Вступительное испытание по литературе
Для абитуриентов, поступающих на базе основного общего образования
(9 классов)
Вступительное испытание по литературе проводится в устной форме по билетам.
Вопросы экзаменационных билетов составляются на основе программы по
литературе для 9 класса общеобразовательной школы.
Документы, определяющие содержание вступительного испытания по
литературе:
1) Обязательный минимум содержания основного общего образования по
литературе (Приказ Минобразования России № 1236 от 19.05.1998).
2) Примерная программа по литературе для основной общеобразовательной
школы (Допущено Департаментом общего среднего образования
Минобразования России, в сб.: «Оценка качества подготовки
выпускников основной общеобразовательной школы по литературе». –
М., «Дрофа», 2001).
3) Требования к уровню подготовки выпускников основной школы по
литературе (Допущено Департаментом общего среднего образования
Минобразования России, в сб. «Оценка качества подготовки
выпускников основной школы по литературе». – М., «Дрофа», 2000).
4) Федеральный компонент государственных образовательных стандартов
начального общего, основного общего, среднего (полного) общего
образования (утверждён приказом Минобразования России № 1089 от
05.03.2004 г.).
5) Примерные программы по литературе основного общего образования
(сайт Минобрнауки России https://www.mon.gov.ru).
Каждый экзаменационный билет включает три вопроса.
Первые и вторые вопросы всех экзаменационных билетов посвящены конкретным произведениям русской литературы, изучаемым в рамках программы 9 класса школы, и предполагает знание содержания литературных произведений, умение самостоятельно работать с текстом, понимание образной природы словесного искусства, тематики и проблематики изученных произведений.
Третий вопрос – чтение стихотворения наизусть по выбору абитуриента.
При оценке устного ответа по литературе учитываются следующие позиции:
•понимание вопросов экзаменационного билета, соответствие содержания ответа поставленным проблемам;
• привлечение необходимого объема литературного материала для ответа на вопросы;
• использование необходимых для ответа терминов и понятий;
• ясность и точность изложения мысли, речевая грамотность;
• умение осмысленно и выразительно прочесть стихотворение наизусть.
Критерии оценки по литературе
Экзаменационный ответ оценивается по 100-балльной шкале.
Вопрос и 2 вопрос (максимально по 35 баллов)
- жанр, композиция произведения
- основные идеи, проблемы произведения; художественные приемы
- характеристика основных героев произведения
Вопрос (максимально 20 баллов)
- стихотворение прочитано без ошибок
- оригинальный выбор стихотворения, артистизм, эмоциональность чтения, объем
выбранного стихотворения
Дополнительные баллы (максимально 10 баллов) за
вопросы, демонстрирующий общий уровень развития:
• историческая эпоха
• основные литературные течения
• связи литературы и других видов искусства
1. Общий список авторов и произведений:
• «Слово о полку Игореве»
• Фонвизин Д.И. «Недоросль»
• Грибоедов А.С. “Горе от ума”
• Пушкин А.С. Стихотворения: «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Поэту», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». «Евгений Онегин», «Капитанская дочка», «Станционный смотритель».
• Лермонтов М.Ю. «Герой нашего времени», «Мцыри».
• Гоголь Н.В. «Мертвые души», «Ревизор».
• Чехов А.П. «Смерть чиновника».
• Некрасов Н.А. «Железная дорога».
• Толстой Л.Н. «После бала».
• Салтыков-Щедрин М.Е. «Повесть о том, как один мужик двух генералов
прокормил»
• Тема Великой Отечественной войны в русской литературе.
2. Основные литературные направления:
1. Классицизм
2. Сентиментализм
3. Романтизм
4. Реализм
3. Вопросы по произведениям русской литературы (первое и второе задание
экзаменационного билета):
1. «Слово о полку Игореве»: сюжет и проблематика поэмы.
2. Каково отношение автора «Слова о полку Игореве» к главному герою
повествования?
3. Сатирическое изображение нравов поместного дворянства в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».
4. Как характеризуют Софью, Митрофана и г-жу Простакову их слова и поступки в финале пьесы Д.И. Фонвизина «Недоросль»?
5. Каковы жизненные принципы Митрофана и отношение к ним автора? (По
комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».)
6. Образ Фамусова и его роль в развитии конфликта комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
7. Монолог Чацкого «А судьи кто?..» и его роль в развитии конфликта
комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
8. Почему подозревающий наличие соперника Чацкий отказывается верить очевидному?
9. Как меняется отношение Чацкого к Софье в ходе действия комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»?
10. Почему выбор Софьи пал на Молчалина и как это ее характеризует? (По
комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)
11. Образ Чацкого и проблема героя и толпы в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
12. «Русский бунт» в изображении А.С. Пушкина. (По роману «Капитанская дочка»).
13. В чём прав и в чём заблуждается Самсон Вырин? (По повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель»).
14. Образ «вещего» поэта и тема творчества в лирике А.С. Пушкина.
15. Тема любви и образ возлюбленной в лирике А.С. Пушкина.
16. Образ Татьяны Лариной как художественное открытие автора. (По роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин».)
17. «Письмо Татьяны к Онегину» и его роль в раскрытии проблематики романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
18. Истоки характера и духовная эволюция Онегина в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
19. Смысл названия и своеобразие главного героя романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
20. Как можно объяснить безразличие Печорина к судьбе своего дневника? (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»).
21. Портрет Печорина в повести «Максим Максимыч», его роль в создании образа «героя времени». (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»).
22. Женские образы в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
23. Что значит «жить» для главного героя поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри»?
24. Образ Чичикова и тема живой и мертвой души в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».
25. Своеобразие конфликта в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».
26. В чём смысл немой сцены в финале комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»?
27. Почему опытный городничий поверил в «значительность» Хлестакова? (По комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»).
28. Смешное и грустное в рассказе А.П. Чехова «Смерть чиновника».
29. Идеи и образы стихотворения Н.А. Некрасова «Железная дорога».
30. Почему после увиденной Иваном Васильевичем сцены экзекуции жизнь его меняется? (По рассказу Л.Н. Толстого «После бала»).
31. Весел или печален финал «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» М.Е. Салтыкова-Щедрина?
32. Тема Великой Отечественной войны в русской литературе.
4. Список поэтов, стихотворения которых рекомендованы для чтения наизусть
(стихотворение должно содержать не менее 12 строк):
1. Пушкин А.С.
2. Баратынский Е.А.
3. Лермонтов М.Ю.
4. Тютчев Ф.И.
5. Фет А.А.
6. Некрасов Н.А.
7. Ахматова А.А.
8. Цветаева М.И.
9. Твардовский А.Т.