Интонирование ступеней лада должно закрепляться не только на пении гамм. Известную трудность представляет собой осмысление лада не в виде гаммы-звукоряда, а в виде системы взаимоотношений между устойчивыми и неустойчивыми ступенями. Закрепление навыка осмысленного и точного пения (и слухового анализа) ступеней и ощущения внутриладовых тяготений – основная задача урока сольфеджио.
Упражнения (попевки, секвенции – на ступенях гаммы - диатонические) предназначены для закрепления какого-либо элемента (интервал, мелодический оборот) на примере короткой мелодии.
При разучивании упражнений –мелодий важно соблюдать:
– единый темп;
– равномерное дыхание;
– верный ритмический рисунок; при ритмических затруднениях ритм прохлопать (или простучать) вместе с пульсом (пульсация может быть как метрическими долями, так и какими-то другими ровными длительностями); вообще, упражнения желательно петь с тактированием или с отстукиванием долей – пульсом.
РАБОТА НАД ИНТОНАЦИЕЙ
Приемы разучивания:
– пение с настройкой (сыграть первый звук, тонику);
– пение с одновременной игрой с последующей проверкой без проигрывания;
– попевки и секвенции нужно уметь играть и петь от любой ступени – это позволяет проработать тот или иной материал на различных ступенях лада, выявить их интонационные варианты. Очень важно при этом не терять ощущение тоники, устойчивых ступеней лада и постоянно соотносить исполнение с удерживаемой в памяти ладовой основой.
– полезно петь такие мелодии с названием ступеней, а потом – звуков.
Вышеперечисленные приемы работы способствуют созданию определенной интонационно-слуховой базы для пения мелодий в ладу, чтения с листа, анализа мелодий и интервалов на слух.
|
III. ОДНОГОЛОСНЫЕ НОМЕРА, МЕЛОДИИ
Разучивание примеров часто выносится на самостоятельную работу, но может быть предварительный разбор в классе. Самостоятельное разучивание может происходить по следующему плану:
1. Предварительный разбор нотного текста:
– определение лада, тональности (в том случае, если это не было известно заранее);
– определить количество тактов, фразы (сколько тактов в каждой фразе);
– анализ мелодии (направление движения мелодии по тактам и фразам, интервальный состав мелодии – интервалы между соседними звуками в мелодии);
2. Разучивание:
Этот процесс ведется сначала по фразам, потом идет работа над их соединением:
– проигрывание с последующим повторением голосом, работа над интонацией (закрепление интонаций интервалов и мелодических оборотов);
– работа над ритмом (по фразам или от начала до конца с остановками в трудных местах):
а) анализ длительностей, ритмических групп;
б) простучать ритмический рисунок в умеренном темпе с тактированием или отмечая пульс;
в) сольмизация (проговаривание нот мелодии в ритме) с тактированием или пульсом;
– игра мелодии от начала до конца, запоминание;
– настройка и пение от начала до конца с возможными остановками (возможно пение с одновременной игрой, или игра некоторых отрывков);
– пение без инструмента с тактированием или пульсацией;
– исправление ошибок в пении (интонационных и ритмических) при помощи проигрывания на инструменте, простукивания ритма вместе с пением;
|
IV. ИНТЕРВАЛЫ
(интервальная цепочка, интервалы с разрешением)
На I курсе интервалы прорабатываются в основном от разных ступеней в тональности (для закрепления ощущения ладовых и ступеневых тяготений). Уже в I семестре идет освоение всех простых диатонических интервалов в мажоре и миноре (диатонические тритоны – позже).
При изучении интервалов широко используются различные песенки, попевки и примеры из инструментальной музыки, по которым происходит освоение интонирования и узнавание на слух тех или иных интервалов в мелодическом виде. Без освоения мелодического звучания интервалов невозможна никакая работа над одноголосием.
Освоение гармонического (одновременного) звучания интервалов происходит посредством слухового анализа, проигрывания и запоминания звучания интервалов, пения дуэтом (два голоса, пение с инструментом). Систематическая работа над гармоническим расположением интервалов способствует развитию гармонического слуха, чувства строя и ансамбля, необходимых для пения многоголосия.
Процесс работы с интервалами (особенно при освоении их в гармоническом звучании) должен происходить «за инструментом», чтобы иметь возможность проверить звучание.
ПРИЕМЫРАБОТЫС ИНТЕРВАЛАМИ:
1) Пение интервалов (прорабатывание одного интервала, последовательности интервалов) в мелодическом виде:
а) пение звуков интервала (или всей интервальной цепочки) снизу вверх;
б) пение сверху вниз;
Пение интервалов с разрешением может происходить так:
– первый интервал (требующий разрешения) начинать снизу вверх, а разрешение петь сверху вниз;
|
– все интервалы петь снизу вверх;
– первый интервал петь сверху вниз, разрешение – снизу вверх;
Полезно вести работу над интервалами следующим способом:
– пение в различных направлениях, как было указано выше, с одновременной игрой звуков интервала на инструменте (при этом оба звука играть одновременно, «подстраивая» пение под гармоническое звучание);
2) Работа над гармоническим освоением интервалов (с инструментом):
а) петь верхний звук интервала, играть нижний;
б) петь нижний звук, играть верхний;
V. АККОРДЫ
На I курсе происходит освоение и закрепление (в теории и практике) построенияаккордов,интонирование ианализ на слух в мелодическом и гармоническом виде таких аккордов как:
I СЕМЕСТР:
– мажорное трезвучие с обращениями;
– минорное трезвучие с обращениями;
Освоение этих аккордов на уроках сольфеджио происходит обычно в ладу, где они рассматриваются как аккорды на ступенях лада (в основном как главные трезвучия с обращениями в мажоре и миноре).
II СЕМЕСТР:
– малый мажорный септаккорд (D7) с обращениями;
В качестве домашних заданий предлагается пение и построение в ладу (в тесном расположении) вышеперечисленных аккордов.
ПРИЕМЫРАБОТЫ:
Мелодическое положение звуков аккорда:
– пение с игрой на инструменте с последующим повторением только голосом, либо пение всей аккордовой цепочки только с настройкой (тоника, тоническое трезвучие):
а) снизу вверх;
б) сверху вниз;
в) снизу вверх с возвращением к нижнему звуку и наоборот;
г) пение звуков аккорда на заданный ритм (в мелодиях часто встречается движение по звукам аккордов), при этом вся цепочка должна быть на один ритмический рисунок и необходимо отмечать пульс или тактировать.
д) звуки аккорда исполняются «вразбивку» (можно в ритме)
– для трезвучий с обращениями:
а) нижний – верхний – средний;
б) верхний – нижний – средний;
в) средний – нижний – верхний;
г) средний – верхний – нижний;
Пение доминантового септаккорда с обращениями и разрешением способом «в разбивку» тоже может применяться (звуки аккорда от нижнего к верхнему будем именовать первый, второй, третий, четвертый):
Простое «перекрещивание»:
– 1 – 3; 2 – 4;
– 1 – 4; 2 – 3;
ГАРМОНИЧЕСКОЕ ИСПОЛНЕНИЕ АККОРДА, РАБОТА НАД СТРОЕМ ( тесное расположение):
При пении с одновременной игрой на фортепиано, как уже было сказано выше об интервалах, рекомендуется не только последовательное нажатие звуков (мелодическое), но и гармоническое (слитное).
а) играть все звуки сразу, а голос должен правильно «подстроить» все звуки аккорда:
снизу вверх и наоборот; в разбивку;
б) в аккордах из трех звуков:
– играть крайние звуки, спеть средний;
– играть 2 и 3 звуки, спеть нижний;
– играть 1 и 2, спеть верхний;
в) в аккордах из 4-х звуков исполнение аналогично предыдущему пункту, но одновременно играть три звука, петь поочередно оставшийся звук – 1-й, 2-й, 3-й или 4-й;
VI.ДВУХГОЛОСИЕ
Этот вид работы представляет трудность не только для студентов, поступающих без подготовки. Чистое исполнение одного голоса при одновременном звучании другого (других) вырабатывается в хоровом классе.
На уроках сольфеджио исполнение многоголосия в различных формах также возможно уже с первых занятий:
– пение аккордов и интервалов (поначалу еще без теоретического знания) в гармоническом виде (при этом звуки каждой партии можно мыслить как «по вертикали», так и «по горизонтали» - мелодическими линиями);
– пение двухголосных несложных примеров (каноны, гармоническое двухголосие);
Самостоятельная работа с многоголосием
В процессе работы необходимо добиваться устойчивого интонирования одного («своего») голоса при одновременном звучании другого в исполнении с кем-то или с инструментом. Работа над двухголосием (с п редварительным разбором нотного текста – определением размера, лада, тональности) состоит из следующих этапов:
1. Анализ типа двухголосия:
- гармоническое (оба голоса звучат одновременно в какой-то интервал, находясь в едином ритмическом движении);
- полифоническое (виды: контрастное, имитационное [канон, фугетта и т.д.], подголосочное):
голоса представляют собой самостоятельные мелодии (интонационно и ритмически) – кроме канона, где каждый из голосов исполняет одну и ту же мелодию, только с опозданием во времени вступления, при этом в одновременном соединении получается полифонический контраст голосов.
Такой анализ уже дает установку на приемы дальнейшего разучивания и соединения голосов:
- в гармоническом типе при соединении важен момент «подстраивания» голосов друг с другом в определенный интервал, определение видов интервалов, образующихся между голосами (часто в примерах встречается движение голосов в параллельную терцию, сексту, опора на звуки из каких-то аккордов) и т.д.;
- в полифоническом типе важен момент показа вступления каждого голоса со своей темой, умение выдержать мелодию от начала до конца – т.е. представить «беседу героев» (в каноне мелодию желательно выучить наизусть).
2. Разучивание и закрепление каждого голоса по методике одноголосия (см. выше):
- верхний голос;
- нижний голос;
(или в обратной последовательности – сначала нижний, потом верхний голос).
3. Соединение звучания голосов (оба вида соединения являются обязательными и показываются в классе при ответе на уроке), стремление к самостоятельности, ритмической и интонационной точности звучания каждого голоса:
а) исполнение с инструментом (ф-но) следующими способами:
- верхний голос петь, нижний играть;
- нижний петь, верхний играть;
б) исполнение в дуэте;
Лучше петь сначала с кем-то вдвоем (разучив предварительно обе мелодии самостоятельно) и меняясь в исполнении голосов. В работе над двухголосием по сольфеджио необходимо всегда уделять внимание всем голосам (партиям). Перед уроком - повторить номер по двухголосию группой, разделившись на партии (кто-нибудь находится за инструментом, подыгрывая, по необходимости, какой-то из голосов).
ПРИЛОЖЕНИЕ