Учебные заведения Великолукского, Порховского, Опочецкого, Холмского уездов.




Наибольшее количество школ, в том числе земских, открывалось в Псковской губернии с 1901 по 1911 год. В 1908 г. в Псковской губернии насчитывалось 348 земских школ, в т.ч. в Псковском уезде – 95, Островском – 60, Новоржевском – 23, Великолукском – 14, Торопецком – 14, Холмском – 23, Порховском – 54.

Первоначально обязанность выделять помещения для земских школ была возложена на сельские общества. Впоследствии уездные земства выделяли средства на наем помещений для школ и строительство собственных. 36% этих помещений признавались неудовлетворительными. Большой процент таких оказался в Опочецком и Псковском уездах. В просторных собственных домах находились школы Великолукского земства. В Порховском уезде 52 % всех школ имели помещения в своих домах, но их качество оценивалось как невысокое. Стремясь улучшить ситуацию с помещениями, Опочецкое земство предложило обратиться в губернское земское собрание с ходатайством об образовании нового губернского школьного капитала, который можно было использовать для ремонта и постройки школьных зданий. Такая программа была разработана, но её реализация оставалась проблематичной.

Важным этапом для развития земской школы в России стал закон от 3 мая 1908г., по которому в земских школах вводилось бесплатное обучение. Опочецкое земство приняло решение о переходе к всеобщему начальному образованию в 1909г., Холмское – чуть раньше, в 1907г., Великолукское – в 1912.

О всеобщей тяге крестьянского населения к образованию свидетельствовали ходатайства крестьян Холмского уезда в уездную земскую управу в 1906-1907гг. Они обязывались «доставлять для школы дрова исходя из числа учащихся». Этот факт подстегнул земство к активным действиям. С 1906 по 1913г. количество земских школ в уезде возросло с 8 до 105.

В 1910гг. Министерством народного просвещения было одобрено ежегодное пособие на содержание 66 классов. Одновременно с этим были ассигнованы значительные средства на постройку новых школьных зданий. Однако Холмское земство с этим не справилось. Свыше 20 тыс. рублей, выделенных Министерством было возвращено в казну, а большинство новых школ было размещено в случайных малоприспособленных помещениях.

В земских школах изучались такие предметы как: Закон Божий, Русский язык, Церковное пение, Арифметика и др. С 1910-12 годов земские деятели задумались о повышении уровня начальной школы. С этой целью в школах Опочецкого и других уездов были введены такие предметы как история, география, естествознание, гимнастика и др. Введение по учебному плану таких самостоятельных предметов как русская история, география, естествознание повышало уровень начальной школы на пути к всеобщему народному образованию.

Однако, рост количества школ не сопровождался значительным ростом грамотности. Наиболее грамотными являлись Псковский, Опочецкий, Великолукский уезды, наименее – Холмский уезд.

Холмский уезд – самый большой уезд Псковской губернии, однако до XIX века ни в уезде, ни в Холме не было ни одного учебного заведения. Первыми учебными заведениями Холма были Николаевское и Воскресенское приходские училища, а также Холмское уездное училище

Следует отметить, что даже при поголовной неграмотности холмские крестьяне не хотели отдавать своих детей в школы, так как им было не под силу содержание школ. Некоторые школы даже закрывались по этой причине. Кроме того, крестьяне считали, что «от грамоты хлеба не прибавится», а девочкам грамота и вовсе не нужна.

Достаточно велик вклад в распространение школьного образования в холмском уезде помещика и общественного деятеля А.С. Зеленого. Он не только разработал проект всеобщего обучения крестьянских детей за счёт помещиков, но и был одновременно составителем учебников и учителем в своей школе. Деятельность Зеленого активно поддерживал Чернышевский, так как считал, что его дело имеет всероссийское значение.

В пореформенное время в Холмском уезде сложились следующие типы народных училищ: министерские – находящиеся в ведении Министерства Просвещения, земские, церковно-приходское школы, Мариинские и частные школы и училища. Их деятельность регламентировалась «Положением о начальных народных училищах 1864г.». Оно предоставляло право земствам, общественным и частным лицам открывать начальные школы, а учителями назначать не только мужчин, но и женщин.

До конца XIX века количество школ в уезде не превышало одного десятка. Они то открывались, то закрывались в связи с отсутствием финансирования. Содержание народного училища обходилось достаточно дорого – 300 руб. в год. При этом средний размер жалования учителя составлял примерно 160р. в год. В дальнейшем эта цифра увеличится до 360р.

Главным событием Холма в пореформенное время стало открытие нескольких женских учебных заведений. В Холме открылось 5 частных женских школ. Большим событием в Холме было открытие в 1899 году женской гимназии.

К началу XX века в Холме было 54 школы: 45 – церковно-приходские, 8 земских и одна министерская. В 1899 году обучением было охвачено 24% детей школьного возраста. С 1905 по 1915г. количество школ в уезде возросло до 168. Однако остро ощущался недостаток в квалифицированных педагогических кадрах, несоразмерно большим был отсев учащихся, к тому же начавшиеся ПМВ, Революция и ГВ приостановили развитие народного образования в Холмском уезде.

В 1863г. в Опочецком уезде существовало 58 школ всех типов. В городе Опочке действовало уездное училище (50 чел.), женское училище (28 чел.), приходское училище (70 чел.). В отличие от крестьян Холмского уезда, Опочецкие крестьяне имели большое желание учить грамоте своих детей. Это выражалось в выделении ими средств на строительство новых школ. В земских школах Опочецкого уезда в 1898г. работало 55 учителей. Из них 43% - мужчины и 56% - женщины. Большинство учителей в уезде окончило прогимназию женскую, чаще всего – Опочецкую. Оплата труда педагогов была одной из самых высоких в губернии и составляла 330 рублей в год. Кроме жалования, педагоги Опочецкого уезда получали вознаграждение за преподавание пения (30р. в год). Также учителя могли пользоваться частной библиотекой в Опочке.

Уездные Великие Луки начала XX века находились в числе передовых городов по организации народного образования. В канун революции в городе действовало 16 учебных заведений: реальное училище, женская гимназия, прогимназия и учительская семинария, техническое железнодорожное училище, духовное училище и др. Реальное училище считалось самым «главным». Оно давало общее образование с преподаванием некоторых технических предметов. Обучение в училище было платным и доходило до 200р в год. Лучшие ученики получали стипендию – от 80 до 150р. в год.

В начале ХХ в. в Порхове существовали несколько начальных учебных заведений: малое народное (1790 г.), уездное двухклассное (1814 г.), уездное трехклассное (1832 г.), трехклассное городское (1900 г.)1 и четырехклассное городское училище (1907 г.). Все они в 1912 г. были преобразованы в высшее начальное училище. В городе также действовали приходское (1814 г.) и духовное (1835 г.) училища и женская гимназия (1906 г.) 2. На одном из заседаний Порховской городской думы в 1905 г. прозвучало предложение об открытии среднего специального учебного заведения для подрастающей молодежи города и уезда. В том же году известный промышленник В.П. Ардамацкий выделил 7000 руб. на строительство реального училища в Порхове.

Реальное училище было торжественно открыто только в сентябре 1912 г. и приняло детей 10 – 11 летнего возраста, успешно завершивших начальное образование. Директором училища был назначен Василий Иванович Буевский4. Несмотря на то, что с начала ХХ в. в реальных училищах предписывалось наличие семи классов, в Порхове укомплектовать необходимое их число оказалось невозможным из-за недостатка учеников старших классов. В 1912 г. в реальном училище смогли сформировать только два класса: в первый класс было принято 25 человек, а во второй с большим трудом удалось набрать лишь 16. Из-за нехватки абитуриентов руководство училища было вынуждено принять во второй класс двух крестьянских детей, что по тем временам являлось большой редкостью. К 1917г. училище стало семиклассным.

Всего же в училище обучалось 105 учеников6. По своему социальному положению они происходили преимущественно из обеспеченных семей, составлявших элиту порховского общества. Как правило, это были дети местных предпринимателей, торговцев, государственных служащих и ремесленников.

Обучение в училище было платным и составляло 50 руб. в год7. Но руководство училища часто шло навстречу своим подопечным, наиболее стесненным в материальном положении, поэтому некоторые из них могли стать стипендиатами учебного заведения и обучались за государственный счет.

Первые четыре года учащиеся реального училища, жившие за пределами города, были вынуждены самостоятельно решать жилищную проблему: проживать у родственников или снимать жилье в городе. С 1916 г. руководство училища смогло найти необходимые средства и организовать общежитие с полным содержанием своих воспитанников. Деревянное здание общежития располагалось на берегу реки, в 300-х метрах от городского моста через Шелонь.

В годы Первой мировой войны в Порхове было оборудовано несколько госпиталей для раненых солдат и офицеров русской армии, и реалисты старших классов нередко оказывали посильную помощь по их переноске, а организованный ими оркестр балалаечников и хор давали для раненых концерты.

Последний учебный год в училище пришелся на трагический 1917 г. Свершившиеся Февральская, а затем и Октябрьская революции резко изменили порядок жизни, набирала обороты Гражданская война, общество было расколото на противоборствующие лагеря. Революционные события вызвали изменения и в жизни порховских реалистов.

В конце февраля 1918 г. реалистам 7–го класса объявили, что занятия с ними прекращаются и в ближайшие дни они получат аттестаты об окончании училища. 21 февраля 1918 г. состоялся небольшой выпускной вечер для реалистов: первые и последние 17 выпускников получили аттестаты об успешном завершении учебы.

Псковское Сергиевское реальное училище // https://bibliopskov.ru/serguch.htm.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: