ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ




Самостоятельная работа

По сольфеджио

 

Методические рекомендации

Для студентов 1 курса

Специальности

Музыкальное образование

 

Составитель: Жукова Н.А

Сыктывкар, 2022

СОДЕРЖАНИЕ

  Пояснительная записка  
  Общие методические рекомендации  
I Гаммы  
II Упражнения в ладу  
III Одноголосные номера, мелодии  
IV Интервалы  
V Аккорды  
VI Двухголосие  
 
Приложение      
       

Пояснительная записка

Осознание необходимости и важности систематического и качественного выполнения заданий является первым шагом на пути к их прочному усвоению.

Предмет сольфеджио в системе музыкального образования является, с одной стороны базовым для усвоения таких дисциплин как музыкальная грамота, элементарная теория музыки, гармония, хоровое и сольное пение, музыкальный инструмент и других, поскольку сочетает в себе познавательную часть (теоретические сведения и понятия), вокально-слуховые формы работы и упражнения на инструменте (фортепиано). С другой стороны, курс сольфеджио обобщает знания и навыки по тем же дисциплинам, закрепляя их в практической деятельности и способствуя всестороннему развитию музыкальных данных (прежде всего музыкального слуха и восприятия, памяти и мышления, вокальных навыков).

 

Работа на уроке сольфеджио в классе подразумевает использование разнообразных форм, которые находятся в тесной взаимосвязи, происходит контроль со стороны педагога с его рекомендациями. При самостоятельной работе (выполнение домашнего задания и т.д.) студенты, как правило, предоставлены сами себе, поэтому необходимо уже с первых уроков начального этапа научить (и приучить) их к определенным правилам и формам самостоятельной работы, и способам, повышающим эффективность этой деятельности.

 

Работа студентов должна систематически и комплексно вестись по следующим направлениям:

– гаммы;

– интервалы;

– аккорды;

– разучивание мелодий с дирижированием (тактированием);

– чтение и разучивание многоголосных (2 голоса) партитур;

– гармонический анализ и анализ формы предлагаемых к разучиванию музыкальных примеров;

– подбор аккомпанемента к знакомым песням, диктантам и разучиваемым примерам;

 

Цели:

Данное методическое пособие направлено на повышение эффективности самостоятельной деятельности студентов путем разработки форм самостоятельной работы с рекомендуемым планом действий по разным разделам программы курса сольфеджио, включающей в себя:

– различные формы сольфеджирования, интонационные упражнения;

– воспитание чувства метроритма;

Основная задача – воспитание и развитие у студентов практических навыков (прежде всего, закрепление навыка чистого интонирования и постоянного слухового контроля), закрепление знаний, получаемых в курсе сольфеджио и других музыкальных дисциплин.

 

Методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями программы по сольфеджио для студентов по специальности «Музыкальное образование».

 

ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Выполнение любого вида работы всегда связано с умением:

– проанализировать;

– осмыслить;

– услышать;

 

В любом виде сольфеджирования необходимо соблюдение:

– чистого интонирования;

– умения держать строй (не завышать, не занижать интонацию относительно эталона звучания);

– исполнения в указанном темпе;

– правильного дыхания;

– применение жеста (тактирование, пульсация);

– точного ритмического воспроизведения – для примеров, оформленных ритмически;

 

Выученным можно считать только тот пример, исполнение которого отличается уверенностью в выполнении вышеперечисленных требований.

 

Исполнение музыкальных примеров, а также гамм, интервальных и аккордовых цепочек должно быть выразительным и музыкальным – т.к. сухое формальное исполнение ведет к закреплению невыразительной интонации.

 

При выполнении домашних заданий по сольфеджио переключайте внимание с одного вида работы на другой.

 

Использование инструмента:

– обязательна игра тех упражнений и музыкальных примеров, которые рекомендовано выучить на инструменте (сыграть на уроке);

– при сольфеджировании мелодий или гамм пользоваться инструментом можно как для разучивания (закрепление интонации) – до тех пор, пока не получится уверенное исполнение, так и в ограниченном виде – только для настройки (такой способ подходит студентам старших курсов, студентам с уверенной интонацией);

 

Нужно учитывать тот факт, что постоянное использование инструмента приводит к зависимости процесса разучивания от проигрывания. Поэтому, чтобы шел процесс развития внутренних слуховых представлений и навыка чтения с листа, «не заигрывайте» заданный пример после того, как он будет уже практически выучен.

 

– при работе с многоголосием и гармонической работе над интервалами и аккордами (когда необходимо услышать все звуки одновременно) инструмент играет важную роль, его использование обязательно (пение одного из голосов при одновременной игре другого (других));

Работа при отсутствии инструмента:

– настройка по камертону, закрепление внутренним слухом звучания звука ля 1-й октавы – этот прием можно использовать и перед началом разучивания с инструментом;

– ориентироваться на нарисованную клавиатуру (по возможности всегда иметь ее при себе)

– «интонировать» на ней мелодическую линию либо последовательность интервалов, аккордов, гамму и т.д.;

 

При условии определенного слухового опыта и теоретических знаний полезен самостоятельный слуховой анализ – все то, что слышите (музыку по радио, TV и т.д.), - «переводите» на язык нот, определяйте гармонию, тональность, движение мелодии, ритм. По возможности закрепляйте услышанное игрой на инструменте, пением (метод «подбора»). Посоветуйтесь с преподавателем, правильно ли вы определили что-то на слух.

I курс

 

Задачи курса сольфеджио:

– усвоение основ музыкальной грамоты (знание теории, определение элементов на слух, сольфеджирование и проигрывание на фортепиано);

– выработка певческих навыков (пение на дыхании, правильное его распределение, овладение приемами звуковедения (пение округлым звуком и в основном legato – «слитно») и навыков чистого интонирования – т.е. осмысленного, точного пения тех или иных элементов;

Формы работы, связанные с сольфеджированием (пение с называнием звуков): гаммы, интонационные упражнения, интервалы (интервалы с разрешением, интервалы в ладу, цепочки), аккорды, одноголосные и многоголосные музыкальные примеры.

 

Пение музыкальных примеров (и особенно гамм) должно, по возможности, сопровождаться показом рукой направления движения звуков – по Столбице или рукой «в воздухе».

 

I. ГАММЫ

В I семестре I курса происходит усвоение мажорных и минорных гамм натурального вида до 2-х ключевых знаков.

Во II семестре - освоение гармонического и мелодического вида мажора и минора тех же тональностей (сначала новый вид лада изучается в миноре), затем - гаммы с тремя и 4 знаками.

Этот вид работы является сложным, правильное и осмысленное пение гаммы в пределах октавы способствует развитию диапазона голоса, закрепляет ощущение внутриладовых тяготений, взаимосвязи ступеней. Закрепление интонаций поступенного движения способствует развитию навыка чтения с листа, определению направления движения мелодии на слух.

1) для выработки чистой интонации в пении гамм важно правильно распределить дыхание:

a) дыхание нужно равномерно распределять по тетрахордам – через 4 звука, если длительности крупные – через два звука;

b) петь гамму вверх или вниз «залпом», не меняя дыхание – вредно, это ведет к неверному интонированию;

c) пение гаммы вверх нужно сопровождать постепенным усилением звука (крещендо), а вниз - динамическим спадом (диминуэндо);

2) формы самостоятельной работы над гаммой (темп исполнения должен быть умеренный, все длительности, если не задан определенный ритм - ровные):

a) пение вверх и вниз (возможно пение сначала сверху вниз) в пределах октавы с названием нот (ключевые знаки произносить) или ступеней; звуковедение плавное – легато;

b) пение по тетрахордам «ломаной лесенкой» (скачок вниз от IV к V ступени) в том случае, если верхний тетрахорд гаммы находится за пределами диапазона голоса;

c) пение тетрахордов: нижний снизу вверх и сверху вниз и наоборот, также – верхний тетрахорд;

d) пение вышеперечисленными способами в различных ритмических вариантах (в этом смысле гамма служит удобным материалом для усвоения различных ритмических групп);

e) чередование пения ступеней вслух и «про себя» (через одну, две и т.д.);

f) начинать гамму не с первой, а иной ступени, и допевать до тоники вверх или вниз;

g) пение неустойчивых ступеней с разрешением в устойчивые;

h) опевание устойчивых ступеней;

 

Настройка на тонику гаммы возможна с проигрывания тоники или тонического трезвучия на инструменте либо по звуку «ля» с допеванием до тоники.

Пение с одновременным проигрыванием всей гаммы возможно, если чистое интонирование иначе не получается. В этом случае гамму следует сначала проиграть целиком, затем повторить голосом, и только при отсутствии чистой интонации затем играть и петь одновременно, периодически проверяя себя без поддержки инструмента. Такой прием можно использовать при разучивании не только гамм, но и других музыкальных примеров.

 

II. УПРАЖНЕНИЯ В ЛАДУ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: