Организации — источники экологической информации
Хотя проблема источников — не единственная, возникающая при работе с информацией, она является одной из основных проблем, и в книге ей уделено значительное внимание. В этом разделе мы коротко остановимся именно на организациях — источниках информации.
Экологическую информацию формируют многочисленные и разнообразные организации. Это законодательные, исполнительные органы власти РФ и аналогичные органы в субъектах федерации, которые издают различные нормативные акты, принимают планы и программы. Это службы соответствующих министерств и ведомств, которые ведут те или иные наблюдения за состоянием окружающей среды, здоровьем людей, а также за факторами воздействия на окружающую среду. Такими факторами, прежде всего, являются загрязнители — промышленные, сельскохозяйственные и коммунальные предприятия, пользователи природных ресурсов, а также различные природные явления, которые оказывают воздействие на окружающую среду.
Это многочисленные научно-исследовательские организации — институты, станции и пр. Многие из них решают вопросы, далекие от охраны окружающей среды, но по роду своей деятельности обязаны получать информацию о ее состоянии. В России существует сеть исследовательских институтов и организаций (в системе Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, различных ведомств), которые занимаются вопросами состояния различных компонентов окружающей среды (воды, воздуха, литосферы, почв, животного и растительного мира) и здоровья населения, а также изучают динамику изменения этого состояния. Они также исследуют факторы, которые оказывают воздействие на состояние компонентов окружающей среды и механизмы такого воздействия.
|
Кроме того, сбором и анализом экологической информации занимаются и проектировщики, поскольку, например, без знания характеристик геологической среды невозможно спроектировать прочное сооружение. Им приходится анализировать состояние и других сред — почв, воды, биоты, поскольку новое строительство всегда оказывает негативное воздействие на окружающую среду, и следует заранее спрогнозировать степень этого воздействия. Естественно, проектные организации располагают и информацией о факторах воздействия на окружающую среду, связанных с проектируемым объектом. Эта же информация оказывается и в распоряжении заказчиков проектной документации — государственных организаций или коммерческих компаний.
Источниками экологической информации могут быть и другие коммерческие организации, например, выполняющие измерения характеристик окружающей среды, разрабатывающие цифровые карты на основе геоинформационных систем и т.п.
Существуют международные организации, координирующие деятельность по охране окружающей среды. Под эгидой таких организаций действуют информационные системы, обеспечивающие анализ и хранение экологической информации, получаемой из различных источников, а также обмен ею в международном масштабе.
Наконец, общественные экологические организации во многих случаях выступают не только как потребители экологической информации, но и осуществляют ее сбор, анализ и распространение на профессиональном уровне. Такие организации могут служить источником экологической информации для своих коллег и другой заинтересованной аудитории.
|
* * *
Далее в этой главе мы подробнее остановимся на двух из перечисленных типов организаций — источников информации. Сначала мы рассмотрим принципы работы с информацией, характерные для государственных организаций — министерств и ведомств, занятых сбором и обработкой экологической информации. Рассмотрение основных черт “государственной” информации позволит прояснить некоторые важные положения, касающиеся работы с информацией вообще. Опираясь на эти положения, мы наметим некоторые характеристики информации “общественной”, которая является результатом работы общественных экологических организаций. Мы также попытаемся обозначить те “экологические ниши”, в которых информационная работа общественных организаций может быть наиболее эффективной или актуальной.
Что можно узнать в государственных органах
Обсуждая проблемы, связанные с экологической информацией, невозможно обойти вопросы, относящиеся к работе государственных органов — министерств, государственных комитетов, федеральных служб, а также организаций, им подчиненных. В функции многих ведомств входят сбор, обработка и накопление информации, что и осуществляется ими систематически в масштабах государства. Каждое из них представляет собой сложную организационную систему, объединяющую множество различных учреждений — территориальных подразделений, лабораторий, научных институтов, информационных центров. Многие из таких учреждений могут рассматриваться в качестве отдельных источников информации.
|
Как известно, информацию о состоянии окружающей среды в Российской Федерации накапливают многие государственные органы. Различные министерства и ведомства ведут собственные наблюдения и собирают сведения о состоянии водного и воздушного бассейнов, подземных вод и почвенного покрова, минеральных и биологических ресурсов, о защите ресурсов и о различных видах отходов. Для того, чтобы эффективно получать информацию из этих источников, важно иметь ясное представление о том, какой именно информацией располагают те или иные ведомства. В общем виде наличие сведений о состоянии окружающей среды и об источниках воздействия в федеральных министерствах и ведомствах представлено в таблице 1.
Таблица 1. Наличие в федеральных министерствах и ведомствах сведений о состоянии окружающей среды и источниках воздействия
– существенный объем информации;
– ограниченная информация / отдельные вопросы.
Сокращения:
КЭ — Госкомэкология, ГМ — Росгидромет, СЭ — департамент Госсанэпиднадзора (Минздрав), ПР — Министерство природных ресурсов РФ, Зем — Роскомзем, Лес — Рослесхоз, СХ — Минсельхозпрод, Стр — Госстрой, Стат — Госкомстат.
Из таблицы видно, что экологическая информация, относящаяся к одним и тем же объектам, накапливается в различных организациях. Может возникнуть естественный вопрос: не дублирует ли информация, скажем, о состоянии поверхностных вод, имеющаяся в Росгидромете, информацию по тому же вопросу, накапливаемую в системе Госсанэпиднадзора или Госкомэкологии. Ответ на этот вопрос — и да, и нет. Да, потому что речь идет буквально об одних и тех же объектах и, более того, Госкомэкология, например, в значительной части использует информацию из Росгидромета. Нет, потому что собственная информация, получаемая различными ведомствами, не идентична: организация ее сбора и анализа подчинена задачам и функциям каждого ведомства. Тем, кому часто приходилось обращаться за экологической информацией в государственные органы, хорошо известно, что информация, получаемая и накапливаемая Росгидрометом, существенным образом отличается от информации, собираемой в системе Госсанэпиднадзора. Отличаются как характер информации (например, набор определяемых параметров), так и способы ее организации, а также каналы распространения. Поэтому, если необходимо собрать как можно больше сведений о состоянии того или иного объекта (например, с целью общего анализа ситуации), то разумным будет обратиться сразу в несколько организаций, которые могут располагать нужной вам информацией. Однако, если необходимы специфические сведения (например, речь идет не о состоянии водного объекта вообще, а о пригодности воды для питья или возможности использования данного водоема для рыбной ловли), то нужная информация найдется не во всех ведомствах.
Что такое экологический мониторинг Одним из важнейших понятий, связанных с экологической информацией, ее получением, является экологический мониторинг. Согласно классическому определению, экологический мониторинг — информационная система наблюдений, оценки и прогноза изменений в состоянии окружающей среды, созданная с целью выделения антропогенной составляющей на фоне природных процессов [5]. Эти три составляющих – наблюдение, оценка, прогноз – составляют основу практически любого определения мониторинга. В некоторых из этих определений особо отмечается то, что результаты мониторинга предназначены для принятия решений на их основе. В функции различных российских ведомств, определенные нормативными документами, входит целый ряд видов мониторинга. Это, например, мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды, мониторинг источников антропогенного воздействия, животного и растительного мира, социально-гигиенический мониторинг. Предметом последнего является состояние здоровья населения, воздействующие на него факторы состояния окружающей среды и социально-экономическая обстановка. В каждом из этих случаев подразумеваются систематические наблюдения, оценка фактического и прогноз будущего состояния соответствующего объекта. С 1993 г. в России предпринимаются усилия по созданию Единой государственной системы экологического мониторинга (ЕГСЭМ), которая призвана объединить деятельность всех ведомственных служб, занимающихся мониторингом, в рамках единой информационной системы (см. приложение 2). На международном уровне действует Глобальная система мониторинга окружающей среды (ГСМОС), которая координирует усилия национальных организаций, прежде всего, в области мониторинга загрязнений. В рамках ГСМОС выделяют импактный (значительные воздействия на локальном уровне), региональный и глобальный (фоновый) уровни экологического мониторинга. Более подробно об экологическом мониторинге рассказано в книге «Как организовать общественный экологический мониторинг» [6]. |
Чтобы лучше представлять характер экологической информации, получаемой и накапливаемой в различных ведомствах, предлагаем читателю обратиться к приложению 1, где на основе официальных документов приведены цели и задачи некоторых из них, располагающих наиболее полной информацией о состоянии окружающей среды. В главе 5 более подробно описана деятельность некоторых ведомств, связанная со сбором, обработкой и накоплением информации о качестве воздуха и воды.