КАРТА ОБСЛЕДОВАНИЯ
(ребёнка 2-3 лет)
Анкетные данные
Фамилия, имя ребёнка__________________________________________________________
Дата рождения ребёнка_________________________________________________________
Домашний адрес_______________________________________________________________
Дата обследования_____________________________________________________________
Протокол №___________________________________________________________________
Заключение ТПМПК___________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Анамнез
ФИО матери, возраст при рождении______________________________________________
_____________________________________________________________________________
ФИО отца, возраст при рождении_________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Наличие наследственных, нервно-психических, хронических соматических заболеваний у родителей_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
От какой беременности_________________________________________________________
Протекание беременности (токсикоз 1 половина, 2 половина беременности, падения, травмы, психозы, хронические соматические заболевания, инфекции)__________________
_____________________________________________________________________________
Роды (срочные, досрочные, стремительные, быстрые, обезвоженные)__________________
Стимуляция (механическая, химическая, электростимуляция)_________________________
Когда закричал ребёнок (сразу, через несколько минут)______________________________
Наблюдалась ли асфиксия (синяя, белая)___________________________________________
Вес при рождении______________________________________________________________
Рост при рождении_____________________________________________________________
Вскармливание (когда принести кормить)__________________________________________
как взял грудь______________________ как сосал___________________________________
наблюдалось ли срыгивание, попёрхивание________________________________________
|
Грудное вскармливание до______________________________________________________
Выписались из роддома_________________________________________________________
Раннее психомоторное развитие
Когда стал держать головку______________________________________________________
Когда стал сидеть______________________________________________________________
Когда стал вставать_____________________________________________________________
Когда стал ходить______________________________________________________________
Когда появились зубы__________________________________________________________
Количество зубов к году________________________________________________________
Перенесённые заболевания
(тяжелые соматические заболевания, инфекции, ушибы, травмы, судороги при высокой температуре, оперативное вмешательство)
До 1 года_____________________________________________________________________
От 1 года до 3 лет______________________________________________________________
Раннее речевое развитие
Гуление______________________________________________________________________
Лепет________________________________________________________________________
Первые слова с________________________________________________________________
Первые фразы с________________________________________________________________
Прерывалось ли речевое развитие (по какой причине)_______________________________
Условия воспитания ребёнка
1. Социальная среда, где воспитывается ребёнок (дома с бабушкой, в доме ребёнка, в детском саду с дневным или круглосуточным пребыванием)____________________
_______________________________________________________________________
2. Речевая среда (наличие речевой патологии у членов семьи, наличие двуязычия, какой язык преобладает в общении)_________________________________________
_______________________________________________________________________
3. Отношение членов семьи к дефекту ребёнка (безразличное, постоянно фиксируют внимание, предъявляют завышенные требования, оставляют дефект незамеченным)
|
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Какие меры принимались для устранения патологии развития:
· занимались ли с коррекционным педагогом, логопедом__________________
· результаты коррекционной работы____________________________________
· на учёте у невролога________________________________________________
· на учёте у психиатра________________________________________________
· на учёте у других специалистов______________________________________
· состояние слуха____________________________________________________
· состояние зрения___________________________________________________
ОБСЛЕДОВАНИЕ
I. Исследование игровой деятельности ребёнка
1. Наличие интереса к игрушкам, игровые предпочтения_________________________
_______________________________________________________________________
2. Адекватен ли выбор игрушек______________________________________________
_______________________________________________________________________
3. Умение воспроизводить в игре ряд последовательных действий_________________
4. Наличие волевых усилий (доводит ли игру до конца)__________________________
5. Сопровождает ли игру речью______________________________________________
6. Характер игровой деятельности ребёнка (манипулирование с предметами, игры с воображаемыми предметами, конструктивные игры, сюжетные игры, сюжетно-ролевые игры)___________________________________________________________
II. Исследование психических процессов
1. Особенности внимания (устойчивое, неустойчивое)___________________________
2. Состояние слухового внимания:
· дифференциация звучащих игрушек__________________________________
· определение направления звучания игрушки___________________________
3. Исследование зрительного восприятия:
|
· узнавание реальных предметов_______________________________________
· узнавание предметов на картинках____________________________________
· выделение основных деталей предметов_______________________________
· восприятие цвета (не соотносит, соотносит, соотносит и обозначает словом): красный, синий, жёлтый, зелёный____________________________________
· восприятие формы (не соотносит, соотносит, соотносит и обозначает словом):
круг, квадрат, треугольник__________________________________________
· восприятие величины (не соотносит, соотносит, соотносит и обозначает словом): самый большой-большой-маленький__________________________
o разобрать матрёшку и поставить в ряд по величине________________
o собрать матрёшку____________________________________________
4. Исследование зрительно-пространственного гнозиса и праксиса:
· ориентировка в пространстве (вверху – внизу, впереди – сзади)___________
· складывание разрезных картинок (из 2 частей)__________________________
· складывание пирамидки_____________________________________________
5. Особенности памяти (какой игрушки не стало)_______________________________
6. Особенности мышления:
· наглядно-действенное (достать мяч со шкафа, достать кубик из коробочки)
_________________________________________________________________
· способность к обобщению (выбрать из множества картинку на заданную тему)_____________________________________________________________
7. Развитие элементарных математических представлений:
· один – много______________________________________________________
8. Состояние общей моторики (нормальная моторика; нарушения моторики: моторная напряжённость, скованность движений, некоординированность движений, неловкость)___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Состояние ручной моторики, ведущая рука__________________________________
_______________________________________________________________________
III. Состояние эмоционально-личностной сферы ребёнка
1. Коммуникативные особенности ребёнка (легко вступает в контакт, инициативен или пассивен в общении, общение неустойчивое, наблюдается избирательное общение, избирательный негативизм)_______________________________________
_______________________________________________________________________
2. Эмоциональный статус (преимущественное состояние эмоций – радостное, тревожное, аффективные состояния и др.)___________________________________
_______________________________________________________________________
3. Наличие познавательного интереса к окружающему___________________________
4. Сформированность целенаправленной деятельности___________________________
5. Межличностные отношения:
· со взрослыми______________________________________________________
· со сверстниками___________________________________________________
· адаптация в коллективе_____________________________________________
IV. Обследование речи
1. Анатомическое строение речевого аппарата__________________________________
_______________________________________________________________________
2. Мимика и артикуляторная моторика:
· мимика__________________________________________________________
· одиночные и серии движений органов артикуляции_____________________
_________________________________________________________________
3. Состояние дыхательной и голосовой функции
· дыхание (свободное/затрудненное/поверхностное/неровное/неритмичное)
· голос (сильный, звонкий, тихий, слабый, истощающийся, глухой, сдавленный, хриплый, назализованный, напряженный, дрожащий)
4. Особенности просодической стороны речи:
· темп (нормальный, быстрый, медленный)______________________________
· ритм (нормальный или аритмия)______________________________________
· паузация (правильная, нарушенная: деление слов паузой на слоги, деление слогов на звуки)___________________________________________________
· употребление основных видов интонации (повествовательной, вопросительной, побудительной)_____________________________________
5. Исследование фонетической стороны речи:
· воспроизведение звукоподражаний
o кукла плачет: «А-а-а!»________________________________________
o мышка пищит: «Пи-пи-пи»____________________________________
o заблудились в лесу: «Ау!»_____________________________________
o ребёнок плачет: «Уа!»________________________________________
o ослик кричит: «Иа!»__________________________________________
o собака лает: «Ав!»____________________________________________
o кошка мяукает: «Мяу»________________________________________
· состояние звукопроизношения
o гласные_____________________________________________________
o б-п-м_______________________________________________________
o в-ф_________________________________________________________
o д-т-н_______________________________________________________
o г-к_________________________________________________________
o й__________________________________________________________
o свистящие__________________________________________________
o шипящие___________________________________________________
o аффрикаты__________________________________________________
o ы__________________________________________________________
o л, л’________________________________________________________
o р, р’________________________________________________________
6. Исследование фонематической стороны речи:
· «Покажи, кто так кричит…»
o му_________________________________________________________
o ме_________________________________________________________
o мяу________________________________________________________
· показать на картинках предметы
o стол – стул__________________________________________________
o папа – баба__________________________________________________
o миска – мишка_______________________________________________
7. Исследование лексики и грамматического строя импрессивной речи:
· пассивный словарь
понимание конкретных существительных
o «Покажи на картинках …»
- где кукла__________________________________________________
- где машинка_______________________________________________
- где зайчик_________________________________________________
- что ты наденешь на голову, когда пойдешь гулять_______________
- что нужно, чтобы есть кашу__________________________________
- чем можно рисовать_________________________________________
- на чём будешь спать_________________________________________
- чем будешь резать бумагу____________________________________
- что возьмёшь на улицу, когда будет дождь______________________
o «Покажи, где у домика…»
- крыша_____________________________________________________
- дверь______________________________________________________
- окно______________________________________________________
- стена______________________________________________________
o «Покажи свой/свою/свои…»
- рот_______________________________________________________
- нос_______________________________________________________
- руку______________________________________________________
- ногу______________________________________________________
- глаза______________________________________________________
- уши_______________________________________________________
понимание действий
o «Покажи на картинках, где…»
- стоит______________________________________________________
- сидит_____________________________________________________
- рисует_____________________________________________________
- летит______________________________________________________
- поливает___________________________________________________
o «Выполни поручение»
- дай мне мячик______________________________________________
- покачай куклу______________________________________________
- покатай машинку___________________________________________
- дай мне мячик, а себе возьми куклу (машинку)__________________
· понимание форм единственного и множественного чиста существительных
o «Покажи на картинках, где…»
- стол________________ | - столы________________ |
- мяч________________ | - мячи_________________ |
- кукла_______________ | - куклы________________ |
- яблоко______________ | - яблоки_______________ |
· понимание предложно-падежных конструкций с предлогами В, НА, ПОД, ЗА
o спрячь игрушку в коробку_____________________________________
o положи игрушку на коробку___________________________________
o положи игрушку под коробку__________________________________
o спрячь игрушку за коробку____________________________________
· понимание значений существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами
o «Покажи на картинках, где…»
- дом_________________ | - домик________________ |
- ложка_______________ | - ложечка______________ |
- мяч_________________ | - мячик________________ |
- кукла_______________ | - куколка______________ |
8. Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи:
· общая характеристика речи (речь внятная, невнятная, отсутствует, лепетная, отдельными словами, фразовая речь)
· особенности речи
o эхолалия___________________________________________________
o наличие речевых штампов (речь пустая, без содержания, часто не соотносится с выполняемыми действиями, не отражает истинных интеллектуальных способностей ребёнка)_____________________________
_________________________________________________________________
· активный словарь
существительные
o «Назови, что покажу»
- кукла_____________________________________________________
- матрёшка__________________________________________________
- пирамидка_________________________________________________
- машинка___________________________________________________
- куртка_____________________________________________________
- шапка_____________________________________________________
- рубашка___________________________________________________
- платье_____________________________________________________
- нос_______________________________________________________
- руки______________________________________________________
- голова_____________________________________________________
- глаз_______________________________________________________
глагольный словарь
o «Скажи, что делает…»
- стоит______________________________________________________
- сидит_____________________________________________________
- рисует_____________________________________________________
- летит______________________________________________________
- поливает___________________________________________________
· слоговая структура слов
o «Повтори за мной»
- мяч_______________________________________________________
- лук_______________________________________________________
- нож_______________________________________________________
- пила______________________________________________________
- сова_______________________________________________________
- муха______________________________________________________
- батон_____________________________________________________
- диван_____________________________________________________
- лимон_____________________________________________________
- сапоги_____________________________________________________
- молоко____________________________________________________
- машина____________________________________________________
· состояние грамматического строя речи
употребление форм единственного и множественного числа существительных в именительном падеже
o «Один-много»
- стол_______________________________________________________
- кукла_____________________________________________________
- шар_______________________________________________________
- мяч_______________________________________________________
- рука______________________________________________________
- глаз_______________________________________________________
употребление формы единственного числа существительных в винительном падеже без предлога
o «Назови, что видишь на картинке»
- кукла_____________________________________________________
- дом_______________________________________________________
- собака_____________________________________________________
- мяч_______________________________________________________
употребление формы единственного числа существительных в родительном падеже единственного числа без предлога
o «Назови по картинкам»
- это хвост кого?_____________________________________________
- это сумка кого?_____________________________________________
- это машинка кого?__________________________________________
- это уши кого?______________________________________________
употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами
o «Назови маленький предмет по картинкам»
- стол_______________________________________________________
- дом_______________________________________________________
- кукла_____________________________________________________
- нос_______________________________________________________
- ложка_____________________________________________________
- кровать____________________________________________________
9. Состояние связной речи (составление рассказа по сюжетной картинке)
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Заключение:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата: _________________________________ | Подпись: _________________________________ |