Определите, сколько раз встречаются данные звуки в следующих предложениях. Подчеркните все места, где при чтении слышится звук...




Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку

Учебный год

Этап I (школьный)

Ответы к заданиям для 5-6 классов

Максимальный балл за работу – 56.

(Дробное число округляется в пользу ученика, например, 9,5 = 10)

Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы или выберите из данных в скобках, поставьте недостающие знаки препинания, дефисы.

Пропущенные буквы пишите внутри квадратных скобок. При выборе букв нужную оставьте, ненужную зачеркните;при слитном написаниисоедините предыдущую букву с последующей, при раздельном – поставьте вертикальную разделительную черту.

 

И мы поехали. К сёдлам нашим были привязаны гостинцы — голова сахару (,) шуба на рыжем меху () и живой двухнедельный козлёнок. Дорога шла качающимся промокшим лесом (,) стальная звезда плутала в кронах дубов. Меньше чем в час мы доехали до города, где были побелевшие от пыли грузовики (,) орудийные упряжки () и сломанные телеги. Я стукнул в знакомое окно — белое облако пронеслось по комнате. В кофте с обвисшим кружевом Томилина выбежала на крыльцо. Горячей рукой она взяла мою руку () и ввела в дом. В большой комнате висело бельё (,) а незнакомые люди спали на койках, поставленных без промежутков, как в госпитале.

— Когда вы нас увезёте отсюда? — сжимая мою руку, спросила Томилина.

Проснувшийся старик тряс головой. Маленький Миша прижимал к себе козлёнка () и заливался счастливым беззвучным смехом. Над ним стоял Суровцев и вытряхивал из карманов казацких шаровар шпоры (,) пробитые монеты (,) свисток на жёлтом витом шнуре. В этом доме скрыться было негде, и мы ушли в дощатую пристройку.

(по И. Э. Бабелю)

В тексте сохранена авторская пунктуация, однако при выполнении задании учащимися допускаются варианты постановки знаков препинания в пределах правил пунктуации.

Оценка грамотности: минус 1 балл — орфографическая ошибка, минус 0,5 балла — пунктуационная ошибка.

Баллы вычитаются из допущенного максимального количества баллов; при количестве ошибок, превышающем максимальный балл, за задание ставится 0 баллов (отрицательные баллы не переносятся в оценивание остальных заданий работы).

Максимальный балл – 15.

2. Кратко объясните значение употреблённых в тексте слов:

гостинец, плутать, крона, шаровары, шпора, дощатый. (Значения определяются по толковым словарям)

Гостинец — подарок, часто в виде лакомства.

Плутать — бродить, сбившись с пути, блуждать, ходить бесцельно.

Крона — совокупность веток и листьев в верхней части растения.

Шаровары —штаны свободного покроя, широкие в верхней части и сужающиеся книзу.

Шпора — металлический стержень, прикрепляемый к сапогу всадника и служащий для управления лошадью.

Дощатый — сделанный из досок.

За каждое верное толкование по 2 балла.

— 1 балл в каждом примере за фактические и речевые неточности в значениях слов

Всего 12 баллов.

 

3. Распределите слова с омонимичными корнями на несколько групп в зависимости от значения корня.

Горка, пригорюниться, загорелый, сгорать, горевать, пригорок, горение, горняк, горемыка, угореть, гористый, горестный.

Должно получиться 3 группы:

1) горка, пригорок, горняк, гористый – «относящийся к горе»;

2) пригорюниться, горевать, горемыка, горестный – «относящийся к горю»;

3) загорелый, сгорать, горение, угореть – «относящийся к действию от гореть »;

За каждую группу слов по 1 баллу.

+ по 1 баллу за краткое обоснование

Всего 6 баллов.

4. Согласны ли вы с утверждением «От глагола ходить легко образуется будущее время — схожу, сходишь, сходит...»? Если согласны, обоснуйте ваше мнение, если не согласны — также обоснуйте его и исправьте утверждение.

Это утверждение неверно. Схожу и т. д. - это не формы будущего времени от глагола ходить, а формы глагола сходить. От глагола ходить будущее время образуется по-другому: буду ходить, будешь ходить и т. д.

За полное объяснение 2 балла.

+ 1 балл за использование терминологии (будущее простое / сложное время)

NB! ответ «да, согласен» или «нет, не согласен» не засчитывается.

Всего 3 балла.

 

Выпишите слова, имеющие падежные окончания, укажите падежи.

Брызнул дождик. Небо — решето.

Вдруг радуга раскрасила горизонт.

Гражданин в троллейбусе

Поднял воротник пальто

И пытался раскрыть зонт.

(И. С. Холин)

Дождик□ (И. п.), небО (И. п.), решетО (И. п.), радугА (И. п.), горизонт□ (В. п.), гражданин□ (И. п.), в троллейбусЕ (П. п.), воротник□ (В. п.), зонт□ (В. п.).

За каждый пример с верно указанным падежом по 1 баллу.

За слово пальто минус 2 балла! У него нет падежного окончания.

Всего 9 баллов.

Расставьте ударения в следующих словах.

БАнты, ворвалАсь, дозвонЯтся, запертА, красИвейший, навЕрх, намЕрение, прибЫв, сОгнутый, цепОчка.

По 0,5 балла за каждое верно поставленное ударение.

Всего 5 баллов.

 

Определите, сколько раз встречаются данные звуки в следующих предложениях. Подчеркните все места, где при чтении слышится звук...

1)....[ з ]: З натный был мороз прошлой зимой, мы не выле з али и з дома и пили чай со с добными булками. — 4 раза;

2)....[ й' ]: Е жу понятно, что тво я й огуртница сломалась. —3 раза;

3).... [в], [в’]: При в ет, В о в а! Пер в ый раз в ижу тако г о смело г о и самоот в ерженно г о мальчика, которо г о не в гоняет в краску присутст в ие стоматологов. — 12 раз.

За полный правильный ответ в каждом примере по 2 балла.

— по 1 баллу за одну ошибку в каждом примере.

NB! При верном подчёркивании букв не считать ошибкой неправильно подсчитанное количество примеров.

Всего 6 баллов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: