Педагогическая ситуация №2




Педагогическая ситуация №1

Стандартная ситуация

Описание ситуации: ребенок Миша до занятия много бегал и на занятии по математике отвлекает других детей, шумит, не правильно отвечает на вопросы воспитателя.

Оценка ситуации: ребенок Миша гиперактивный, с трудом переходит к другим действиям, воспитатель не обратил внимания на данную индивидуальную особенность ребенка.

Прогнозирование: если воспитатель не будет применять методы индивидуальной работы с этим ребенком, то это может привести к низкому уровню знаний, к конфликтным ситуациям между детьми у Миши не выработаются правила поведения на занятии, будут проблемы с дисциплиной.

Решение: необходимо предпринять следующие меры:

1)Использовать: пальчиковые игры, зрительную гимнастику, дыхательную гимнастику;

2)Вовлекать Мишу в подготовку к занятиям, просить убрать игрушки;

Психологическое обоснование: одной из специфичных его черт гиперактивности является чрезмерная активность ребенка, излишняя подвижность, суетливость, невозможность длительного сосредоточения внимания на чем–либо. Основной дефект связан с недостаточностью механизмов внимания и тормозящего контроля. Поэтому подобные нарушения более точно классифицируются как «синдромы дефицита внимания».

Низкая работоспособность – типичное явление для гиперактивных детей. Она обусловлена особенностями их поведения, которое не соответствует возрастной норме и является серьезным препятствием для полноценного включения ребенка в какую либо деятельность. Во время занятия этим детям сложно справляться с заданиями, так как они испытывают трудности в организации и завершении работы, быстро выключаются из процесса выполнения задания.

Характерная черта умственной деятельности детей с СДВГ –цикличность. Время, в течении которого они могут продуктивно работать, не привышает 5-15 минут, по истечению которых они теряют контроль над умственной активностью (3 –7 минут мозг «отдыхает»), затем ребенок опять может работать 5 –15 минут.

Нарушения поведения гиперактивных детей влияют не только на работоспособность, но и во многом определяют характер их взаимоотношений с окружающими людьми. В большинстве случаев такие дети испытывают проблемы в общении: они не могут долго играть со сверстниками, устанавливать и поддерживать дружеские отношения. Среди детей они являются источником постоянных конфликтов и быстро становятся отверженными.

Для организации занятий с гиперактивными детьми целесообразно привлечь психолога, владеющего специальными коррекционно-развивающими программами.

Педагогическое обоснование:

Рекомендации в воспитании гиперактивных детей.

В своих отношениях с ребёнком придерживаться «позитивной модели». Хвалить его в каждом случае, когда он этого заслуживает, подчёркивать даже незначительные успехи. Необходимо помнить, что гиперактивные дети игнорируют выговоры и замечания, но чувствительны к малейшей похвале.

Чаще говорить «да», избегать слов «нет» и «нельзя».

Необходимо ввести балльную или знаковую систему вознаграждения (можно каждый хороший поступок отмечать звёздочкой, а определённое их количество вознаграждать игрушкой, сладостями или давно обещанной поездкой).

Избегать завышенных или, наоборот, заниженных требований к ребёнку. Стараться ставить перед ним задачи, соответствующие его способностям.

Определять для ребёнка рамки поведения – что можно и чего нельзя. Вседозволенность однозначно не принесёт никакой пользы. Несмотря на наличие определённых недостатков, гиперактивные дети должны справляться с обычными для всех подрастающих детей проблемами. Эти дети не нуждаются в том, чтобы их отстраняли от требований, которые применяются к другим.

Не навязывать ему жёстких правил. Указания должны быть указаниями, а не приказами. Требовать выполнения правил, касающихся его безопасности и здоровья, в отношении остальных не быть столь придирчивым.

Необходимо помнить, что вызывающее поведение вашего ребёнка – это его способ привлечь ваше внимание. Проводить с ним больше времени: играть, учить, как правильно общаться с другими людьми, как вести себя в общественных местах, переходить улицу и другим социальным навыкам.

Поддерживать дома чёткий распорядок дня. Приём пищи, прогулки, отход ко сну должны совершаться в одно и то же время. Награждать ребёнка за его соблюдение.

Дома следует создать для ребёнка спокойную обстановку. Идеально было бы предоставить ему отдельную комнату. В ней должно быть минимальное количество предметов, которые могут отвлекать, рассеивать его внимание. Цвет обоев должен быть не ярким, успокаивающим, преимущество отдаётся голубому цвету. Очень хорошо организовать в его комнате спортивный уголок (с перекладиной для подтягивания, гантели для соответствующего возраста, эспандеры, коврик и др.).

Создать необходимые условия для работы. У ребёнка должен быть свой уголок, во время занятий на столе не должно быть ничего, что отвлекало бы его внимание. Над столом не должно быть никаких плакатов и фотографий.

Избегать по возможности больших скоплений людей. Пребывание в магазинах, на рынках и т.п. оказывает на ребёнка чрезмерное возбуждающее действие.

Оберегать ребёнка от переутомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию двигательной активности. Не позволяйте ему подолгу сидеть у телевизора.

Стараться, чтобы ребёнок высыпался. Недостаток сна ведёт к ещё большему ухудшению внимания и самоконтроля. К концу дня ребёнок может стать неуправляемым.

Помните! Ваше спокойствие – лучший пример для ребёнка.

Давать ребёнку больше возможности расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе – длительные прогулки, бег, спортивные занятия. Развивайте гигиенические навыки, включая закаливание. Но не переутомляйте ребёнка.

Воспитывать у ребёнка интерес к какому-нибудь занятию. Ему важно ощущать себя умелым и компетентным в какой-либо области. Однако не следует перегружать ребёнка занятиями в разных кружках, особенно в таких, где есть значительные нагрузки на память и внимание, а также, если ребёнок особой радости от этих занятий не испытывает.

Педагогическая ситуация №2

Нестандартная ситуация

Описание ситуации: ребенок Влад на занятии по математике случайно испортил дидактическую игру, и воспитатель обвинил в этом ребенка, ребенок из-за реакции воспитателя расстроился.

Оценка ситуации: воспитатель расстроила Влада тем, что неправильно отреагировала на ситуацию.

Прогнозирование: если воспитатель не изменит свой подход к ребенку может затаить обиду, пропадет чувство доверия, напряженность возникнет в дальнейших отношениях

Решение: необходимо предпринять следующие меры:

1)Выразить сожаление.

2)Предложить, как можно исправить ситуацию (подклеить, подключить родителей).

Психологическое обоснование:

для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:

1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;

2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);

3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;

4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;

5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;

6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;

7) защита детей от всех форм физического и психического насилия5;

8) поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.

Педагогическое обоснование:

общение – один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Только в контакте со взрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества и реализация ими прирожденной возможности стать представителями человеческого рода.

Общение, как и всякая деятельность, предметна. Предметом, или объектом, деятельности общения является другой человек, партнер по совместной деятельности. Конкретным предметом деятельности общения служат каждый раз те качества и свойства партнера, которые проявляются при взаимодействии. Отражаясь в сознании ребенка, они становятся затем продуктами общения. Одновременно ребенок познает и себя. Представление о себе (о некоторых выявившихся во взаимодействии своих качествах и свойствах) также входит в продукт общения.

Мы выделили четыре формы общения, сменяющие друг друга на протяжении первых семи лет жизни ребенка.

Ситуативно-деловая форма общения детей со взрослыми (6 месяцев —3 –4 года). Главной особенностью этой второй в онтогенезе формы коммуникации следует считать протекание общения на фоне практического взаимодействия ребенка и взрослого и связь коммуникативной деятельности с таким взаимодействием.

– взрослый становится интересен как обладатель разнообразных предметов, но вызывающими интерес становятся только те предметы, которые показывает этот взрослый, знающий способ действия с этими предметами;

– к экспрессивно-мимическим добавляются предметно-действенные средства общения;

– содержание ограничивается наглядной ситуацией;

– в ходе такого общения ребенок овладевает предметными действиями, учится действовать предметами быта;

– начало проявления активности и самостоятельности ребенка, он становится субъектом своей деятельности и самостоятельным партнером по общению;

– появление первых слов по побуждению взрослого.

Исследования показали, что помимо внимания и доброжелательности ребенок раннего возраста начинает испытывать нужду еще и в сотрудничестве взрослого. Такое сотрудничество не сводится к простой помощи. Детям требуется соучастие взрослого, одновременная практическая деятельность рядом с ними. Сочетание внимания, доброжелательности и сотрудничества — соучастия взрослого и характеризует сущность новой потребности ребенка в общении.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: