Сущность и основные инструменты стратегического управления затратами




Лекция № 8 по дисциплине «СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЗАТРАТАМИ» на тему: «Сущность и системы стратегического управления затратами»

Сущность и основные инструменты стратегического управления затратами

Стратегическое управление затратами (СУЗ) является важной составной частью концепции стратегического менеджмента и представляет собой процесс принятия и осуществления стратегических решений по затратам, центральным звеном которого является стратегический выбор, основанный на сопоставлении собственного ресурсного потенциала организации с возможностями и угрозами внешнего окружения, в котором оно действует. Таким образом, СУЗ выполняет вспомогательные функции при формировании и реализации стратегии хозяйствующего субъекта.

В современных условиях организация может на практике реализовывать множество видов стратегий: производственную, товарную, ценовую и т. п. В основе любой стратегии должны лежать конкурентные преимущества. Конкурентное преимущество - это положение хозяйствующего субъекта на рынке, позволяющее ему преодолевать силы конкуренции и привлекать покупателей. Вот почему, часто стратегическое управление определяется как управление конкурентными преимуществами.

Таким образом, управление затратами на стратегическом уровне тесно связано с созданием конкурентного преимущества по затратам. Термин "конкурентное преимущество по затратам" означает, что совокупные издержки при выполнении всех бизнес-функций меньше аналогичных расходов его действительных и потенциальных конкурентов. В работах многих как отечественных, так и зарубежных исследователей СУЗ рассматривается в качестве одного из необходимых условий успешного функционирования хозяйствующего субъекта. Так, в работах М. Портера, А. Томпсона, А. Стрикленда в качестве одной из базовых стратегий организации рассматривается «стратегия лидерства по издержкам», в работах Г. Азоева - это «стратегия снижения себестоимости».

К сожалению, на данный момент абсолютное большинство российских предприятий пока не проявляет особого интереса к проблемам СУЗ, обеспечивая рентабельность продаж за счет высокого уровня отпускных цен. Отчасти это объясняется тем, что в условиях высокого уровня инфляции эффективно управлять затратами практически невозможно. Однако по мере снижения темпов инфляции стратегия, ориентированная на снижение затрат, становится весьма перспективной. Тем более, что в ситуации дезинфляции (снижения темпов инфляции) или дефляции (процесс противоположный инфляции, характеризующийся снижением уровня цен или прекращением их роста), характерной для развитых зарубежных стран, стратегию снижения затрат на 5-10 % провозгласили в качестве основополагающего звена деятельности большинство компаний. В табл. 1 показаны условия для реализации СУЗ, основные преимущества, которые может получить предприятие от реализации СУЗ, а также возможные неблагоприятные факторы и последствия, воздействующие на эффективность СУЗ.

 

Таблица 1

Условия для эффективного СУЗ Преимущества от реализации СУЗ Возможные неблагоприятные факторы и последствия, воздействующие на эффективность СУЗ    
1. Есть доступ к источникам дешевого сырья, рабочей силы или другим источникам снижения себестоимости продукции. 1. Появляется возможность использовать низкие затраты в борьбе за долю рынка, ценовой войны или, наоборот, вести наступательную ценовую политику. 1. Инфляционный рост затрат, подрывающий способность организации к снижению себестоимости продукции.    
2. На рынке преобладает ценовая конкуренция. 2. Изменение предпочтений потребителей, их чувствительности к ценам в пользу качества товаров, услуг и других характеристик.    
3. Различия в товарных марках мало значимы для покупателей.    
2. Способность организации диктовать цены действует как дополнительный барьер входа в данную отрасль.    
4. Спрос на продукцию высоко эластичен по цене и достаточно однороден. 3. Появление технологических новинок, которые сводят на нет преимущества по затратам.    
5. Отраслевая продукция стандартизирована, покупатель может приобрести ее у разных продавцов.    
4. Неспособность уловить необходимость смены продукции или сегмента рынка в результате чрезмерного увлечения проблемой снижения себестоимости.      
3. Аналогичным образом, возникает барьер для появления товаров - заменителей.      
5. Увлечение производством одного вида товара при необходимости обновления всей продукции.      

Получить конкурентное преимущество по затратам можно несколькими способами, не только не исключающими, но и взаимодополняющими друг друга. Данные способы включают стратегический анализ общих затрат, функционально-стоимостной анализ (ФСА) - управление конфигурацией цепочки ценностей предприятия), управление факторами поведения затрат, управление динамикой затрат, управление транзакционными издержками. Рассмотрим подробнее каждый из способов.

Стратегический анализ общих затрат необходим тогда, когда полные издержки по производству и доведению товара до потребителя представляют собой объект повышения конкурентоспособности предприятия. На рис.1 в общем виде изображена схема проведения стратегического анализа совокупных затрат предприятия, которая представляет собой видоизмененную ветвь диаграммы, предложенной японским консультантом Р. Омаэ (Ohmae) для проведения управленческого анализа.

Еще одним методом оценки совокупных затрат, который применяется пока только на зарубежных предприятиях, является сравнение общих затрат предприятия с затратами, отображенными в опытной кривой данной отрасли. В основе понятия опытной кривой лежит предположение, что если предприятие накапливает опыт производства продукции, то его реальные затраты без учета инфляции до начала действия закона убывающей отдачи будут уменьшаться предсказуемыми темпами: при удвоении объема выпуска добавленные затраты на единицу продукции уменьшаются на фиксированный процент (обычно 20-30%), который различен для разных отраслей

 

 

Рис.1 Стратегический анализ общих затрат предприятия

 

Возможность снижения затрат по мере роста объема производства зависит от эффективности системы управления затратами предприятия. Следует отметить, что российские органы статистики публикуют информацию о структуре затрат в целом по промышленности и по ее отдельным отраслям, которая, несомненно имеет важное значение для сравнительного анализа издержек отдельного предприятия. Однако информация об опытных кривых для отдельных отраслей, которая имеется в зарубежных странах с развитой рыночной экономикой, в отечественной системе статистики пока отсутствует.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: