Клиповое мышление: что это значит
Педагоги, психологи, физиологи и социологи сегодня потерялись в понятиях относительно клипового мышления. Ведь процессу думанья, если его разобрать на составляющие, свойственны такие мыслительные этапы, как внимание, восприятие, память, воображение, воспроизведение. А мышление есть совокупность этих умственных процессов, лежащих в основе познания.
Всех этих значений нет у слова клип: быстро сменяющиеся и несвязанные по смыслу обрывки информации, впечатления и образы, не требующие анализа и осмысления. Так что употребление вместе этих понятий кажется неуместным. Лучше уж сказать клиповое внимание, восприятие, сводящееся к банальной реакции на быстро меняющиеся условия и свойственное в большей степени молодежи, но не только.
Люди постарше, которым сейчас около 40 лет, заставшие советскую систему обучения в школе и вузе, также признаются, что разучились воспринимать длинную однородную информацию и читать книги. Текст объёмом в сто – триста страниц — куда ни шло, но многостраничные произведения — увы. Буквы не складываются в слова, быстро утомляешься и появляется желание оптимизировать процесс, то есть «пробежаться по строчкам» и получить общее впечатление.
Такая потребность появляется, когда взаимодействуешь со множеством внешних раздражителей… Если у индивида нет желания укрыться от них: не видеть, не слышать, не понимать и не чувствовать, что свидетельствует о неблагоприятном состоянии нервной системы и психики, а на первый план выходит стремление из массива информации выделить важное и приступить к действию, то это признак эволюции…
Первичная реакция здорового организма на изменившиеся условия существования — приспособление. В нашем контексте это защита мозга от перегрузки. Обороняясь от большого количества воздействующих факторов, он начинает действовать по короткому пути, больше работать с кратковременной памятью, чем с долговременной, характерной для мыслительного процесса.
Ускорение темпов жизни и возрастание потока информации порождает необходимость её отбора. Стремительное развитие интернет-технологий и расширение коммуникативного пространства требует выработки понятного всем языка образов. Клиповая подача информации сегодня везде. Её атрибуты: яркая визуализация, эмоциональность, ассоциативность, запоминаемость, краткость, высокая скорость восприятия картинок, постоянное обновление.
Признаки клипового мышления
Когда в 90-е годы на ТВ впервые появился клип — беспорядочная смена картинок — многие не могли понять, что это. Постепенно мозг привык к такому формату и выработал нужное восприятие. Теперь мы уже говорим о признаках и следствиях клипового мышления, среди которых отмечают:
· неспособность работать с большими объёмами данных;
· быстрая утомляемость;
· хаотичное рассеянное внимание;
· трудности с концентрацией;
· гонка за внешним образом и сменой впечатлений;
· перманентное перевозбуждение;
· быстродействие или спешка;
· многозадачность;
· подверженность постороннему влиянию;
· повышенная внушаемость;
· обширная, но бессистемная информированность по любым вопросам;
· поверхностность знаний и суждений;
· прокрастинация
Некоторые из этих следствий нельзя назвать нормой, например, быструю утомляемость. И всё же признаки клипового мышления — требования времени, к которым лучше приспособиться и грамотно использовать. На смену информационному голоду прошлых десятилетий, пришло «инфоожирение». Спору нет, голод — это плохо, равно как и бесконтрольное потребление пищи. Аналогично и с поглощением информации.
Раньше школьники без труда сидели на уроке 45 минут. Характер обучения чаще всего был линейным: когда одно дополняло другое, постепенно выстраиваясь в единую систему. Теперь внимание ребёнка можно удержать всего 15 минут... Определённо педагогам приходится туго, и ситуация с современным образованием сложная.
Клиповое мышление: плюсы и минусы
Это явление времени имеет как плюсы, так и минусы. К минусам клипового мышления школьников относят рассеянность или расстройство внимания, отсутствие усидчивости, гиперактивность, утрата мыслительной функции, желания познавать и способности творить.
А также снижение чувствительности и понимания других, отсутствие рефлексии, коммуникативных навыков и небольшой словарный запас. Преобладание конкретного мышления над абстрактным, отсутствие собственного мнения (подмена его вычитанным из интернета), некритичность мышления, излишняя тяга к комфорту.
Считается, что с клиповым мышлением многого в карьере не добьёшься, но исполнители из такой молодёжи хорошие, легко управляемые… Сторонники классического образования с беспокойством наблюдают, как основа интеллектуального развития — понятийное мышление уступает позиции клиповому. Бытует мнение, что людям с понятийным мышлением сложно стать богатыми, а людям с клиповым — великими личностями. Может их синтезировать, чтобы состояться на жизненном поприще?!
К немногочисленным плюсам клипового восприятия подрастающего поколения специалисты относят быструю реакцию и принятие решений, умение подстраиваться под условия. Скудный словарный запас компенсируется способностью поглощать и перерабатывать большие объёмы информации в динамичной форме через символы, образы и схемы. За счёт этого у молодых людей увеличился объём внимания, которое хорошо переключается и распределяется.
Они вынуждены запоминать много учебного материала, но память не перегружают, стараясь вычленять главное. Ни к чему хранить в голове ненужные данные, если под рукой интернет. Исчезла потребность в анализе и логике. Хотя некоторые предметы в школе и направлены на их развитие, считается, что система ЕГЭ значительно сократила использование этих когнитивных навыков, поэтому подходит далеко не для всех учебных дисциплин.