по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе




Методические материалы

«Оператор судна. Первая ступень»


Тема: «Классификация современных торговых судов.»

 

Основным признаком классификации судов является его назначение. Все гражданские суда, в зависимости от их назначения, подразделяют на транспортные, промысловые, служебно-вспомогательные и суда технического флота.    
ТРАНСПОРТНЫЕ СУДА. Транспортные суда составляют основное ядро морского и речного флота. Они предназначаются для перевозки различных грузов и пассажиров и подразделяются на грузовые, пассажирские, грузопассажирские и специальные транспортные суда.
ГРУЗОВЫЕ СУДА. Грузовые суда разделяют на два основных класса - сухогрузные и наливные, к которым, в свою очередь, относятся суда различных типов и назначений.    
ТИПЫСУХОГРУЗНЫХ СУДОВ. Класс сухогрузных судов включает сухогрузные суда общего назначения и специализированные суда - для перевозки определенных грузов.
СУХОГРУЗНЫЕ СУДА общего назначения предназначены для перевозки генеральных грузов и являются наиболее распространенным типом судов. Сухогрузные суда имеют просторные грузовые трюмы, занимающие основную часть корпуса, и обычно две палубы (малые суда - однопалубные, большие - двух- и трехпалубные). Машинное отделение, как правило, с дизельной установкой, расположено в корме или сдвинуто в нос на один-два грузовых трюма. Каждый трюм имеет грузовой люк (иногда два), закрываемый металлическими закрытиями с механизированным приводом. В качестве грузовых средств применяют краны или стрелы грузоподъемностью до 10 тонн; для тяжеловесных грузов применяют грузовые стрелы грузоподъемностью от 30 до 200 тонн. На многих современных сухогрузных судах оборудуют один рефрижераторной трюм для перевозки скоропортящихся грузов и диптанк для перевозки жидких пищевых масел. Речные сухогрузные суда, независимо от их размера, обычно имеют только один грузовой трюм - для удобства погрузочно-разгрузочных работ.  
К СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫМ СУХОГРУЗНЫМ СУДАМ относятся рефрижераторные, контейнерные, трейлерные суда, суда для перевозки навалочных грузов, лесовозы, суда для перевозки автомашин, скота и др.  
РЕФРИЖЕРАТОРНЫЕ СУДА предназначены для перевозки скоропортящихся продуктов (рыбы, мяса, фруктов). Их грузовые трюмы имеют надежную теплоизоляцию и холодильные установки, обеспечивающие охлаждение трюмов. В зависимости от рода перевозимого груза в трюмах поддерживается температура от +5 до -25° С. Некоторые рефрижераторы имеют мощные холодильные установки, обеспечивающие не только поддержание заданной температуры, но и быстрое замораживание груза. Такие суда называют производственно-транспортными рефрижераторами. Суда, предназначенные для перевозки фруктов (банановозы) имеют усиленную вентиляцию трюмов. Современные тенденции приводят развития рефрижераторных судов приводят к появлению рефрижераторных контейнеровозов.    
Грузоподъемность рефрижераторных судов достигает 8000-12000 тонн. Скорость хода несколько выше, чем у сухогрузных судов общего назначения, так как скоропортящиеся грузы требуют быстрой доставки к месту назначения.  
КОНТЕЙНЕРОВОЗЫпредназначены для перевозки грузов, заранее упакованных в специальные большегрузные контейнеры. Грузоподъемность контейнеровозов составляет от 8000 до 20000 тонн, скорость хода 20 с лишним узлов. Благодаря тому, что в грузовые трюмы укладывают не штучный груз различного размера и веса, а стандартные контейнеры, погрузочно-разгрузочные операции на контейнерных судах выполняются в 10 раз быстрее, чем на обычных сухогрузных судах. Контейнерные суда отличаются большим раскрытием палубы над грузовыми трюмами, что исключает такую трудоемкую операцию, как горизонтальное перемещение груза в трюме. В качестве грузовых средств на контейнерных судах (фидерные контейнеровозы) применяют обычно козловые краны грузоподъемностью 20-25 тонн. На некоторых контейнерных судах, обслуживающих постоянную линию, грузовое устройство вообще отсутствует. В этих случаях грузовые операции выполняют терминальными средствами - портальными кранами. В связи с тем, что контейнерные перевозки, особенно выгодные при смешанном сообщении (железная дорога - автомашина - судно), позволяют доставлять груз от отправителя к получателю с минимальными затратами при перегрузках с одного вида транспорта на другой и обеспечивать при этом хорошую сохранность груза. Контейнеровозы получили в последние годы широкое развитие и являются наиболее перспективным типом сухогрузного судна.    
Разновидностью контейнеровозов являются суда для перевозки плавучих контейнеров-барж, называемых ЛИХТЕРОВОЗАМИ. Такие баржи грузоподъемностью 250-300 тонн выгружают с судна непосредственно на воду, после чего их отбуксировывают к причалу грузополучателя. Ввиду того, что сама перевозка груза, это лишь малая часть всего логистического процесса, то в процессе эволюции такие суда постепенно уходят в прошлое, уступая место контейнерным перевозкам.    
ТРЕЙЛЕРНЫЕ СУДА служат для перевозки грузов, находящихся в так называемых трейлерах автоприцепах (суда типа РО-РО). Груз, размещенный в колесных прицепах, можно погрузить (или выгрузить), вкатывая или выкатывая трейлеры на судно и обратно в течение очень короткого времени - за несколько часов вместо нескольких суток на обычном сухогрузе. Грузоподъемность трейлерных судов составляет от 1000 до 10000 тонн, скорость хода 20-26 узлов. Как и контейнерные, трейлерные суда в последнее время получают большое распространение. Некоторые новые суда этого типа приспосабливают для одновременной перевозки трейлеров (в трюмах) и контейнеров (на верхней палубе). Такие суда называют КОН-РО. Зачастую, суда типа РО-РО являются грузопассажирскими паромами, к примеру, линия Турку-Стокгольм связывает Финляндию и Швецию, позволяя людям погрузить свою машину в трюм теплохода и отдохнуть при ночном переходе в каюте, с утра продолжив движение со свежими силами.    
СУДА ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ НАВАЛОЧНЫХ ГРУЗОВ предназначены для перевозки руды, рудных концентратов, угля, минеральных удобрении, строительных материалов, зерна и т. п. Эти грузы составляют около 70% всех перевозимых морем сухих грузов, поэтому количество судов для перевозки навалочных грузов быстро растет и составляет уже более 20% от тоннажа всего мирового морского транспортного флота.  
БАЛКЕРЫ. Суда для навалочных грузов подразделяют на рудовозы, суда, перевозящие наиболее тяжелый груз, суда для легкого груза и универсальные. Некоторые из этих судов могут иметь двойное назначение, например, в одном направлении перевозят навалочный груз, а в обратном - автомобили, или туда - руду, а обратно - нефть (нефтерудовозы). Суда данного типа - однопалубные, с машинным отделением и надстройкой, расположенными в корме. От других сухогрузных судов они отличаются большой грузоподъемностью до 150000 тонн и относительно невысокой скоростью хода около 14-16 узлов.    
Грузовые трюмы имеют, как правило, в нижней и верхней частях наклонные стенки, обеспечивающие самораспределение груза (самоштивку) как в продольном, так и в поперечном направлении. Цистерны, находящиеся между этими стенками и бортом, предназначены для приема водяного балласта, количество которого обычно значительно больше, чем на сухогрузных судах общего назначения. Некоторые суда имеют в грузовых трюмах продольные переборки, уменьшающие крен при смещении груза на борт, а второе дно имеет утолщенный настил и подкрепления, позволяющие производить грузовые операции грейфером. Подавляющее число судов для навалочных грузов не имеет грузовых устройств и их грузят и разгружают портовыми средствами; на остальных применяют либо поворотные, либо катучие козловые краны. Некоторые суда оборудуют ленточными транспортерами, позволяющими автоматически выгружать груз из трюма (саморазгружающиеся суда).    
ЛЕСОВОЗЫпредназначены для перевозки лесных грузов - круглого леса и пиломатериалов. От сухогрузных судов общего назначения лесовозы отличаются меньшей скоростью хода (13-15 узлов), наличием - независимо от размеров судна только одной палубы и усиленными ледовыми подкреплениями, позволяющими им заходить в порты Полярного бассейна, откуда, в основном, и вывозят лес. Усиленная верхняя палуба и люковые закрытия обеспечивают перевозку значительного количества груза (около трети) на открытой палубе. Лесовозы обычно даже в полном грузу принимают водяной 6алласт (около 10 процентов от грузоподъемности) для обеспечения остойчивости, поэтому они имеют балластные отсеки большой емкости. Существуют и безбалластные лесовозы, но при рейсе без леса они испытывают порывистую качку, что нежелательно. В последнее время лес начинают перевозить в пакетах. Такой способ перевозки позволяет более чем вдвое сократить стоянку под грузовыми операциями. Лесовозы-пакетовозы имеют большие по размерам люки и высокопроизводительные грузовые устройства (краны поворотные или катучие козловые, краны стрелы).  
ТИПЫНАЛИВНЫХ СУДОВ   Тип наливных судов разделяют на: танкеры для перевозки сырой нефти и нефтепродуктов (мазута, бензина, дизельного топлива, керосина и тому подобное), суда для перевозки сжиженных газов (газовозы), химикалиев (кислоты, расплавленной серы и прочее) - химовозы, а также прочих жидких грузов (водолеи, виновозы, цементовозы).    
ТАНКЕРЫ. Танкеры относятся к одному из наиболее распространенных типов транспортных судов на их долю приходится около 40% мирового тоннажа транспортного флота.  
ТАНКЕР представляет собой однопалубное судно с кормовым расположением машинного отделения и надстройки. Грузовая часть танкера делится поперечными одной, двумя или тремя продольными переборками на грузовые отсеки, называемые грузовыми танками. Часть танков отводят для водяного балласта, который танкер всегда принимает в обратном рейсе. Грузовую часть в носу и в корме отделяют от соседних помещений узкими непроницаемыми для нефти и газов сухими отсеками называемыми коффердамами. В нос от машинного отделения располагают насосное отделение с грузовыми насосами для разгрузки судна от нефти. Для сообщения между кормовой надстройкой и палубой бака, на которой расположено якорно-швартовное устройство, оборудуют переходной мостик. Некоторые большие танкеры строят без переходного мостика, его заменяют настилом дорожки вдоль верхней палубы, а электротрассы, которые обычно прокладывают по переходному мостику, в этом случае тянут в металлических трубах. Танкеры, являющиеся особо опасными в пожарном отношении, оборудуют надежными противопожарными системами. Грузоподъемность танкеров колеблется в больших пределах от 1000 тонн у танкеров-раздатчиков до 400000 тонн у гигантских супертанкеров, являющихся крупнейшими в мире судами. Размеры танкеров зависят от их грузоподъемности. Речные танкеры имеют грузоподъемность от 150 до 5000 тонн и скорость хода 10-20 км/ч. Грузоподъемность речных наливных барж достигает 12000 тонн.      
ГАЗОВОЗЫГазовозы предназначены для перевозки сжиженных природных и нефтяных, т.е. выделяющихся при добыче нефти газов - метана, пропана, бутана, аммиака. Эти газы, являющиеся превосходным топливом и ценным сырьем для химической промышленности, перевозят в сжиженном состоянии, в охлажденном состоянии (в изолированных цистернах) или под давлением. В отличие от танкеров, грузовые танки которых образуют элементы конструкции корпуса, газовозы имеют вкладные грузовые цистерны - цилиндрические (вертикальные или горизонтальные), сферические или прямоугольные. Газовозы, предназначенные для перевозки сжиженного природного газа метана, который перевозятся в охлажденном состоянии (до -161,5° С), имеют только прямоугольные цистерны с надежной изоляцией. Для выполнения грузовых операций газовозы оборудуют грузовой системой, состоящей из насосов, компрессоров, трубопроводов и промежуточной цистерны. Так как в грузовые цистерны принимать водяной балласт запрещается, на газовозах оборудуют балластные цистерны (в двойном дне или по бортам). Транспортировка сжиженных газов связана с повышенной взрывоопасностью груза. Во избежание образования взрывоопасных газо-воздушных смесей на газовозах предусмотрена надежная вентиляция и компрессорных отделений, располагаемых в носу, и сигнализация об образовании опасных концентраций газа. Для тушения пожаров обычно применяют углекислотную систему.  
ПАССАЖИРСКИЕ СУДА. Класс пассажирских судов включает суда, предназначенные для перевозки пассажиров. Иногда пассажирские каюты предусматривают и на обычных грузовых судах, но пассажирским судно считается в том случае, если оно берет на борт более 12 пассажиров. Если же на таком судне принятый груз составляет более 40 процентов от общей грузоподъемности, то судно называют грузопассажирским. По назначению пассажирские суда подразделяют на суда для обслуживания регулярных линий, суда для туристских путешествий, суда для массовых перевозок людей и суда местного сообщения. Отличительной особенностью крупных пассажирских судов является наличие нескольких палуб и платформ в корпусе, и многоярусной развитой надстройке. Особое внимание уделяется обеспечению безопасности плавания - спасательным средствам, противопожарным мероприятиям, обеспечению непотопляемости. Практически все пассажирские суда оборудуются успокоителями качки.
К судам для местных сообщений относят как небольшие пассажирские суда и катера, так и крупные суда, рассчитанные на 500-600 пассажиров. В настоящее время распространение получили быстроходные на подводных крыльях со скоростью хода до 40 узлов, а также пассажирские суда на воздушной подушке.
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ СУДА. Класс специальных транспортных судов включает различные паромы, транспортные суда и буксиры-толкачи.    
МОРСКИЕ ПАРОМЫбывают железнодорожные, железнодорожно-автомобильные, автомобильно-пассажирские и пассажирские. Они служат для перевозки железнодорожных вагонов, автомобилей, а также пассажиров на паромных переправах, связывающих сухопутные дорожные артерии. Кроме того, широкое распространение получили автомобильно-пассажирские паромы - для морских путешествий. Внешне морские паромы схожи с пассажирскими судами и отличаются наличием специальных грузовых палуб.    
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ ПАРОМЫимеют одну грузовую палубу, а автомобильные паромы - одну-две. Но так как погрузка автомобилей на палубу осуществляется обычно с берега на уровне одной из палуб, то для перевода их на другую палубу используют лифт или наклонные съезды - пандусы. На железнодорожных паромах въезд на грузовую палубу осуществляют с кормы, на автомобильных - с кормы, с носа или борта. Входные проемы (лацпорты) закрывают откидными крышками. На некоторых автомобильных паромах откидывается в носу часть конструкции корпуса - так называемый откидной нос. Пассажирские помещения, включающие сидячие и спальные места в зависимости от длительности рейса, а также салоны, бары, рестораны на судах-паромах располагают в надстройке. Паромы имеют обычно два поста управления (в носу и корме), успокоители качки и подруливающие устройства для обеспечения хорошей маневренности при швартовках. Грузоподъемность современных паромов колеблется от 200 до 60000 тонн. Средний АВТОМОБИЛЬНО-ПАССАЖИРСКИЙ ПАРОМ вмещает около 200 автомашин и 1000 пассажиров, железнодорожный - до 50 вагонов.      
ТРАНСПОРТНЫЕ БУКСИРЫИ БУКСИРЫ-ТОЛКАЧИ служат движущим средством для самоходных и несамоходных судов, в основном на внутренних водных путях, где грузы перевозят на баржах, лихтерах, секционных составах и прочее. В отличие от транспортных буксиров буксиры-толкачи осуществляют движение несамоходных судов методом толкания и буксировки.          
СЛУЖЕБНО-ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ СУДА представляют относительно небольшую по тоннажу, но весьма многочисленную по номенклатуре группу судов (плавучих средств), обслуживающих флот, портовое хозяйство, водные пути и акватории. Служебно-вспомогательные суда разделяют на: вспомогательные суда и служебные суда.    
ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ СУДА. К вспомогательным судам относят: буксиры, перегрузочные суда (плавучие зерноперегружатели, нефтеперекачивающие и зачистные станции), снабженческие суда (бункеровщики, раздатчики, суда-водолеи, суда для приёма загрязнённой воды и мусора), сюда же относят плавучие пристани и дебаркадеры.  
БУКСИРЫ, относящиеся к классу вспомогательных судов не имеют принципиальных отличий от транспортных буксиров. Их разделяют на морские и рейдовые, портовые и для внутренних водоемов. Буксиры, особенно портовые, отличаются малой длиной, обеспечивающей необходимые им маневренные качества, и большой остойчивостью. Но существуют также морские буксиры-спасатели дальнего действия. Рейдовые буксиры и портовые буксиры. В большинстве современных портов буксиры не только ставят судно к стенке или отшвартовывают его, но и выводят его из порта, вводят в порт или страхуют при самостоятельном движении. Кроме того, буксиры оснащаются мощными противопожарными насосами, водяными пушками и прочими средствами пожаротушения.  
СЛУЖЕБНЫЕ СУДА подразделяются на суда специального назначения, обслуживающие суда и административно-служебные суда.    
Суда специального назначения это суда, специально построенные или переоборудованные, и имеющие на борту специальное оборудование, связанное с его назначением, а также специальный персонал. К этой группе относятся научно-исследовательские суда, экспедиционные суда, гидрографические суда и учебные суда. В число научно-исследовательских входят суда для комплексных океанических исследований и для проведения геофизических и гидробиологических исследований. Научно-исследовательские суда бывают различных типов и размеров.  
УЧУБНЫЕ СУДА служат для проведения учебной плавательной практики курсантов и студентов морских учебных заведений. Эти суда бывают парусными, парусно-моторными и с механическим двигателем.  
ОБСЛУЖИВАЮЩИЕ СУДА включают ледоколы (линейные, обеспечивающие морскую проводку и портовые, используемые в зимнее время для продления сроков плавания в замерзающих портах), медико-санитарные (плавучие госпитали, медицинские суда), плавучие гостиницы, суда-выставки, спасательные суда, пожарные суда, лоцманские суда, плавучие маяки и посыльно-разъездные суда.    
ЛЕДОКОЛЫслужат для поддержания навигации в зимнее время. В зависимости от района плавания ледоколы бывают портовые, морские и речные. Особую группу составляют арктические линейные ледоколы, обеспечивающие проводку караванов судов по Северному морскому пути. Ледоколы имеют два-три кормовых винта и нередко один-два носовых. Носовые винты несколько ухудшают ходовые качества ледокола на свободной воде, однако при ходе по льду они засасывают воду из-подо льда, облегчая тем самым его продавливание (ледоколы форсируют лед толщиной более 1 метра, продавливая его носовой частью, имеющей наклонный подрез).      
Корпус ледокола отличается особой прочностью. Для освобождения ледокола, зажатого льдами, его раскачивают с помощью перекачки воды в специальные креновые и дифферентные цистерны, расположенные по бортам и в оконечностях судна. Наиболее эффективными являются атомоходы, которые практически не имеют ограничений в районе плавания. Ледокол несет на борту вертолет, выполняя, таким образом, самостоятельную ледовую разведку.  
СПАСАТЕЛЬНЫЕ СУДА служат для оказания помощи судам, потерпевшим аварию в море. Они имеют специальное оборудование для ликвидации последствий аварии и для буксировки. ПОЖАРНЫЕ СУДА - это небольшие суда, снабженные мощными водяными насосами и другими средствами пожаротушения; они используются для борьбы с пожарами на судах и кораблях, стоящих в порту.      
ЛОЦМАНСКИЕ СУДА--это небольшие мореходные катера, предназначенные для доставки лоцмана на судно и снятия его с судна.    
ПЛАВУЧИЕ МАЯКИ- специально построенные самоходные и несамоходные суда, которые являются навигационными ориентирами при плавании в узкостях и на подходах к портам, каналам и рекам.        
АДМИНИСТРАТИВНО-СЛУЖЕБНЫЕ СУДА включают инспекторские (рыбонадзорные, суда для охраны заповедников), милицейские, таможенные суда.  
СУДА ТЕХНИЧЕСКОГО ФЛОТА предназначаются для технического обслуживания различных морских судов, портового хозяйства и водных путей. В эту группу входят подъемно-монтажные и промышленно-хозяйственные суда.    
К ПОДЪЁМНО-МОНТАЖНЫМ СУДАМ относят портостроительные, плавучие краны, плавучие доки и плавучие мастерские.  
ПРОМЫШЛЕННО-МОНТАЖНЫЕ СУДА предназначены для выполнения различных строительных и мелиоративных работ, а также работ по добыче нефти в открытом море, добыче песка и гравия: плавучие буровые вышки, дноуглубительные суда (землечерпательные и землесосные драгеры), грунтоотвозные баржи.
Также к судам технического флота относят: лесопромышленные (сплоточные и лесосплавные суда), сельскохозяйственные (дождевальные, водоподъёмные), энергоснабжающие (плавучие электростанции, компрессорные, трансформаторные), суда связи (кабелеукладчики и кабелеремонтные суда), а также маломерные суда для очистки акваторий -мусоросборщики.
ДНОУГЛУБИТЕЛЬНЫЕ СУДА предназначены для отделения грунта от дна водоема и подъема грунта из воды. В зависимости от способа отделения и подъема грунта различают драгеры с механическим (грейферные, одночерпаковые и многочерпаковые), гидравлическим (землесосы без разрыхлителей и с гидравлическими разрыхлителями) и комбинированным (землесосы с механическим разрыхлителем) устройством для отделения грунта. Для транспортировки поднятого из воды грунта используют грунтоотвозные баржи (саморазгружающиеся или разгружаемые с помощью шаланд-разгружателей) либо применяют рефулерный способ (пульпа подается насосом от драгера к месту свалки по грунтопроводным трубам - на 200-300 м, иногда до 600 м); иногда дноуглубительные снаряды, приняв поднятый грунт в грунтовые трюмы, самостоятельно отвозят его к месту сброса.      
ПРОМЫСЛОВЫЕ СУДА служат для добычи, переработки и транспортировки рыбы, крабов, морских растений. По назначению промысловые суда подразделяются на: добывающие, добывающе-перерабатывающие, перерабатывающие и обслуживающие. Общий тоннаж мирового рыболовного флота составляет около 10 процентов всего мирового тоннажа судов. Характеристики и особенности промысловых судов разного назначения определяются формой организации промысла. Существуют две формы организации промысла: автономная и экспедиционная. При автономной организации морские суда вылавливают рыбу и по заполнении трюмов транспортируют ее порт в обработанном виде или в виде сырца или в виде полуфабрикатов. При экспедиционной форме промысла рыболовные суда уходят на промысел на длительно время и заняты только добычей рыбы. Обработка и транспортировка улова в порт осуществляется специальными производственно-транспортными судами. Некоторые добывающие суда не только вылавливают, но и обрабатывают улов, однако при экспедиционной форме промысла они также сдают продукцию транспортным рефрижераторам, перевозящим ее в порт.    
Но давайте посмотрим, какие бывают ещё суда.  
По району плавания суда делятся на речные. Здесь характерным элементом является малая осадка, небольшая высота над водой чтобы проходить под мостами, само собой, относительно малые габариты.  
Здесь мы видим вариант «речного автобуса», легендарное водомётное судно «Заря», позволявшее в былые времена проходить по мелководным рекам и перевозить людей.
Суда класса река-море отличаются большей мореходностью, большими габаритами, но при использовании такого типа судов не стоит забывать, что «море» в этом определении, весьма условно. Малая осадка и соответственно, небольшое поперечное сечение в высоту, дают ломкость по миделю на относительно большом волнении и соответственно, крушения. Суда такого типа служат для доставки грузов из внутренних бассейнов в морские порты или для прибрежного морского и озерного перемещения.  
Рейдовые суда, работающие на закрытых акваториях портов и на рейдах.  
Морские суда неограниченного плавания, как балкер на фотографии, уходящие в переходы через океаны.
Суда арктического плавания выделяют в отдельную категорию, так как они требуют особых условий по прочности корпуса, системам движения и управления, живучести, системам противобледенения и аварийно-спасательными.  
По материалу корпуса суда бывают:  
Деревянные. Деревянное судостроение развито среди северных рыболовных судов, в юго-восточном регионе для перевозки грузов и людей, в историческом судостроении.  
Стальные корпуса сейчас наиболее востребованы, как по своим прочностным характеристикам, так и по технологическим свойством. Сталь можно резать, гнуть, варить, крепить болтами, заклёпками. На многих серьёзных верфях сейчас крупнотоннажные суда строятся огромными частями, так называемыми, мегаблоками, массой до 3000 тонн, которые собираются со всем внутренним оборудованием заранее на соседних участках верфи и затем соединяются воедино.    
Бетонные суда. Для тяжёлых несамоходных конструкций, таких, как дебаркадеры, плавмагазины и прочее, зачастую используется железобетон. Это прочно, долговечно, дёшево. Стены толстые, вполне способны противостоять ледяным нагрузкам. Большая масса для судов, стоящих всю жизнь на одном месте не критична. Но история железобетонных судов не ограничивается неподвижными конструкциями. Существовали и многотонные суда с механическим двигателем, существуют и поныне бетонные парусные яхты. Одну из легенд, яхту «Цементал», мы можем увидеть на фотографии. В таких случаях речь уже идёт не о классическом железобетоне, а о массе тонкопроволочных сеток, в которые втирается высокомарочный цемент, смешанный с водой и мелкозернистым песком. Такой материал даёт существенную экономию, относительную простоту изготовления, огромную прочность, стойкость к морской воде. Но он тяжелее традиционных. Бетонная яхта весит в полтора раза тяжелее такой-же стальной. А современные композитные материалы с ячеистым наполнителем, построенные на верфи выйдут намного легче.
Пластиковые суда. Обычно это небольшие катера и яхты, но здесь мы можем ознакомиться и с приличных размеров судном, это тральщик, выполненный из полимеров. Это требуется для снижения магнитной активности и большей безопасности в плане магнитных мин.
Классификация по роду силовой установки:  
Пароходы.
Дизельные двигатели.  
Дизель-электроходы. Здесь дизель-генераторы вырабатывают электричество, которое затем раскручивает электромоторы, соединённые с гребными винтами.
Атомоходы. Здесь разогретый ядерным реактором пар второго контура раскручивает турбины и далее, генераторы. Электродвигатели вращают гребные винты. Атомоходы имеют очень большой запас хода, но далеко не во все порты их допустят.
Гребные суда.
Турбоходы.
Парусные суда.  
По судовой архитектуре.  
Однокорпусные суда.  
Двухкорпусные суда или катамараны. Такие суда используются для скоростной перевозки людей, благо, корпуса дают большую начальную остойчивость, а их узость уменьшает сопротивление корпуса. Крупные и средние суда стали бы излишне хрупкими посередине, по мосту катамарана.  
Тримараны, это или небольшие военные корабли, где требуется скорость и место для вертолётной площадки, но это редкость. Шторма никто не отменял. Либо парусные спортивные суда.  
По расположению ходового мостика. Традиционное кормовое расположение.
Носовое расположение.
Среднее расположение мостика, характерное для сухогрузов прошлых лет или крупных контейнеровозов.  
Суда могут быть самоходными, как буксир на этой фотографии или не самоходные, как баржа.
По типу движителя, суда можно разделить на:  
Водомётные, где выбрасываемые струи воды дают реактивный эффект, перемещая судно. Водомёты эффективны на малых глубинах, они позволяют уберечь перо руля и винты от повреждений.
Гребной винт.
Пропульсивы, или поворотные колонки. Также их зачастую называют азиподами, по имени фирмы-изготовителя. Такие движители способны вращаться вокруг вертикальной оси, позволяя судну эффективно маневрировать. Их ставят на буксиры, пассажирские суда и арктические суда, где появляется возможность размывать или разрушать льды.
Гребные суда.
Колёсный движитель  
Воздушный винт на судах на воздушной подушке.
Крыльчатый движитель. Вращающиеся вокруг центра диска и постоянно меняющие угол атаки лопасти позволяют судну эффективно маневрировать.
Плавание относительно поверхности воды.  
Подводные суда.
Водоизмещающие суда.
Глиссирующие суда.
Суда на подводных крыльях.
Суда на воздушной подушке.
Экранопланы.
Также нужно отметить, что суда с традиционным гребным винтом бывают одновальными, двухвальными, трёхвальными. Иногда и четырёхвальными.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: