в системе общего и начального профобразования




государственного экзамена

 

Направление подготовки

033300.62 (47.03.03) «Религиоведение»

Присваиваемая квалификация (степень)

«Академический бакалавр»

 

 

Форма обучения

очная

Челябинск, 2015 г.


Программа государственного экзамена согласована:

 

Ученым советом Института гуманитарного образования

 

Протокол заседания № ____ от «____»__________ 2015 г.

 

Председатель Ученого совета

Института гуманитарного образования Г.А. Гончаров

 

Секретарь Ученого совета

Института гуманитарного образования Н.А. Новоселова

 

 

Программа государственного экзамена одобрена и рекомендована кафедрой политических наук

Протокол заседания № ____ от «____»__________ 2015 г.

 

Заведующий кафедрой А.П. Романов

 

 

Начальник управления

образовательной политики

С.П.Еремеева

«____»__________ 2015 г


Содержание

1. Вводная часть  
2. Выписка из Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования Российской Федерации по направлению подготовки 033300.62 Религиоведение.  
3. Порядок проведения государственного экзамена  
4. Программа государственного экзамена 5. Вопросы государственного экзамена  
6. Фонд оценочных средств 6.1. Перечень компетенций (планируемый результат обучения) 6.2 Описание показателей и критериев оценивания компетенций при ответе студентов на государственном экзамене 7. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для подготовки к государственному экзамену 8. Обеспечение фонда библиотеки ФГБОУ ВПО «ЧелГУ» 9. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для подготовки к государственному экзамену      

 


1. Вводная часть

Программа предназначена для организации и проведения государственного экзамена у студентов по направлению подготовки 033300.62 (47.03.03) «Религиоведение»

Целью итогового государственного экзамена является проверка уровня общих и профессиональных компетенций выпускника, определяющих его подготовленность к решению профессиональных задач, установленных Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования Российской Федерации по направлению подготовки 033300.62 (47.03.03) Религиоведение.

Программа государственного экзамена составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 033300.62 (47.03.03) Религиоведение (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 декабря 2010 № 2008)

Программа включает 64 вопроса по дисциплинам, входящим в федеральный компонент общепрофессиональных дисциплин ФГОС ВПО по направлению подготовки 033300.62 (47.03.03) Религиоведение:

1. История религии

2. История философии

3. Феноменология религии

4. Философия религии

5. Социология религии

6. Психология религии

7. Антропология религии

8. Свобода совести и государственно-конфессиональные отношения

9. Новые религиозные движения

10. История и теория мировой культуры

11. Педагогика и психология

12. Методика преподавания религиоведческих дисциплин системе общего и начального образования

Аттестационные испытания, входящие в состав итоговой государственной аттестации выпускника, полностью соответствуют основной образовательной программе высшего профессионального образования, которую выпускник освоил за время обучения.

2. Выписка из Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования Российской Федерации по направлению подготовки 033300.62 Религиоведение.

V. Требования к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата.

Выпускник должен обладать следующими компетенциями:

общекультурными компетенциями (ОК):

-готовностью уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия (ОК-1);

-способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-2);

-способностью понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-3);

-владением средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готов к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-4);

-владением навыками реферирования и аннотирования научной литературы (ОК-5);

-владением навыками подготовки служебных документов и деловой переписки (ОК-6);

-владением навыками использования компьютерной техники и информационных технологий в поиске литературы и составления библиографических обзоров; владением навыками работы в глобальных компьютерных сетях; способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, осознанием опасности и угрозы, возникающих в этом процессе, соблюдением основных требований информационной безопасности (ОК-7);

-способностью использовать теоретические религиоведческие знания и методы религиоведческого исследования на практике (ОК-8);

-пониманием ценности культуры и науки (ОК-9);

-знанием своих прав и обязанностей, ответственным отношением к делу (ОК-10);

-пониманием необходимости постоянного процесса обучения, владением навыками самостоятельной работы (ОК-11);

-наличием расовой, национальной и религиозной терпимости (ОК-12);

-владением культурой мышления, способностью в письменной и устной речи правильно и убедительно оформить результаты мыслительной деятельности (ОК-13);

-готовностью к сотрудничеству с коллегами, умением работать в коллективе (ОК-14);

-стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-15);

-осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК- 16);

-способностью научно анализировать социально-значимые проблемы и процессы, умением использовать основные положения и методы гуманитарных, социальных и экономических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-17);

-способностью использовать в профессиональной деятельности знание из области естественнонаучных дисциплин (ОК-18);

-владением одним из иностранных языков на уровне необходимом для решения профессиональных задач выпускника бакалавриата (ОК-19);

-владением основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК- 20);

-умением использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-21).

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

в области научно-исследовательской деятельности:

-навыками логического анализа различного рода рассуждений и профессиональной аргументации в области религиоведения (ПК-1.1);

-способностью пользоваться базовым общепрофессиональным представлением о методах религиоведческого исследования (ПК-1.2);

-способностью самостоятельно собирать и обрабатывать научную информацию в области религиоведения и религиоведческих дисциплин (ПК-1.3);

-способностью самостоятельно готовить тезисы научных докладов, доклады и выступления в рамках проведения научных конференций, круглых столов, семинаров по религиоведческой тематике (ПК-1.4);

-способностью осуществлять научно-исследовательскую деятельность в составе научных коллективов, работа которых затрагивает религиоведческую проблематику (ПК-1.5);

в области педагогической деятельности:

-умением пользоваться в процессе преподавания философских, обществоведческих и религиоведческих дисциплин в общеобразовательных учреждениях базовыми знаниями в области философии религии (ПК-2.1);

-умением пользоваться в процессе преподавания философских, обществоведческих и религиоведческих дисциплин в общеобразовательных
учреждениях базовыми знаниями в области истории религий (ПК-2.2);

-умением пользоваться в процессе преподавания философских, обществоведческих и религиоведческих дисциплин в общеобразовательных учреждениях базовыми знаниями в области социологии религии (ПК-2.3);

умением пользоваться в процессе преподавания философских, обществоведческих и религиоведческих дисциплин в общеобразовательных учреждениях базовыми знаниями в области психологии религии (ПК-2.4);

-умением пользоваться в процессе преподавания философских, обществоведческих и религиоведческих дисциплин в общеобразовательных учреждениях базовыми знаниями в области феноменологии религии (ПК-2.5);

-умением пользоваться в процессе преподавания философских, обществоведческих и религиоведческих дисциплин в общеобразовательных учреждениях базовыми знаниями в области антропологии религии (ПК-2.6);

-умением пользоваться в процессе преподавания философских, обществоведческих и религиоведческих дисциплин в общеобразовательных учреждениях базовыми знаниями в области истории философии (ПК-2.7);

-умением пользоваться в процессе преподавания философских, обществоведческих и религиоведческих дисциплин в общеобразовательных учреждениях базовыми знаниями в области свободы совести и государственно-конфессиональных отношений (ПК-2.8);

-умением пользоваться в процессе преподавания философских, обществоведческих и религиоведческих дисциплин в общеобразовательных учреждениях базовыми знаниями в области новых религиозных движений (ПК-2.9);

-умением пользоваться в процессе преподавания философских, обществоведческих и религиоведческих дисциплин в общеобразовательных учреждениях базовыми знаниями в области иностранного языка (чтение текстов) (ПК-2.10);

-умением пользоваться в процессе преподавания философских, обществоведческих и религиоведческих дисциплин в общеобразовательных учреждениях базовыми знаниями в области истории и теории мировой культуры (ПК-2.11);

-умением пользоваться в процессе преподавания философских, обществоведческих и религиоведческих дисциплин в общеобразовательных учреждениях базовыми знаниями в области педагогики и психологии (ПК-2.12);

-умением пользоваться в процессе преподавания философских, обществоведческих и религиоведческих дисциплин в общеобразовательных учреждениях базовыми знаниями в области методики преподавания религиоведческих дисциплин в системе среднего (полного) общего, начального профессионального (ПК-2.13);

-способностью понимать, критически анализировать и излагать базовую религиоведческую информацию (ПК-2.14);

-способностью интерпретировать и представлять в ясной форме содержание и специфические особенности религиозного комплекса с позиции философии религии (ПК-2.15);

-способностью интерпретировать и представлять в ясной форме содержание и специфические особенности религиозного комплекса с позиции истории религий (ПК-2.16);

-способностью интерпретировать и представлять в ясной форме содержание и специфические особенности религиозного комплекса с позиции социологии религии (ПК-2.17);

-способностью интерпретировать и представлять в ясной форме содержание и специфические особенности религиозного комплекса с позиции психологии религии (ПК-2.18);

-способностью интерпретировать и представлять в ясной форме содержание и специфические особенности религиозного комплекса с позиции феноменологии религии (ПК-2.19);

-способностью интерпретировать и представлять в ясной форме содержание и специфические особенности религиозного комплекса с позиции антропологии религии (ПК-2.20);

-способностью интерпретировать и представлять в ясной форме содержание и специфические особенности религиозного комплекса с позиции истории философии (ПК-2.21);

-способностью интерпретировать и представлять в ясной форме содержание и специфические особенности религиозного комплекса с позиции свободы совести и государственно-конфессиональных отношений (ПК-2.22);

-способностью интерпретировать и представлять в ясной форме содержание и специфические особенности религиозного комплекса с учетом знаний о новых религиозных движений (ПК-2.23);

-способностью интерпретировать и представлять в ясной форме содержание и специфические особенности религиозного комплекса с учетом знания иностранного языка (чтение текстов) (ПК-2.24);

-способностью интерпретировать и представлять в ясной форме содержание и специфические особенности религиозного комплекса с позиции истории и теории мировой культуры (ПК-2.25);

-способностью интерпретировать и представлять в ясной форме содержание и специфические особенности религиозного комплекса с позиции педагогики и психологии (ПК-2.26);

-способностью интерпретировать и представлять в ясной форме содержание и специфические особенности религиозного комплекса с позиции методики преподавания религиоведческих дисциплин в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях начального профессионального образования (ПК-2.27);

-способностью самостоятельно готовить учебные и учебно- методические материалы к учебному процессу (ПК-2.28);

в области организационно-управленческой деятельности:

-умением применять базовые знания в области экономики, экономических учений и социального управления (ПК-3.1);

навыками осуществления управленческой деятельности в малой группе (ПК-3.2);

-навыками проведения общественной информационной и консультационной работы, в том числе - проведения экскурсий в музеях, олимпиад в общеобразовательных учреждениях, книжных и музейных выставок (ПК-3.3);

-способностью организовывать и выполнять книжные, журнальные, словарные и энциклопедические проекты, организовывать деятельность авторских коллективов (ПК-3.4).

 

VI. Требования к структуре основных образовательных программ бакалавриата.

В результате изучения базовой части Профессионального цикла (Б.3.) обучающийся должен:

знать: общепрофессиональные теоретические основы философии религии, истории религий, социологии религии, психологии религии, феноменологии религии, антропологии религии, истории философии, свободы совести и государственно-конфессиональных отношений, новых религиозных движений, иностранного языка (чтение текстов), истории и теории мировой культуры, педагогики и психологии, а также методики преподавания религиоведческих дисциплин в системе общего и начального профессионального образования;

уметь: понимать, излагать и критически анализировать базовую религиоведческую информацию;

владеть: навыками публичной речи, логики и аргументации, ведения дискуссий и полемики; способностью использовать теоретические религиоведческие знания на практике; деловым, профессионально ориентированным иностранным языком; навыками реферирования и аннотирования научной литературы; практического использования теоретических религиоведческих знаний и методов религиоведческого исследования.

 

3. Порядок проведения государственного экзамена

Порядок проведения и программа государственного экзамена по направлению 033300.62 «Религиоведение» определяются вузом на основании методических рекомендаций и соответствующей примерной программы, Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденном Минобразованием России и государственного образовательного стандарта по направлению 033300.62 «Религиоведение».

Итоговая государственная аттестация полученных студентом знаний и умений осуществляется в форме устного экзамена на русском языке (ответ студента и беседа с экзаменующимся) на заседании Государственной аттестационной комиссии, состав которой формируется из ведущих преподавателей вуза по религиоведению, а также из представителей органов государственной власти, в чью компетенцию входит реализация современной вероисповедной политики на территории Челябинской области.

Время на подготовку к ответу – 2 академических часа.

Экзаменационный билет государственного экзамена включает в себя два вопроса из фонда оценочных средств, сформированного вузом, и включает в себя вопросы по всем дисциплинам, входящим в федеральный компонент общепрофессиональных дисциплин Федерального государственного образовательного стандарта 033300.62 «Религиоведение». Каждый из предлагаемых вопросов может служить основой для построения беседы членов Комиссии с экзаменующимся.

 

4. Программа государственного экзамена

 

История религии

1. Понятие «религия». Первобытная религия.

Понятие «религия». Классификация религий. Религиоведческое, философское, богословское понимание религии. Функции религии. Религиозная вера. Структура религии. Учение и культ. Формы религиозного сознания.

Религия как предмет исторического исследования. Архаический тип культуры и проблемы религии. Способ восприятия мира первобытным человеком. Мифология: функции и основные сюжетные линии. Анимизм, фетишизм, тотемизм. Институт шаманизма. Шаманское состояние сознания. Магия: назначение, способы классификации, виды.

2. Религии Древнего Востока.

Религия Древнего Египта. Космогонические мифы древних египтян: сюжетные линии, локальные традиции. Представления о загробном мире. "Книга мертвых". Храмы и жречество. Мистерии. Жертвоприношения. Религия Древней Месопотамии. Сравнительная характеристика религий народов Угарита, Сирии, Финикии и Палестины. Зороастризм.

3. Религиозные системы протоевропейских культур Древней Греции и Рима.

Социокультурные особенности и основания античного пути развития. Крито-микенская культура. Мир гомеровский богов. Элевсинские таинства. Культ Диониса. Своеобразие древнеримской религии («нумина», культ волка, дуба, римская идея). Эллинизация римской религии. Кризис римской религии и синкретизм.

4. Религиозные системы цивилизаций Дальнего Востока (Китай, Япония).

Древнейшие религиозные китайские представления и культы. Культ Неба и Солнца. Мантика. Астрология. Ритуализированная этическая и социально-политическая доктрина Конфуция. Корпус канонических текстов конфуцианства. Пятикнижие. Четверокнижие. Идея гармонии принципов личности нравственного совершенствования и государственности. Основные принципы конфуцианства. Культ предков в конфуцианстве.

Философско-религиозное учение даосизма. Происхождение и ранний этап формирования даосизма. Учение об обретении бессмертия – основа даосской доктрины. Даосские школы и направления. Принцип единства микро- и макрокосмоса. Древние синтоистские мифы. Культ Аматэрасу. Культ императора. Ведущая роль социальной этики и административной практики.

5. Формирование и эволюция мировых религий: буддизм..

Происхождение и начальный этап индуистско-брахманистской традиции. Кризис брахманизма (сер. 2 тыс. до н.э.). Брахманизм «эпического периода». Религиозно-философские школы брахманизма. Общая характеристика индуизма. Пантеон в индуизме: функции основных богов. Шиваизм и вишнуизм. Культ в индуизме. Самхиты "Вед": "Ригведа", "Самаведа", "Яджурведа", "Атхарваведа". Мифология "Вед". Космогония арийцев. Ведический пантеон религии. Функции главных божеств.

Буддизм: личность Гаутамы Будды, 4 благородные истины, восьмеричный путь к Нирване. Основы буддийской доктрины. Хинаяна и махаяна. Философские школы буддизма. Джайнизм. Принцип ахимсы в джайнизме.

6. становление монотеистических религий: иудаизм.

Историко-культурный фон становления иудаизма. Религия патриархов. Общенациональная религия Яхвизма. Моисей. Законодательные тексты Пятикнижия. Феномен пророчества. Талмуд и раввинистический иудаизм. Основные идеи религии. Значение субботы в иудейской религии. Идеи о Страшном Суде. Идеи о богоизбранности еврейского народа. Образ Мессии в общественном сознании. Идеи Кабаллы. Запреты в иудаизме. Иудейские праздники и обряды. Развитие иудаизма: религиозно-философские и теологические учения. Секты в иудаизме (Книжники, фарисеи, саддукеи. зелоты и сикарии, ессеи.).

7. Формирование и эволюция мировых религий: христианство..

Предпосылки возникновения христианства. Исторический Иисус. Проблема источников. Вероучение раннего христианства в первые десятилетия его существования. Новый Завет. Становление епископальной Церкви. Церковь и Римская империя. Гонения. Христианство и античная культура. Ереси древней Церкви. Эпоха Церковных соборов. Патристика.

8. Эволюция христианства: православие.

Причины и история разделения Православной и Католической церквей. Православие: догматика и вероучение. Вселенские соборы в истории православия. Поместные православные церкви. Русское православие. Значение Крещения Руси (988). Таинства и обряды в православии. Православное богослужение. Устройство и символика православного храма. Церковная иерархия. Основные этапы церковно-государственных отношений в России. Православная церковь в Российской федерации: направления и особенности взаимоотношений с властью.

9. Эволюция христианства: православие: католицизм

Католическая церковь. География распространения. Организация. Папство. Церковная иерархия. Догматика и вероучение. Католический культ. Монашество. Причины и история разделения Православной и Католической церквей. Римско-католическая церковь и Реформация. Основные этапы развития католичества и Католической церкви (средние века и Новое время) Католическое богословие в XX в.: основные проблемы, тенденции, проблемы Католическая церковь и Россия.

10. Эволюция христианства: протестантизм.

Западное христианство в преддверии Реформации. Реформация в Германии. Лютер и лютеранство. Сектантское движение в Германии. Реформация в Швейцарии. Цвинглианство. Реформация в Швеции, Дании и Англии. Реформационное движение во Франции. Учение Кальвина и распространение кальвинизма. Протестантизм и ранние буржуазные революции. Протестантизм и католическая реакция сер. ХVI – сер. ХVII вв. Общее значение Реформации. Христианское сектантство в России.

11. Формирование и эволюция мировых религий: ислам.

Историко-культурный фон становления ислама. Мухаммад и возникновение ислама. Хиджра: Мухаммад и мусульманская община в Медине. Халифат и становление исламской цивилизации. Исламское вероучение и ритуал, основные обряды и праздники. Коран и сунна. Становление исламской правовой системы. Основные течения в исламе – суннизм и шиизм. Суфийские ордена: традиции и образ жизни в исламе.

Современный ислам: традиционализм и реформаторство.

История философии

1. История философии и философия

Двойной смысл термина «история философии» - объективный историко-философский процесс и изучающая его философская дисциплина. Значение истории философии для философии: история философии как саморефлексия философии. Проблема периодизации истории философии.

Всемирно-историческое и региональное, общечеловеческое и национальное в историко-философском процессе.

Проблема генезиса философии: предпосылки, условия и основания возникновения философии; основные концепции – мифогенная, гносеогенная, религиогенная, социогенная, софиогенная.

2. Древневосточная философия.

Древний Китай и Древняя Индия как традиционные общества. Особенности мифологии и мудрости Древнего Китая. Философское значение основных понятий и идей древнекитайского «Пятикнижья». «Книга перемен» (И-цзин). Философские школы Древнего Китая: натурфилософская (инь-ян), конфуцианство, моизм, школа имен, школа закона (легизм), даосизм.

Учение Конфуция о нравственности (взаимность, золотая середина, человеколюбие); о «благородном муже» (цзюнь-цзы) и «низком человеке» (сяо-жэнь); «исправление имен»; учение об управлениии.

Учение о двойственности дао в даосизме: дао безымянное и обладающее именем. Этика даосов, принцип «победоносного недеяния» (у вэй).

Особенности мифологии и мудрости Древней Индии. «Веды» и ведическая литература. Упанишады. Философское значение основных понятий и идей предфилософии Древней Индии. Понятия «Брахман», «брахман» и «атман». Школы древнеиндийской философии: неортодоксальные (отвергавшие авторитет вед) – чарвака, буддизм, джайнизм; ортодоксальные (признававшие авторитет вед) - миманса, веданта, санхья, йога, ньяя, вайшешика. Плюралистическое учение джайнизма. Четыре благородные истины в учении буддизма.

3. Античная философия досократического периода.

Понятие античной философии, ее особенности и периодизация. Мудрость и философия в системе древнегреческой культуры. Главные проблемы и понятия ранней греческой философии. Космоцентризм.

Первые философские школы Античности: Милетская (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен) – поиск вещественной первоосновы мира; Пифагор и пифагорейцы: понятие числа как начала; Элейская школа (Парменид, Зенон): открытие бытия, понятия бытия и небытия, негативная диалектика.

Гераклит Эфесский: учение о логосе, диалектическом единстве противоположностей. Плюралистические учения Античности: Эмпедокл, Анаксагор, атомизм Демокрита и Левкиппа (понятие атома, учение об атомах и пустоте). «Линия Демокрита» в философии.

4. Философия классической и поздней Античности.

Философия в Афинах V в.до н.э.: учение Анаксагора об уме (нусе). Переориентация философии на проблемы человека: софисты (тезис Протагора «человек есть мера всех вещей»). Сократ (знание как добродетель; майевтика).

Платон: учение об умопостигаемом мире вечных идей как мире подлинного бытия; иерархия идей; проблема отношения идей и вещей; учение о душе и ее бессмертии, структура души; знание как «припоминание» идей; учение об обществе и государстве. «Линия Платона» в философии.

Аристотель – систематизатор античной науки и философии. Первая философия Аристотеля («Метафизика»). Учение о четырех причинах. Связь материи и формы. Понятие энтелехии. Учение о душе. Этика и социально-философское учение: государство и его формы, идеальное государство.

Эллинистически-римская философия. Основные школы: эпикуреизм, стоицизм, скептицизм, неоплатонизм: учение Плотина о душе, уме и Едином.

5. Средневековая философия.

Социально-исторический и социокультурный контекст формирования средневековой философии. Фундаментальные библейские идеи философского значения; монотеизм, креационизм, личностное Провидение и др. Понятие и периодизация средневековой философии. Теоцентризм как способ философствования. Филон Александрийский. Гностицизм и манихейство. Христианская апологетика, первая философская разработка христианства.

Патристическая философия, ее основные проблемы; Святой Августин: Бог и мир; Троица; добро и зло – теодицея Августина; соотношение веры и разума; воля, свобода, благодать; «Град земной» и «Град Божий».

Генезис и эволюция схоластики. Понятие и этапы развития схоластической философии, ее основные проблемы: проблема веры и разума (Эриугена, У.Оккам); философия и теология (Ф.Аквинский, И.Д.Скот); диалектика (П.Абеляр); проблема универсалий: оппозиция реализма и номинализма; концепция «двух истин»; концепция Бога и доказательства его бытия (Фома Аквинский).

Арабо-мусульманская средневековая философия, влияние на нее аристотелевской философии; основные представители: Аль-Фараби, Ибн-Сина, Ибн-Рушд.

6. Философия эпохи Возрождения.

Понятие «возрождение», «Возрождение» и «гуманизм». Специфические особенности философии эпохи Возрождения; место философии в культуре: отношение философии к религии, науке, искусству. Антропоцентризм. Философские идеи гуманистов (Франческо Петрарка, Лоренцо Валла, Данте).

Пантеизм. Философские идеи Николая Кузанского: отношение между Богом и универсумом, «совпадение противоположностей» максимума и минимума, понятие ума.

Натурфилософия эпохи Возрождения: Дж.Бруно и Н.Коперник.

Возрождение и религия. Христианский гуманизм Эразма Роттердамского. Концепция «глупости». Философский смысл Реформации. Мартин Лютер.

Социально-философские идеи и концепции Возрождения: Н.Макиавелли и теоретизация автономии политики. «Утопия» Томаса Мора.

7. Западноевропейская философия Нового времени (ХVII-XVIII вв.)

Взаимосвязь философии и науки. Основные тенденции в науке: развитие эмпирического естествознания и математизация науки. Научная революция XVII в.; мировоззренческие и методологические выводы И. Ньютона; механицизм и его философское обоснование. Приоритетное значение проблем познания и метода в философии. XVII век: рационализм, эмпиризм и сенсуализм как гносеологические концепции.

Эмпиризм XVII в. Основные идеи и концепции Ф. Бэкона: «великое восстановление наук»; учение об «идолах» (призраках) разума; учение о методе (об индукции). Дж. Локк: принцип опыта; учение об «идеях», первичных и вторичных качествах.

Рационализм XVII в. Р.Декарт – основоположник рационализма Нового времени: методическое сомнение; учение о методе (дедукции).

Проблема субстанции в философии XVII в.: монистические, дуалистические, плюралистические представления о субстанции (Б. Спиноза, Р. Декарт, Г.В. Лейбниц).

Понятие и статус Просвещения; национальные школы Просвещения. Философские идеи Просвещения: концепции разума, материи, познания.

Французский материализм XVIII века. Субъективный идеализм Дж. Беркли. Основные идеи скептицизма Д. Юма. Учения о человеке, обществе, истории, государстве в философии Просвещения: природное в человеке и человеческая «природа»; права и свободы человека; естественное право, естественная мораль; концепция общественного договора; исторический оптимизм. Отношение к религии в философии Просвещения: деизм; критика позитивной религии; концепция естественной религии.

8. Немецкая классическая философия.

Понятие немецкой классической философии. Немецкая классическая философия в контексте социально-культурной ситуации в Европе и Германии второй половины XVIII – первой половины XIX вв. Немецкая классическая философия как «философская революция». Понимание философии как ядра культуры, обоснование ведущей роли ее критическо-рефлексивной функции. Роль немецкой классической философии в переосмыслении и обогащении нового европейского гуманизма. Проблема субъекта и объекта. Диалектический метод.

И. Кант: «докритический» период творчества, разработка проблем естествознания. И. Кант: «критический» период: разработка проблем метафизики; «что такое человек?». «Критика чистого разума»: человек как субъект познавательной деятельности; понятие трансцендентального субъекта; понятие чистого разума; концепция синтеза чувственного и рационального в познании; понятие a priori, априорные формы чувственности, рассудка, разума; понятия «вещь-в-себе», «феномен», «ноумен»; понятие трансцендентного; антиномии чистого разума. «Критика практического разума» - практическая философия Канта: понятие практического разума; максимы, законы, императивы (категорический и гипотетический); понятия свободной воли, долга (долг как важнейшая категория этики); моральные и легальные поступки.

Наукоучение И.Г. Фихте; диалектика Я и не-Я. Трансцендентальный идеализм и метафизика абсолюта Ф.В. Шеллинга.

Г.В.Ф. Гегель: система и основные принципы философии. Наука логики как фундамент философской системы. Панлогизм и система абсолютного идеализма. Три части системы: логика, философия природы, философия духа. Понятие «отчуждения». Диалектический метод, противоречие между системой и методом. Диалектика как теория: законы, принципы и категории диалектики в учении Гегеля. Социальная философия Гегеля, идеалы гражданского общества и правового государства.

Л. Фейербах: от гегельянства к критике гегелевского идеализма. Обоснование философского антропологизма. Гуманизм и антропологический принцип. Человек и Бог («Сущность христианства»), критика религии. Человек и природа. Любовь как универсальный закон человеческого существования. «Я» и «Ты» в философии Фейербаха.

9. Западноевропейская философия XIX века.

Основные идеи и концепции философии марксизма (К. Маркс, Ф. Энгельс). Преодоление влияния Гегеля и Фейербаха. Материализм и диалектика. Проблемы человека, его родовой сущности, отчуждения человека. Материалистическое понимание истории (понятия труда, общественного бытия, общественного сознания, способа производства, общественно-экономической формации, социальной революции и др.). Концепции общественных отношений, труда, производства, собственности. Формационный подход к философии истории.

Неклассические философские учения XIX в. Критика панлогизма и принципа детерминизма классической философии. Иррационализм. Нигилизм.

Позитивистская философия. «Первый позитивизм» (О. Конт, Г. Спенсер, Дж.С. Милль). Обоснование тезиса о приоритете позитивного знания, критика метафизики. «Второй позитивизм» - эмпириокритицизм (Э. Мах, Р. Авенариус): учение об элементах мира.

Неокантианство. Марбургская школа (Г. Коген, П. Наторп). Баденская школа (В. Виндельбандт, Г. Риккерт): проблемы методологии научного познания; обоснование различия между науками о природе и науками о культуре.

Прагматизм. Ч. Пирс: «принцип Пирса», «методы закрепления веры». У. Джемс: «радикальный эмпиризм» и обоснование религиозной веры; Дж. Дьюи: прагматизм как инструментализм.

Философия жизни. Понятие «жизнь» и его значения. Учение А. Шопенгауэра о мире как воле и представлении. Этика пессимизма и сострадания. Ф. Ницше: учение о переоценке ценностей; тезис о «смерти Бога»; учение о вечном возвращении; принцип «воли к власти (мощи)»; понятие сверхчеловека. А. Бергсон: понятия «жизнь», «творческая эволюция», «длительность». В. Дильтей как основатель философской герменевтики.

10. Западноевропейская философия XX века.

Социокультурный контекст развития философии в XX в. Новые образы человека и мира человека: антропологический ренессанс. Онтологический поворот в философии. Философские концепции научного знания, оппозиция сциентизма и антисциентизма в философии и культуре. Философские идеи постмодернизма. Философия в глобализирующемся мире.

Философия жизни О. Шпенглера: культурно-цивилизационный подход к философии истории; идея кризиса европейской жизни и европейского духа.

Феноменология Э. Гуссерля. Проблемы онтологии сознания: феномены; метод «феноменологической редукции». Идея кризиса европейской науки, европейского человека. «Жизненный мир» как смысловой фундамент науки.

Психоанализ и его философское содержание. Концепция бессознательного у З.Фрейда; сознание и бессознательное. «Оно» - «Я» - «Сверх-Я» как стороны новой структурной модели психики. Неофрейдизм: учение К.Г. Юнга о коллективном бессознательном и архетипах; взгляды Э. Фромма, К. Хорни.

Экзистенциализм, его основные темы и проблемы. Немецкий экзистенциализм: К. Ясперс (понятие экзистенции, концепция осевого времени и всемирной истории, философская вера); М. Хайдеггер (понятия «Dasein», событие, время, бытие и др.). Французский экзистенциализм: Ж.-П. Сартр (концепция человеческой субъективности как «сознания сознания»; человек и его мир как «индивидуальное предприятие»); А. Камю (проблема существования и его абсурдности; тема «бунтующего человека»).

Философская антропология, ее основные направления: биологическая, ре



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: