Беседа о достоинствах «веры» или религии.




(из дневника инородческого миссионера)

 

Августа 18 июня 1911 г. В Каслинском заводе, в лавке торговца Гизетуллина, состоялась задушевная беседа с прикащиком его, Нурмухаммедом, о достоинствах истинной «веры». Сюда же явился торговец фруктами, Мустафин, и отец муллы деревни Алабуга. Г. Мустафин в газете «Русское слово» № 182 прочитать статью Зосимовского, который между прочим пишет, что лучше быть хорошим мусульманином, чем плохим христианином. Из этого Мустафин уже выводит, что не только они, мусульмане, но и сами христиане находят, что мусульманская вера лучше, чем христианская.- Да скажите вы мне, пожалуйста, чем ваша вера лучше? Христианской? «Да как же татары лучше держат свою веру, чем вы, русские, свою… Мы соблюдаем пост, совершаем молитву, приносим жертву, все мы обрезаны; а вы русские постов не соблюдаете, в церковь мало ходите, Богу почти не молитесь»… Что вы крепко держитесь своей веры,- это пожалуй отчасти правда; но из этого еще не видно, что ваша вера лучше. Достойнство веры познается из чистоты ее учения. Чем же лучше учение вашей вашей веры? «наша вера учит веровать в единого Бога и соблюдать все все обряды веры». – Какую же пользу вы видите от веры в «единого» Бога и от исполнения обрядов? Улучшается ли жизнь ваша от верования, что Бог един и от исполнения обрядов? «Жизнь наша не от нас зависит, а от Бога, который распоряжается нами, как захочет; Он сам делает чрез нас все», что ему нужно»…- Стало быть и «веру» держит Он же сам?! А на вашу долю что остается? «Нам остается «вера», что Бог един».- Да ведь вам и вера не нужна, потому что у вас есть «предопределение от вечности». За что же, после этого, вы хвалите свою «веру»? почему такая вера лучше христианской, открывающей нам Истинного Бога,любящаго нас, сотворившаго нас и спасающаго от вечных страданий за грехи наши, испортившие нашу жизнь?! Чем же плохо христианство? «Да вот тем, что вы почитаете иконы за богов и выходите идолопоклонниками; а идолопоклонство есть мерзость пред Богом».- Иконопочитание еще не «вера» христианская, хотя и оно проявляет любовь нашу к Богу и святым Его; а где любовь, там и истина, и святось, и «религия»,т.е. союз Богом и людьми. Я же неоднократно говорил вам, что иконы суть лики (портреты) святых, помогающие нам помнить их и жизнь их в назидание нам, и в подражание их богоуодной жизни. Особенно икона Спасителя нашего Иисуса Христа и Его Пречистой Матери дороги для нас, в постоянное памятование об Них, ибо памятование соединяет душу с воспоминаемым. Соединиться же душею с Христом и Его Пречистой Материю – это величайшее счастие для человека, ибо общение со Христом, Богочеловеком есть верх счастия и блаженства. «А вот ты еще спрашиваешь, почему мы считаем христианскую веру худшую против мусульманской… Вы ведь Иисуса, сына Марии, считаете Богом, тогда как он такой же человек, как и все; он только пророк. Вы и Мать Его Деву Марию считаете Богоматерию, как будто она Бога родила, а прежде Его не было. Можно ли допустить такое богохульство и даже безумие ваше?! Иисус Бог сотворил, как и всех: Бог сказал «булсын», т.е. «да будет» и это слово Его в тот же момент зародилось в Мариами. Вот поэтому в «коране» и сказано, что Иисус есть слово Божие воплотившееся».- Тебе ивестно, что Бог сотворил словом «да будет» (булсын).

По твоему выходит, что каждый предмет и вещь в мире есть Слово Божие. Однако же это неправда. Ты не понимаешь, что такое есть Слово Божие в истинном смысле Его. Слово «булсын» (да будет) не есть Слово Божие вполне, это есть только черта – частичка Слова, искра Его. Словом Божиим именуется вся полноты Премудрости Божией,, делающаяся доступно уму человеческому частично, посредством множества слов. Поясню примером: известная порода хлеба именуется «пшеница», как равно и каждое отдельное зерно есть так же пшеница. Слово Божие, воплотившееся от Девы Марии, есть полнота премудрости Божией, Оно есть Обаз самого существа Божия, Оно же есть Сын Божий, по рождению из Существ Божия. По-этлму в св. Евангелии говорится: В начале бе слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово. (Иоанн 1,1 и далее). И вот мы веруем и даже знаем, что Иисус Христос есть воплотившееся Слово – Премудрость Божия, Образ Бога Отца, или Сын Божий, пришедший в мир грешников спасти, жизнь нашу обновить, нас освятить, снова ввести всех в единство жизни любви с Богом. И Он действительно исправляет нашу жизнб своим святым учением любв; своими страданиями на кресте спасает нас от страданий (ада); своим воскресением из мертвых и нас спасает от вечной смерти. Чем же наша христианская вера хуже ваше бесполезной веры? «У Бога жены нет и Сына нет», сказал Нур-Мухамед, а вы говорите, что у Него Сын сеть; это великий грех ваш».- Вы не хотите вдуматься в это великое и спасительное для человека дело Божие. Вот у тебя не может быть сын без жены, ибо ты – плоть; у Бога же плоти нет: что от Него непосредственно рождается, то и получает личное бытие, без всякого посредника. Но если припомнить, что муж и жена есть един человек, то и от него рождается – плоть непосредственно. Вы своего «аллах» хотите измерять своею мерою; но этого сделать нельзя. Вас смущает Троичность христианского Бога; но эта Троичность Божества отпечатлелась на всех созданиях Божиих. Вот у человека в душе: ум, слово, и свойство его; равно и в теле его: вещество, вид его и свойства, в солнце небесном круг его, свет, теплота; яблоко вид его, существо и вкус.

В каждом предмете отпечатлелся образ Троичного Бога Создателя. Только вы, почитатели единства, ничего понять не хотите, верование в безусловное единство Бога уничтожает Его (Самого Бога), лишает Его Образа и свойства, от чего Он делается непонятным бытием, даже как бы не существующим. Вот и шайтан вместе с вами верует в какое-то бесформенное единство,, а от того погибает, чего и вам не миновать. У вашего «аллах» бесформенное единство, а потому нельзя себе представить. Образа существа Его без Слова и Без Образа жизни его,- или без Духа,- характера его: ваш «аллах» не постоянен, изменчив и милостив, и злой, не имеющий постоянства в жизни, со смешными свойствами ее. Но, у христианского Бога Слово Едино во век, жизнь Его любовь неизменная: вот вам полный образ Единого Бога. Ваша вера в единого бесполезна; это можно знать из того, что и шайтан верует в «единого», но погибает. Какая же у вас особая заслуга пред «аллах» и за что он обещает вам рай, а шайтану за таковую же веру – ад?! «???» А из этого становится понятно, что «рай» приходит и человеку не за «веру», а за что то еще другое; и это другое есть чистая, непорочная жизнь любви в единстве с Богом.

«Рай можно получить за исполнение обрядов веры,- за молитву, пост, омовение, жертву, обрезание и за другие добродетели», сказал Мустафин. Исполнение ваших плотских обрядов не есть добродетель; разве вот молитву, когда она совершается из любви к Богу, можно назвать добродетелью, но ваша молитва ни для вас, ни для Бога не полезна, ибо у вас молитва и для вас, ни для Бога не полезна, ибо у вас молитва ни для вас, ни для Бога Бога не полезна, ибо у вас существует вечное предопределение – ««ляухуль»… Зачем молиться, когда Бог уже все тебе Сам назначил?! И «вера» ваша в единого «аллах», и все обряды ваши суть пустой звук и выражаеют лишь пустоту вашей душу… «А что же, по твоему, нужно для получения «рая»? Что велит вам делать для того ваша русская вера? «Наша христианская вера учит нас любить Бога и, во имя Его, любить каждого человека, делая ему добро (арыу нястя); и велит жить так потому, что Сам Бог живет только любовью и добродетелями, никогда даже и непомышляя о зле. А ваша вера, как жить учить вас? «Она велит исполнять обряды», сказал Нур-Мухамед.- Исполнение обрядов не составляет жизни; например, обрезание ты совершил раз на всю жизнь, пост соблюдаешь раз в год, жертву приносишб раз в год; а остальное остальное время на что тратишь? Вот доброй то жизни «вера» ваша и не учит вас.. Она ссылается только на «ляу-хуль махфуз»… По вашему выходит, что вашею жизнью, со всею ее грязью,живет сам ваш «, а вы остаетесь только его бездушною машинкою. Но христианин сам старается жить жизнью божества и освящаться его святостью, и усиливаться Его могуществом; почему из христиан бывает много чудотворцев. Таким образом и выходит, хвалить вашу веру не за что, ибо она ничему доброму не учит, а вреда для души его приносить много.

Но вот наше христианство достойно всякой похвалы, как улучшающее и освящающее нашу жизнь, своим учением любви, добродетельной жизни, и подающее божественную благодать. «правда, по вашим словам, христианская вера учит любить,- это хорошо. Унижать же Бога своим верованием, будто Он родился от Девы, т.е., прошел чрез ее нечистое место,- это высшее богохульство вашей веры. Такого уничижения Себе Бог никогда не допустить». Но вы и сами говорите, что Иисус есть Дух Божий, которого Ангел Гавриил вдунул во св. Деву чрез рукав Ея одежды. Стало быть Дух Божий не боялся войти в Деву, хотя бы и чрез рукав ея, чтобы родиться от Нея;стало быть Он не находил в Ней ничего нечистого, хотя и знал, что Ему придется пройти чрез Ея родильный орган, грехом неоскверненный. Даже и ваш коран признает св. Мариам чистою, непорочною (3,37). «Да зачем же нужно Богу родиться и быть человеком, когда Он может сделать все только словом своим «будь»… и все будет; если он простит грехи человеку, то он и будет безгрешен; очистить духом своим и он чист будет, и все это, и все это лишь по Слову Его, помимо всякого для Бога унизительного рождения», сказал Мустафин.- В том то и дело, что без самого человека Бог не может спасти его:человек сам должен открыть сердце свое к Богу и принять от Него спасительную благодать. Человек открыл сердце свое диаволу и принял от него злое учение, извратившее жизнь человеческую: чтобы исправить жизнь свою, человек сам должен открыть свое злое сердце и принять в него милость Божию и благодать Его, исправляющую жизнь. Иначе же нельзя: вот вы закрыли сердце свое от Христова учения любви и вас никто не может насильно спасти. Хотя бы Бог сам и простил грехи человеку, но он снова будет грешить и оскверняться; а потому нужно, чтобы сам он боролся с грехом, исправлял свою жизнь, а Бог будет содействовать ему и благодатию своею освящать его, и блаженством одарять. Вот вы говорите: «я «аллаху» отдаюсь, пусть он делает со мною, что захочет»; сами же не хотите перстом двинуть деле исправления своей жизни. А потому вы никогда не исправите своей жизни, и блаженства не наследуете. Христос своим словом и примером своей жизни научает нас исправляться, а мы должны подражать Его жизни и пользоваться подаваемою нам от Него благодатию. А вы мусульмане, хотите чтобы сам «аллах» тащил вас в «рай» насильно. «Нет, мы и сами стараемся идти в рай: «аллах» сотворил два пути: один в рай, а другой в ад.; человек же по своему желанию, выбирает который-нибудь из них и идет».- Да разве кто пойдет сам в ад? Ваш Китаб говорит, что сам «аллах» ведет человека куда захочет, заблуждает и на истинный путь поставляет. Стало быть вы и выбирать путь не можете, да и «аллах» напрасно сотворил эти пути; как напрасно же устроить еще мост над адом (мост сират тоньше волоса), чтобы по нему люди шли в рай, да пападали в огонь… А сами же вы говорите, что «аллах» ведет людей туда ли, сюда ли: неужели и «аллах» пойдет по мосту сират? А причем же ваше вечное предопределение?!

Выходит так, что у вас во всем виноват «аллах», а вы правы; ему же д. быть рай и ад, а вы будете между ними, как ни в чем – ни в добре, ни во зле – неповинные и ни того, ни другого не стоющие… вы вполне безответсвенны!!- А где же находятся ваш рай и ад? «Мы этого не знаем», сказал Нур Мухаммед.- Вы что подразумеваете под словом «рай»? «Место блаженной, привольной жизни».- А что разумеете под словом «ад»? «Место страданий».- Где же эти места? Мустафин, молчали и другие.- Блаженство и страдания человек чувствует сердцем, а потому и блаженство – рай и страдание – ад, будет в нем. Сердце чистое, неповинное, грехами не омраченное, будет радостно, а сердце наполненное злобою, будет мрачно, скучно, недовольно, печально. А посему нужно сохранять сердце свое в чистоте,чтобы почувствовать радость велию, ибо, по слову Христа, чисти сердцем Бога узрят: а где Бог, там радость и блаженсто. Итак вот какая величайшая польза человеку от нашей христиансокй веры; только она, единственная в мире религия христианская, может уготовать человека и сердце его к принятию божественной благодати и ко вселению в него Духа-Бога. А что же дает вам ваша мусульманская вера? Она не дает вам ровно ничего; даже,наоборот, она отнимает у души вашей все духовное богатство и красоту ее, омрачая чистоту ее плотскими страстями и вселяя в сердца ваши духов злобы, «вера» ваша не учит вас чистой, богоугодной жизни; она даже самого Бога изображает грешным, несправедливым, мстительным, мучителем; а человека она изображет ничтожным, блаженство обещает ему скверное – в разврате, страданиями устрашает ужасными будущую участь его сокрывает в ляухуль – махфузе, всякую волю у него отнимает и ставит его ниже всякого скота… За что же вы таковуюсвою «веру» считаете хорошею и даже лучшею божественного христианства, которое возвещает нам нам Бога любящего, человека ведет к богоподобию, очищая сердце его и освящая жизнь его; оно же подает человеку и божественныя силы во владение силами природы и даже подкрепляя жизнь его к вечному житию в единстве с жизнью Божества. Вы обязаны согласиться с тем, что лучшею «верою» должна считаться та вера, которая улучшает нравственность человека, водворяет в жизни мир и любовь, соединяя все народы во единое человесество, покрываемое и осеняемое любовию единого Бога, Творца и Отца всех. А таковая вера есть только христианская, вовсем мире единственно-божественная.

Итак, не хвалитесь вы своею верою в единого «аллах»,- бога языческого. Эта мусульманская вере не спасет вас, как не спасет она и шайтана, знающего, что Бог един.

 

Инородческий миссионер Екатеринбургской епархии протоиерей Александр Миропольский[1].


[1] ЕЕВ 1912. – №22. – С. 506-519.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: