Самостоятельная работа
По сольфеджио
Методические рекомендации
Для студентов 1 курса
Специальности
Музыкальное образование
Составитель: Жукова Н.А
Сыктывкар, 2022
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка | |||
Общие методические рекомендации | |||
I | Гаммы | ||
II | Упражнения в ладу | ||
III | Одноголосные номера, мелодии | ||
IV | Интервалы | ||
V | Аккорды | ||
VI | Двухголосие | ||
Приложение | |||
Пояснительная записка
Осознание необходимости и важности систематического и качественного выполнения заданий является первым шагом на пути к их прочному усвоению.
Предмет сольфеджио в системе музыкального образования является, с одной стороны базовым для усвоения таких дисциплин как музыкальная грамота, элементарная теория музыки, гармония, хоровое и сольное пение, музыкальный инструмент и других, поскольку сочетает в себе познавательную часть (теоретические сведения и понятия), вокально-слуховые формы работы и упражнения на инструменте (фортепиано). С другой стороны, курс сольфеджио обобщает знания и навыки по тем же дисциплинам, закрепляя их в практической деятельности и способствуя всестороннему развитию музыкальных данных (прежде всего музыкального слуха и восприятия, памяти и мышления, вокальных навыков).
Работа на уроке сольфеджио в классе подразумевает использование разнообразных форм, которые находятся в тесной взаимосвязи, происходит контроль со стороны педагога с его рекомендациями. При самостоятельной работе (выполнение домашнего задания и т.д.) студенты, как правило, предоставлены сами себе, поэтому необходимо уже с первых уроков начального этапа научить (и приучить) их к определенным правилам и формам самостоятельной работы, и способам, повышающим эффективность этой деятельности.
|
Работа студентов должна систематически и комплексно вестись по следующим направлениям:
– гаммы;
– интервалы;
– аккорды;
– разучивание мелодий с дирижированием (тактированием);
– чтение и разучивание многоголосных (2 голоса) партитур;
– гармонический анализ и анализ формы предлагаемых к разучиванию музыкальных примеров;
– подбор аккомпанемента к знакомым песням, диктантам и разучиваемым примерам;
Цели:
Данное методическое пособие направлено на повышение эффективности самостоятельной деятельности студентов путем разработки форм самостоятельной работы с рекомендуемым планом действий по разным разделам программы курса сольфеджио, включающей в себя:
– различные формы сольфеджирования, интонационные упражнения;
– воспитание чувства метроритма;
Основная задача – воспитание и развитие у студентов практических навыков (прежде всего, закрепление навыка чистого интонирования и постоянного слухового контроля), закрепление знаний, получаемых в курсе сольфеджио и других музыкальных дисциплин.
Методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями программы по сольфеджио для студентов по специальности «Музыкальное образование».
ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Выполнение любого вида работы всегда связано с умением:
– проанализировать;
– осмыслить;
|
– услышать;
В любом виде сольфеджирования необходимо соблюдение:
– чистого интонирования;
– умения держать строй (не завышать, не занижать интонацию относительно эталона звучания);
– исполнения в указанном темпе;
– правильного дыхания;
– применение жеста (тактирование, пульсация);
– точного ритмического воспроизведения – для примеров, оформленных ритмически;
Выученным можно считать только тот пример, исполнение которого отличается уверенностью в выполнении вышеперечисленных требований.
Исполнение музыкальных примеров, а также гамм, интервальных и аккордовых цепочек должно быть выразительным и музыкальным – т.к. сухое формальное исполнение ведет к закреплению невыразительной интонации.
При выполнении домашних заданий по сольфеджио переключайте внимание с одного вида работы на другой.
Использование инструмента:
– обязательна игра тех упражнений и музыкальных примеров, которые рекомендовано выучить на инструменте (сыграть на уроке);
– при сольфеджировании мелодий или гамм пользоваться инструментом можно как для разучивания (закрепление интонации) – до тех пор, пока не получится уверенное исполнение, так и в ограниченном виде – только для настройки (такой способ подходит студентам старших курсов, студентам с уверенной интонацией);
Нужно учитывать тот факт, что постоянное использование инструмента приводит к зависимости процесса разучивания от проигрывания. Поэтому, чтобы шел процесс развития внутренних слуховых представлений и навыка чтения с листа, «не заигрывайте» заданный пример после того, как он будет уже практически выучен.
|
– при работе с многоголосием и гармонической работе над интервалами и аккордами (когда необходимо услышать все звуки одновременно) инструмент играет важную роль, его использование обязательно (пение одного из голосов при одновременной игре другого (других));
Работа при отсутствии инструмента:
– настройка по камертону, закрепление внутренним слухом звучания звука ля 1-й октавы – этот прием можно использовать и перед началом разучивания с инструментом;
– ориентироваться на нарисованную клавиатуру (по возможности всегда иметь ее при себе)
– «интонировать» на ней мелодическую линию либо последовательность интервалов, аккордов, гамму и т.д.;
При условии определенного слухового опыта и теоретических знаний полезен самостоятельный слуховой анализ – все то, что слышите (музыку по радио, TV и т.д.), - «переводите» на язык нот, определяйте гармонию, тональность, движение мелодии, ритм. По возможности закрепляйте услышанное игрой на инструменте, пением (метод «подбора»). Посоветуйтесь с преподавателем, правильно ли вы определили что-то на слух.
I курс
Задачи курса сольфеджио:
– усвоение основ музыкальной грамоты (знание теории, определение элементов на слух, сольфеджирование и проигрывание на фортепиано);
– выработка певческих навыков (пение на дыхании, правильное его распределение, овладение приемами звуковедения (пение округлым звуком и в основном legato – «слитно») и навыков чистого интонирования – т.е. осмысленного, точного пения тех или иных элементов;
Формы работы, связанные с сольфеджированием (пение с называнием звуков): гаммы, интонационные упражнения, интервалы (интервалы с разрешением, интервалы в ладу, цепочки), аккорды, одноголосные и многоголосные музыкальные примеры.
Пение музыкальных примеров (и особенно гамм) должно, по возможности, сопровождаться показом рукой направления движения звуков – по Столбице или рукой «в воздухе».
I. ГАММЫ
В I семестре I курса происходит усвоение мажорных и минорных гамм натурального вида до 2-х ключевых знаков.
Во II семестре - освоение гармонического и мелодического вида мажора и минора тех же тональностей (сначала новый вид лада изучается в миноре), затем - гаммы с тремя и 4 знаками.
Этот вид работы является сложным, правильное и осмысленное пение гаммы в пределах октавы способствует развитию диапазона голоса, закрепляет ощущение внутриладовых тяготений, взаимосвязи ступеней. Закрепление интонаций поступенного движения способствует развитию навыка чтения с листа, определению направления движения мелодии на слух.
1) для выработки чистой интонации в пении гамм важно правильно распределить дыхание:
a) дыхание нужно равномерно распределять по тетрахордам – через 4 звука, если длительности крупные – через два звука;
b) петь гамму вверх или вниз «залпом», не меняя дыхание – вредно, это ведет к неверному интонированию;
c) пение гаммы вверх нужно сопровождать постепенным усилением звука (крещендо), а вниз - динамическим спадом (диминуэндо);
2) формы самостоятельной работы над гаммой (темп исполнения должен быть умеренный, все длительности, если не задан определенный ритм - ровные):
a) пение вверх и вниз (возможно пение сначала сверху вниз) в пределах октавы с названием нот (ключевые знаки произносить) или ступеней; звуковедение плавное – легато;
b) пение по тетрахордам «ломаной лесенкой» (скачок вниз от IV к V ступени) в том случае, если верхний тетрахорд гаммы находится за пределами диапазона голоса;
c) пение тетрахордов: нижний снизу вверх и сверху вниз и наоборот, также – верхний тетрахорд;
d) пение вышеперечисленными способами в различных ритмических вариантах (в этом смысле гамма служит удобным материалом для усвоения различных ритмических групп);
e) чередование пения ступеней вслух и «про себя» (через одну, две и т.д.);
f) начинать гамму не с первой, а иной ступени, и допевать до тоники вверх или вниз;
g) пение неустойчивых ступеней с разрешением в устойчивые;
h) опевание устойчивых ступеней;
Настройка на тонику гаммы возможна с проигрывания тоники или тонического трезвучия на инструменте либо по звуку «ля» с допеванием до тоники.
Пение с одновременным проигрыванием всей гаммы возможно, если чистое интонирование иначе не получается. В этом случае гамму следует сначала проиграть целиком, затем повторить голосом, и только при отсутствии чистой интонации затем играть и петь одновременно, периодически проверяя себя без поддержки инструмента. Такой прием можно использовать при разучивании не только гамм, но и других музыкальных примеров.
II. УПРАЖНЕНИЯ В ЛАДУ