Рякишев Станислав Алексеевич
ЭЭ22-02С-ЭБ
Задание 1. Невербальные правила поведения в официальной ситуации так же важны, как и вербальные этикетные формулы. Прокомментируйте ироническое замечание: «Раньше при встрече снимали шляпу. Сейчас достают из уха наушник. В знак особого уважения достают два». Какие трансформации этикетного речевого поведения вы фиксируете в современной коммуникативной практике?
Ответ на задание № 1, 1 вопрос!
Я считаю это «ироничное замечание» как минимум не корректным, потому что время идёт, меняются люди, а сними и нравы. Время такое – новые технологии, новые нормы этикета. Нельзя сопоставлять то, что было раньше и есть сейчас, ведь мир не стоит на месте, многое меняется, а вместе с тем и человеческая жизнь. В существование человечества всё больше внедряется технологический прогресс, что не может не привести к последствиям. Одним из таких последствий и стало изменения в поведении людей. Старые нормы этикета канули в лету. На их место пришли новые, совершенно не похожие на предшествующие, и это совершенно нормально. Не важно, что у человека там, в ушах, главное чтобы он понимал тебя, уважал, тогда найдутся тысячи способов приветствия кроме этого - «достать из уха наушник».
Ответ на задание № 1, 2 вопрос!
1. В современном обществе считают нормой быстрое сближение людей. Если на первой встрече ещё не уместно задавать человеку личные вопросы. То на втором и последующих свиданиях, при наличии согласия и симпатии, уместно переходить на глубоко личные темы.
2. В современном этикете выражения эмоций – бурная радость, печаль –вполне допустимы в общественных местах. В нормах морали человек получил право выражать себя открыто. Быть радостным или печальным, отказываться, если не хочется, и соглашаться, если нравится. Быть не совсем «сдержанным» в выражении радости и счастья.
3. Современная мораль спокойно относится к поцелуям и объятиям в общественных местах. В отличие от негласных правил «советского времени», когда культура поведения не приветствовала проявление чувств «на людях».
Есть также правила, которых не существовало раньше, поскольку не было некоторых сфер общения. К примеру – переписка в соцсетях или в мессенджерах. Она стала доступна и популярна за последние 10 лет. Поэтому правила отправки сообщений сформировались совсем недавно.
Задание 2. Сравните определения понятий «общение» и «коммуникация». Выделите в каждом из них идентификационные признаки. Объясните в чём сходства и различия.
Ответ на задание № 2!
Общими признаками общения и коммуникации является их соотнесенность с процессами обмена и передачи информации и связь с языком как средством передачи информации. Но есть и принципиальные различия, обусловленные различием в объеме содержания этих понятий: общение – всегда межсубъектное взаимодействие, а коммуникация – это передача сообщения от субъекта к объекту. Передать информацию можно вообще, не ориентируясь на какое-то конкретное лицо, безадресно. Можно передавать информацию с помощью разных носителей: книги или телефонного аппарата.
В коммуникации практически невозможен диалог. Общение – всегда диалог. В диалоге общающиеся стороны - равноправные, равноценные субъекты. Главное в диалогическом общении – установление общности, контакта, общего смысла разговора. В процессе коммуникативного акта главное – точно донести информацию. Коммуникация не обязательно предполагает духовную связь, общение – всегда приобщение к ценностям, которое мы переживаем вместе, это ещё и духовный контакт. В процессе общения обогащаются обе стороны. Следует заметить, что общение всегда индивидуально направлено: в общении человек нацелен на другого – на одного человека или совокупного субъекта; он направлен на запросы, интересы собеседника, его потребности, уровень знаний.
Таким образом, коммуникация является необходимым, но недостаточным условием общения. На этом основании общение представляет собой социально обусловленный процесс обмена мыслями и чувствами между людьми в различных сферах.
Задание 3. Какие коммуникативные качества речи обычно выделяются? Запишите их. Какие коммуникативные качества речи нарушены в следующих ситуациях:
1. Секретарь жалуется директору предприятия: «Сегодня целый день звόн Я т журналисты, совсем обнаглели».
Нарушение правильности речи (орфоэпическая ошибка).
2. Сотрудник разражается бранью в ответ на замечание коллеги.