Работа студентов по определению артикуляции свистящих звуков




Введение. Актуализация опорных знаний.

Сегодня мы приступаем к изучению нового раздела логопедии “Виды речевых нарушений и их коррекция”. Прежде чем мы начнем говорить о речевой патологии, давайте вспомним методику развития детской речи и постараемся обосновать зависимость психического развития ребенка от развития речи.

Примеры:

  • Дети-маугли (студенты приводят данные науки о том, что без речевого общения, т.е. без социальной (общественной) среды, человеческое существо не может стать полноценным человеком. Приводят случаи, когда в силу каких-то трагических обстоятельств дети младенческого возраста попадали в логово животных (собак, волков) и были ими вскормлены.
  • Невежество взрослых (случай из практики директора школы, который описывает В.А. Сухомлинский. Разговор с молодым директором школы).

Вы говорили о трагических случаях, которые не дали развиться речевой системе и повлекли за собой необратимые последствия в психической деятельности ребенка. А если рассмотреть только один компонент речевой системы - звук, так ли страшно для личности ребенка и его психического развития отсутствие звуков или их неверное произношение?

Опираясь на вопросы, попытайтесь обосновать это:

  1. Чем может обернуться нарушение звукопроизношения при усвоении ребенком родного языка в школе?
  2. Скажется ли нарушение звукопроизношения при усвоении ребенком родного языка на личностных характеристиках ребенка? Как? Каким образом?
  3. Может ли отразиться данное нарушение в будущем при выборе профессии?

Выводы-обобщение по итогам работы с вопросами-опорами:

Исследователи детской речи и практические работники отмечают значение правильного произношения звуков для формирования полноценной личности ребенка и установления социальных контактов, для подготовки к школе, а в дальнейшем и для выбора профессии. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение со взрослыми и сверстниками, понятно выражает свои мысли и желания. Речь с дефектами произношения, наоборот, затрудняет взаимоотношения с людьми, задерживает психическое развитие ребенка и развитие других сторон речи.

Особое значение правильное звукопроизношение приобретает при поступлении в школу. Одной из причин неуспеваемости учащихся начальной школы по русскому языку называют наличие у детей недостатков звукопроизношения. Дети с дефектами произношения не умеют определить число звуков в слове, назвать их последовательность, затрудняются в подборе слов, начинающихся на заданный звук. Нередко, несмотря на хорошие умственные способности ребенка, в связи с недостатками звуковой стороны речи у него наблюдается отставание в овладении словарем и грамматическим строем речи и в последующие годы. Дети, не умеющие различать и выделять звуки на слух и правильно их произносить, затрудняются в овладении навыками письма.

К сожалению, проблема формирования звуковой стороны речи не потеряла своей актуальности и практической значимости и в настоящее время – около 20% детей поступают в школу с несовершенным произношением.

Варианты нарушения звукопроизношения. Артикуляционный уклад свистящих звуков в норме

– Давайте вспомним рассказ В. Драгунского “Заколдованная буква”, какие варианты произношения слова “шишка” употребляли дети, пытаясь произнести его: “хыхка”, “фыфка”, “сыска”. То есть, в одних случаях они заменяли звук, в других искажали. Мы привели пример, касающийся группы шипящих звуков, хотя сегодня разговор о свистящих. Но дело в том, что указанные варианты нарушения звуков характерны и для группы свистящих.

Почему же происходят нарушения звукопроизношения у детей, у которых сформированы все предпосылки для правильного образования звуков?

Это происходит потому, что формирование произносительной стороны речи - сложный процесс, в ходе которого ребенок учится воспринимать обращенную к нему звучащую речь и управлять своими речевыми органами для ее воспроизводства.

Звуки речи – это особые образования, присущие только человеку. Они вырабатываются у ребенка в течение нескольких лет после рождения.

Произносительная система очень сложно организована. Овладение ею может осуществляться с отклонениями, в разные сроки, с различной степенью точности, соответствия, приближения к образцу, которыми овладевает ребенок путем прилаживания к речи окружающих.

На этом пути прилаживания каждый ребенок встречается с затруднениями, которые у большинства детей постепенно преодолеваются. Но у некоторых детей затруднения остаются. Часто следствием их оказывается рассогласованность между механизмами слухового контроля и приема, с одной стороны, и управления речевыми движениями – с другой.

При нормальном речевом развитии ребенок не сразу овладевает нормативным произношением. Это обусловлено сложностью самого материала – звуков речи, которые он должен научиться воспринимать и воспроизводить.

Несформированными оказываются специфические речевые умения произвольно принимать позиции артикуляторных органов, необходимые для произношения звуков. Это может быть связано с тем, что у ребенка не образовались акустические или артикуляционные образы отдельных звуков. В этих случаях им оказывается не усвоенным какой-то один из признаков данного речевого звука. Фонемы не различаются по своему звучанию, что приводит к замене звуков.

В других случаях у ребенка оказываются сформированными все артикуляторные позиции, но нет умения различать некоторые позиции, т.е. правильно осуществлять выбор звуков. Вследствие этого фонемы смешиваются, одно и то же слово принимает разный звуковой облик. Это явление носит название смешения или взаимозамены звуков (фонем). Замены и смешения осуществляются на основе артикуляционной близости звуков. Эти явления наблюдаются преимущественно между звуками, различающимися по одному из признаков: свистящими и шипящими “с-ш”, “з-ж” (крыса-крыша), между парными по артикуляции язычными твердыми и мягкими фонемами “с-сь”, между парными глухими и звонкими “ж-ш”, “з-с”. Эти явления могут наблюдаться среди звуков, одинаковых по способу образования, между аффрикатами “ц” и “ч” (“курича” – курица, “крицать”– кричать).

Часто наблюдаются случаи ненормированного воспроизведения звуков в силу неправильно сформированных отдельных артикуляторных позиций. Звук произносится как несвойственный фонетической системе родного языка по своему акустическому эффекту. Это явление называется искажением звуков.

Итак, мы определили, что среди дошкольников, даже в старшем возрасте, фонетические недостатки звуков с, з, ц встречаются довольно часто. Чтобы уметь предупреждать их, необходимо самому воспитателю точно знать не только правильную, но и неправильную артикуляцию этих звуков.

Работа студентов по определению артикуляции свистящих звуков

– А сейчас возьмите зеркала, произнесите длительно звук “ссс...” (другие звуки по аналогии), попытайтесь определить положение органов артикуляционного аппарата (губ, языка) во время произнесения этого звука. Поднесите ладонь к губам, ощутите силу выдоха воздушной струи, ее качество, положите тыльную сторону ладони на шею спереди, определите напряжение голосовых складок или его отсутствие (используя слуховой, зрительный и кинестетический анализаторы, студенты определяют положение губ, языка, отсутствие или напряжение голосовых складок и т.д. и делятся своими ощущениями).

Вывод-обобщение по итогам практических действий студентов:

Действительно, для произнесения свистящих звуков требуются сложные и точные движения языка, в которых участвуют кончик языка (он находится за нижними зубами), боковые края языка (они плотно примыкают к верхним коренным зубам), спинка языка (передняя часть ее приподнимается к альвеолам и образует с ними щель, а при звуке “ц” сначала смычку, потом щель); движения губ, нижней челюсти (едва опущена, рот приоткрыт) и наличие воздушной струи (достаточно сильной и направленной посередине языка).

Последовательная запись артикуляционного уклада звука “с” (других по аналогии) и зарисовка логопедического профиля каждого звука из группы свистящих: Артикуляционный уклад звука “с”:

  • губы в улыбке, зубы видны;
  • зубы сближены, но не сомкнуты;
  • широкий кончик языка находится за нижними резцами;
  • передняя часть спинки языка образует щель с верхними зубами или альвеолами;
  • боковые края спинки языка плотно прижаты к боковым зубам, и только
  • посередине остается узкая щель в форме желобка;
  • посередине языка идет холодная воздушная струя;
  • мягкое небо поднято, закрывает проход в носовую полость;
  • голосовые складки не напряжены, раздвинуты, голос не образуется.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: