В настоящее время, наряду с применением механических трансмиссий, находят применение и гидромеханические трансмиссии. В соответствии повышением скоростей движения БХГМ остро стоит вопрос об управляемости движения.
Задача управления режимами прямолинейного движения успешно решается применением электроприводов и гидроприводов, систем автоматики переключения передач для ступенчатых трансмиссий и применением бесступенчатых (обычно гидрообъемных) вариаторов.
Улучшение управления поворотом БХГМ обеспечивается применением трансмиссий, выполненных по схемам механизмов передач и поворота (МПП), применением гидрообъемных передач (ГОП) в цепи управления поворотом, а также — совершенных приводов управления фрикционными элементами.
Трансмиссии современных быстроходных гусеничных машин выполнены, в основном, по схемам МПП.
Механизмом передач и поворота называется агрегат трансмиссии, выполняющий функции коробки передач и механизма поворота БХГМ, размещенные в общем картере.
МПП бывают однопоточные и двухпоточные.
Применение МПП на быстроходных машинах дают существенные преимущества:
- упрощают создание наиболее совершенных механизмов поворота с двойным подводом мощности и большим числом расчетных радиусов поворота;
- повышают плотность компоновки трансмиссионного отделения;
- упрощают монтаж и центровку агрегатов трансмиссии.
Отличительным признаком МПП, в большинстве случаев, является наличие суммирующих планетарных рядом (СПР), в которых водила соединены с бортовыми передачами, эпициклы (коронные шестерни) получают вращение от двигателя через коробку передач, а солнечные шестерни - от двигателя через дополнительные передачи с постоянными передаточными числами. Передаточные числа к солнечным шестерням правого и левого бортов при прямолинейном движении одинаковые, а при повороте — разные. Благодаря этому и обеспечивается изменение скоростей движения гусениц и поворот гусеничной машины.
Поскольку обороты эпициклов зависят от включенной в коробке передачи, а обороты солнечных шестерен одинаковы на всех передачах (при неизменных оборотах двигателя), то на каждой передаче получается свой расчетный радиус поворота, тем больший, чем выше номер передачи.
Наибольший интерес представляют двухпоточные МПП, характеризующиеся двойной кинематической связью двигателя с механизмом поворота. При этом основное преимущество двухпоточных МПП заключается в переменной величине расчетных радиусов поворота, возрастающих с переходом на высшие ступени коробки передач. В этом случае увеличивается вероятность поворота гусеничной машины на всех передачах на своих расчетных радиусах, а это повышает экономичность механизма поворота и улучшает управляемость БХГМ. Другое преимущество двухпоточных МППсостоит в возможности поворота гусеничной машины вокруг ее центра движением забегающей гусеницы вперед, а отстающей назад. Этими преимуществами объясняется широкое применение двухпоточных МПП на БХГМ.
Недостатки двухпоточных МПП - их сложность, большой вес и невысокая стоимость изготовления. Кроме того, перевод рычага управления из исходного в фиксированное положение вызывает поворот машины с расчетными радиусами различной величины (малыми на низких и гораздо большими на высших ступенях коробки передач), что несколько усложняет управление БХГМ.
Требования, предъявляемые к МПП, складываются из требований к коробкам передач (обеспечение высоких тяговых качеств гусеничной машине, легкость управления) надежность работы КП, а также из требований к механизмам поворота (обеспечение хорошей управляемости машиной, высокая экономичность механизма поворота, высокие тяговые качества МП и устойчивость прямолинейного движения гусеничной машины).
Новыми оказываются пути для повышения этих требований. Так, для получения необходимого диапазона изменения передаточных чисел всей трансмиссии должны задаваться различные диапазоны изменения передаточных чисел собственно КП в зависимости от выбранной группы механизмов передач и поворота. Для увеличения числа ступеней трансмиссии желательно одну из передач прямого хода или заднего хода получать торможением вала эпицикла, т.е. работой только дополнительного привода. Для повышения тяговых качеств гусеничной машины при прямолинейном движении и крутых поворотах МПП должен давать замедленную передачу с увеличенной силой тяги.
а — бортовой фрикцион; б — одноступенчатый планетарный механизм поворота; в — бортовые коробки передач (БКП); г — двухступенчатый планетарный механизм поворота (ПМП)