Дальнейшее развитие монашества на Западе




Со временем становления бенедиктинского устава начинает теряться первоначальный смысл монашества, и его призвание.

В VII-м веке, в целях попытки соединения древнего христианского учения со схоластицизмом, Исидор Севилльский составил новое, также широко распространившееся, монашеское правило.
Бенедиктинский устав имел некоторые противоречия с кельтским уставом, которое отличалось от бенедиктинского более строгой аскетикой, и которое имело восточный мистический уклон, т.к. пришло в Ирландию, Шотландию и Англию в V-VII вв. с Востока, через Галлию. На самих Британских островах до появления бенедиктинского устава была весьма интересная обстановка. Монашество было так уважаемо, что, например, игумен, или даже игуменья одного из монастырей считались выше правящего епископа той области. Делая основной упор на высокий авторитет монашества, кельтское монашество имела власть над многими духовными училищами для распространения христианства среди других народов. Воспитанники этих школ успешно трудились в Галлии, Швейцарии, Италии, Бельгии, Люксембурге, Баварии и Австрии. Св. Колумб в 615 году составил свой особый кельтский монашеский устав. Ирландские миссионеры просвещали Европу с севера, несли слово Божие в северную Германию, Прибалтику и Скандинавию, они дошли даже до Киевской Руси, но не имели большого успеха там, и в последствии их учение было затемнено проповедью Кирилла и Мефодия. Но, не имея преимущества умеренности, кельтское правило не устояло против правила римских миссионеров, и бенедиктинское монашество до ХII-го века было преобладающим не только на Западе, но и в Англии. За римскими проповедниками стояла крепкая власть папы и королей, при их содействии открывалось тысячи монастырей в Англии.Такое процветание весьма сильно повлияло на кругозор и цели западного монашества. Оно начало расширять свои границы владения искусство, земледелие, рукоделие, философию, богословие и светские науки. Открытие все новых сфер влияния монашества, отразилось отрицательно на его духовном состоянии и оно оказалось зародышем неотвратимого процесса упадка — морального и духовного. Были, нет в этом сомнения, благонамеренные попытки к повышению духовного уровня монашеской жизни на Западе, но интересы папского престола, сосредоточенные на умножении своей политической власти, злоупотребляли монашеством, сделали его своим послушным орудием.

Заключение

Не состоятельность западного монашества обусловлена излишним попечением внешними качествами монашеского подвига. Отсюда – у западного монашества опыт иной, движение иное, отличное от Восточного. У него опыт начала христианства, опыт Галилейских полей и цветущих лилий и движение за Христом по плоскости этих полей (Крестовые походы), динамическое устремление освобождать Св. Землю (внешнюю) от врагов христианства (внешних) и борьба с антихристом (внешним).

Это – основные линии пути движения Западного Монашества и его деятельности. Они остаются для него существенными и ныне.

Западное монашество в свой юности со своей влюбленностью в историческом процессе духовного развития остановилось на внешнем, на поверхности – здесь оно и застыло. В западном монашестве потому и много действия на плоскости внешней, много динамичности, что оно пребывает в возрасте молодости, в свежести юных сил. Дальше своего юношеского возраста оно не развилось, да и не могло. Ибо западные народы, по свой внутренней одаренности и развитию, по своему возрасту – народы юношеские, духовно незрелые.

Западные народы, по своему незрелому возрасту, восприняли Тайну христианства хотя и сильно и красиво, вплоть до "святой влюбленности", но восприняли внешне, извне. Внутренняя сущность была для них недоступна.

 

А Красота Дщери Царевой была вся внутри – говорит пророк (Пс. 44, 14). И эта внутренняя красота не была ими воспринята. Отсюда потом и родилась тоска по этой внутренней красоте, по Горнему, выразившаяся в Готике католических храмов.

Искусство зодчества храмов не случайно: оно выражает собою внутреннюю Тайну строющего народа – религиозную тайну восприятия душой Бога.

Готика – это искание Бога в небесах. Готика – это устремление ввысь, тоска, это – крик души взыскующей внутреннего. Готика – это голод души, это тощие руки мольбы, простертые ввысь, к небесам, ищущие "там", чего нет "здесь" на земле. В этих чертах и отразилася существенная особенность религиозного опыта западных народов, западного монашества.

И совсем иной религиозный опыт Восточного христианства, Восточного монашества. Здесь нет устремления ввысь. Восточные храмы готики не знают: они крепко стоят на земле. Здесь небо от земли неотделимо. Здесь нет тоски по небу. И эти черты полностью выражают опыт внутренней Восточной Церкви, Восточного Монашества.

Здесь, на Востоке – обладание; там, на Западе – искание. Здесь – внутрьпребывание в тайне с Богом, там – устремление ввысь, искание Бога в небесах. Здесь – отрицание "мира сего" и пребывание в мире Горнем, Небеси. Там – утверждение "мира сего", и взыскание мира грядущего Здесь – Богоносная умная молитва и тихая радость обретения. Там – экзальтированная влюбленность, переходящая в тоску исканий устремленных.

Потому Восточное монашество все внутри, во внутреннем созерцании. И его возраст – возраст седых веков, оно – детище древних народов. Его возраст – возраст созерцания "конца".

И опыт Православного монашества есть Божественный опыт "конца". Опыт конца тленного, внешнего, грешного бытия, опыт конца смертного образа человеческого.

И – светлый, величественный, потрясающий опыт начала иного бытия – Богоносного, опыт выявления Бога во плоти пришедшего, опыт выявления безсмертного Богочеловеческого Образа "неизреченной славы" – Лика Христова в образе человеческом.

С Тайной монашества Восточного неразрывно связаны и конечные судьбы христианского человечества, судьбы всего мира. В монашестве и только в Восточном монашестве, православном монашестве, сокрыты последние времена и сроки, в нем сокрыта тайна "конца".

 

Список используемой литературы:

1. Библия. Синодальный перевод.

2. Святитель Игнатий (Брянчанинов). Игнатий Святитель: Отечник святителя Игнатия (Брянчанинова). Ковчег М. 2010 г.

3. Жития святых. Май. Том 10. Терра. 2007 г.

4. прот.Иоанн Журавский «Тайна Царствия Божия или забытый путь истинного Богопознания» Гл. 3

5. Из реферата Павелко Елены Александровны «Возникновение монашества»https://works.doklad.ru/view/TopxRsvlmQc.html


[1] Библия. Священное Писание Ветхого и Нового Завета. РБО. 2007. С 1214.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-01-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: