В соответствии с требованиями ФГОС ООО (пункт 18.2.2.):
Программы отдельных учебных предметов, курсов должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Программы отдельных учебных предметов, курсов разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы с учётом основных направлений программ, включённых в структуру основной образовательной программы.
Программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать:
1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета;
2) общую характеристику учебного предмета, курса;
3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане;
4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
5) содержание учебного предмета, курса на один учебный год;
6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;
7) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;
8) планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.
Структура рабочей программы (ФГОС ООО)
I. Пояснительная записка
-нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа (ФГОС, соответствующая Примерная ООП, примерная программа по учебному предмету, авторская программа);
-общие цели образования с учетом специфики учебного предмета, курса;
-роль учебного курса, предмета в достижении обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы школы (указывается направленность программы на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов освоения конкретного предмета, курса);
-обоснование выбора содержания части программы по учебному предмету, формируемой участниками образовательного процесса.
II. Общая характеристика учебного предмета, курса
В данном разделе необходимо раскрыть роль и значимость предмета с точки зрения целей общего образования (с опорой на концепцию соответствующего ФГОС), современных требований к выпускнику. Показывается преемственность при изучении данного предмета, курса в начальной и основной школе, расставляются акценты в осуществлении связи обучения по предмету с практикой и с актуальными проблемами современности.
III. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.
В разделе указывается количество часов, выделенных на данный предмет в соответствии с учебным планом.
IV. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса.
В рабочие программы необходимо включать не обобщенные требования к результатам, сформулированные в ФГОСах, а включать формулировки результатов из авторских программ разработчиков УМК или примерной ООП соответствующего уровня общего образования. В данном разделе отражаются
· личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса, согласующиеся с поставленными ранее целями освоения рабочей программы.
V. Содержание учебного предмета, курса
В описании содержания указываются концептуальные разделы и темы изучения предмета, необходимые для реализации требований стандарта.
Если в примерной или авторской программе не указано распределение часов по разделам и темам, а указано только общее количество часов, учитель в рабочей программе распределяет часы по разделам и темам самостоятельно, ориентируясь на используемые учебно-методические комплексы. Содержание учебного предмета, курса включает:
- наименование разделов учебной программы и характеристика основных содержательных линий,
- перечень лабораторных и практических работ, экскурсий,
- направления проектной деятельности обучающихся,
- использование резерва учебного времени.
VI. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности (на учебный год)
Вариант тематического планирования представлены в приложении. Форма тематического планирования может повторять авторскую с внесением необходимых корректировок учителем.
Тематическое планирование с определением основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий): разделы программы; темы, входящие в данный раздел; основное содержание по темам; характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий), универсальные учебные действия, осваиваемые в рамках изучения темы.
Тематическое планирование, как и вся рабочая программа, составляется на один учебный год
VII. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса (на уровень обучения)
В разделе указываются:
-средства обучения: учебно-лабораторное оборудование и приборы, технические и электронные средства обучения и контроля знаний учащихся, учебная и справочная литература, цифровые образовательные ресурсы, демонстрационный и раздаточный дидактический материал;
-список рекомендуемой учебно-методической литературы должен содержать используемый учителем учебно-методический комплекс (УМК) с обязательным указанием учебника, учебные пособия для учащихся, а также содержать полные выходные данные литературы;
- дополнительная литература для учителя и учащихся;
- перечень ЦОРов и ЭОРов;
-перечень обучающих справочно-информационных, контролирующих и прочих компьютерных программ, используемых в образовательном процессе; (возможен табличный вариант.)
5. Какие проблемы учителей при подготовке контрольно -измерительного инструментария и планировании результатов УУД?
Цель проведения мониторинга: выявить уровень сформированности познавательных, личностных, регулятивных и коммуникативных УУД в течение трех лет.
Мониторинг позволяет отслеживать развитие регулятивных, познавательных, коммуникативных, личностных УУД учащихся в ходе внеурочной (проектной) деятельности. В 2015-2016 уч.г. для обучающихся 5-х классов, которые занимались в творческих проектных мастерских «За страницами учебника математики», «Занимательный английский», «Биологическая лаборатория» проводилась диагностика сформированности УУД по проектно-исследовательской деятельности, в 2016-2017 уч.г. в 6-х классах диагностика была промежуточной по тем же направлениям, в 2017-2018 уч.г. в 7-х классах по итогам 3-х летней работы над проектами, после проведения публичной защиты работ, провели итоговую диагностику сформированности УУД. Рейтинг сформированности УУД, выстроенный на основе представленных выше результатов, выглядит следующим образом:
На первом месте личностные УУД; второе место - познавательные УУД (учащиеся хорошо владеют мыслительными операциями, имеют достаточно высокий коэффициент интеллекта, что позволяет им справляться как с предлагаемой программой, так и с оцениваемыми УУД); 3 место - коммуникативные УУД (при наличии реализации технологий групповой деятельности обучающихся в гимназии); 4 место - регулятивные УУД (вызывают наибольшие затруднения как у обучающихся даже на уровне решения бытовых задач, особенно с формированием планирования и оценки).
Оценивание – это процесс поиска и интерпретации данных, используемый учениками и учителями для определения этапа, на котором находятся обучаемые в процессе своего обучения, направления, в котором следует развиваться, и установления, как лучше достигнуть необходимого уровня. Система оценивания должна быть устроена так, чтобы с ее помощью можно было:
· устанавливать, что знают и понимают учащиеся о мире, в котором живут;
· давать общую и дифференцированную информацию о процессе преподавания и процессе учения;
· отслеживать индивидуальный прогресс учащихся в достижении требований стандарта и в частности, в достижении планируемых результатах освоения программ начального образования;
· обеспечивать обратную связь для учителей, учащихся и родителей;
· отслеживать эффективность реализуемой учебной программы.
Система оценивания строится на основе следующих общих для всех программ начального образования принципов.
1. Оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику. В зависимости от этапа обучения используется диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, рубежное, итоговое) оценивание.
2. Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям.
3. Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика, но не его личные качества.
4. Оценивать можно только то, чему учат.
5. Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно.
Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.
Достижение метапредметных результатов может проверяться в результате выполнения специально сконструированных диагностических задач, направленных на оценку уровня сформированности конкретного вида УУД.
Достижение метапредметных результатов может проявляться в успешности выполнения комплексных заданий на межпредметной основе.
Таким образом, оценка метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур.
В начальной школе рекомендуется использовать три вида оценивания: стартовую диагностику, текущее оценивание, тесно связанное с процессом обучения, и итоговое оценивание.
Стартовая диагностика в первых классах основывается на результатах мониторинга общей готовности первоклассников к обучению в школе и результатах оценки их готовности к изучению данного курса. Эти показатели определяют стартовые условия обучения детей в начальной школе
Итоговое оценивание происходит в конце обучения и может проводиться в форме накопленной оценки (синтеза имеющейся информации), а также в формах сбора данных (в том числе – с помощью итоговых тестов) или демонстрации примеров применения полученных знаний и освоенных способов деятельности; возможна также любая комбинация этих форм.
3. Инструментарий оценивания уровня сформированности УУД у младших школьников 3.1 Личностные универсальные учебные действия младших школьников
В инструментарий для мониторинга личностных УУД следующие методики:
1. «Лесенка» (1- 4 класс).
2. Определение эмоциональной самооценки (круги, Захаров) (1-4 классы).
3. Дополнительно: «Дерево» (3-4 классы).
4. Оценка школьной мотивации (учебная мотивация, Лусканова) (1-2 класс).
5. «Беседа о школе» (1 класс).
6. «Рисунок класса» (1-4 класс).
7. «Уровень мотивации» (2-4 классы)
8. «Что такое хорошо и что такое плохо» (1-2 класс).
9. «Незаконченные предложения» (3-4 класс).
10. «Оцени поступок» (2-4 классы).