Пояснение.
Расшифровка записи
Что такое дружба? Как становятся друзьями? Друзей встретишь чаще всего среди людей общей судьбы, одной профессии, общих помыслов. И всё же нельзя уверенно сказать, что подобная общность определяет дружбу, ведь могут подружиться люди разных профессий.
Могут ли дружить два противоположных характера? Конечно! Дружба - равенство и сходство. Но в то же время дружба - это неравенство и несходство. Друзья всегда нужны друг другу, но не всегда друзья получают от дружбы поровну. Один дружит и дарит свой опыт, другой в дружбе обогащается опытом. Один, помогая слабому, неопытному, молодому другу, познаёт свою силу, зрелость. Другой, слабый, познает в друге свой идеал, силу, опыт, зрелость. Так, один в дружбе дарит, другой радуется подаркам. Дружба основывается на сходстве, а проявляется в различии, противоречиях, несходствах.
Друг тот, кто утверждает твою правоту, талант, заслуги. Друг тот, кто, любя, разоблачает тебя в твоих слабостях, недостатках и пороках.
ПОЛЬЗУЙТЕСЬ СЛЕДУЮЩИМИ РЕКОМЕНДАЦИЯМИ
1. Определите тему текста.
2. Сформулируйте основную мысль.
3. Выделите основные микротемы в каждой части текста.
4. Определите способ сокращения: исключение, обобщение, упрощение.
5. Напишите сжатое изложение каждой части и свяжите их между собой.
2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Аниска дралась с ребятами?»
1) Аниска дракой пыталась завоевать авторитет у сверстников.
2) Аниска – добрая девочка, которая жалеет всё живое и пытается защитить от жестокого обращения ребят.
3) У Аниски жестокое сердце.
|
4) Дракой Аниска хотела обратить на себя внимание Светланы.
Задание 2 № 10548
1)Лиза не убежала с девчонками на реку. (2)Все они стояли здесь, сбившись в кружок, – и Катя, пушистая как одуванчик, и черномазая Танюшка, и курносая Верка, с розовыми, словно полированными, щеками. (3)Тут же лепился и Прошка Грачихин, белый с белыми ресницами, коренастый и по виду настырный.
(4)И среди них Аниска увидела чужую девочку: она была в коротком красном платье, аккуратно заплетенные косички с большими бантами лежали на плечах. (5)Лиза кружилась возле неё, щупала её платье, разглядывала пуговки на груди. (6)Конечно, и Танюшка щебетала, как воробей:
– (7)Ты на всё лето приехала? (8)А с нами дружить будешь? (9)А на реку пойдёшь?
(10)Девочка улыбалась.
– (11)Косуля пришла, – вдруг сказал Прошка и спрятался за чью-то спину: за «Косулю» Аниска и влепить не замедлит.
– (12)Косуля? – спросила чужая девочка. – (13)А почему же Косуля? (14)Косули – ведь это животные такие. (15)Ну, вроде оленей, что ли…
– (16)А она же у нас косая, – объяснила Лиза, – у неё один глаз к носу забегает.
– (17)Глаза по ложке, не видят ни крошки, – сказала румяная Верка и засмеялась.
(18)А Танюшка сквозь смех скорчила рожу и вытаращила глаза, представляя Аниску.
(19)Аниска стояла не говоря ни слова, будто не о ней шла речь. (20)Голубые глаза девочки весело глядели на Аниску:
– (21)А как её зовут? (22)Как тебя зовут, а?
– (23)Аниска, – ответила за сестру Лиза.
– (24)Аниска? (25)Аниса, значит. (26)Надо вежливо называть друг друга.
(27)Чужая девочка подошла к Аниске и взяла её за руку.
– (28)А меня зовут Светлана. (29)Я к бабушке в гости приехала. (30)Марья Михайловна Туманова – это моя бабушка.
|
(31)Танюшка не вытерпела, дёрнула Светлану за платье:
– (32)Не водись с ней. (33)Она дерётся.
(34)Аниска сразу нахмурилась и стала похожа на ежа.
– (35)Вот и буду драться!
(36)Светлана удивилась:
– (37)А почему драться? (38)Из-за чего?
(39)Тут вся Танюшкина обида вырвалась на волю.
– (40)Из-за всего! (41)Она из-за всего дерётся! (42)Крылья у слепня оторвёшь – дерётся! (43)Кошку стали купать в пруду – дерётся; Мальчишки полезут за гнёздами – и с мальчишками и то дерётся!
(44)Все постарались вставить словечко. (45)И Верка, у которой Аниска однажды отняла лягушку и бросила в пруд. (46)И Прошка, которому попало от неё за то, что он подшиб грача. (47)И даже Лиза – Аниска ей житья дома не даёт из-за цветов: не толкни их да не задень их!
(48)Светлана поглядела на Аниску с любопытством. (49)Но вдруг неожиданно повернулась к девочкам и сказала:
– (50)Ну, а раз ей их жалко?
(51)Скуластое Анискино лицо потемнело от жаркого румянца, а глаза засветились, как вода в лужинах, когда в них заглянет солнце. (52)Светлана заступилась за неё! (53)Она сразу всё поняла и никого не послушала!
(54)Аниска побежала домой. (55)Что случилось на свете? (56)Какое высокое и какое ясное сегодня небо! (57)Воробьи щебечут так радостно и неистово – праздник у них, что ли? (58)А может, это у Аниски праздник?
(59)Аниска вдруг почувствовала, что сердце у неё большое-большое, во всю грудь, что всё оно такое живое и тёплое. (60)Скорей бы отец пришёл с работы, она сразу расскажет ему, какая к бабушке Тумановой приехала внучка, как она сразу заступилась за Аниску. (61)«Ну, а раз ей их жалко?» – вот что она сказала.
|
(По Л.Ф. Воронковой)
* Любовь Фёдоровна Воронкова (1906–1976) – советская писательница, автор многих детских книг и цикла исторических повестей для детей, таких как «Старшая сестра», «Сад под облаками», «Где твой дом?» и др.
Пояснение.
В предложениях 40−46 говорится о причинах: девочка защищала животных и даже растения от жестокости ребят.
Ответ: 2
Ответ: 2
3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора:
1) Все они стояли здесь, сбившись в кружок, — и Катя, пушистая как одуванчик, и черномазая Танюшка, и курносая Верка, с розовыми, словно полированными, щеками.
2) Аниска стояла не говоря ни слова, будто не о ней шла речь.
3) Тут вся Танюшкина обида вырвалась на волю.
4) Какое высокое и какое ясное сегодня небо!
Задание 3 № 10549
Пояснение.
В предложении 3 Тут вся Танюшкина обида вырвалась на волю. выделенные слова являются метафорой.
Олицетворение — это частный случай метафоры.
Быть пушистым, как одуванчик — сравнение.
Ответ: 3
Ответ: 3
4. Из предложений 4–6 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости – звонкости последующего согласного.
Задание 4 № 10550
Пояснение.
В предложении 5 слово «разглядывала» отвечает требованию задания.
Ответ: разглядывала
Ответ: разглядывала
5. Из предложений 3–4 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН».
Задание 5 № 10551
Пояснение.
Полных страдательные причастия прошедшего времени пишется всегда с НН, этим они отличаются от отглагольных прилагательных и кратких причастий.
Условию задания соответствует слово заплетенные:
— это полное причастие (имеет окончание);
—оно страдательное (так как заменяется оборотом те, которые заплели и обозначает признак по действию предмета, над которым совершается это действие);
— имеет совершенный вид, то есть не является отглагольным прилагательным
Ответ: заплетенные
Примечание редакции РЕШУОГЭ: в тексте дано слово, с Ё или Е, неважно. В таком же виде его и выписываем. Почему в тексте не Ё, а Е — об этом нужно спрашивать у разработчиков.
Ответ: заплетенные|заплетённые
6. Замените разговорное слово «влепить» в предложении 11 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним
Задание 6 № 10552
Пояснение.
Слово ВЛЕПИТЬ можно заменить стилистически нейтральным синонимом УДАРИТЬ.
Слово «стукнуть» не подходит, оно также разговорное
Ответ: ударить
Ответ: ударить
7. Замените словосочетание «весело глядели» (предложение 20), построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Задание 7 № 10553
Пояснение.
Управление — вид связи в словосочетании, при котором главное слово требует от зависимого употребления в определенном падеже.
Словосочетание «весело глядели» (предложение 49), построенное на основе примыкания, можно заменить синонимичным словосочетанием «глядели с весельем» со связью управление.
Ответ: глядели с весельем
Ответ: гляделисвесельем
8. Выпишите грамматическую основу предложения 8.
Задание 8 № 10554
Пояснение.
Предложение 8 А с нами дружить будешь? неполное, в нём пропущено подлежащее ты.
Ответ: дружить будешь
Ответ: дружитьбудешь|будешьдружить
9. Среди предложений 1–6 найдите предложение, осложненное обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
Задание 9 № 10555
Пояснение.
В предложении 2 Все они стояли здесь, сбившись в кружок, – и Катя,
обособленное обстоятельство выражено деепричастным оборотом.
Ответ: 2.
Ответ: 2
10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую при вводном слове.
Лиза кружилась возле неё,(1) щупала её платье,(2) разглядывала пуговки на груди. Конечно,(3) и Танюшка щебетала,(4) как воробей:
– Ты на всё лето приехала? А с нами дружить будешь? А на реку пойдёшь?
Задание 10 № 10556
Пояснение.
Запятые под номерами 3 выделяют вводное слово «конечно».
Ответ: 3
Ответ: 3
11. Укажите количество грамматических основ в предложении 60. Ответ запишите цифрой.
Задание 11 № 10557
Пояснение.
В предложении 60 четыре основы:
(60){Скорей бы отец пришёл с работы}, {она сразу расскажет ему}, (какая к бабушке Тумановой приехала внучка), (как она сразу заступилась за Аниску).
Ответ: 4.
Ответ: 4
12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Аниска вдруг почувствовала,(1) что сердце у неё большое-большое,(2) во всю грудь,(3) что всё оно такое живое и тёплое. Скорей бы отец пришёл с работы,(4) она сразу расскажет ему,(5) какая к бабушке Тумановой приехала внучка,(6) как она сразу заступилась за Аниску.
Задание 12 № 10558
Пояснение.
Подчинительная связь предполагает во-первых, наличие подчинительного союза, а во-вторых, хотя бы двух простых предложений в одном сложном.
[Аниска вдруг почувствовала],(1) (что сердце у неё большое-большое,(2) во всю грудь),(3) (что всёоно такое живое и тёплое).
К главному предложению относятся два однородных придаточных, зпт 1 и 3 стоят на их границах.
Скорей бы отец пришёл с работы,(4) [она сразу расскажет ему],(5) (какая к бабушке Тумановойприехала внучка),(6) (как она сразу заступилась за Аниску).
К главному предложению относятся два однородных придаточных, зпт 5 и 6 стоят на их границах.
Ответ: 1356
Ответ: 1356
13. Среди предложений 42–47 найдите сложное предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
Задание 13 № 10559
Пояснение.
Сложное предложение с последовательным подчинением придаточных должно быть во-первых, сложноподчинённым, то есть иметь подчинительные союзы; во-вторых, нужно, чтобы придаточные цеплялись друг за друга, то есть от первого будет зависеть второе предложение, от второго третье и так далее; в третьих, основ должно быть минимум три.
Всем этим условиям соответствует предложение 46.
[И Прошка постарался], (которому попало от неё за то), (что он подшиб грача).
В главном предложении пропущено сказуемое, это неполное предложение. Последовательность: 1→2→3
Ответ: 46
Ответ: 46
14. Среди предложений 48–54 найдите сложное предложение с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
Задание 14 № 10560
Пояснение.
В предложении(51)
{Скуластое Анискино лицо потемнело от жаркого румянца}, а {глаза засветились, как вода в лужинах}, (когда в них заглянет солнце).
сочинительная связь между 1 и 2 предложениями, подчинительная связь между 2 и 3.
Ответ: 51
Ответ: 51
15. Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.
15.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Л.С. Сухорукова: «Наша речь важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума».
Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Л.С. Сухорукова.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
15.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента
данного текста: «Аниска вдруг почувствовала, что сердце у неё большое-большое, во всю грудь, что всё оно такое живое и тёплое».
Приведите в сочинении 2 аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
15.3 Как Вы понимаете значение слова ДРУЖБА? Сформулируйте и прокомментируйте данное
Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое дружба», взяв в
качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Задание 15 № 10561
Пояснение.
15.1 Аналогичное сочинение по приведённой цитате можно найти, воспользовавшись ключевым словом «Тема сочинения 15.1» Это ссылка после задания.
15.2
15.3 Дружба — это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. Кто, как не друг, поддержит или поможет; кто, как не подруга, разделит с тобой тайну и сохранит её; кто, как не друзья, станет за тебя горой и не даст бросить школу из-за проблем дома...Невозможно перечислить всё, что могут друзья. Вот почему желание иметь друга и дружить так естественно и так необходимо человеку.
Не было друзей у некрасивой девочки Аниски. Не любили её местные ребята за её то, что дралась, а вникать, почему она это делала, никто не хотел. И только приезжая девочка смогла понять причину и стать её сторону. От слов поддержки, услышанных впервые, у Аниски засветились глаза и восторженно забилось сердце: ведь никто и никогда не поддерживал её! С таких моментов, когда у людей обнаруживаются общие взгляды, когда они противостоят другим людям — вместе!— и начинается дружба. Чтобы узнать, станут ли девочки подругами, нужно прочитать книгу. Но мне кажется, что этот разговор если и не сделает их друзьями, но свяжет их той невидимой нитью, которой связываются души близких людей.
О дружбе длинною в жизнь рассказывает Людмила Улицкая в книге «Зелёный шатёр». А началось всё с того, что в класс принесли котёнка, и, чтобы спасти его от мальчишек, начавших мучить малыша, трое ребят объединились, спрятали малыша и уже из школы вышли вместе. Их объединил котёнок, и этот случай, как пишет Людмила Улицкая, стал тем крючком, той нитью, что связала ребят на долгие годы.
Друзья, обретённые в детстве — это самые верные друзья. Берегите своих друзей, и сами будьте настоящими друзьями для них.
Открытый банк ФИПИ, B8F90, вариант РЕШУ №112
1. Текст, начинающийся словами «Когда я учился в школе, мне казалось,...»
Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза.
Учтите, что Вы должны передать главное содержание как микротемы, так и всего текста в целом.
Объём изложения — не менее 70 слов.
Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
Примечание: данное изложение включено в тест исключительно по усмотрению редакции РЕШУОГЭ. Обращаем внимание на то, что в банке ФИПИ есть изложения, близкие по тематике.
Задание 1 № 10562
Пояснение.
Расшифровка записи
Когда я учился в школе, мне казалось, что моя взрослая жизнь будет проходить в какой-то иной обстановке, как бы в ином мире, и меня будут окружать другие люди. А на самом деле сложилось всё иначе. Мои сверстники остались со мной. Друзья молодости оказались самыми верными. Круг знакомых возрос необычайно. Но настоящие друзья, старые, подлинные друзья, приобретаются в молодости. Молодость - это время сближения.
Друзей следует помнить и беречь, ибо настоящая дружба очень помогает и в горе, и в радости. В радости тоже нужна помощь, чтобы ощутить счастье до глубины души и поделиться им. Неразделённая радость не радость. Когда же наступит пора несчастий, пора утрат, тоже нельзя быть одному. Горе человеку, если он один.
Поэтому берегите молодость до глубокой старости. Цените всё хорошее, что приобрели в молодые годы, не теряйте друзей. Ничто из приобретённого в молодости не проходит бесследно. Хорошие навыки молодости облегчать жизнь. Дурные усложнят её и затруднят. Помните русскую пословицу: "Береги честь смолоду"? В памяти остаются все поступки, совершённые в молодости. Хорошие будут радовать. Дурные не дадут спать.
ПОЛЬЗУЙТЕСЬ СЛЕДУЮЩИМИ РЕКОМЕНДАЦИЯМИ
1. Определите тему текста.
2. Сформулируйте основную мысль.
3. Выделите основные микротемы в каждой части текста.
4. Определите способ сокращения: исключение, обобщение, упрощение.
5. Напишите сжатое изложение каждой части и свяжите их между собой.
Источник: Открытый банк ФИПИ, B8F90, вариант РЕШУ №112
2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «В чём причина ссоры друзей?»
1) Каждый из них был уверен, что другой затеял драку без причины.
2) Ванька Жуков отказался учить друга свистеть в четыре пальца.
3) Рассказчик не стал ждать Ваньку после уроков.
4) Рассказчик завидовал Ваньке Жукову.
Задание 2 № 10563
(1)Я ждал своего верного дружка Ваньку Жукова, которого наш учитель задержал в классе. (2)Уйти без Ваньки я, разумеется, не мог.
(3)Во-первых, это было бы похоже на предательство. (4)Да и всё без Ваньки не имело бы смысла: без него речка – не речка, лес – не лес, сады – не сады, да и для чего мне всё это, когда рядом не будет Ваньки Жукова! (5)Не будет его милой шепелявости, не будет и его разбойничьего свиста в четыре пальца. (6)Как ни старался, я так и не научился этому искусству, составлявшему предмет моей зависти: Ванька свистел столь пронзительно, что по всему лесу сороки срывались со своих мест и поднимали переполошный, панический крик. (7)Ванька успокаивал: «Ничего, Миш, научишься и ты». (8)Мне многое хотелось у него перенять, и я перенимал от Ваньки, радовался, если что-то получалось. (9)Даже, как он, чистил зубы тем, что жевал смолу, или вар, как звали эту вязкую, упругую массу в нашем селе.
…(10)И вот, наконец, его лицо показалось в дверях школы. (11)Я с кличем «ура» рванулся ему навстречу. (12)И был ошеломлён, когда Ванька с ходу ударил меня в подбородок, да так сильно, что из глаз моих посыпались искры.
– (13)Ты… ты за что меня, Ванька?! – возопил я, задыхаясь и от страшной боли, и от жгучей обиды. (14)– За что-о-о?!
– (15)А ты… ты за что?! – в свою очередь закричал Ванька и вдруг размахнулся и ударил меня в лицо.
(16)Помутившись разумом, слепые в ярости, мы начали дубасить друг дружку с превеликим усердием. (17)Откуда нам было знать, что наш одноклассник незаметно, очень умело подтолкнул Жукова так, что тот угодил головой в мой подбородок в момент, когда я кинулся к товарищу. (18)Подтолкнул и тут же скрылся, точно рассчитав свой ход: теперь и я, и Ванька были в полной уверенности, что один из нас и затеял эту драку – вот только непонятно почему. (19)Но могли ли мы, ребятишки, распалённые боем, доискиваться истины, когда война между нами началась?.. (20)Не было теперь у меня врага более лютого, чем Ванька.
(21)…Всё очевиднее становились последствия нашей размолвки. (22)Что-то тесновато стало на душе. (23)Утраты и потери становились всё ощутимее. (24)Не приносили радости ни катание на коньках, на санках, ни снежки, ни поездка с отцом за дровами, ни даже пойманный заяц. (25)Всё утратило свою привлекательность без друга.
(26)От многого приходилось отказываться. (27)От многого такого, что было бесконечно дорого сердцу, что откладывается в памяти на всю жизнь тёплыми и светлыми зернами и прорастает, расцветая время от времени на лице такою же тёплой и светлой улыбкой даже в минуты совсем не светлые. (28)И хотя жажда примирения жила в нас, но она жила параллельно с чувством незаслуженной обиды, и, к сожалению, мы стеснялись отворить дверь и дать ей выход на волю…
(По М. Алексееву)
Пояснение.
Мальчики не понимали причин возникшей драки и обвиняли друг друга.
Ответ: 1
Ответ: 1
Источник: Открытый банк ФИПИ, B8F90, вариант РЕШУ №112
Актуальность: Используется в ОГЭ текущего года
3. Укажите предложение, в котором средством выразительности является фразеологизм.
1) Не будет его милой шепелявости, не будет и его разбойничьего свиста в четыре пальца.
2) Я с кличем «ура» рванулся ему навстречу.
3) И был ошеломлён, когда Ванька с ходу ударил меня в подбородок, да так сильно, что из глаз моих посыпались искры.
4) Не было теперь у меня врага более лютого, чем Ванька.
Задание 3 № 10564
Пояснение.
В предложении 3 из глаз моих посыпались искры выделенные слова являются фразеологизмом.
Ответ: 3
Ответ: 3
Источник: Открытый банк ФИПИ, B8F90, вариант РЕШУ №112
Актуальность: Используется в ОГЭ текущего года
4. Из предложений 13–17 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости – звонкости последующего согласного.
Задание 4 № 10565
Пояснение.
Условию задания соответствуют приставки, которые оканчиваются на буквы З или С. Их написание подчиняется правилу: если после приставки следует буква, обозначающая звонкий звук, то в приставке пишем З; если же после приставки следует буква, обозначающая глухой звук, то в приставке пишем С.
В предложении 15 слово «размахнулся» отвечает требованию задания.
Ответ: размахнулся
Ответ: размахнулся
Источник: Открытый банк ФИПИ, B8F90, вариант РЕШУ №112
Актуальность: Используется в ОГЭ текущего года
5. Из предложений 18–20 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН».
Задание 5 № 10566
Пояснение.
Полных страдательные причастия прошедшего времени пишется всегда с НН, этим они отличаются от отглагольных прилагательных и кратких причастий.
Условию задания соответствует слово распалённые:
— это полное причастие (имеет окончание);
—оно страдательное (так как заменяется оборотом те, которых распалили и обозначает признак по действию предмета, над которым совершается это действие);
— имеет совершенный вид, то есть не является отглагольным прилагательным
Ответ: распалённые
Ответ: распалённые
Источник: Открытый банк ФИПИ, B8F90, вариант РЕШУ №112
Актуальность: Используется в ОГЭ текущего года
6. Замените разговорное слово «дубасить» в предложении 16 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним
Задание 6 № 10567
Пояснение.
Слово ДУБАСИТЬ можно заменить стилистически нейтральным синонимом БИТЬ.
Слова «лупить и колотить» не подходит, оно также разговорное
Ответ: бить
Ответ: бить
Источник: Открытый банк ФИПИ, B8F90, вариант РЕШУ №112
Актуальность: Используется в ОГЭ текущего года
7. Замените словосочетание «в дверях школы» (предложение 10), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
Задание 7 № 10568
Пояснение.
Словосочетание «в дверях школы» (предложение 10), построенное на основе управления, можно заменить синонимичным словосочетанием «в школьных дверях» со связью сгласование.
Ответ: в школьных дверях
Ответ: вшкольныхдверях
Источник: Открытый банк ФИПИ, B8F90, вариант РЕШУ №112
Актуальность: Используется в ОГЭ текущего года
8. Выпишите грамматическую основу предложения 2.
Задание 8 № 10569
Пояснение.
Предложение (2)Уйти без Ваньки я, разумеется, не мог осложнено вводным словом.
Ответ: я не мог уйти
Ответ: янемогуйти|уйтиянемог
Источник: Открытый банк ФИПИ, B8F90, вариант РЕШУ №112
Актуальность: Используется в ОГЭ текущего года
9. Среди предложений 13–20 найдите предложение с обособленным нераспространённым приложением. Напишите номер этого предложения.
Задание 9 № 10570
Пояснение.
В предложении (19)Но могли ли мы, ребятишки, распалённые боем, доискиваться истины, когда война между нами началась?..
обособлено приложение.
Ответ: 19.
Ответ: 19
Источник: Открытый банк ФИПИ, B8F90, вариант РЕШУ №112
Актуальность: Используется в ОГЭ текущего года
10. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводной конструкции.
И хотя жажда примирения жила в нас,(1) но она жила параллельно с чувством незаслуженной обиды,(2) и,(3) к сожалению,(4) мы стеснялись отворить дверь и дать ей выход на волю.
Задание 10 № 10571
Пояснение.
Запятые под номерами 3 и 4 выделяют вводное слово «к сожалению».
Ответ: 34
Ответ: 34|43
Источник: Открытый банк ФИПИ, B8F90, вариант РЕШУ №112
Актуальность: Используется в ОГЭ текущего года
11. Укажите количество грамматических основ в предложении 17. Ответ запишите цифрой.
Задание 11 № 10572
Пояснение.
В предложении 17 четыре основы:
[Откуда нам было знать], (что наш одноклассник незаметно, очень умело подтолкнул Жукова так), (что тот угодил головой в мой подбородок в момент), (когда я кинулся к товарищу).
Ответ: 4.
Ответ: 4
Источник: Открытый банк ФИПИ, B8F90, вариант РЕШУ №112
Актуальность: Используется в ОГЭ текущего года
12. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Мне многое хотелось у него перенять,(1) и я перенимал от Ваньки,(2) радовался,(3) если что-то получалось.
Задание 12 № 10573
Пояснение.
Сочинительная связь предполагает во-первых, наличие сочинительного союза, а во-вторых, хотя бы двух простых предложений в одном сложном.
{Мне многое хотелось у него перенять},(1) и {я перенимал от Ваньки},(2) радовался,(3) (если что-то получалось).
Сочинительная связь между 1 и 2 предложениями.
Ответ: 1
Ответ: 1
Источник: Открытый банк ФИПИ, B8F90, вариант РЕШУ №112
Актуальность: Используется в ОГЭ текущего года
13. Среди предложений 16–19 найдите сложное предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
Задание 13 № 10574
Пояснение.
Сложное предложение с последовательным подчинением придаточных должно быть во-первых, сложноподчинённым, то есть иметь подчинительные союзы; во-вторых, нужно, чтобы придаточные цеплялись друг за друга, то есть от первого будет зависеть второе предложение, от второго третье и так далее; в третьих, основ должно быть минимум три.
Всем этим условиям соответствует предложение 17.
[Откуда нам было знать], (что наш одноклассник незаметно, очень умело подтолкнул Жукова так), (что тот угодил головой в мой подбородок в момент), (когда я кинулся к товарищу).
Последовательность: 1→2→3→4
Ответ: 17
Ответ: 17
Источник: Открытый банк ФИПИ, B8F90, вариант РЕШУ №112
Актуальность: Используется в ОГЭ текущего года
14. Среди предложений 6–8 найдите сложное предложение с подчинительной и бессоюзной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
Задание 14 № 10575
Пояснение.
В предложении 6
(Как ни старался), [я так и не научился этому искусству, составлявшему предмет моей зависти]: [Ванька свистел столь пронзительно], (что по всему лесу сороки срывались со своих мест и поднимали переполошный, панический крик).
подчинительная связь между 1 и 2; 3 и 4. Бессоюзная связь между 2 и 3.
Ответ: 51
Ответ: 6
Источник: Открытый банк ФИПИ, B8F90, вариант РЕШУ №112
Актуальность: Используется в ОГЭ текущего года
15. Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.
15.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Е.И. Никитиной: «Знаки, как и слова, говорят, и мы их читаем вместе со словами. А иногда … даже вместо слов».
Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Е.И. Никитиной.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
15.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «И хотя жажда примирения жила в нас, но она жила параллельно с чувством незаслуженной обиды, и, к сожалению, мы стеснялись отворить дверь и дать ей выход на волю».
Приведите в сочинении 2 аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
15.3 Как Вы понимаете значение слова ДРУЖБА? Сформулируйте и прокомментируйте данное
Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое дружба», взяв в
качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Задание 15 № 10576
Пояснение.
15.1 Аналогичное сочинение по приведённой цитате можно найти, воспользовавшись ключевым словом «Тема сочинения 15.1» Это ссылка после задания.
15.2
15.3 Дружба — это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. Кто, как не друг, поддержит или поможет; кто, как не подруга, разделит с тобой тайну и сохранит её; кто, как не друзья, станет за тебя горой и не даст бросить школу из-за проблем дома...Невозможно перечислить всё, что могут друзья. Вот почему желание иметь друга и дружить так естественно и так необходимо человеку.
Что испытывает человек, которому кажется, что его друг его предал, обидел ни за что? Смятение, обиду, разочарование и невероятную тоску по тем временам, когда всё было хорошо. Именно такие чувства в душах у мальчиков, люто рассорившихся из-за нелепой выходки одноклассника. Всё, что радовало прошлом, пока они не стали врагами, теперь казалось унылым и бессмысленным. А помириться мешало то чувство обиды, что жгло сердца ребят. Грустно звучат слова о том, что «жажда примирения жила в нас,...но мы стеснялись отворить дверь и дать ей выход на волю…». Да, уметь прощать и понимать — для дружбы вещь самая необходимая. Смогут ли герои сделать шаг навстречу друг другу?