1. Внимание. Модели избирательного внимания.
2. Интеллект и когнитивные способности.
3. Когнитивные способности и их развитие.
4. Мышление и творчество.
5. Память. Модели памяти.
6. Теория поэтапного формирования умственных действий Петра Яковлевича Гальперина
7. Язык и мышление. Проблемы исследований языка.
8. Человеческая память: удержание и извлечение.
9. Проблема когнитивного развития.
10. Обучение решению сложных комплексных задач.
11. Развитие когнитивных способностей.
12. Когнитивные процессы и старение.
13. Эмоции и интеллект.
14. Психологическая характеристика деятельности.
15. Понятие «личность», ее характеристика в различных психологических теориях.
16. Внимание. Основные пути воспитания внимания у работника.
17. Характеристика процессов ощущения и восприятия.
18. Общая характеристика памяти.
19. Характеристика мышления.
20. Понятие о речи и языке. Виды речи.
21. Общая характеристика воображения.
22. Эмоции и чувства. Особенности их формирования.
23. Воля. Формирование волевых качеств личности.
24. Темперамент. Типы темперамента и нервной системы.
25. Психология характера. Формирование характера.
26. Способности. Условия формирования и развития способностей.
27. Понятие возраста в психологии. Социальная ситуация развития и возрастные новообразования.
28. Психология коллектива. Соотношение понятий группа и коллектив.
29. Защитные механизмы человека. Виды психологической защиты.
30. Общение. Виды, функции и средства общения.
Б. Темы контрольных работ по педагогике
1. Развитие, воспитание, социализация и формирование личности.
2. Воспитание, перевоспитание, самовоспитание личности.
3. Педагогический процесс как система и как целостное явление, его функции.
4. Коллектив как цель и как средство воспитания.
5. Формирование готовности личности к труду и осознанному выбору профессии.
6. Формирование гражданского самосознания и активной жизненной позиции личности в целостном педагогическом процессе.
7. Проблема непрерывного образования.
8. Обучение в целостном педагогическом процессе.
9. Мотивы учения и их формирования.
10. Методы обучения и их классификация.
11. Формы организации обучения, средства обучения.
12. Закономерности и принципы педагогического процесса.
13. Содержание целостного педагогического процесса как средство развития личности и ее разовой культуры.
14. Диагностика и прогнозирование в педагогическом процессе.
15. Объяснительно – иллюстрированное и проблемное обучение.
16. Педагогические технологии.
17. Программированное обучение.
18. Традиционные и нетрадиционные формы организации обучения (нестандартные уроки).
19. Взаимодействие педагога и учащихся в учебно-воспитательном процессе.
20. Интеграция воспитательных возможностей школы, семьи, общественности, производственных коллективов.
21. Семья как воспитательный коллектив.
22. Семья как социокультурная среда формирования личности.
23. Физическое воспитание учащихся, приобщение к здоровому образу жизни.
24. Умственное воспитание и формирование мировоззрения учащихся.
25. Нравственное воспитание.
26. Воспитание активной гражданской позиции личности.
27. Формирование нравственной культуры личности.
28. Трудовое воспитание.
29. Эстетическое воспитание.
30. Экологическое воспитание.
В. Задания к реферативной части
Задание 1.
Составьте по теме контрольной работы сборник понятий (см. Приложение Г).
При составлении сборников понятий формируются умения производить логические операции анализа и синтеза понятий. Студенту необходимо проанализировать рассматриваемые понятия, сравнить их, чтобы затем синтезировать понятие.
Структура понятия представлена единством противоположностей: содержанием (совокупность существенных признаков предмета) и объемом (количество).
Задание 2.
На основе сборника понятий сформируйте систему понятий в виде дерева Порфирия (см. Приложение Д).
Дерево Порфирия отражает дихотомическое деление понятий и позволяет увидеть место каждого понятия в системе понятий той или иной темы или раздела курса в целом. При выполнении данного задания формируются умения производить логические операции обобщения (логическая операция перехода от видового понятия к родовому путем отвлечения от видообразующих признаков) и ограничения (логическая операция, противоположная обобщению) понятий.
Задание 3.
Используя сборник понятий и дерево Порфирия, отразите отношения между понятиями с помощью кругов Эйлера: подчинения, противоречия, противоположности, перекрещивания, взаимосвязи. Для этого составьте самостоятельно три задания (см. Приложение Е).
Задание 4.
Сформулируйте к каждому абзацу текста своей контрольной работы проблемные вопросы (вопросы-понятия, вопросы-суждения). Вопросы-понятия раскрывают содержание изучаемых понятий (выделение существенных признаков, отражающих сущность изучаемых предметов.). Они начинаются со следующих вопросительных слов: что называется…, что считается…, что понимается под…, что отражает…, каковы особенности…, что такое… и т.п.
Вопросы-суждения отражают существенные признаки окружающего мира. Для формулирования вопроса-суждения необходимо отыскать в абзаце два основных (в частности противоположных) понятия, вокруг которых ведется речь, установить между ними взаимосвязь, пользуясь синонимическим радом вопросительных слов. Необходимо соблюдать следующий порядок использования вопросительных слов: 1) чем объяснить, что или как доказать, что…; 2) когда или в каком случае…; 3) каким образом…; 4) вследствие чего или почему… (см. Приложение Ж). Абзац может быть «законспектирован» одним вопросом-суждением. Выполнив данное задание, студент составит вопросно-ответный план конспект своей темы (см. Рекомендации по самостоятельной работе студентов).
Практическая часть.
Задания по дисциплине