пластилином. Учить самостоятельно продумывать замысел и

подбирать необходимый материал, приемы для его воплощения.

Плотный картон с силуэтом яйца, пластилин разных цветов; стека.

22 3 и 4 занятие

«Звездное небо»

Цель: Побуждать интерес к созданию картины со звездами,

кометами. Развивать чувство формы и композиции. Поощрять

самостоятельную деятельность. Учить самостоятельно

подбирать приемы воплощения замысла, совершенствовать

навыки лепки «колбаски» и округлых форм,

учить в работе

пользоваться стекой, продолжать воспитывать навыки

аккуратной работы с пластилином, развивать мелкую

моторику, координацию движения рук, глазомер, закреплять

основные цвета

Плотный картон темного цвета, пластилин разных цветов; стека.

23 Май

1 занятие

«Гусеница»

Цель: учить изображать гусеницу с

помощью жгутиков

(колбасок, выкладывать из них округлые формы, совершенствовать умение катать шарики, дополнять ими

композицию, продолжать воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином, развивать мелкую моторику,

координацию движения рук, глазомер.

Плотный картон с силуэтом гусеницы, пластилин разных цветов; стека.

24 2 занятие

«Стрекоза

Цель: учить изображать стрекозу с помощью жгутиков, выкладывать их для получения нужной формы, продолжать

воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином, развивать мелкую моторику, координацию движения рук,

глазомер

Плотный картон с силуэтом стрекозы, пластилин разных цветов; стека.

25 3 и 4 занятие «На лугу»

Цель: учить продумывать рисунок на заданную тему,

используя технику – «рисование жгутами», для выразительности работы использовать стеку, воспитывать

навыки аккуратной работы с пластилином, развивать мелкую

моторику, продолжать учить

работать на заданном

пространстве, учить создавать коллективную композицию,

развивать творчество, координацию движения рук, глазомер

Плотный, пластилин разных цветов; стека.

3. Организационный раздел

Данная программа разработана для детей среднего дошкольного возраста (с 4 до 5 лет)

Работа по формированию навыков по пластилинографии проводится в несколько этапов, на каждом из которых перед ребенком ставятся определённые задачи.

ЭТАПЫРАБОТЫ.

1. Подготовительный

-Освоить прием надавливания.

-Освоить прием вдавливания.

-Освоить прием размазывания пластилина подушечкой пальца.

-Освоить правильную постановку пальца.

-Освоить прием отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальчиками.

-Научиться работать на ограниченном пространстве

2. Основной

-Научиться не выходить за контур рисунка

-Научиться пальчиком, размазывать пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его.

-Использовать несколько цветов пластилина

-Для выразительности работ, уметь использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки и т. д.)

-Научиться пользоваться специальной стекой -печаткой.

- Научиться доводить дело до конца

-Научиться аккуратно, выполнять свои работы

-Научиться выполнять коллективные композиции вместе с другими детьми

-Научиться восстановлению последовательност

и выполняемых действий

-Научиться действовать по образцу воспитателя

-Научиться действовать по словесному указанию воспитателя

3. Итоговый — Самостоятельно решать творческие задачи.

-Самостоятельно выбирать рисунок для работы.

-Формировать личностное отношение к результатам своей деятельности

Организация занятий кружка:

Одно занятие в неделю по 20 минут.

Материал:

–картон белый и цветной;

-пластилин;

-досточка для лепки;

-влажные салфетки;

-стеки;

-бросовый материал.

Планируемые результаты кружковой работы

-положительный эмоциональный настрой у детей в процессе изготовления поделок из пластилина, желание создавать поделки своими руками, дети научатся радоваться полученному результату;

-повысится уровень развития мелкой моторики рук младших дошкольников;

-увеличится активный словарь детей, повысится качество произношения звуков;

-дети смогут самостоятельно применять приёмы лепки при изготовлении поделок из пластилина;

-Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.

-Тематические выставки в ДОУ

Используемая литература.

1. Венгер Л. А. «Педагогика способностей». -М., 1973 г.

2. Венгер Л. А. программа «Одаренный ребенок» (раздел изобразительное искусство).

3. Григорьева Г. Г. «Развитие дошкольника в изобразительной деятельности». -М., 2000 г.

4. Комарова Т. С. «Дети в мире творчества». -М., 1995 г.

5. Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду». Авторская программа «Цветные ладошки».

6. Межиева М. В. «Развитие творческих способностей у детей 5 –9 лет». Ярославль. Академия развития, 2002 г.

7. Рейд Б. «Обыкновенный пластилин ». -М., 1998 г.

8. Тюфанова И. В. «Мастерская юных художников». -СПб., «Детство-Пресс», 2002 г.

9. Шумакова Н. Б. «Одаренный ребенок: особенности обучения». -М., Просвещение, 2006 г.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: