Пояснительная записка
Лето – это прекрасная пора отдыха и бесконечного удовольствия от новых впечатлений. А для множества родителей это еще и время организации летней программы для своего ребенка. И первоочередной целью, конечно же, является максимальное оздоровление детского организма.
Именно летом у детей есть прекрасная возможность получить заряд здоровья на весь год. Многие родители задолго до наступления тепла начинают заботиться о том, где и как ребенок проведет лето. Конечно, лучший вариант – это отправить ребенка за город к родственникам либо в лагерь к морю, но, к сожалению, в настоящее время такой возможности нет, не всякий ребенок может самостоятельно дома организовать полезный и интересный досуг.
Таким образом, разработка данной программы вызвана следующими факторами:
• невозможностью ребенка самостоятельно распланировать свой досуг в период летних каникул;
• повышением спроса родителей и детей на организованный отдых школьников;
• спадом творческой активности детей в летний период;
• модернизацией старых форм работы с детьми в каникулярный период и введением новых;
Нормативно-правовое обеспечение
- Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 г № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Концепцией развития дополнительного образования (Постановление Правительства РФ, 2014г)
-Приказом министерства образования и науки РФ от 29 августа2013 года №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Письмо Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 18.11.2015 г.
- СанПиНами 2.4.4.«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей
- Уставом Учреждения.
Направленность программы. Дополнительная общеобразовательная программа « Территория здоровья»имеет физкультурно - спортивную направленность.
Актуальность программы
Программа формирования здорового и безопасного активного образа жизни, а также организация работы по её реализации составлена в соответствии с учётом состояния здоровья детей и факторов риска, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:
- неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;
- факторы риска, имеющие место в школе, которые приводят к ухудшению здоровья детей и подростков;
- особенности отношения школьников к своему здоровью, существенно отличающиеся от таковых у взрослых, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья»
Актуальность проблемы здорового воспитания детей в настоящее время несомненна.
Программа « Территория здоровья» соответствует конкретному заказу родителей (законных представителей) на воспитание физически и морально здоровой, социально-активной личности - это ответ на вопрос, зачем современным детям в современных условиях нужна конкретная программа.
Адресат программы
Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной образовательной программы от 10 до 12 лет. В ней учитываются следующие характерные особенности данного возраста.
Условия реализации программы
Основным условием набора обучающихся является пожелание детей, родителей (законных представителей) о согласии с расписанием занятий ребёнка.
По количеству детей, участвующих в групповом занятии при дистанционной работе не менее 10 человек.
Сроки реализации программы
Срок реализации программы 1 месяц (24 часа).
Режим занятий
Занятия проводятся 3 раза в неделю, по два академических (45 мин.) часа.
Формы обучения Дистанционное обучение.
По способу организации занятия: словесный, наглядный, практический, игровой, методы стимулирования творческой активности;
По уровню деятельности учащихся: объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, частично-поисковые.
Цель, задачи.
Цель программы
· Овладение навыками и умениями использовать средства и методы двигательной деятельности в разнообразных формах.
Задачи программы
Обучающие:
· Освоение системы знаний по профилактике вредных привычек и приобщению к здоровому образу жизни.
· Овладение умениями получать и критически осмысливать информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимой для участия в жизни общества и государства.
· Формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области ЗОЖ.
Развивающие:
· Развитие метапредметных учебных действий, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, самосовершенствование обучающихся обеспечивающее их социальную успешность, развитие творческих способностей, развитие способностей личностного самообразования и общения, развитие рефлексивных и исследовательских способностей.
Воспитательные:
· Воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ.
· Воспитание бережного отношения к собственному здоровью, осознанного отказа от вредных привычек и приобщения к здоровому образу жизни.
Содержание программы.
Учебный план
№ | Наименование раздела | Количество часов | Формы аттестации/контроля | ||
Всего | теория | практика | |||
1. | Вводное занятие. 2 часа | ||||
1.1. | Вводное занятие. | Собеседование. | |||
2. | ЗОШ. 6 часов. | ||||
2.1 | Режим дня. | Собеседование. | |||
2.2. | Правильное питание | Собеседование. | |||
2.3. | Активный образ жизни. | Собеседование. | |||
3. | Подвижные игры на воздухе 14 часов. | ||||
3.1 | Виды игр. | Практическая работа | |||
3.2 | «Игры с мячом» | Практическая работа | |||
3.3 | «Весёлый баскетбол» | Практическая работа | |||
3.4 | «Пионербол» | Практическая работа | |||
3.5 | «Футбол» | Практическая работа | |||
3.6 | «Бадминтон» | Практическая работа | |||
3.7 | «Дворовые подвижные игры» | Практическая работа | |||
4. | Итоговое занятие. 2 часа. | ||||
4.1 | Активный образ жизни. | Опрос, зачёт | |||
ИТОГО: |
Содержание учебного плана
РАЗДЕЛ 1. Вводное занятие. 2 часа.
Вводное занятие.
Теория: Инструктаж по ПБ. Презентация: Общие требования. Особенности обучения по программе «Территория здоровья».
РАЗДЕЛ 2. ЗОШ. 6 часов.
Теория: Презентация «Здоровый образ жизни», «Правильное питание», «Движение – жизнь»
РАЗДЕЛ 3. Подвижные игры на воздухе 14 часов.
Теория: Презентация «Виды игр».
Практика: Игры на свежем воздухе: «Игры с мячом», «Весёлый баскетбол», «Пионербол», «Футбол», «Бадминтон», «Дворовые подвижные игры».
ИТОГО: 24 часа.
Планируемые результаты
Личностные
§ учащиеся научатся планировать свою деятельность для самореализации, саморазвития и самосовершенствования;
§ учащиеся научатся ставить перед собой ценностные ориентации и определять уровень притязаний в личностном росте;
§ учащиеся научатся оценивать свои возможности и давать самооценку своей деятельности.
Предметные
Учащиеся должны знать:
§ об особенностях деятельности обучающихся в рамках программы «Территория здоровья»;
§ о правилах техники безопасности при проведении спортивно-оздоровительных и интеллектуально-познавательных мероприятий;
- об общих и индивидуальных основах личной гигиены, о правилах использования закаливающих процедур, профилактике нарушения осанки;
- о причинах травматизма и правилах его предупреждения;
- понимать, как правильно осуществляется самоконтроль за состоянием организма.
Учащиеся должны уметь:
§ планировать коллективную и индивидуальную работу;
§ проводить игры различной направленности.
§ использовать самоконтроль за состоянием здоровья;
§ выполнять комплексы утренней гимнастики;
§ правильно выполнять комплексы физических упражнений на развитие координации, гибкости, силы, быстроты и ловкости;
§ взаимодействовать в команде в процессе занятий.
§ владеть техникой перемещений во время игры;
§ подавать, вести, принимать и передавать мяч во время спортивных игр с мячом.
Личностные результаты
- Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию;
- развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступки;
- мотивация детей к познанию, творчеству, труду;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе разных видов деятельности.
Метапредметные результаты
- формирование умения самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- овладение различными способами поиска информации в соответствии с поставленными задачами;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Календарный учебный график
N п/п | Дата, время проведения занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Форма контроля | Интернет-ресурсы, материалы. |
1. Вводное занятие. 2 часа | ||||||
1.1 | вторник 11.00 | Теоретическое занятие | Вводное занятие. | Собеседование (опрос) | Презентация //www.youtube.com/watch?v=8Mit0dfnjjo | |
2.Здоровый образ жизни 6 часов. | ||||||
2.1 | четверг 11.00 | Теоретическое занятие | Режим дня. | Беседа | Презентация //www.youtube.com/watch?v=6tEzh_SREJE | |
2.2 | воскресенье 12.00 | Теоретическое занятие | Правильное питание | Презентация //www.youtube.com/watch?v=sSDDyJm8D7k | ||
2.3. | вторник 11.00 | Теоретическое занятие | Активный образ жизни. | Презентация //vk.com/video-94568544_456259663 | ||
3. Подвижные игры на воздухе. 14 часов. | ||||||
3.1 | вторник 11.00 | Практическое занятие | «Виды игр» | //www.youtube.com/watch?v=yF4JOxR5JxU | ||
3.2. | четверг 11.00 | Практическое занятие | «Весёлый баскетбол» | //www.youtube.com/watch?v=Y6JJej5-yic | ||
3.3. | воскресенье 12.00 | Практическое занятие | «Пионербол» | //www.youtube.com/watch?v=HUpn2pkp9sU | ||
3.4. | вторник 11.00 | Практическое занятие | «Футбол» | //www.youtube.com/watch?v=RzcRh4lUlJ4 | ||
3.5 | четверг 11.00 | Практическое занятие | «Бадминтон» | //www.youtube.com/watch?v=OqmG9amCURg | ||
3.6. | воскресенье 12.00 | Практическое занятие | «Дворовые подвижные игры» | //www.youtube.com/watch?v=x2rZ7OzTLRg | ||
3.7. | вторник 11.00 | Практическое занятие | «Игры с мячом» | //www.youtube.com/watch?v=v96Ky8gAoaI | ||
4. Итоговое занятие. 2 часа. | ||||||
4.1 | четверг 11.00 | Теоретическое занятие | Активный образ жизни. | Зачёт (опрос) | Презентация //www.youtube.com/watch?v=b4j8YtVOui8 |
.