ЗАВОЕВАНИЕ ПРИРОДЫ. Б. АНДРЕЕВ




Сайт «Партизанская правда партизан»: https://www.vairgin.ru/

Издание: Государственное издательство. «Красный Пролетарий». Москва. 1927 год.

Источник: Документы советской эпохи (https://sovdoc.rusarchives.ru/)
Эл. текст и оформление: Остяков Антон


КНИЖНАЯ ПОЛКА РАБОЧЕГО

☆☆☆☆☆☆☆☆☆☆☆☆☆☆☆☆☆☆☆☆☆☆☆☆☆☆☆

 

Б. АНДРЕЕВ

 

ЗАВОЕВАНИЕ

ПРИРОДЫ

 

 

ФИЗИКА

НА СЛУЖБЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА


 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО

МОСКВА ☆ ЛЕНИНГРАД



 

 

Главлит № 70428. Гиз № 17173 Тираж 7.000 экз.

Тип. Госиздата."Красный Пролетарий". Москва, Пименозская, 16.


 

I. ЧТО ТАКОЕ ФИЗИКА.. 4

1. Разговор с министром. 4

2. От палки к трактору. 4

3. Н аплоту и на пароходе.. 6

4. Быстрее птицы. 9

5. "Газета вез бумаги и расстояния". 10

6. Слуга человека — машина. 12

II. ОТКУДА ВЗЯЛАСЬ ФИЗИКА. 13

1. Обезьяна или человек?. 13

2. Надо двигаться вперед. 14

3. Физику создает жизнь. 15

III. ФИЗИКА И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЖИЗНИ. 16

1. Человек и машина. 16

2. Машина-революционер. 17

3.Освобождение от ига тяжелого труда. 18

IV. ЧЕЛОВЕК И СИЛЫПРИРОДЫ... 18

I. Цветные слуги человека. 18

2. Черные слуги. 21

3. Покорение силы пара. 22

4. Пар на службе человеку. 28

5. Двигатели внутреннего сгорания. 30

6. Белый уголь. 32

7. Морские волны, приливы и отливы. 36

8. Ветер на службе человеку. 37

9. Солнце в качестве мотора. 40

10. Подземный жар. 42

V. ПОРАБОЩЕННАЯ МОЛНИЯ. 45

1. Молния — электричество. 45

2. Как люди дошли до электрического двигателя. 45

3. Что делает для нас электричество. 49

4. Электричество в сельском хозяйстве. 53

5. Электричество в домашнем быту. 55

6. Электрификация. 57

VI. В ЧЬЕМ РАСПОРЯЖЕНИИ ДОЛЖНЫБЫТЬ ЦВЕТНЫЕ.. 60

СЛУГИ. 60

1. Как лучше использовать цветных слуг. 60

2. Справятся ли с ранами капиталисты. 61

3. Лучшие хозяева — сами трудящиеся. 63

VII. ФИЗИКА И ПОЗНАНИЕ МИРА. 63

1. Как человек познает мир. 63

2. Физика и познание земли. 64

3. Физика и познание неба. 66

4. Физика и мир невидимых существ. 69

5. Скрытое становится явным. 70

VIII. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 73

I. ЧТО ТАКОЕ ФИЗИКА

1. Разговор с министром.

Около ста лет тому назад в Англии жил и работал знаменитый ученый Михаил Фарадей (рис. 1). Сын простого рабочего, он сам был в молодости переплетчиком.

Читая попадавшие в мастерскую книги, Фарадей заинтересовался наукой много занимался и всей душой хотел получить возможность работать в каком-нибудь научном учреждении. В конце концов ему это удалось, хотя и с большими трудностями. И вот однажды в лабораторию Фарадея, т.-е. в помещение, где он производил свои научные работы, забрел какой-то министр. Фарадей показал ему некоторые научные опыты. Министру занятия Фарадея показались пустой игрушкой и он спросил:

— Какое же практическое значение могут иметь эти опыты?

— Кто знает, —ответил Фарадей. —Быть может, впоследствии, вы будете извлекать из этого налоги...

Фарадей оказался правым. Современная электротехника, т.-е. практические применения электричества, действительно, дает большой доход министрам нынешних капиталистических стран. А эта электротехника развилась именно из тех опытов, которые Фарадей показывал министру.

Фарадей занимался наукой физикой. Рассказанный случай показывает, насколько важное практическое значение могут иметь даже те научные работы по физике, которые с первого взгляда кажутся совсем далекими от жизни. В действительности они близки к жизни и даже больше: сама жизнь ставит перед учеными те задачи, которые они разрешают своими научными работами, а также дает им и средства для разрешения этих задач.

В дальнейшем мы и постараемся разобраться в том, что за наука физика, откуда она взялась и какую пользу приносит человечеству.

2. От палки к трактору.

Взглянув на рисунок 2, вы едва ли поверите, что изображенная на нем негритянка вскапывает землю для посева хлебных растений. А между тем это так. Именно таким простым орудием, мотыкой, до сих пор еще обрабатывают свои поля негры в глухих уголках Африки. Было время, правда, очень давно, когда люди употребляли для этой цели и еще более простое орудие -заостренную палку. Выдалбливали такой палкой ямку в земле и сажали

в нее зерно. Можно себе представить, как туго подвигалась вперед такая работа и как плохо при этом была обработана земля!

Какое может быть сравнение с работой трактора?

Вот пыхтит в поле эта неуклюжая по виду машина (рис. 3). Она тянет огромный плуг, управляемый одним-двумя человеками. Глубоко бороздит плуг землю, отваливая ее ровными пластами.

Если механизм в исправности, то работа идет гладко, споро, не выматывая из человека сил. Вспашка одной десятины нашей старой русской сохой требовала двух дней

тяжелой работы. Трактор вспахивает десятину за 2 1/2 часа! Но трактор не только пашет и боронует землю. Он работает и при уборке урожая с помощью привязываемой к нему сзади жатки и сноповязалки, он свозит урожай в амбары, молотит зерно, приводя в движение молотилку. Зимой трактор можно поставить на распиловку лесных материалов, корчевание пней и ряд других работ. Он же может служить в качестве небольшой электрической станции для освещения деревни или приводить в движение маслобойки, терки, мялки и тому подобные приспособления.

Какие же знания нужно было приобрести человечеству, чтобы пройти длинный путь от заостренной палки до такой полезной машины, как трактор? Этих знаний понадобилось так много, что их здесь и не перечислить! Назовем поэтому для примера только некоторые из них.

Если вы заглянете в механизм трактора, то увидите в нем всякие рычаги и рычажки, зубчатые колеса, блоки, ворот... Устройство и действие всех этих приборов изучает физика.

В тракторе сжигается топливо. От сжигания топлива развивается жар, тепло... Если трактор, например, паровой, то это тепло превращает воду в пар. Пар расширяется и приводит в движение механизм трактора. Как тепло превращается в движение—изучает физика. Как жидкость превращается в пар—это тоже изучает физика.

 

 


Слабая рука человека управляет тяжелым плугом трактора. Она поднимает и опускает лемеха, изменяет их наклон... Как небольшую силу превратить в большую— изучает физика.

Как видите, для того чтобы построить трактор, нужны очень многие знания и из физики.

3. Н а плоту и на пароходе.

Кое-где в глухих местах Америки сохранились еще остатки когда-то населявших ее диких индейцев. Когда им нужно отправиться в путешествие вплавь по реке, то они собирают бревна из упавших деревьев, связывают их друг с другом гибкими ветвями и сооружают таким способом плот (рис. 4). На плоту ставится хижина,


 

защищающая от непогоды и служащая во время путешествия жилищем. В движение такой плот приводится с помощью весел или просто шестов. Далекие иногда путешествия совершают на таком сооружении дикари. И каким же жалким кажется оно по сравнению с современным пароходом!

Вообразите, что вы находитесь на морском гиганте, отправляющемся сейчас в плавание (рис. 5). Ведь это целый пловучий город. Его население состоит из нескольких тысяч пассажиров, к которым надо прибавить еще тысячу человек команды. Просторные каюты, столовые, ванные... Вы можете сходить здесь в театр, посмотреть кино, послушать радио, поплавать в бассейне, прогуляться в цветущем саду. Правда, пока все это доступно лишь пассажирам высших классов, но скоро дело изменится... Идет эта махина со скоростью 40 километров в час и менее чем в неделю совершает, например, длинный путь из Европы в Америку. А насколько она действительно велика, можно судить хотя бы по рисунку 6. На нем изображен современный океанский пароход рядом с Кёльнским собором,—одним из величественнейших и громадных памятников средневекового искусства в Германии. Каким маленьким кажется этот


 

собор по сравнению с пароходом! Какая огромная разница между путешествием на американском плоту и на таком пароходе. И несмотря на то, что последний сделан главным образом из металла, что на нем большое количество груза и людей,— пароход легко и свободно скользит по бурной поверхности океана.

Сколько знаний нужно для того, чтобы построить такой пароход.

И как особенно хорошо нужно изучить свойства жидкостей и условия устойчивого плавания на них твердых тел, чтобы наверняка рассчитать форму и размеры морского гиганта.

Эти знания дает опять- таки физика.


 

 


4. Быстрее птицы.

Давно ли человек с завистью смотрел на птицу, легко и плавно парящую в воздухе.

Прикованный своей тяжестью к земле, он долгое время мог только мечтать о том, чтобы самому подняться на воздух. Но в конце концов его мечты воплотились в жизнь. Сначала ему удалось подняться на воздушном шаре, наполненном нагретым воздухом, потом вместо последнего он стал применять для этой цели легкий газ 1) водород. Но воздушный шар не удовлетворял человека. Ведь на нем нельзя лететь, куда хочешь, им нельзя управлять: воздушный шар несется по воле ветра. И вот человек


 

строит воздушный корабль, который передвигается машиной и управляется рулем. Мало того. Он строит самолеты, которые тяжелее воздуха и тем не менее несутся по нему быстрее птицы. И недалеко то время, когда человек будет чувствовать себя в воздухе так же свободно, как птица. Недалеко то время, когда воздух станет самым легким и удобным средством сообщения: ведь в воздухе нет ни гор, ни болот, ни оврагов, которые так мешают передвижению по сухому пути. Уже и теперь, как видно из рисунка 7, пассажиры воздушного самолета могут путешествовать с удобствами. Во всяком случае не менее удобно, чем в электрическом трамвае.

Пройдет немного времени, и во время воздушного путешествия можно будет расположиться также, как в спальном плацкартном вагоне железной дороги. Воздух будет окончательно покорен человеком и ему уже не придется завидовать птицам.

Множество различных знаний вложено в постройку воздушного корабля и самолета. Но особенно важны здесь подробнейшие знания свойств газов и законов их передвижения. Эти знания дает физика.

1) Газ—воздухоподобное вещество.

 


 

5. "Газета вез бумаги и расстояния".

До "газеты без бумаги" люди додумались давно, гораздо раньше, чем до газеты на бумаге. Дикие африканские негры ухитряются переговариваться друг с другом и сообщать новости с помощью... барабана (рис. 8).

-


 

Таким способом они сносятся между собой на расстоянии целых километров. Это—газета без бумаги, но передать ее можно все-таки на очень небольшое расстояние.

Газетой без бумаги, для которой расстояния действительно не существует, является "радио". В Москве, на радиостанции имени Коминтерна стоит человек и читает "радиогазету". Звуки его голоса с помощью особых аппаратов влияют на силу и характер электрических разрядов в приборах станции. С сети проводов, называемой антенной, сигналы распространяются во все стороны в пространстве. И вот где-нибудь на другом конце СССР люди натянули в воздухе кусок металлической проволоки в несколько десятков метров, подвели один конец ее к небольшому аппаратику с какими-то лампочками, соединили с аппаратиком телефон и слушают живой голос московского чтеца.

 


 

Сигналы, передаваемые по радио, могут обежать кругом всего земного шара в одну седьмую часть секунды. Если они посланы с достаточно мощной станции, то с помощью чувствительных приборов их легко обнаружить на противоположном конце земного шара. Радио побеждает и время и расстояние. Теперь каждый, где бы он не находился, поставив у себя небольшой прибор, вроде изображенного на рисунке 9, может с удобством слушать дома доклады, лекции, концерты, оперу, даже изучать иностранные языки. Глухая деревня, в которой стоит радиоприемник, в тот же день узнает последние новости из Москвы, получает ценные советы по ведению своего хозяйства, предупреждается о видах на предстоящую погоду. Голос любимого вождя или крупного государственного деятеля одновременно слышат миллионы людей.

Какое сравнение с радио может выдержать негритянский барабан? Но зато какое бесчисленное количество знаний заложено в радио! Сколько человеческого гения и изобретательности кроется хотя бы в той маленькой лампочке, которая скромно помещается на маленькой крышке лампового радиоприемника!

Для того, чтобы иметь возможность устроить радио, надо было очень подробно и тонко изучить электричество. Электричество изучает физика.


 

6. Слуга человека — машина.

Если вы взгляните кругом себя, то вы найдете много приспособлений, или увеличивающих силу, или дающих возможность удобнее выполнить ту или другую работу. С помощью дверной ручки легче открыть защелку двери, чем просто рукой. Повернуть дверь на петлях легче и удобнее, чем отнимать ее, если бы она была только приставлена к входу в комнату. Разбить орех легче молотком, чем кулаком. Расколоть дрова можно только топором. Вытянуть ведро с водой из колодца легче воротом, а удобнее даже и с помощью простого блока. Рычагом можно сдвинуть с места такой большой камень, с которым ничего не поделаешь голыми руками.

Все эти приспособления—рычаг, блок, ворот и другие им подобные—называются простыми машинами. Простые машины, значит, или позволяют удобнее выполнить то или другое действие, или во много раз увеличивают силу человека, а также, скажем, и животных (ведь ворот можно заставить вращать, например, и запряженную лошадь).

Рассматривая подробнее какую-нибудь машину, работающую на заводе или фабрике, можно заметить, что и в ней действует много разных рычагов и рычажков, блоков, зубчатых колес и других простых машин. По разному связанные между собою, по разному расположенные, эти простые машины и в составленной из них сложной машине или увеличивают двигающую их силу, или позволяют удобнее выполнить какую-либо работу. Но там же мы увидим и другие машины, например, паровую или электромотор.

Что делает паровая машина? В ней сжигают топливо, а она приводит в движение работающие машины на фабрике. Паровая машина превращает тепло в движение. Что делает электромотор? В него пускается электрический ток, а мотор опять-таки двигает другие машины. Электромотор превращает электричество в движение. А если бы вы вздумали прогуляться на электрическую станцию, с которой посылается ток в электромотор, то увидали бы там динамомашину. В ней есть так называемый якорь, который вертит, скажем, паровая машина. От вращения же якоря в динамомашине получается электричество, которое и идет по проводам в электромотор. Динамомашина превращает движение в электричество.

И тепло, и электричество, и движение мы заставляем работать на наших фабриках и заводах, на паровозах и трамваях, на пароходах и радиотелеграфе... Они способны, значит, давать работу. А всякую способность производить работу в науке называют энергией. Тепло, электричество, движение являются, следовательно, разными видами энергии. И такие машины, как паровая, электромотор или динамомашина, преобразуют один вид энергии в другой.

Машина—верный слуга человека, незаменимый его помощник. И особенно такая машина, которая преобразует один вид энергии в другой. Без этих машин были бы немыслимы все чудеса техники, которыми так богата наша современная жизнь, были бы немыслимы наши фабрики и заводы. Чтобы построить такие машины, нужно было хорошо изучить разные виды энергии, нужно было хорошо узнать, как переходят они один в другой. Разные виды энергии и их превращения изучает физика 1) Добытыми ей результатами пользуется техника.

1) Об энергии и ее превращениях подробнее рассказано в другой книжке "Книжной полки рабочего"—Выропаев. "Энергия".

 

На целом ряде примеров мы получили некоторое понятие о том, что изучает наука физика. И на этих же примерах мы уже могли видеть, какую огромную пользу приносит эта наука. В дальнейшем нам предстоит узнать еще о многих полезных практических применениях физики, хотя, конечно, далеко не о всех. Для описания всех понадобилась бы книга гораздо больших размеров, чем эта. Но прежде, чем перейти к описанию применений физики, нам нужно узнать еще— откуда же взялась эта полезная наука.

 

II. ОТКУДА ВЗЯЛАСЬ ФИЗИКА.

1. Обезьяна или человек?

Нередко говорят, будто человек произошел от обезьяны. Это неверно. Наука установила, что человек произошел не от обезьяны, а что и он и современные обезьяны произошли от каких-то общих предков. Но во всяком случае предок человека был больше похож на обезьяну, чем современный человек. Его с полным правом можно было назвать "обезьяноподобным".

Десятки и даже, может быть, сотни тысячелетий тому назад. Палящий зной. В первобытном лесу бродит стая обезьяноподобных существ. Они лазят по деревьям, собирают плоды, строят для себя что-то вроде навесов, отбиваются от врагов первым попавшимся камнем или палкой... Обезьяны это или люди?

Пока решить этот вопрос еще трудно. Ведь и некоторые современные обезьяны строят себе руками гнезда на деревьях, швыряют в нападающих камни, палки, плоды...

Но что это, смотрите! Обезьяноподобное существо из стаи сидит на земле и старательно оббивает один камень другим. Оно хочет придать камню форму скребка. Оно трудится и выделывает орудие. Да, теперь несомненно, что мы имеем дело с людьми. Ибо выделка орудий есть главное отличие человека от животных. Ни одно животное никогда не сделало орудия.


Труд - основное условие человеческого существования. Можно сказать, что труд создал человека. Человеческая рука, создающая орудия труда, сама приспособляется к этим орудиям. Ее строение меняется, делая ее более ловкой и гибкой. И это ее изменение шло на пользу всему человеческому телу, изменяло также и другие его части, делая тело человека все менее и менее похожим на тело обезьяны.

Человек начал выделывать орудия для лучшего удовлетворения своих потребностей: для охоты, для рыбной ловли, для шитья одежды, для постройки жилища... Пользуясь орудиями, он добывал себе больше пищи, успешнее оборонялся от врагов, лучше защищал себя от зноя и холода. Это давало ему возможность размножаться, распространяться по земле, начинать мало-по-малу подчинять себе окружающую природу. Вместе с тем росли в свою очередь и его потребности, побуждая его совершенствовать свои орудия. Здесь огромное значение имела работа человеческого мозга. Для совершенствования орудий надо было хорошо запоминать прежний опыт, подмечать свойства вещей, зависимость разных явлений друг от друга. Но, конечно, и сам человеческий мозг изменялся и совершенствовался под влиянием вырабатываемых человеком орудий и той общественной среды, в которой жил человек.

Взгляните на рис. 10-й, изображающий орудия первобытного человека. Здесь вы видите камни, выделанные в виде топоров и скребков, видите что-то вроде шила. Для того, чтобы придать камням намеренно именно такую форму, надо было хорошо подметить, что форма топора удобна для раскалывания, форма скребка—для чистки шкур убитых животных от жира, форма шила—для прокалывания. Впоследствии человек привязал к каменному топору палку. Для этого опять-таки надо было заметить, что, удлиняя руку, человек увеличивает свою силу.

Топор имеет форму клина. Топор на палке представляет собой, кроме того, рычаг. Клин и рычаг—простые машины, свойства которых изучает физика. Простые машины созданы человеком во время его труда для удовлетворения своих потребностей. Труд человека дал физике простые машины. Потребности производства заставляли физику изучать свойства этих машин все точнее и лучше.

2. Надо двигаться вперед.

Люди размножались. Тот участок, на котором раньше было достаточно пищи для всех, становился тесным. Надо расселяться дальше. И расселялись...

Но не всегда можно было расселяться. Случалось, что ближайшие участки оказывались уже занятыми, а к дальним почему-либо пробраться трудно. Значит, надо было стараться извлечь из старого участка больше, чем раньше. Надо было совершенствовать орудия, увеличивать производительность своего труда. Потому что потребности увеличивались.

Но потребности увеличивались не только потому, что людей становилось больше. Увеличивались потребности и каждого человека в отдельности. Мы с вами, читатель, не станем есть сырого мяса, червей, змей... Нам нужна другая пища. А австралийский дикарь все это ест очень охотно. Не понравится нам постоянная жизнь в австралийском шалаше: нам бы чистую, светлую, сухую квартирку да еще с водопроводом и электричеством. И многое можно было бы назвать такое, что нужно нам, но и не снилось австралийскому дикарю и в чем он не чувствует никакой потребности. Не чувствует потому, что его труд, его производство не создает таких вещей. Л наше создаст, и потому у нас есть в них потребность.

Мы уже упоминали о том длинном пути, который отделяет заостренную палку для обработки земли от трактора. Рисунок 11-й более наглядно показывает этот путь. Не поместилось на нем только то, что было до первобытной сохи. Вначале человек просто собирал семена дико растущих растений. Потом он случайно заметил, что семена съедобных растений на разрыхленной земле всходят лучше, дают больший урожай.


 

Тогда он стал разрыхлять землю мотыкой. Потребности росли. Надо было иметь все больше и больше зерна с того же участка и все лучшего и лучшего качества. Надо было изменять природу, трудом заставить ее производить больше и лучше. И вот человек изобретает первобытную соху, которая работает уже гораздо лучше мотыки. В ней также используются свойства простых машин.

Сначала человек тянет эту соху сам. Потом начинает пользоваться для этого силой животных или захваченных в плен врагов, обращенных в рабов. Вместе с тем и устройство сохи становится все лучше и лучше. Соха превращается в плуг. В плуге свойства простых машин используются лучше, чем в сохе: пахать плугом легче, пашет он глубже, ровнее. И наконец, вола и лошадь сменяет трактор.

Работая трактором, человек заставляет служить себе силы природы. Его машину двигают пар или электричество.

Потребности земледелия настойчиво требуют все более и более полного использования сил природы. Того же требуют и другие потребности производства. И эти требования заставляют физику все лучше и полнее изучать эти силы природы. Рост потребностей заставляет двигаться вперед наше производство и нашу науку.

3. Физику создает жизнь.

Около 400 лет тому назад в Италии потребности производства заставили проводить каналы, пользоваться силой горных потоков. И вот как раз в это же' время в Италии ряд ученых подробно изучает свойства и движение жидкостей, делает в этой области ряд важных открытий.

Об электричестве люди знали давно, но очень мало. Лет сто тому назад появилась возможность технического применения электричества. И именно с этого времени целый ряд ученых-физиков усиленно изучает электричество. Почти все, что мы знаем об электричестве, мы узнали за последние сто лет.

 

Развитие промышленности в Англии, а потом и в других странах Европы привело лет полтораста тому назад к необходимости более широкого использования сил природы. Наиболее доступной для этого оказалась теплота, образующаяся при сжигании топлива. Полученный с ее помощью пар приводит в движение машины. С постройкой паровой машины человек впервые начал широко пользоваться для работы силами природы, превращая один вид энергии в другой. И именно с этого времени изучение тепла и условий превращения его в движение делает быстрые успехи. К этому присоединяется потом и изучение превращения других видов энергии друг в друга.

Физику, как и всякую науку, создает жизнь. Она развивается под давлением потребностей производства, принося ему, в свою очередь, огромнейшую пользу.


 

III. ФИЗИКА И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЖИЗНИ.

1. Человек и машина.

Потребности производства создали в конце концов машину. В любой машине заложено огромное количество знаний по физике, которые использованы техникой. Построенная благодаря этим знаниям машина в высокой степени облегчает труд человека и увеличивает его производительность. Машине мы обязаны очень многим.

С помощью машин вырабатываются материалы для постройки удобного и здорового жилища—кирпич, лес, железобетон, стекло, черепица, железо... С помощью машин сделана одежда, в которую мы одеваемся. С помощью машин добывается и перевозится пища для нас. С помощью машин доставляется все необходимое, иногда с самых далеких мест земного шара: например, резина для наших галош идет к нам из жарких стран, где она добывается из сока особых деревьев. Не перечислить всего того, что делают для нас машины. И что значит по сравнению с их работой физическая работа самого человека!

На каком-нибудь простом токарном станке хороший слесарь сделает за рабочий день 20—30 винтов.

Соответствующая машина-автомат за то же время сделает их больше 20 тысяч. Для своего обслуживания такая машина требует всего несколько человек, а заменяет

она работу тысячи слесарей. Нечего и говорить, что и сами винты выходят ровнее и лучше, чем при ручной работе.

Хороший сапожник будет шить пару обуви целый день. Машины изготовляют ее в 17 минут, притом дешевле и лучше. Скоро на долю сапожников останется только починка старой обуви.

Вязальная машина-автомат заменяет 3 000 вязальщиц. Спичечная машина изготовляет в день больше 3 миллионов спичек, уложенных в 50000 коробок. Машина, изготовляющая булавки, за 8-часовой рабочий день делает столько же, сколько 5000 ремесленников при ручной работе. Машина для выделки изделий из стекла изготовляет в день несколько десятков тысяч бутылок.

Физическая работа творца машины не может итти и в сравнение с работой его детища. Машина совершенствует труд человека, доводит его производительность до небывалой раньше высоты. Но она, кроме того, перестраивает и всю жизнь человека.


 

2. Машина-революционер.

Лет около двухсот тому назад в Англии появилась прядильная машина. Она работала разом 12—18 веретенами. Английский ремесленник-ткач, имевший старинное прядильное колесо, мог справиться только с ним одним. Все попытки работать одновременно хотя бы на двух таких колесах не приводили ни к чему. Само собой разумеется, что товар, изготовленный на прядильной машине, обходится дешевле. Ремесленник-ткач мог работать, не покладая рук, дни и ночи, но угнаться за машиной уже был не в состоянии. Ткач разорялся, его колесо отжило спой век. И он шел к хозяину машины- фабриканту- продавать свои руки.

Прядильная машина совершила промышленную революцию в ткацком производстве. Она разорила тысячи ткачей и сделала их пролетариями, "свободно" продающими хозяину машины свои рабочие руки. То же самое сделало появление машин и в других отраслях производства.

Когда появились машины, то трудящемуся люду от них пользы было немного. Был скорее даже пред. Недаром первое время на фабриках и заводах рабочие при столкновениях с хозяевами громили и самые машины. Всеми выгодами машины пользовался, ведь, ее владелец! А работавшие около нее, все достояние которых заключалось в двух крепких мозолистых руках, изнывали в непосильном труде и вели крайне скудное существование. Господином природы машина делала своего хозяина, его мощь она увеличивала все более и более.

При своем появлении машина произвела промышленную революцию. Горькими слезами встречал ее трудящийся люд. Но и ему она сослужила свою службу.

Около машины собирались на фабриках и заводах обездоленные рабочие. "Много работай и мало получай!"—вот чего требовал от каждого из них хозяин. "В меру работать и больше получать"—вот чего хотел рабочий. Хозяин притеснял и угнетал. Чуть пикнешь,— вышвыривал за ворота и ставил на место другого: желающих сколько угодно,—есть откуда брать. Ни один рабочий не мог бороться с хозяином, слишком слаб был для этого каждый в отдельности.

Ну, а все рабочие вместе? Ведь, они все хотели одного и того же.

Вот это-то и поняли мало-по-малу рабочие, собранные около машины. Вместе они были силой, с которой приходилось считаться. А вместе им быть выгоднее, так как их интересы общие.

Сначала это поняли рабочие отдельной фабрики или завода. Потом рабочие разных предприятий в одной и той же отрасли промышленности. Потом рабочие разных отраслей промышленности. И в конце концов рабочие разных стран.

Рабочие разных стран, собранные около машин, поняли, что все они вместе представляют класс пролетариев, имеющий общие интересы. Что все они имеют общего врага—класс буржуазии. И они учились бороться вместе, согласовывать свои усилия. Благодаря этому их мощь росла и с каждым днем растет все более и более. Они уже вступают в решительную борьбу с хозяевами машин за власть над машинами. У нас в СССР, благодаря некоторым особым условиям, эта борьба уже окончилась победой трудящихся. В других странах борьба еще продолжается. Но рано или поздно и там она окончится разгромом буржуазии. И тогда во всем мире хозяевами машин будут сами трудящиеся. А этого, как мы увидим дальше, настоятельно требует само развитие машин, нужды производства...

Развитие машин ведет за собой новую важную революцию. Она пришла, она развивается, и кто же теперь не слышит, что "призрак коммунизма бродит по Европе".

И этот призрак возвещает новую счастливую жизнь для всех!

3.Освобождение от ига тяжелого труда.

"В поте лица своего будешь добывать хлеб твой насущный"—сказал сердитый еврейский бог Адаму, изгоняя его из рая. Эти слова часто повторяли в утешение трудящимся попы, когда те изнемогали от непосильной работы. Но эти слова оказываются теперь такой же чепухой, как и еврейский бог, и Адам, и рай, и прочие библейские росказни.

Труд крестьянина в страдную пору поистине можно назвать каторжным. Поистине в поте лица добывает он хлеб свой. Ну, а разве таким будет его труд, когда на полях заработают тракторы, жатки, молотилки? Ведь ими нужно только управлять да следить за правильностью их работы. Куда легче будет даваться в руки тогда "хлеб насущный"!

Немало еще у нас работ, требующих тяжелого физического труда. Вспомните тяжелую работу кузнеца, грузчика, каменщика, землекопа... Но для всех этих работ можно приспособить машину. А силу человека будут заменять силы природы. Надо только суметь в полной мере использовать их.

Неустанно трудясь, познавая природу, человек постепенно завоевывает ее, подчиняет себе. Но подчиняет, собственно, не как завоеватель, который властвует над завоеванным народом. Нет, человек сам составляет часть природы, он плоть от плоти ее, кость от кости ее. Он познает природу, изучает ее законы и учится применять их на пользу себе.

Физика, изучающая определенные законы и силы природы, и техника, применяющая их на практике, помогают человеку совершенствовать свою жизнь.

Завоевание сил природы освободит в конце концов человека от ига тяжелого физического труда.

О человеке и силах природы нам нужно поэтому поговорить подробнее.

 

IV. ЧЕЛОВЕК И СИЛЫПРИРОДЫ

I. Цветные слуги человека.

Выло время, когда победители после войны забирали побежденных в плен и заставляли их работать на себя. Было время, когда помещики имели полную власть над крепостными, распоряжаясь их трудом, имуществом и даже жизнью. Выло время, и совсем не так еще давно, когда "культурные" народы устраивали облавы на африканских негров и свозили их в Америку для невыносимой работы на плантациях 1).

Всем этим побежденным, неграм, крепостным попы всех религий вечно твердили: "Рабы, повинуйтесь господам своим!"

Теперь таких рабов и крепостных уже нет. Правда на капиталистических предприятиях рабочий все еще до некоторой степени является рабом своего хозяина, но это далеко уже не прежний безответный и послушный раб. Теперешний раб сам стремится к тому, чтобы стать господином, и не сегодня—завтра действительно станет им. Он не хочет, конечно, быть господи-

[1] Так называются захваченные европейскими колонистами поместья, на которых разводились сахарный тростник, хлопчатник, кофе и т. п. для вывоза.

ном над другими людьми,—нет! Он хочет только иметь в своей власти созданные его же трудом машины, заводы и фабрики, пароходы и железные дороги... А заставить служить себе он хочет не людей, а могучие силы природы.

Эти силы в качестве своих слуг сумел приспособить уже его теперешний хозяин. Ему с ними куда приятнее иметь дело, чем с рабочими. Ведь эти слуги не устраивают забастовок, не покушаются на его самую дорогую святыню—туго набитый карман, не отказываются работать (если к ним только умеючи подойти) ни днем ни ночью и не разговаривают о продолжительности рабочего дня. А главное,—они несравненно сильнее рабочих: какой-нибудь небольшой водопад может с успехом заменить работу сотни тысяч человек (рис. 12)!

Вот об этих-то бессловесных слугах, которые служат человеку большую службу и которые сослужат ему в дальнейшем еще большую, мы и поведем теперь речь.

Кто же они, эти слуги?

Один из них черный, который является теперь главным работником на наших фабриках и заводах, железных дорогах и пароходах. Это—уголь в разных его видах.

Другой—белый. Это сила движущейся воды, которая крутит мельничные колеса, вращает мощные турбины электрических станций... Ее называют теперь в технике "белым углем", по цвету воды.

Третий—голубой. Это ветер, вращающий крылья ветряных мельниц, приводящий в движение суда, приспособляемый и для получения электрической энергии. Его называют "голубым углем", так как большие толщи воздуха, от движения которых и происходит ветер, имеют голубой цвет.

Четвертый—желтый. Это яркое солнце, посылающее нам живительное тепло, которое начинают теперь заставлять непосредственно производить нужную нам работу. Солнечное тепло называют "желтым углем", по цвету солнца.

Последний природный источник энергии, о котором мы будем здесь говорить, человек еще не сумел взять в руки и превратить в своего слугу, но он уже подумывает об этом. Это "подземный жар", который дает себя чувствовать в глубоких шахтах, туннелях и бьющих кое-где из земли горячих источниках.

Прежде чем говорить о работе каждого из этих слуг в отдельности, нам нужно уяснить себе еще некоторые вопросы.

Мы хотим переложить на машину всю тяжелую физическую работу человечества. Мы хотим, чтобы труд человека состоял только в управлении машиной и в наблюдении за правильностью ее действия. Для того чтобы работало нужное для этой цели количество машин, необходимы источники энергии, которыми и явятся перечисленные выше цветные слуги человека. Сколько же работы они должны нам дать?

Если вы поднимете груз в 1 килограмм на высоту одного метра, то физика говорит: вы совершили работу в 1 килограммометр. Эту работу условились принимать за единицу работы. Если вы подняли груз в 1



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: