Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих различные отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Эти дети составляют основную группу риска в школьном обучении. Поэтому проведение коррекционно-развивающих занятий с целью устранения речевых нарушений в дошкольном возрасте является столь необходимым.
Периодичность индивидуальных занятий в течение недели зависит от индивидуальных потребностей каждого ребенка с учетом динамики исправления речевых нарушений и составляет в среднем 2-3 раза в неделю.
Логопедические занятия с подгруппой детей из 2-6 человек по схожему речевому нарушению проводятся, в среднем, один раз в неделю. В зависимости от этапа логопедической работы выбирается соответствующий тип логопедического занятия.
Представленное ниже планирование содержит 5 этапов работы по коррекции звукопроизношения таких, как:
- подготовительный;
- этап вызывания звука;
- этап автоматизации звука;
- этап дифференциации звуков;
-этап формирования коммуникативных умений и навыков.
Перспективное планирование представляет собой варианты занятий, которые можно использовать как при индивидуальной, так и при подгрупповой работе с детьми, имеющими фонетические и фонетико-фонематические нарушения речи.
Каждое занятие представляет собой некий шаблон и, исходя из этого, может быть неоднократно использовано (например: если у ребенка наблюдаются нарушения звукопроизношения более чем одного звука и работа по их коррекции ведется не в одно время). Или, например, другой вариант, когда два занятия могут быть скомбинированы в одно (если, допустим, коррекционная работа ведется одновременно по устранению нарушения звукопроизношения двух звуков).
|
Этапы перспективного планирования, необходимое количество занятий которого определяется индивидуально для каждого ребенка.
I этап (подготовительный)
В этом разделе представлены 15 развивающих занятий, содержащих различные игры и упражнения, по следующим направлениям:
v формирование психологической готовности к занятиям, развитие ВПФ (психологической базы речи);
v развитие фонематического слуха и восприятия;
v развитие силы и подвижности органов артикуляции, формирование артикуляционного уклада;
v развитие чувства темпа и ритма;
v нормализация речевого дыхания и голосообразования;
v знакомство с понятиями «речь», «слово», «звук»;
v развитие пальцевой моторики и графо-моторных навыков
v развитие основных двигательных навыков;
v подготовка к анализу звукового состава слова.
II этап. Постановка звука (вызывание звука).
В этом разделе представлены 8 вариантов коррекционно-развивающих занятий, по следующим направлениям:
v развитие фонематического слуха и восприятия;
v формирование навыка звуко-слогового анализа и синтеза;
v развитие силы и подвижности органов артикуляции;
v нормализация речевого дыхания и голосообразования;
v вызывание (постановку) звука;
v усвоение доступных ритмических моделей;
v формирование навыка звуко-слогового анализа и синтеза;
v развитие пальцевой моторики и графо-моторных навыков;
v развитие ВПФ (психологической базы речи).
|
III этап. Автоматизация звука. В этом разделе представлены 16 занятий, по следующим направлениям:
v закрепление навыка правильного звукопроизношения;
v нормализация интонационной и темпо-ритмической организации речи;
v формирование фонологической компетенции;
v расширение лексико - грамматической компетенции;
v развитие связной речи;
v развитие пальцевой моторики и графо-моторных навыков;
v развитие основных двигательных навыков и координации;
v развитие ВПФ (психологической базы речи);
v развитие навыка звуко-слогового анализа и синтеза
IV этап. Дифференциация звуков. Раздел содержит 14 занятий.
На этапе дифференциации звуков основными направлениями коррекционно-развивающей работы являются:
v закрепление правильного произношения и различения звуков;
v нормализация интонационной и темпо-ритмической организации речи
v расширение лексико-грамматической компетенции;
v развитие связной речи;
v развитие основных двигательных навыков и координации;
v развитие пальцевой моторики и графо-моторных навыков;
v развитие навыков языкового анализа и синтеза;
v развитие ВПФ (психологической базы речи);