Стихиры святителю, глас 8




Мая

Святителя Николая чудотворца, архиепископа Мир Ликийских перенесение мощей из Мир Ликийских в Бари Италийские

* * * * * *

Тропари

Тропарь, глас 4

Настал день светлого торжества, град Бари радуется, и с ним вся вселенная ликует в песнях и песнопениях духовных: В сей день священное торжество перенесения честных и многоцелебных мощей святителя и чудотворца Николая, воссиявших нам словно незаходимое солнце, своими светозарными лучами разгоняя тьму искушений и бед от взывающих с верою: Спасай нас защитник наш, великий Николае.

Тропарь, глас 4 [[1]]

Не покинув духом земного своего отечества в Мирах Ликийских, / но телом со славой был в Бари перенесён, архиерей Николае, / и там множество людей своим пришествием возвеселив, болящих исцелил. И мы молим Тебя, святитель Христов Николай: / Моли Господа спасти души наши

Тропарь, глас 4

Во всём мире дивно прославил Ты, Владыко, святителя Твоего, / подав ему благодать чудес / различные недуги от людей прогонять / и узников освобождать, / обидимых же от скорбей исхищать. / Мы же Тебе благодарно поём: / Слава Тебе, прославившему архиерея Своего! / Слава Тебе, давшему ему благодать чудес! / Слава Тебе, изливающему через него источник исцелений. / Его же молитвами избавь и нас / от врагов наших.

Кондак, глас 3

Подобен «Дева днесь»

Словно звезда, сияющая с Востока до Запада, взошли твои мощи, святитель Николае. Море же освятилось шествием твоим, град же Бари принимает благодать. Ради нас ты явился, изящный чудотворец, предивный и милостивый.

Икосы

I. Песнопениями ныне святителя воспоём, учителя и пастыря народа Божьего в Мирах Ликийских, дабы просветиться нам молитвами его. Явился бо он весь чист и нетленен духом, по-архиерейски принося Христу непорочную чистую жертву, благоприятную Богу, будучи весь очищен душой и телом. И явился он истинным предстоятелем Церкви и защитником Её, и изящным чудотворцем, предивным и милостивым.

II. Освятив себя житием совершенным, явился еси святителем Бога Вышнего, Им же укрепляемый, заградил еси уста еретичествующих. Память же твою светло празднуя, величаем Христа Бога, явившего Тебя истинным предстоятелем Церкви и защитником Её, и изящным чудотворцем, предивным и милостивым.

III. Христос – Солнце Незаходимое, ты же звезда, сияющая лучами Его Божественного Света. Ты – небо духовное, поведающее спасительную Божью славу, божественный проповедник, просветитель народов, река, изливающая воды познания и напояющая сердца верующих, истинный предстоятель Церкви и защитник Её, и изящный чудотворец, предивный и милостивый.

IV. Переплыв море на корабле, стихию вод освятил еси шествием твоим, и придя в град Бари, источил еси бесценное миро от мощей твоих, исцеляя множество народа, приходящего к тебе, врачуя неизлечимые болезни и страсти. Посему и празднуют христиане принесение мощей твоих руками монахов из Мир Ликийских на Востоке в Бари в Италии на Западе, куда со всех концов вселенной сходятся верные рабы, прославляющие Христа, явившего тебя истинным предстоятелем Церкви и защитником Её, и изящным чудотворцем, предивным и милостивым.

V. В небесных чертогах упокоеваясь и лицезрением славы Христовой наслаждаясь, не забываешь народ, носящий на себе имя Христово, и всем, с верою взывающим к тебе отверзаешь двери спасения и скорым к помощи являешься. Божественным познанием исполненный, знающий и наши нужды и печали, не оставь и нас без твоего молитвенного предстательства, пред честными образами твоими и в храмах памяти твоей собирающихся и почитающих тебя, прославляющих же благодарно Господа, явившего Тебя истинным предстоятелем Церкви и защитником Её, и изящным чудотворцем, предивным и милостивым.

VI. Хотя и Миры в Ликии молчат, находясь под гнётом ислама, но весь тобою просвещённы мир радуется, наполняемый миром от мощей твоих и ароматом добродетелей твоих. И спасённые тобою от неправедного осуждения с нами воспевают тебя, иерарха Церкви и защитника Её, и чудотворца предивного и милостивого.

VII. Устремился ты во временной жизни к прославлению Господа, Господь же тебя, отче Николае, прославил в жизни небесной и истинной. ты же, стяжавший к Нему дерзновение, моли о спасении православных христиан, почитающих тебя, иерарха Церкви Христовой и защитника Её, и чудотворца предивного и милостивого.

VIII. Человек Божий и верный раб, слуга Господа и муж желанный, избранный сосуд, столп и утверждение Церкви, наследник Царствия, не промолчи, но воззови и о нас ко Господу, изящный чудотворец, предивный и милостивый.

 

ВЕЧЕРНЯ

На «воззвал» ставим 12 стихов: 3 – Пентикостариона, 3 – Николаю, 3 – Исайе и 3 – Христофору. Если будет суббота пред Пятидесятницей, то службу сию поём в другие дни, когда благословит настоятель. Если же будет престол святителю, то поём ему службу, ставя стихир на 8 и поём сряду все стихиры, указанные здесь на «воззвал» вместе со славной (поём её на ряду, а не на «слава», затем поём все стихиры, пописанные для вечерней литии, слава и ныне: богородичен догматик 6 гласа).

Стихиры святителю, глас 8

На небо высочайших добродетелей взойдя, явился в Мирах славным чудотворцем, телом почивая в Бари, духом же верных везде посещая и всех изымая от бед, достойно почести приемлешь, прославляясь в лике святителей, угодник Христов Николае блаженный. Тебя ныне молитвенно с умилением призываем: Святитель Николае, помолись Спасителю всех об умиротворении мира и спасении душ наших.

Путем добродетелей вошел в ангельские жилища, и предстоишь пред твоим Владыкой Христом, быв Его благопослушным и покорным рабом. От мощей источаешь миро, верным помогая своими чудесами, и приводя многих к Богу. Не из Бари ныне приглашаем тебя, но из Небесного Иерусалима молим нас посетить. Ты ныне на небесах во граде Божьем радостно ликуешь с пророками и апостолами, со святителями и мучениками. С ними же усердно, отче Николае, помолись Спасителю всех об умиротворении мира и спасении душ наших.

Преподобный отче! Плод доблести твоей просветил сердца верующих. Кто не удивится, слыша о безмерном смирении и терпении твоём и о кротости к нищим? Кто не прославит тебя, утешителя скорбящих? Всех ты учил богоприлично, и ныне увенчанный неувядаемым венцом славы, предстоишь Живоначальной Троице, исповедник Её истинного почитания. Молись о спасении душ наших.

Вход. Прокимен дня. Чтений три. Первое – Ис. 6:1-13. Второе – то, что указано в службе Николая третьим чтением (Прем. 4 гл.). Четвертое – повесть о перенесении мощей из Мир Ликийских в Бари. Затем тотчас кондак святому со всеми икосами его (икосы читает чтец). И «Сподоби, Господи». И ектения просительная и главопреклонение. И исходим тотчас из алтаря, поя Стихиры на Стиховне.

Стихиры на Стиховне Пентикостариона.

Слава (глас 6): Добрый и верный раб, работник виноградника Христа, ты понёс и тяжесть дневных трудов, и данный тебе талант трудолюбиво возрастил, и пришедшим после тебя не завидовал. Посему тебе и отверзлись небесные врата. Войди в радость Господа твоего и молись о нас, святой Николай.

И ныне: Пентикостариона. Если же будет престол и суббота перед Пятидесятницей, то поём данную стихиру, слава и ныне: Богородичен от стиховных воскресных 6-го гласа.

Если же будет литания, то поём стихиры на стиховне как стихиры на литании. После стихир тотчас прокимен, глас 4: Честна пред Господом смерть преподобных Его. Стих: Чем воздам Господу за всё, что дарован Он мне? И молитва с доксологией «Ты бо свят еси Боже наш и во святых почитваешь». Затем: Всякое дыхание да хвалит Господа. Стих: Хвалите Бога во святыни Его, хвалите Его на тверди силы Его. Евангелие от Ин. зачало 35-е от полу. И тотчас стихиру евангельскую:

Стихира евангельская, глас 6

Наследник Божий и сопричастник Христа, служитель Господа Николай, святое имеющий житие. Седины твои сияли разумом. Свидетельствовала светлость лица твоего о душевном незлобии. Извещало о кротости слово молчаливое. Жизнь твоя славна и успение твоё со святыми. Молись о спасении душ наших.

 

Слава: Молитвами Святителя Николая, Милостивый, очисть множество согрешений наших.

И ныне: Молитвами Богородицы, Милостивый, очисть множество согрешений наших.

КАНОНЫ

ПЕРВЫЙ КАНОН

Ефрема, епископа Переяславльского (?)

Глас 8

Песнь 1

Ирмос: Песнь вознесём люди славному Богу нашему…

Христу: Прими, Христе, из моих уст все песнопенья, и проясни язык мой, не поминая мне моих грехов богатство, да воспою священное житие Твоего святителя в день перенесения мощей его.

Богородичен: Когда-то бывши отделенными от славы и чужими языческие народы обращены были к Отцу Светов и приближены к Его славе Мессией, рождённым Тобою, Богородица. Ты родила освободившего меня от древнего проклятья в потоках Своей крови и создавшего из меня бога по причастию благодати.

Приняв дары чудотворений, украсился венцом терпения и славою священства. И ныне Бога умоли очистить бездну наших согрешений, священнейший Николай.

Пастырь Христова стада, посылаешься ты ныне и к иным овцам – к чадам Римской Церкви, к латинскому народу, к племенам, живущим в Европе, дабы всех удивить своими чудесами и привести ко Христу. Его о нас, блаженный отче, без устали всегда моли.

Песнь 3

Ирмос: Небесного круга

Богородичен: Родившая всему миру Свет – Христа, Чистая Богоматерь, и мне, помрачённому, испроси просвещение, рассеивая мглу страстей и облако грехов моих, Непорочная.

Имея беззлобный нрав, кроткий образ и ангельское житие, стяжавшие тебе благоволение Христа, Его и нас моли, блаженный Николае.

Какому городу или поселку не был ты защитой? Кто из людей не призывал твоего имени в молитве? Или какое место на земле не посетил ты духом, всех удивляя чудесами, отче Николай.

В Италии град Бари принял твоё тело, но дух твой проживает в горнем Иерусалиме, где ты ликуешь с пророками и апостолами, с иерархами и мучениками, и с ними Христа о мире умоляешь.

Песнь 4

Ирмос: Всел еси на кони апостолы Твоя…

Богородичен: Ангельские чины удивляет глубина совершавшегося в тебе Таинства, повергает же в смущение демонов твой образ, пред ним же мы поклоняемся Тебе, единственной Богоматери.

Озаряемый всегда Светом Всевышнего, просвети и моё помрачённое сердце и рассей греховный мрак, да радостно воспою перенесение твоих мощей.

Взойдя на высшие ступени добродетелей, оттуда зримым стал ты всем концам земли, и посему твои священные останки из Мир Ликийских люди града Бари к себе на страх врагам уносят.

Тобою хвалятся священники и тебя правители в молитвах призывают, и воинам ты в бедах помогаешь, и мы тебя с надеждой устремляем: о нас свои молитвы Богу принеси.

Песнь 5

Ирмос: Мрак души моей…

Богородичен: Христа, пред Коим в страхе служат ангельские сонмы и стражи серафимов; пред Ним трепещет все разумное творенье – Его в своих объятьях носишь как обычное Дитя и от сосцов своих питаешь молоком, питающего нас спасительною пищей.

Имел престол ты в Церкви града Миры, но тело Римской Церкви как залог вручил и в граде Бари положил, на небесах же духом проживаешь. С апостолами, как преемник оных, молитвы совершай о нас, твоих певцах.

В болото всяческих страстей погруженную душу мою и умерщвлённую грехопадением оживи твоими молитвами и на путь покаяния направь, да и я радостно спасаемый воспою твой праздник.

Всех христиан защитник и обидимых заступник и печальных утешитель, болящих врачеватель, пред Богом о нас молитвенник, мир испроси отчизне нашей и всему миру, спасая от нашествия врагов и очищая от скверных нравов и обычаев народ, носящий имя христиан.

Песнь 6

Ирмос: Якоже пророка избавил еси

Богородичен: Не постигает земнородных ум величия небесных тайн, творение же разумом постичь Творца бессильно. И пред Рождением Христа от Девственной Марии немеет наш рассудок, лишь только с верой и любовью тайну чтим, молясь Родительнице Света о прощении грехов.

Из божественного твоего храма, в котором почивают мощи твои, мы все черпаем, как из родника, обилье исцелений, душам и телу здравие и чистоту. Для всех, грядущих с крепкой верой, ты источаешь исцеленья, блаженный иерарх Христа.

От всех напастей, лютых бед и обступающих скорбей и озлобленья нас всех избавь, принявший от Мессии власть служить спасению людей, угодник Божий славный Николай.

Грехом словно морозом скован и ветром бед житейских изнурён, к тебе взываю, служителю Христа, взирая на твою икону: меня согрей теплом твоих молитв.

Песнь 7

Ирмос: На поле Деире иногда

Богородичен: Воспетого святыми ангелами в небесах как стану воспевать я бренными устами Сына твоего, Мария? Но все же, материнское имея дерзновение, склони Его на милосердье к нам, Тебя к Нему с ходатайствами предлагающих.

О святости твоей ликуют ангелы, а демоны рыдают. Ты бесов прогоняешь и людей спасаешь, достойно нося имя «победителя народов», и мы за тебя благодарно Господу поём: Благословен Бог отцов наших.

Объятые печалью и скорбями, различными же изнурённые недугами, влекутся верой к раке твоих священнейших мощей, и милость получив, отходят восвояси, радостно Творца благодаря: Благословен Бог отцов наших.

Сонм православного народа предстоит тебе, святитель; тобою хвалятся учители Церквей и тебя прославляют правители народов христианских. Все простолюдины же в песнях почитают подвиги твои и за тебя Творца благодарят: Благословен Бог отцов наших.

Песнь 8

Ирмос: Ангелы и небеса

Христу: Новому Израилю – народу Христианскому явил Ты, Спаситель, служителя Твоего Николая, превосходящего славой Моисея, избавляющего нас от всякого зла.

Богородичен: Мне, утопающему в бездне безнадёжности, спасительную руку протянув, в молитвах очищенье испроси мне от грехов, да в пробудившейся надежде как восстав из праха, Тебе почтение воздам, Благословенная Мария, и воспою Тебя во веки.

Как сослужителя тебя встречают ангелы на небесах, и как товарища – пророки и апостолы, и Сам Господь небес и мирозданья Царь Тебя в Свои обители вселяет, а мы же чрез тебя взыскуем милостей и благословений.

Великой властью наделил тебя Творец, и море повинуется тебе, и все стихии слову твоему послушны, народы же, воззрев на твои чудеса, беспрекословно покоряются тебе.

Песнь 9

Ирмос: Благословен Господь Бог Израиля...

Благословен Господь Бог наш, прославивший по всем странам святителя Своего, источающего струи чудес, исцеляющего всех в Мирах и в Латинских землях (в Италии), и Россию с Украиной милостиво посещающего.

Благословенным сном уснул ты, отпустив тело в город Бари ради пользы людской, будучи неутомимым в молитвах защитником всех с верою призывающих тебя, Николае.

Слава: (троичен): Благословен Творец небес и земли, Бог Вседержитель: Отец Безначальный и всесильный! Сын прежде времён из недр Отца изречённое Слово, Им же всё бытие получило и совершилось всё, касающееся нас! И Дух Исходящий Святой. Троица Святая, слава Тебе.

И ныне: (богородичен): Витиеватые хвалы искусных риторов не достигают достоинства Твоей славы, высшая небесных сил и почтеннейшая из всего творения, Бога и Творца во плоти родившая, Его же моли, Богородица, да помилует нас в день Суда.

ВТОРОЙ КАНОН

Творение преподобного Григория Киево-Печерского, творца канонов

Глас 4

Песнь 1

Ирмос: Когда мои уста наполнятся Духом, / я изреку слово к Царице Матери, / и предстану, светло празднуя, / и радостно воспою Её чудеса.

Христу: Душу и сердце мне просвети Мессия – Источник Света и Устроитель творения. И одари меня искусством песнями почтить твоего дивного угодника, чрез него же многих в мире избавляешь от скорбей.

Богородичен: Зачинается Превечный и обновляется Совершенный, из Отроковицы младенец Рождается, Его же во единой ипостаси и в двух природах проповедал ты, прославленный Богом Николай.

Обретя небесную премудрость[2], как талант, врученный тебе, употребил его во благо. Сею премудростью разорив богоборческое обольщение, людей же умудрил божественным учением.

Песнь 3

Ирмос: Живой и Неиссякаемый Источник – Богородица, / Твоих певцов, собравшихся в духовный[3] хор[4], утверди, / и в Божественном Твоём празднике / удостой венцов славы

Богородичен: Само Сущее Слово Бога соизволило родиться в мир через Тебя, Богоматерь Пречистая, и избрало слугой себе и учителем народов иерарха Николая.

Печальные обрели в тебе крепкое утешение, и омрачённые – свет, объятые же скорбями избавление от зла, о, священнейший отче.

Став Божьими устами, славный святитель Николай, избавив людей от уст волка неприязненного, и привёл народы в дар Творцу, одаривая всех исцелением.

Песнь 4

Ирмос: Неисследимый божественный совет / Твоего, Всевышний, воплощения из Девы, / рассмотрев, воззвал пророк Аввакум: / Слава силе Твоей, Господи.

Богородичен: По природе необъятный вышний Свет родив, богатая милосердием, нас, обнищавших, обогати Божьими дарами, Чистая.

Причастием к Начальному Свету Божьему явился ты вторым светом, богословесный святитель, просвещающий мрачных, ревностный любитель добродетели, украшенный изящной славой.

Избавь стадо твоё от бури греховной, от бед и волнений со стороны противников, всегда вводя нас в тихие и спасительные пристани, по твоим молитвам.

Песнь 5

Ирмос: Изумились все / Божественной славой Твоей: / Ты бо, не познавшая брака Дева, / имела в утробе над всеми Бога / и родила вечного Сына, / всем воспевающим Тебя / мир подающая.

Богородичен: Славим Тебя истинную Божью Матерь и Деву – Щит верным, и с ангелом взываем Тебе: Радуйся, Благословенная и Благодатная, свершившееся в Тебе приводит в трепет слух и слово. Ты поистине дивный покой Владыки всего творения.

Многими чудесами украсил ты свои стопы, возвещая всем Евангелие, твоим божественным учительством творя людей свободными от ветхой вражды. Спаси нас, иерарх.

По благоволению Божьему ты воссел на хребет волны морской, и вместе с благоговейными людьми проплыл над глубокой пучиной, и пришёл в град Бари в Италии, блаженный Николае.

Песнь 6

Ирмос: Божественное сие и всенародное / совершая празднование, / о, богомудрые, / придём и взыграем пред Богородицей, / из Неё Происшедшего Бога славя.

Богородичен: Ты Дверь Царя Небес и храм Его неизреченной славы, Дева Всепетая, отверзи нам двери милосердия, и молитвами Твоими введи нас в жилища небесной славы.

Всё для спасения людей потребное устроил ты, проповедуя Явившегося ради нас во плоти Бога, спаси нас наставничеством твоим, учитель народов Николае.

Имевший дорогу морем и пути по водам, умоли у Господа и нам переплыть без вреда море жития, и путем вод слёзных достигнуть небесного Царства.

Песнь 7

Ирмос: Богом умудрённые / не послужили творению более чем Творцу, / но огненную угрозу мужественно поправ, / радовались, воспевая: / Превоспеваемый Бог и Господь отцов, благословен Ты.

Богородичен: Ты стена и защитница нашей малости. Мы же сущие рабы Твои, всегда взываем Создателю и Спасителю: Превоспеваемый Бог и Господь отцов наших, благословен Ты.

Обезумевшему от материальной суеты уму человеческому дай исцеление словом твоим, словно солью, и научи воспевать Господу: Превоспеваемый Бог и Господь отцов наших, благословен Ты.

О превеликие и славные чудеса, творимые тобою, святитель: Недуги исцеляешь и от без избавляешь, повелевая всем воспевать Господу: Превоспеваемый Бог и Господь отцов наших, благословен Ты.

Песнь 8

Ирмос: Отроков непорочных в печи / спас Рожденный Богородицею: / Тогда предызображаемый, ныне же Действующий, / всю вселенную воздвигает к песнопению: / Господние воспевайте дела / и превозносите Его во все времена[5].

Богородичен: Господа надмирных воинств на удивление небесных сил рождаешь и пребываешь присно Дева, как Родившая Слово, ставшее Человеком при Неизменности Божества, о Нём же все взываем: Господние воспевайте дела и превозносите Его во все времена.

Пророс ты, словно ароматный цветок в М и рах, обонянием ароматов целебных даров твоих, славный, насыщая всех восхваляющих тебя и о Господе восклицающих: Господние воспевайте дела и превозносите Его во все времена.

Как гора Масличная источает елей оливы, так и ты источил сладость Божьей благодати, по морю имел ты безопасный путь по благодати Господа, о Нём же сладостно воспеваем: Господние воспевайте дела и превозносите Его во все времена.

Песнь 9

Ирмос: Всякий рождённый на земле / да взыграет духом, / озаряемый праздничными светильниками[6]! / Да торжествует же природа невещественных умов, / почитающих священное торжество [успение] Богоматери, / и да восклицает: / Радуйся, Всеблаженная Богородица, / Чистая, Приснодева.

Богородичен: Умертви наши плотские страсти и похоти, Чистая Богородительница, обуздай же и бурю наших страстей, усмири волнение помыслов и укрепи сердца чтящих Тебя с верою, Благословенная и Пречистая Заступница.

В сей день память твоя приносит праздник: Радуется лик апостолов и собор мучеников и духи праведников, мы же, верные, прославляя тебя в песнопениях, взываем: Избавь нас от всех скорбей, святитель Христов.

Воссияла нам славная память твоя, ясно просвещающая верных. Молим же тебя, мудрый святитель Христов Николае: Помяни всех нас и о всяких противостоящих нам напастей избавь молитвами твоими.

ТРЕТИЙ КАНОН

Творение Феогноста Пушкова, священника, архимандрита и теолога, 21.05.2020

Глас 4

Песнь 1

Ирмос: В море проложивший сухой путь Израилю, / ныне Христос по волнам пролагает безбедную стезю, / мощам своего угодника Николая, / и дивно прославляется в его чудесах.

Христу: Ты слава славящих Тебя, Мессия, Ты и руками преподобных совершаешь в мире чудеса. Простри покров над нами и в помощь чудотворца ниспошли, Церквам же единенье даруй.

Богородичен: Краса твоя блистательнее ангельского света: Они как тварь Творцу свершают службу, Тебе же от Отца веков пал величайший в мире жребий: как Сына Слово Божье в Своих объятиях ласкать.

Морские валы укрощавший силой живущего в тебе Христова слова, и нас от бурь средь моря жития твоими защити мольбами!

Песнь 3

Ирмос: Камень Краеугольный – Христос, / полагает в Бари камень соединения Церквей, / мощи своего вероисповедника Николая, / жизнью и смертью прославляющего Силу Христа.

Богородичен: О христианском непрестанно Ты заботишься народе, Непорочная Мария, и к западным Церквам ты посылаешь драгоценнейший алмаз – учителя и пастыря и доброго отца священные останки.

Не без божественного Промысла был в Мирах вскрыт священный гроб руками папских слуг и переправлен в Бари, где вновь источник заструил чудотворений. Но и о нас молитвы совершай Христу, крепкий свидетель веры, Николай – архиепископ и учитель Церквей.

Образцом благочестия и учителем доброты стань для всех почитающих тебя, отче священнейший. И примером пламенной любви ко Христу, и горячим молитвенником.

Песнь 4

Ирмос: Непостижим Божий Промысел о Его Церквах, / разделённых людьми, но имеющих единое Евангелие, / и объединённых сонмом пророков и святых. / Слава силе Твоей, Христос! / Слава Божественному Духу Твоему. / Слава Человеколюбию Твоему.

Богородичен: По всему миру во всех Апостольских Церквах Ты прославляешься как Мать Мессии, как родник Живой Воды, через Тебя струящийся для мира.

Ни на земле, ни на водах нет ни единого в бедах, кто не призвал бы Николая. В преклонных будучи летах, но и царям внушал он страх, дрожат пираты на морях от одного имя Николая.

Когда Церквей держащие престолы посеяли раздоры и разделили христианские народы, тогда сокровищница архипастырских мощей, в Италии быв водворённой, благодеянья простёрла к братьям разделённым.

Песнь 5

Ирмос: Изумились все / Божественной доброте Христа: / Воссияв от Девы, Он мир просветил. / А в Бари угодника Своего мощи послав, / к соединению Церкви призвал. / И пробуждаясь от сна уныния, / мы радостно воспеваем Его чудеса.

Богородичен: На всех наречиях и языках Тебя повсюду славят христиане, как больше всех святых почтённую от Бога.

Сколь возвеличены дела твои у твоего престола в Мирах! Ликия вся свидетельствует о твоей славе. Вся Византия воспевает тебе песни. Но и латинская земля не отстаёт в плетении тебе венца похвал. Всех посещая, прими молитвы каждого из нас и не лиши нас твоего общенья.

Песнь 6

Ирмос: Божественное сие и всенародное / совершая празднование, / о, богомудрые, / мысленно в Бари перенесёмся, / славя пришествие священных мощей.

*Богородичен: Ты Дверь Царя Небес и храм Его неизреченной славы, Дева Всепетая, отверзи нам двери милосердия, и молитвами Твоими введи нас в жилища небесной славы.

* Всё для спасения людей потребное устроил ты, проповедуя Явившегося ради нас во плоти Бога, спаси нас наставничеством твоим, учитель народов Николае.

* Имевший дорогу морем и пути по водам, умоли у Господа и нам переплыть без вреда море жития, и путем вод слёзных достигнуть небесного Царства.

Песнь 7

*Ирмос: Богом умудрённые / не послужили творению более чем Творцу, / но огненную угрозу мужественно поправ, / радостно воспевали: / Превоспеваемый Бог и Господь отцов, благословен Ты.

Богородичен: Ты в недрах Слово Божье сокрыла и миру на спасенье Мессию породила. Ему усердные молитвы соверши о тех, кто Богородицею чтит Тебя.

* Обезумевшему от материальной суеты уму человеческому дай исцеление словом твоим, словно солью, и научи воспевать Господу: Превоспеваемый Бог и Господь отцов наших, благословен Ты.

Ты славные свершаешь чудеса для христиан по всему миру, благотворить не забывая даже иноверцам, являя им бескрайность доброты Христа.

Песнь 8

*Ирмос: Отроков непорочных в печи / спас Рожденный Богородицею: / Тогда предызображаемый, ныне же Действующий, / всю вселенную воздвигает к песнопению: / Господние воспевайте дела / и превозносите Его во все времена[7].

Богородичен: Единственное Божье Слово, создавшее в начале мирозданье, в Твоей утробе обрело Себе упокоенье. И ныне тоже Слово, во всех Церквах Своих блюдущее престолы Своего Присутствия, да оградит их от расколов, а разделённое объединит.

С Востока устремился ты на Запад, чтоб Запад ль потянуть к Востоку? Иль увлекая за собой Восток к подножью папского престола? Скорее же обоих призывая к миру и каждого уча границы помнить своего чертога.

* Как гора Масличная источает елей оливы, так и ты источил сладость Божьей благодати, по морю имел ты безопасный путь по благодати Господа, о Нём же сладостно воспеваем: Господние воспевайте дела и превозносите Его во все времена.

Песнь 9

Ирмос: Всякий рождённый на земле / да взыграет духом, / озаряемый праздничными светильниками[8]! / Да торжествует же природа невещественных умов, / почитающих священные пасхальные торжества, / и да поют все радостно: / Радуйся, Всеблаженная Богородица, / Чистая, Приснодева.

В сиянье Пасхи – блеск твоей звезды, и от Христова света Твой горит светильник и тёплым светом доброты сияет во всем мире. Церквей опора, слабых страж, друг бедняков, пример монахов, образец Священства, защитник Веры – славный Николай.

Слава: Троичен: Среди отцов Вселенского Собора Церквам свидетельствовал о Христовой вере святитель Николай – Единство Трёх в природе божества фундаментом явив крещального единства. Божественная Троица! И ныне, всех исповедующих Таинство Твоё яви единым стадом во всём мире.

И ныне: Богородичен: Средь бурь и бед, томимых страхом, нас не оставь на посмеяние врагам, но благосклонной будь, как благосклонна к детям любящая Мать. Тебе Одной усыновил нас у подножия Голгофы с Креста Твой Сын и Искупитель мира.


[1] Этот тропарь содержится не во всех даже современных Минеях. К примеру, одна майская Минея [М. Издательство Московской Патриархии, 1987 г.] имеет этот тропарь, а другая [Киев. Издательство Киево-Печерской Лавры. 1893г., репринт – Киев-Черновцы, 2002г.] его не имеет. На взгляд переводчика этого текста, это связано не только с более поздним происхождением тропаря, но еще и с тем, что град Бари здесь назван «премирным» (над-мирным, сверх-историческим) [«Отечества своё, Миры Ликийские, не оставив духом, в премирный град Бари славно телом принесён был еси, архиерей Николае»], что допустимо только в отношении к горнему Иерусалиму. Таким образом, земные Бари выступают прообразом Божьего града, что едва ли корректно

[2] Согласно Трефологию XV в. Троицкой Сергиевой Лавры (рукп. 613), здесь стоит вместо «небесную», «сличную»: «Премудрость сличну обретя». По словарю Дьяченко, слово «сличный» означает «гармоничный», «созвучный», то есть, слажено составленный.

[3] Слав. «духовно» относится не к «утверди», а к «совокупившихся». То есть, речь идет о духовном празднике. Греч. «pneumatiko;n» говорит о состоянии праздника – духовное празднование. У старообрядцев, к слову, тут лучше дан перевод: «лик Себе совокупльши духовен, утверди ». Хотя и тут ошибка – «Себе» они относят к Богородице, как к действующему Лицу, собирающему Себе хор из верных. Тогда как в греч. тексте говорится о совокупившихся в духовный хор песнопевцах Богородицы.

[4] вариант: «к празднованию собравшихся»

[5] Этот ирмос в славянском тексте удалён от смысла и буквы оригинала на недосягаемое расстояние. Действующим в печи, по мысли Дамаскина, является Сам Христос («Дитя Богородицы», если быть верным тексту дословно). Он тогда был предызображен в виде юноши, коего «вид …подобен сыну Божию» (Дан. 3:92), а ныне Он же действует (ejnergouvmeno") во плоти.

[6] варианты: «да ликует духовно, просвещаемый». А еще точнее будет не просвещаемый, а «неся факелы», или «лампады нося». То есть, имеется ввиду, участие в бденных торжествах с крестными ходами со свечами в руках (ср. канон Пасхи, п. 5: «Приступим, свечи нося, на встречу Христу, исходящему из гроба»).

[7] Этот ирмос в славянском тексте удалён от смысла и буквы оригинала на недосягаемое расстояние. Действующим в печи, по мысли Дамаскина, является Сам Христос («Дитя Богородицы», если быть верным тексту дословно). Он тогда был предызображен в виде юноши, коего «вид …подобен сыну Божию» (Дан. 3:92), а ныне Он же действует (ejnergouvmeno") во плоти.

[8] варианты: «да ликует духовно, просвещаемый». А еще точнее будет не просвещаемый, а «неся факелы», или «лампады нося». То есть, имеется ввиду, участие в бденных торжествах с крестными ходами со свечами в руках (ср. канон Пасхи, п. 5: «Приступим, свечи нося, на встречу Христу, исходящему из гроба»).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: