Специалисты спорят, развитие или деградацию влечёт за собой клиповое мышление? В любом случае непросто перейти от понятийного восприятия действительности к клиповому и тем более обратно. Мозгу требуется время, усилия, саморабота, поэтому мы наблюдаем предсказуемую картину — борьбу противоположных мнений и недопонимание поколений.
По данным российского образовательного портала «Инфоурок», педагоги работают над изменением приоритетов обучения с помощью информатизации образования. Порой им кажется, что всевозможные девайсы и гаджеты не столько упрощают нашу жизнь, сколько усложняют…
Современные исследования показывают, что обучение — это расширение сети нашего понимания. Оно эффективнее, когда мозг берёт по кусочку новых сведений и присоединяет их к уже существующим. То есть, по сути, он не изменился, предпочитая постепенность, а не аврал информации.
Нейробиологи утверждают, что мозг, как и прежде, обрабатывает задачи последовательно и никак иначе, а многозадачность — это иллюзия, в которую впало наше общество, качества машины присвоив людям…
На первый план выходит развивающая функция обучения. Используются учебно-поисковые методы в режиме диалога, конструирование ситуаций, интерактивы, мобильность, частная смена деятельности и многозадачность. Клиповость как элемент обучения присутствует, но не преобладает. Монотонность и злоупотребление линейной подачей материала исключены. Большое разбивается на блоки, упрощается. Изученное многократно повторяется.
По мнению педагогов, сегодня возникла настоятельная потребность и в культивировании живого общения между учениками, пока оно не исчезло совсем. Обязательно надо прививать вкус к чтению художественных произведений и обсуждению прочитанного в противовес бесконечному серфингу в интернете и безраздельному влиянию СМИ на юные умы.
|
Как прийти к равновесному мышлению
Можно ли совместить оба вида познания и сформировать нечто вроде равновесного мышления. Как говорилось выше, люди 30–40 лет находят в себе признаки клипового и ещё не утеряли свойства понятийного мышления. Совмещать малосовместимое помогают восточные практики: тренировка концентрации внимания, медитация, дыхательные упражнения, йога.
На Востоке давно провозгласили главенство трансцедентального разума, имеющего неограниченные возможности и переходного к более высоким уровням сознания, которое предполагает сохранение главных человеческих ценностей, отношений и созидательную деятельность.
Дыхательная медитация
Беспокойный ум человека — источник многих проблем современности. Если всё вокруг направлено на то, чтобы его взбудоражить, надо сознательно переводить мысли в спокойное состояние. Хорошо работает медитация, которую часто побаиваются, связывая с какой-то тайной: посидеть в тишине с прямым позвоночником кажется слишком простым для такого сложного понятия.
Между тем 5–10 минут сидения утром и столько же вечером, значительно улучшат состояние нервной системы. Практикующие отмечают, что обретается какая-то неосязаемая внутренняя опора, и день складывается по-другому, более осознанно.
Зачастую под медитацией понимают расслабление. Многие тренинги направлены именно на это. Самая известная и доступная из них — дыхательная медитация. Никаких специальных упражнений не требуется, только подсчёт собственного дыхательного цикла: вдоха-выдоха с небольшим растягиванием последнего и осмысленное сосредоточение на этом процессе. Уже через минуту можно почувствовать облегчение.
|
Обычно возбуждённому человеку рекомендуют: «Дыши глубже». Дышать надо не глубже, а медленнее, тогда эмоциональное состояние стабилизируется. Вспомните, когда вы в стрессе, — дыхание учащается. Замедляя его, вы вызовете обратный эффект.
Настоящая медитация — это не только и не столько расслабление, сколько большая внутренняя работа, открывающая горизонты развития личности. Научные опыты показали, что человек, расслабленно сидящий с закрытыми глазами и медитирующий, — разные вещи. Над головой второго приборы улавливают мощные электрические волны и ауру свечения…
Если практик захочет пойти дальше, то к его услугам профессиональные сообщества, где обучают настоящей медитации. Можно посетить ретрит, поучаствовать в випассане — необходимых этапах на пути освоения качественной медитации, которые помогут установить связь со своим «Я».
День тишины и "мауна"
В домашних условиях можно провести «День тишины». Ограничить себя в пользовании интернетом и общении с окружающими, если не на день, то хотя бы несколько часов. Выполнять простой физический труд: уборку по дому, облагораживание территории… Заняться хобби. Уйти в эти часы от повседневных забот, высоких скоростей и автоматизма. Позволить себе делать все дела в два раза медленнее, как бы привнося бдительность и осознанность в каждой действие. Мозг будет благодарен за такие паузы, его работа улучшится, а восприятие текущих событий станет яснее.
|
В йоге есть интересная практика, хорошо справляющаяся с говорливым умом. Мауна в переводе с санскрита означает молчание не только в речи, но и в уме. Хотя бы в течение двух часов нужно постараться никуда не выходить из дома, ни с кем не разговаривать, не включаться в обдумывание наплывающих мыслей, дать им побыть и уйти. А также не смотреть ТВ, отключить телефон, не читать, не делать требующих сильной концентрации дел. Лучше отвести такой практике сутки. Конечно, это требует определённого опыта, который по мере упражнений в молчании, придёт.
Видный индийский политический лидер и мыслитель ХХ столетия Махатма Ганди регулярно практиковал мауну. Во время молчания внутри себя он находил ответы на многие вопросы и добился почти невозможного — мягко и тактично с доброжелательной улыбкой отвадил колонизаторов всех мастей от своей страны, заставив их признать суверенитет Индии.
Современные курсы по медитации, помимо обучения расслаблению, ставят целью ещё и научить быстро сосредотачиваться на чём-то одном. Когда хорошо концентрируешься, даже трудная работа выполняется быстрее и качественнее. Вы погружаетесь в неё настолько, что ничего не замечаете. Большинство из нас работает, постоянно отвлекаясь на внешние раздражители, делая внимание слабым, расщеплённым и растрачивая ресурсы мозга.
У нас есть автоматическое и произвольное внимание. Обладатели клипового мышления склонны к первому — быстрому, импульсивному, многозадачному. А у людей с понятийным мышлением хорошо развито произвольное внимание, требующее таких волевых актов, как усвоение, понимание, анализ.
Внимание можно натренировать, как мышцу. Упражнений в концентрации много. Можно по 5 минут в день, ни на что не отвлекаясь, смотреть на точку на стене, янтру (рисунок), написанное слово или мантру. Созерцать нейтральный предмет, например, вазу. В йоге есть интересная практика концентрации на пламени свечи — тратака. Можно сосредотачиваться на различных частях тела — дришти.
Как работает сосредоточение, иллюстрирует пример из физики с рассеянным и однонаправленным светом — лучом. Концентрация — это умение собрать рассеянное внимание в луч ментальной энергии и направить его на выполнение дела. Хорошая концентрация не может быть длительной: 3–4 часа. Природа налагает ограничение на ресурсы мозга. Профессионалы придерживаются этого правила и многого добиваются.
Как ещё поддержать концентрацию? Находясь на природе. Неспроста в Японии среди учебных дисциплин для школьников ввели уроки созерцания и любования природой. А вот прогулки по городу растрачивают. Вспомните, сколько там рекламы и броских вывесок, борющихся за наше внимание. Эксперименты показали, что люди, побывавшие на природе, на 20 % лучше отдыхающих в городе выполняли свои повседневные задачи.
Сегодня в мегаполисах очень много людей с рассеянным истощённым вниманием. В таком состоянии человека можно убедить в чём угодно. Этим пользуются воротилы индустрии потребления, «впаривая» ненужные товары и услуги. На ум приходит финальная фраза из фильма Терри Гиллиама «Теорема Зеро». Коэн, главный герой, — топ-менеджер большой корпорации по доказыванию математических формул и теорем… Одновременно он занят поисками своего жизненного предназначения.
Однажды ему поручают довести до конца формулу, на которой сгинули многие хорошие специалисты. Дойдя до полного выгорания, он понимает, что у неё нет доказательства. Окончательно измучившись и во всём разочаровавшись, он в отчаянии бросается к боссу с вопросом, зачем тот заставляет людей работать над невозможными задачами… И получает ответ, что нужна какая-то цель, пусть даже иллюзорная. Видимость работы, смысла, суеты… Хаос приносит прибыль!
Лучше контролировать собственный «хаос», чтобы жизнь не заставляла решать иллюзорные задачи.
Автор статьи Вероника Мысник